Дело № 2-3940/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 октября 2016 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Сумачакова И.Н.,
при секретаре Яндиковой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мурзагуловой ФИО16, Мурзагулова ФИО17 к МВД по Республике Алтай в лице Управления по вопросам миграции об отмене решения об утрате статуса вынужденного переселенца,
УСТАНОВИЛ:
Мурзагулова Ч.Б., Мурзагулов К.А. обратились в суд с иском к МВД по Республике Алтай в лице Управления по вопросам миграции об отмене решений от ДД.ММ.ГГГГ № и № об утрате статуса вынужденного переселенца, указывая, что истцы состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении как вынужденные переселенцы с ДД.ММ.ГГГГ в составе 3 человек: Мурзагулова Ч.Б., Мурзагулов К.А. и Мурзагулов М.А. В 2006 г. Мурзагулов М.А. вступил в брак с ФИО7, стал вести общее хозяйство совместно с супругой, в период брака они приобрели в собственность жилой дом. В результате Мурзагулов М.А. утратил статус вынужденного переселенца. В настоящее время брак между ФИО7 и Мурзагуловым М.А. расторгнут. Мурзагулов М.А. имеет в собственности ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по <адрес>, сожительствует со ФИО10, ведет с ней общее хозяйство. Таким образом, начиная с 16.06.2006 г. и по настоящее время, Мурзагулов М.А. не является членом семьи истцов. Однако решением от ДД.ММ.ГГГГ № и № Мурзагулова Ч.Б. и Мурзагулов К.А. признаны утратившими статус вынужденных переселенцев в связи с тем, что член их семьи Мурзагулов М.А. обладает на праве общей долевой собственности ? долей в жилом доме по адресу: <адрес>.
Определением суда от 28.09.2016 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Мурзагулов М.А.
В судебном заседании истец Мурзагулова Ч.Б. и её представитель Ибрагимова О.П. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика МВД по Республике Алтай Табакаева А.В. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном возражении.
Третьи лица Мурзагулов М.А., Мурзагулов А.Ч. полагали, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Истец Мурзагулов К.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Статус вынужденных переселенцев, экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации установлены Законом РФ от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах».
Согласно п. 4 ст. 5 Закона РФ от 19.02.1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (далее – Закон) статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные ст. 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
Статус вынужденного переселенца согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2002 года № 15-П, имеет специальный, целевой и срочный характер. Он предоставляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на пять лет; но срок его действия может быть продлен на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства (п.п. 2, 4 ст. 5, п.п. 2 п. 2 ст. 9 Закона).
Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с п. 4 ст. 5 настоящего Закона (п.п. 2 п. 2 ст. 9 Закона).
В соответствии с пунктами 9, 17, 22 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом ФМС России от 29 июня 2012 года № 218 (далее – Административный регламент), решения о предоставлении статуса вынужденного переселенца и продлении срока его действия принимаются территориальным органом.
Срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца (п. 22 Административного регламента).
При этом обустройство вынужденных переселенцев на новом месте жительства по смыслу п. 4 ст. 5 и ст. 7 Закона в первую очередь связано с обеспечение вынужденных переселенцев и членов их семьи жилыми помещениями для постоянного проживания. Порядок такого обустройства определяется Положением о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2000 № 845 (далее – Положение).
Согласно п. 1 ст. 6 Закона и п. 2 Положения вынужденный переселенец имеет право самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади.
Государственная поддержка в обеспечении жильем вынужденных переселенцев для постоянного проживания оказывается только тем лицам, которые не могут самостоятельно определить свое место жительства и нуждаются в улучшении жилищных условий ввиду отсутствия жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в июле 2002 года семья Мурзагуловых в составе трех человек: Мурзагулова Ч.Б., Мурзагулов К.А. и Мурзагулов М.А. приехала из Республики Узбекистан. ДД.ММ.ГГГГ Мурзагуловой Ч.Б., Мурзагулову К.А. и Мурзагулову М.А. предоставлен статус вынужденного переселенца, который в последующем продлевался в установленном законом порядке, что подтверждается учетной карточкой семьи вынужденного переселенца. ДД.ММ.ГГГГ Мурзагулов М.А. вступил в брак с ФИО7, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии №.
На основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка с рассрочкой платежа от ДД.ММ.ГГГГ Мурзагулов М.А. стал собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ брак между Мурзагуловым М.А. и ФИО7 прекращен, что подтверждается свидетельством о расторжении брака серии I№
Уведомлением ОФМС России по Республики Алтай от 29 сентября 2011 года Мурзагулов М.А. признан утратившим статус вынужденного переселенца в связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в Российской Федерации.
Согласно карточке переучета семьи вынужденного переселенца от 30 июля 2012 года на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении как вынужденные переселенцы поставлена семья Мурзагуловых в составе двух человек: Мурзагулова Ч.Б. и Мурзагулов К.А.
Решениями МВД по Республике Алтай от 01 сентября 2016 года № на имя Мурзагуловой Ч.Б. и № на имя Мурзагулова К.А. отказано истцам в продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев на основании подп. 2 п. 2 ст. 9 Закона. Данное решение мотивировано тем, что член их семьи Мурзагулов М.А. обладает на праве общей долевой собственности ? долей жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> что влечет за собой утрату статуса вынужденного переселенца.
В Законе не указан конкретный перечень обстоятельств, при которых срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается. Между тем к данным обстоятельствам может быть отнесено жилищная необустроенность или неполучение государственной помощи в жилищном обустройстве.
На основании подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона члены семьи вынужденного переселенца – проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке.
Как разъяснено в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации», по общему правилу, в соответствии с ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи.
Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
Согласно договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между собственником Мурзагуловым А.А. и Мурзагуловой Ч.Б., последней предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> для проживания с семьей из трех человек (п. 1.2. договора найма). Согласно п. 5.3. договора найма вместе с нанимателем Мурзагуловой Ч.Б. в переданном ей жилом помещении проживают муж Мурзагулов А.Ч., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и сын Мурзагулов К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что также подтверждается справкой МО «Село Кош-Агач» от 06.10.2016 г. с места жительства.
Иных жилых помещений, принадлежащих Мурзагуловой Ч.Б., Мурзагулову А.А., Мурзагулову К.А. на праве собственности на территории Российской Федерации, по данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай не имеется.
Из материалов дела следует, что Мурзагулов М.А. зарегистрирован по адресу: <адрес> имеет на праве собственности ? доли в праве на жилой дом по адресу: <адрес>, при этом согласно объяснениям истца Мурзагуловой Ч.Б. и третьих лиц Мурзагулова М.А., Мурзагулова К.А., Мурзагулов М.А. совместно с родителями и братом по месту регистрации не проживает с момента вступления в брак с 2006 года, не ведет с ними общее хозяйство, у них отсутствует общий бюджет, общие предметы быта, таким образом он не является членом их семьи. После расторжения брака в 2010 году Мурзагулов М.А. сожительствует со ФИО10, с которой ведет совместное хозяйство.
Согласно справке МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Мурзагулов М.А. с 2010 года проживает по адресу: <адрес>, ведет совместное хозяйство со ФИО10
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО10 пояснила, что она проживает по <адрес> совместно с гражданским супругом Мурзагуловым М.А. с 2010 года и тремя детьми. Гражданский супруг Мурзагулов М.А. зарегистрирован по месту жительства его родителей по адресу: <адрес>. Однако постоянно проживает совместно с ней, является членом её семьи, ведет с ней общее хозяйство, у них общий бюджет, общие предметы быта.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО11 пояснила, что является соседкой ФИО10, которая проживает по <адрес> совместно с детьми и гражданским мужем Мурзагуловым М.А. С Мурзагуловым М.А. ФИО10 проживает совместно около 6 лет, у них одна семья, совместный бюджет, общее хозяйство.
У суда не имеется оснований не доверять показаниям данных свидетелей, в связи с чем принимает их в качестве доказательств по делу.
Данный факт также подтверждается справкой о составе семьи, выданной МО «Село Кош-Агач» от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО10, согласно которой в состав семьи ФИО10 входит Мурзагулов М.А.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Мурзагулов М.А. членом семьи Мурзагуловой Ч.Б., Мурзагулова А.А. и Мурзагулова К.А. не является, общее хозяйство с ними не ведет, в связи с чем отсутствуют основания для признания семьи Мурзагуловых обустроенной, следовательно, решения МВД по Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ № и № об утрате Мурзагуловой Ч.Б., Мурзагуловым К.А. статуса вынужденного переселенца подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Мурзагуловой ФИО16, Мурзагулова ФИО17 к МВД по Республике Алтай в лице Управления по вопросам миграции об отмене решений об утрате статуса вынужденного переселенца удовлетворить.
Отменить решения МВД по Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ за № об утрате статуса вынужденного переселенца Мурзагуловой ФИО16 и за № об утрате статуса вынужденного переселенца Мурзагуловым ФИО17.
Настоящее решение суда является основанием для рассмотрения вопроса о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца Мурзагуловой ФИО16, Мурзагулову ФИО17.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.
Судья И.Н. Сумачаков
Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2016 года