Решение по делу № 2-1660/2024 от 10.04.2024

77RS0002-02-2024-001195-90

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Воркута Республики Коми                     3 июля 2024 г.

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Гюлумян А.Г.,

при секретаре судебного заседания Луниной М.В.,

с участием представителя истца Коржанова О.В.,

представителя ответчика Боженовой Е.Ч.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1660/2024 по иску Воркутинского транспортного прокурора, поданного в защиту прав неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности оборудовать здание пункта подготовки вагонов железнодорожной станции Мульда автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей,

установил:

Воркутинский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее по тексту ОАО «РЖД») просил возложить на ответчика обязанность в течение одного года со дня вступления решения в законную силу оборудовать здание пункта подготовки вагонов железнодорожной станции Мульда, расположенное по адресу ст.Мульда, строение 2, г. Воркута, Республика Коми автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей.

В обоснование заявленных требований Воркутинский транспортный прокурор указал, что при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о пожарной безопасности на объектах железнодорожного транспорта выявлены нарушения в деятельности Сосногорской дистанции гражданских сооружений – структурного подразделения Северной дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – структурного подразделения Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД». На основании свидетельства о государственной регистрации права от 17.04.2009 11 АА №563293 ОАО «РЖД» является собственником одноэтажного здания пункта подготовки вагонов железнодорожной станции Мульда общей площадью 307,8 кв.м., расположенного по адресу ст.Мульда, строение 2, г. Воркута, Республика Коми, которое используется в административно-бытовых целях для размещения работников пункта технического обслуживания грузовых вагонов на ст. Мульда эксплуатационного вагонного депо Сосногорск - СП Северной дирекции инфраструктуры - СП Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД». В нарушение вышеуказанных требований законодательства здание пункта подготовки вагонов железнодорожной станции Мульда не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей. Начальником пожарного поезда на ст. Воркута Котласского отряда ведомственной охраны - структурного подразделения филиала федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Северной железной дороге неоднократно выносились предписания в адрес начальника Сосногорской дистанции гражданских сооружений о необходимости оборудовать здание пункта подготовки вагонов железнодорожной станции Мульда автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей. Вместе с тем, до настоящего времени указанные нарушения законодательства не устранены. Неисполнение указанных требований законодательства о пожарной безопасности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Ответчик ОАО «РЖД» в письменных возражениях указало, что включение объектов в инвестиционную программу осуществляется на основании инвестиционной заявки, подаваемой в срок до 1 апреля года, предшествующего планируемому периоду (приложение №3 Регламента инвестпрограммы). Так, согласно письму от 25 апреля 2024г. №ИСХ-557/ЦЭЗ и перечня объектов на проведение проектно-изыскательных работ (далее - ПИР) на 2024г. спорный объект включен в инвестиционную программу для составления ПИР, после проведения ПИР объект будет запланирован на 2025 - 2027 года для проведения строительно-монтажных работ (далее - СМР). Соответственно выполнение CMP спорного объекта в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу будет невозможно, поскольку только лишь в течение 2024 года будет изготовлен проект в ходе ПИР, что повлечет за собой неисполнение решения суда. С целью исполнения решения суда срок для оборудования здания пункта подготовки вагонов ст. Мульда следует увеличить до 2 лет.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ОАО «РЖД», участвующий в судебном заседании по средствам видеоконференцсвязи с исковыми требованиями не согласился по основаниям указанным в возражениях.

Выслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 20, ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь, охрану здоровья. Охрана жизни здоровья граждан, их безопасности является одной из важнейших функций государства.

В силу положений ст.37, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 22 июля 2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Согласно п.2 и п.3 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся: национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона; стандарты организаций, содержащие требования пожарной безопасности, а также специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению (ч.4 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Статьей 52 указанного Федерального закона предусмотрено, что защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов: применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага; устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре; устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара; применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий и сооружений, а также с ограничением пожарной опасности поверхностных слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций на путях эвакуации; применение огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций; устройство аварийного слива пожароопасных жидкостей и аварийного стравливания горючих газов из аппаратуры; устройство на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты; применение первичных средств пожаротушения; применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения.

Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности (ч. 2 ст.54 указанного Федерального закона).

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О пожарной безопасности» Постановлением Правительства РФ от 01.09.2021 N 1464 "Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре" утверждены требования к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

В соответствии с п. 3 указанных Требований объекты защиты оснащаются автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации в соответствии с критериями оснащения зданий системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N1 в пункте 11 которого предусмотрено, что здания общественного и административно-бытового назначения оборудуются независимо от площади и этажности здания.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20 июля 2020 г. N539 «Об утверждении свода правил "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности" утвержден Свод Правил СП 486.1311500.2020.

Согласно п 4.8 которого перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите АУП и (или) СПС, представлен в таблицах 1 - 4.

Пунктом 11 Таблицы №1 СП 486.1311500.2020 здания общественного и административно-бытового назначения подлежат оснащению системой пожарной сигнализации независимо от площади и этажности.

В соответствии с п.8 Требований объекты защиты оснащаются Объекты защиты оснащаются системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с критериями оснащения объектов защиты системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре согласно приложению N5. Здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов с числом этажей до 6 включительно оборудуются системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 173. утвержден и введен в действие Свод Правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требования пожарной безопасности».

Пунктом 2.5 которого предусмотрено, сто система оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ): комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации.

Здания (сооружения) должны оснащаться СОУЭ соответствующего типа в соответствии с таблицей 2. (п.7 СП 3.13130.2009).

В соответствии с п.16 Таблицы №2 СП 3.13130.2009 учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, информационные и редакционно-издательские организации, научные организации, банки, конторы, офисы с числом этажей до 6 должны оснащаться СОУЭ.

На основании свидетельства о государственной регистрации права от 17 апреля 2009 г. 11 АА №563293 ОАО «РЖД» является собственником одноэтажного здания пункта подготовки вагонов железнодорожной станции Мульда общей площадью 307,8 кв.м., расположенного по адресу ст.Мульда, строение 2, г.Воркута, Республика Коми, которое используется в административно-бытовых целях для размещения работников пункта технического обслуживания грузовых вагонов на ст. Мульда эксплуатационного вагонного депо Сосногорск - СП Северной дирекции инфраструктуры - СП Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД».

Воркутинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности на объектах железнодорожного транспорта, выявлены нарушения в деятельности Сосногорской дистанции гражданских сооружений – структурного подразделения Северной дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – структурного подразделения Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

Здание пункта подготовки вагонов железнодорожной станции Мульда не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей.

Начальником пожарного поезда на ст.Воркута Котласского отряда ведомственной охраны - структурного подразделения филиала федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Северной железной дороге неоднократно выносились предписания в адрес начальника Сосногорской дистанции гражданских сооружений о необходимости оборудовать здание пункта подготовки вагонов железнодорожной станции Мульда автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей.

Неисполнение указанных требований законодательства о пожарной безопасности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

До настоящего времени данные нарушения не устранены, что подтверждается предписанием начальника пожарного поезда ФГП Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ в адрес начальника НГЧ-8 по результатам проведения пожарно- технического обследования с 12 марта 2024г. по 13 марта 2024г.

Доказательства устранения вменяемых нарушений требований о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при разгрузке опасного груза суду не представлено.

Бездействие ответчика ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, что является основанием для защиты нарушенного права в порядке ст.12 ГК РФ.

При установленных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу положений ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Поскольку, непринятие ОАО «РЖД» мер к обеспечению пожарной безопасности влечет причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, учитывая климатические особенности г. Воркуты, суд определяет этот срок в соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в один год со дня вступления решения суда в законную силу, соглашаясь со сроком, предложенным истцом.

Суд не может согласиться с доводом ответчика о том, что предложенный истцом срок для исполнения решения – 1 год, является недостаточным для совершения конкретных действий, поскольку устранение нарушений правил безопасности должно производиться в максимально сжатые сроки.

Удовлетворение иска в силу ч.1 ст.103 ГПК РФ является основанием для взыскания с ответчика госпошлины в размере 300 руб. (подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ).

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск Воркутинского транспортного прокурора, поданного в защиту прав неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» удовлетворить.

Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность в течение одного года со дня вступления решения в законную силу оборудовать здание пункта подготовки вагонов железнодорожной станции Мульда, расположенное по адресу ст.Мульда, строение 2, г. Воркута, Республика Коми автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей.

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» государственную пошлину в размере 300 рублей в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме (10 июля 2024 г.).

Председательствующий А.Г. Гюлумян

2-1660/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Воркутинский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги"
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Судья
Гюлумян Армине Григорьевна
Дело на странице суда
vktsud.komi.sudrf.ru
10.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
10.04.2024Передача материалов судье
17.04.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.06.2024Предварительное судебное заседание
03.07.2024Судебное заседание
10.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее