Решение по делу № 2-658/2015 от 29.06.2015

№2–658/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сухопарова В.И.,

при секретаре судебного заседания Аникиной Т.П.,

рассмотрел в открытом судебном заседании «15» сентября 2015 года в с. Выльгорт гражданское дело по исковому заявлению Лапшина В.Е. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма,

установил:

Лапшин В.Е. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма. В обоснование заявленных требований указал, что с 2001 года по настоящее время он зарегистрирован по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Пажга, <адрес>. В 2005 году в указанном жилом доме произошел пожар, а в 2014 году дом снесли. По настоящее время истец жилым помещением не обеспечен. Полагает, что в соответствие с действующим жилищным законодательством, орган местного самоуправления обязан предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 22.07.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Иванова В.М., Лапшин Е.Е., Иванов А.Б., Иванов Б.Б.

Истец Лапшин В.Е. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что в 1995 году совхоз «Пажгинский» предоставил ему квартиру, которая в 2005 году уничтожена в результате пожара. С письменным заявлением о предоставлении ему жилого помещения к ответчику не обращался. Также не обращался с заявлением о признании его малоимущим, или признанным нуждающимся в жилом помещении.

Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Жохов А.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, указав, что администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», исходя из положений ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не является надлежащим ответчиком, поскольку обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам возложена на администрацию сельского поселения. Кроме того, Лапшину Е.В. было предоставлено жилое помещение по договору социального найма с составом семьи 5 человек. Также просил учесть, что истец на праве собственности имеет земельный участок.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Иванова В.М. и Лапшин Е.Е. поддержали требования искового заявления в полном объеме.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Иванов А.Б., Иванов Б.Б., надлежащим образом извещенные по месту отбытия наказания, возражений относительно заявленных требований не направили.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Пажга, <адрес>, принадлежало администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».

Из справки, представленной администрацией сельского поселения «Пажга» от 20.07.2015 №441 следует, что на дату 2001 года в жилом помещении по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Пажга, <адрес>, проживали и были зарегистрированы Иванова В.М., Лапшин Е.Е., Лапшин В.Е., Иванов А.Б, Иванов Б.Б.

23 февраля 2005 года в указанном жилом доме произошел пожар, в результате которого жилой дом поврежден огнем, что подтверждается справкой отдела НД Сыктывдинского района УНД ГУ МЧС России по Республике Коми от 23.04.2015 .

Взамен утраченного в результате пожара жилого помещения Ивановой В.М., приходящейся истцу матерью, с составом семьи 5 человек, куда также входит и истец Лапшин В.В., было предоставлено жилое помещение по адресу: Сыктывдинский район, <адрес> на основании договора социального найма от 27.07.2005.

Лапшин Е.В., полагая, что, поскольку занимаемое жилое помещение утрачено в результате пожара, сгоревший дом находился на балансе администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», а также, поскольку другого жилого помещения не имеет, то он подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке. До настоящего времени органом местного самоуправления указанная обязанность не исполнена.

Разрешая спор по существу, суд исходит из следующего.

Закрепляя право каждого на жилище (ч. 1 ст. 40) и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40).

Согласно ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ полномочия по предоставлению жилых помещений гражданам отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

Из вышеприведенных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах), вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению

Часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам по договорам социального найма во внеочередном порядке, если они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

При этом решение вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье в указанных случаях относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции.

Реализуя вышеприведенную конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование, как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Таким образом, исходя из указанных норм в их взаимосвязи предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Кроме того, вопрос о предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке мог быть разрешен при условии соблюдения названных общих требований жилищного законодательства, то есть при подтверждении объективной нуждаемости в жилом помещении.

В судебном заседании достоверно установлено, что взамен утраченного в результате пожара жилого помещения Ивановой В.М. составом семьи 5 человек, куда также входит и истец Лапшин Е.В., было предоставлено жилое помещение по адресу: Сыктывдинский район, п. Гарьинский, <адрес>, на основании договора социального найма от 27.07.2005, что также не оспаривалось истцом, а также третьими лицами в судебном заседании.

Доказательств того, что на 27.07.2005 указанное жилое помещение являлось непригодным для проживания, истцом не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что право на получение жилого помещения по договору социального найма взамен утраченного жилого помещения в результате пожара истцом и его семьей уже реализовано.

При таких обстоятельствах, поскольку объективная нуждаемость в жилом помещении истцом не подтверждена, требования Лапшина Е.В. о возложении на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма не подлежат удовлетворению.

При этом, при вынесении решения суд также учитывает, что Лапшин Е.В. не может быть признан малоимущим, поскольку его заработная плата составляет <данные изъяты>. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.07.2015 в собственности истца Лапшина Е.В. находится земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, п. Гарьинский, <адрес>, а по сведениям ОМВД России по Сыктывдинскому району Лапшин В.Е. является собственником транспортного средства марки <данные изъяты>

Кроме того, по сведениям администрации сельского поселения «Пажга» Лапшин Е.В. не признан в установленном порядке малоимущим и не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Согласно письменной информации администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 20.08.2015 Лапшин В.Е. с заявлением о постановке на учет имеющего право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствие с законом 30-РЗ от 05.04.2015 не обращался.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований Лапшина Е.Е. о возложении на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Лапшину В.Е. в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 20.09.2015 года.

Судья                                     В.И. Сухопаров

2-658/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лапшин В.Е.
Ответчики
администрация муниципального образования муниципального района (АМОМР) "Сыктывдинский"
Другие
Иванов Б.Б.
Иванов А.Б.
Иванова В.М.
Лапшин Е.Е.
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
skdsud.komi.sudrf.ru
29.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.06.2015Передача материалов судье
03.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.07.2015Предварительное судебное заседание
15.09.2015Судебное заседание
20.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее