54RS0№...-82
Дело 2-254/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 марта 2022 г. г. Новосибирск
Новосибирский районный суд Новосибирской области в составе судьи Поповой М.В. при секретаре Суняйкиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пожидаевой Н. В., Смирнова Т. В., Пожидаевой Т. В., Титова А. А. к администрации Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области об организации устройства подъездной дороги,
установил:
Пожидаева Н.В., Смирнов Т.В., Пожидаева Т.В., Титов А.А. обратились в суд с иском к администрации Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, в котором с учетом уточнения исковых требований просили признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по устройству подъездной дороги в ТСН «Витязь»; обязать ответчика осуществить устройство подъездной дороги к ТСН «Витязь» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу; обязать ответчика организовать работу по разработке проекта организации дорожного движения, привидению автомобильной дороги в соответствие с нормативными требованиями ГОСТ; обязать ответчика до момента окончания организации устройства подъездной дороги обеспечить проезд до территории ТСН «Витязь», а именно: зимний период времени осуществлять уборку проезжей части до территории общества с учетом требований ГОСТ Р 50597-2017, а именно обеспечить наличие на дороге не более двух сантиметров рыхлого или четырех сантиметров талого снега; в теплый период времени – грейдирование и отсыпка на высоту 0,5 м. согласно СНИП III-4078.
В обоснование иска указано, истцы являются С. земельных участков, расположенных на территории ДНТ «Витязь» в поселке Садовый Новосибирской области. В настоящее время к ДНТ «Витязь» отсутствуют подъездные пути. Все С. земельных участков ДНТ, в том числе и те, кто прописаны и постоянно проживают на территории товарищества, вынуждены добираться до своих домов по полям, где возможно проехать, в зависимости от погодных условий. В межсезонье практически нет возможности проезда. Приходится добираться пешком по полям с маленькими детьми (протяженность пешего пути около 1, 5 кв.). Отсутствие дороги также не позволяет заехать на территорию ДНТ какой-либо спецтехнике, в том числе пожарным машинам, машинам скорой помощи.
В нарушение требований действующего законодательства подъездная дорога к ДНТ «Витязь» отсутствует В течение года истцы, как С. земельных участков ДНТ, пытаются добиться решения вопроса об устройстве подъездного пути. Из ответа администрации Новосибирского района Новосибирской области следует, что данный вопрос относится к компетенции Станционного сельсовета. В то же время, администрация Станционного сельсовета полагает, что данным вопросом должен заниматься департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области, так как земельный участок с кадастровым номером №..., на котором может быть построена дорога, принадлежит на праве собственности НСО. Департамент же, в свою очередь указывает, что проектирование и строительство подъездной дороги к ДНТ «Витязь» - вопрос находящийся в ведении администрация Станционного сельсовета. В то же время передача земельного участка из государственной собственности осуществляется именно департаментом на основании предложения о передаче от органа местного самоуправления.
Вопрос строительство подъездной дороги к ДНТ «Витязь» - вопрос находящийся в ведении администрация Станционного сельсовета.
Из ст. 3 Закона НСО №... «Об отдельных вопросах регулирования земельных отношений на территории НСО», департамент имущества и земельных отношений НСО является областным исполнительным органом государственной власти НСО, уполномоченным управлять и распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности НСО. Таким образом, именно департамент предоставляет земельный участок для организации устройства подъездного пути. В то же время, ответчик к Департаменту с предложением о передаче земельного участка для строительства подъездной дороги не обращался.
Истцы Пожидаева Н.В., Смирнов Т.В. в судебном заседании исковое заявление поддержали, дав пояснения аналогичные доводам, изложенным в иске.
Истцы Пожидаева Т.В., Титов А.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель истцов в судебном заседании исковое заявление поддержала, дав пояснения аналогичные доводам, изложенным в иске.
Представитель администрации Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, администрация Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель администрации Новосибирского района Новосибирской области в судебном заседании пояснила, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку прямая обязанность органов местного самоуправления по проектированию и строительству автомобильных дорог местного значения для нужд некоммерческого объединения законом не предусмотрена. На карте планируемого размещения объектов местного значения в области развития транспортной инфраструктуры генерального плана Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, утвержденного приказом министерства строительства Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ №... имеется автомобильная дорога от <адрес> сельсовета Новосибирского района Новосибирской области до ДНТ «Витязь» <адрес> сельсовета Новосибирского района Новосибирской области. План реализации генерального плана до 2039 года
Представителем администрации Новосибирского района Новосибирской области представлен отзыв на исковое заявление (т. 1 л.д. 205-207).
Представитель департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области в судебное заседание не явился, департамент имущества и земельных отношений о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Ранее представителем департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, что до настоящего времени администрация Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области с предложением о передаче в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером №... для строительства подъездной дороги в департамент не обращалась. Пока не определено прохождение дороги, образование земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером №... невозможно (т. 1 л.д. 83-85).
Представители ТСН «Витязь», ТСН «Содружество» в судебное заседание не явились, ТСН «Витязь», ТСН «Содружество» о месте и времени судебного заседания извещены в порядке ст. 117 ГПК РФ.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 3 Закона Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ №... «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Эти полномочия закреплены в Уставе Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (п. 5 ст. 5 Устава).
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно- транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст. ст. 1, 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ).
Согласно п. 6 ст. 3 названного Федерального закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги (ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ).
В п. 9 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 8 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ).
Согласно ст.ст.15-17 указанного Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Судом установлено, истцы являются С. земельных участков, расположенных на территории ДНТ «Витязь» в поселке Садовый Новосибирской области, что подтверждается выписками из ЕГРН (т. 1 л.д. 33-56).
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №... принадлежит на праве собственности Новосибирской области, площадь 1 142 876 кв.м. с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли населенных пунктов.
Согласно генеральному плану Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, утвержденному приказом министерства строительства Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ №..., земельный участок расположен в границах населенного пункта и отнесен к функциональной зоне «Коммунально-складская зона».
ДД.ММ.ГГГГ Пожидаева Н.В. обратилась в администрацию Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области с заявлением о благоустройстве подъездной дороги к жилым домам. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №... администрация Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области рекомендовала обратиться в администрацию Новосибирского района Новосибирской области (т. 1 л.д. 19).
ДД.ММ.ГГГГ Пожидаева Н.В. обратилась в администрацию Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области с заявлением о благоустройстве подъездной дороги к жилым домам, через земельный участок с кадастровым номером №.... Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №... администрация Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области рекомендовала обратиться в департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области (т. 1 л.д. 14).
ДД.ММ.ГГГГ Пожидаевой Н.В. из администрации Новосибирского района Новосибирской области направлен ответ по вопросу строительства автомобильной дороги к ДНТ «Витязь» в <адрес> Новосибирского района, в соответствии с которым указано, что администрацией Новосибирского района Новосибирской области было направлено письмо в администрацию Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о возможности оформления автомобильной дороги от <адрес> сельсовета до ДНТ «Витязь» в муниципальную собственность для дальнейшего проведения работ по содержанию (т. 1 л.д. 23).
ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками отдельного батальона дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области осуществлен выезд на дорогу, ведущую к ДНТ «Витязь». По результатам выезда установлено, что подъезд к ДНТ «Витязь» осуществляется по автомобильной дороге, проходящей по <адрес> Новосибирской области, далее по полевой дороге протяженностью один километр сто пятьдесят метров до территории ДНТ «Витязь». На полевой дороге протяженностью один километр сто пятьдесят метров отсутствуют какие-либо технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки), стационарное электрическое освещение. Ширина проезжей части дороги составляет от четырех до шести метров, снегоочистка на момент проверки произведена, проезд обеспечен. Установить тип покрытия проезжей части в зимний период не представляется возможным, так как покрытием проезжей части является уплотненный снежный покров (т. 1 л.д. 217-221).
Материалами дела установлено, что территория ДНТ «Витязь» включена в границы населенного пункта с. <адрес> <адрес>, утвержденного приказом министерства строительства Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ №....
План мероприятий по реализации генерального плана муниципального образования Станционный сельсовет предусматривает строительство автомобильной дороги от <адрес> сельсовета Новосибирского района Новосибирской области до ДНТ «Витязь» <адрес> сельсовета Новосибирского района Новосибирской области до 2039 года.
Пунктом 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) предусмотрено, что проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям технических регламентов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 257-ФЗ проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и настоящим Федеральным законом.
Под строительством в п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Исходя из п.п. 10, 10.1 ст.1 ГрК РФ автомобильные дороги являются линейными объектами капитального строительства.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения ч. 2 ст.51 ГрК РФ закреплено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются за исключением случаев, предусмотренных данной статьей, на основании разрешения на строительство, которое в силу ч. 1 ст. 51 ГрК РФ представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
При этом строительство осуществляется на основании проектной документации, которая в силу ч. 2 ст. 48 ГрК РФ представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В силу п. 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при проектировании, строительстве, реконструкции транспортных объектов должны соблюдаться санитарные правила, которые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №... «Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» являются нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно- эпидемиологические требования, в том числе, к таким видам деятельности.
Таким образом, исходя из приведенных выше нормативных положений законов, дорожная деятельность должна осуществляться с соблюдением установленных требований, удовлетворяющих условиям безопасности для человека и среды его обитания, на основании проектной документации, а строительство и реконструкция автомобильных дорог осуществляется также на основании разрешения на строительство.
Непринятие ответчиком мер для строительства автомобильной дороги нарушает права неопределенного круга лиц и местного населения Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области на безопасность дорожного движения при осуществлении проезда к ДНТ «Витязь».
Имеющая для проезда полевая дорога протяженностью один километр сто пятьдесят метров не соответствует понятию автомобильной дороги, установленному п. 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ, как объекта транспортной инфраструктуры, нарушают право неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение.
Доказательства обратного ответчик в соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не представил.
Учитывая длительные сроки реализации документов территориального планирования (ч. 11 ст. 9 ГрК РФ), на картах, входящих в состав генерального плана поселения или городского округа, допускается указывать только местоположение планируемого объекта местного значения, в том числе автомобильной дороги местного значения (ч. 5 ст. 23 ГрК РФ). Отображение на картах Генерального плана местоположения автомобильных дорог носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими дорогами. Точные границы такого объекта, в которых действует режим территории общего пользования, определяются при реализации Генерального плана, в документации по планировке территории (ч. 1 ст. 26, п. 5 ч. 3 ст. 41 ГрК РФ), которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.
Поскольку реализация документов территориального планирования происходит в течение длительного периода времени, органом местного самоуправления в Генеральный план могут быть внесены изменения в порядке, установленном ст. 24 ГрК РФ.
Градостроительное законодательство также не содержит запрета на принятие нового Генерального плана муниципального образования до истечения срока ранее принятого генерального плана с другими сроками планирования.
Установленные Генеральным планом Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области сроки строительства автомобильной дороги (до 2039 года), место расположения автомобильной дороги могут измениться. Генеральный план также не содержит точные границы размещения планируемого объекта местного значения - автомобильной дороги.
При этом, отсутствие автомобильной дороги, обеспечивающей доступ граждан к объектам Н. в ДНТ «Витязь», непринятие органом местного самоуправления в течение разумного срока должных мер по вопросу местного значения свидетельствует о неисполнении ответчиком обязанности по осуществлению дорожной деятельности в соответствии с вышеуказанными требованиями законов, нарушении прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.
Доводы администрации Новосибирского района Новосибирской области о самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, судом отклоняются, поскольку самостоятельность не предполагает решение данных вопросов только по усмотрению органа местного самоуправление вопреки требованиям законов, других нормативных правовых актов и в ущерб интересам неопределенного круга лиц на реализацию их прав на безопасное дорожное движение. Возложение решением суда на орган местного самоуправления предусмотренной федеральными законами обязанности по вопросу местного значения не свидетельствует об ограничении его прав.
Обязанность органа местного самоуправления по организации на территории муниципального образования обеспечения жителей транспортной инфраструктурой установлена законом.
При этом, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает органы местного самоуправления от исполнения возложенной на них обязанности по осуществлению дорожной деятельности, поскольку вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.
С учетом установленных обстоятельств, суд считает возможным исковые требования в части признания незаконным бездействие администрации Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, выраженное в непринятии мер по осуществлению дорожной деятельности в виде осуществления строительства автомобильной дороги к ТСН «Витязь» и возложении обязанности на ответчика осуществить строительство автомобильной дороги к ТСН «Витязь» Новосибирского района Новосибирской области, и разработать проект организации дорожного движения в соответствии с требованиями технических регламентов и иных нормативных документов удовлетворить.
Суд не усматривает основания для возложения на ответчика обязанности до момента окончания организации устройства подъездной дороги обеспечить проезд до территории ТСН «Витязь», а именно: зимний период времени осуществлять уборку проезжей части до территории общества с учетом требований ГОСТ Р 50597-2017, а именно обеспечить наличие на дороге не более двух сантиметров рыхлого или четырех сантиметров талого снега; в теплый период времени – грейдирование и отсыпка на высоту 0,5 м. согласно СНИП III-4078, поскольку у администрации Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области отсутствует обязанность по ремонту и содержанию автомобильных дорог до их строительства в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 3 Закона Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ №... «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области», а также принимая во внимание порядок финансирования, установленный положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд полагает разумным установить ответчику срок для исполнения настоящего решения суда – два года со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, выраженное в непринятии мер по осуществлению дорожной деятельности в виде осуществления строительства автомобильной дороги к ТСН «Витязь».
Обязать администрацию Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области осуществить строительство автомобильной дороги к ТСН «Витязь» Новосибирского района Новосибирской области, и разработать проект организации дорожного движения в соответствии с требованиями технических регламентов и иных нормативных документов.
Установить администрации Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области добровольный срок исполнения решения - два года со дня вступления настоящего решения в законную силу
В остальной части иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новосибирский областной суд через Новосибирский районный суд Новосибирской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья - М.В. Попова