Дело № 2- 2/2024
УИД 76RS0007-01-2023 -000225-78
Изготовлено 15.03.2024г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 марта 2024 г. г. Пошехонье Ярославской области
Пошехонский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Шустровой О.В.
при секретаре Мелиховой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярославского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Птицефабрика Пошехонская», МУ Администрация пригородного сельского поселения Пошехонского муниципального района, МУ Администрация Пошехонского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности по ликвидации свалки отходов,
У с т а н о в и л :
Ярославский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском к ответчикам.
Исковые требования, в связи с уточнением места положения свалок и принадлежности земельных участков, на которых они находятся, были уточнены и сведены к тому, что в ходе проведения прокуратурой проверки по факту несанкционированного размещения отходов в Ленинском с/о Пошехонского района Ярославской области выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером 76:12:040202:104, обнаружена несанкционированная свалка отходов Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 76:12:040202:104 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного использования.
На момент проведения проверки, установлено, что, согласно выписке из ЕГРН, собственником земельного участка с кадастровым номером 76:12:040202:104 с 03.10.2019 являлось ООО «Птицефабрика Пошехонская». Дополнительной проверкой установлено, что согласно выпискам из ЕГРН, путём разделения земельного участка с кадастровым номером 76:12:040202:104 были образованы 2 земельных участка: с кадастровыми номерами 76:12:040202:362 и с кадастровым номером 76:12:040202:363.
По результатам выездного обследования проведенного совместно со специалистами Управления Россельхознадзора по Ярославской и Тверской областям, а также Управления Росреестра по Ярославской области установлено следующее.
Земельный участок с кадастровым номером 76:14:040202:362, не огорожен, на части указанного участка произрастает кустарная растительность, строения отсутствуют. Со стороны подъездной дороги вдоль земельного участка имеются места несанкционированного складирования отходов. Согласно информации специалиста Управления Росреестра по Ярославской области, установлено, что несанкционированная свалка отходов частично расположена на земельном участке с кадастровым номером 14:040202:362 на площади 964 кв.м., частично на смежном земельном участке, являющимся автомобильной дорогой местного значения: подъезд к полигону твердых бытовых отходов, на котором также расположена несанкционированная свалка, общей площадью 1504 кв.м.
Собственником земельного участка с кадастровым номером 14:040202:362 согласно выписке из ЕГРН является Пригородное сельское поселение Пошехонского муниципального района Ярославской области.
Смежный земельный участок (к ЗУ №76:14:040202:362) в соответствии Постановлением Администрации Пошехонского муниципального района от 28.02.2013 №215 является автомобильной дорогой местного значения к полигону ТБО и принят в собственность Пошехонского муниципального района (данное постановление не отменено, является действующим). Вместе с тем, соответчиком по иску (администрацией Пошехонского муниципального района) представлена в суд информация Управления реестра по Ярославской области от 01.08.2023 №09-00019-ВФ/23 о том, что автомобильная дорога, представляющая собой лишь уложенное на земельном участке покрытие из бетона, песка, щебня и.т.п., объектами недвижимости не являются, государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав не подлежат.
Согласно справке Управления Росреестра по Ярославской области от 10.10.2023 указанный смежный земельный участок (к ЗУ №76:14:040202:362), на котором обнаружена свалка отходов на площади 1504 кв.м., относится к земельным участкам, государственная собственность на который, не разграничена.
В обоснование своих требований истец ссылается на положения ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ, и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Правом на использование земельных участков в соответствии со ст.ст. 40,41 ЗК РФ наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. На указанных лиц в силу 42 данного Кодекса возложена, в том числе обязанность по соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также недопущению загрязнения и захламления.
В соответствии со ст. 4 Закона № 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Просит Обязать ООО «Птицефабрика Пошехонская», МУ Администрация пригородного сельского поселения Пошехонского муниципального района в срок, не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированные свалки отходов на земельном участке с кадастровым номером 76:14:040202:362, расположенном в Ленинском с/о Пошехонского района Ярославской области на площади 964 кв.м, в границах, указанных в иске координат.
Обязать МУ Администрация Пошехонского муниципального района Ярославской области, МУ Администрация пригородного сельского поселения Пошехонского муниципального района в срок, не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные на земельном участке, представляющем собой автомобильную дорогу местного значения: подъезд к полигону твердых бытовых отходов, на площади 1504 кв.м. ( участки в границах, указанных в иске координат.
В судебном заседании представитель истца Фролова И.А. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Пригородного сельского поселения – глава поселения Васильев В.И., исковые требования не признал, по доводам, указанным в письменных возражениях, суть которых сводится к следующему: в соответствии с п.5 ст 19 Закона ЯО от 30.06.2014г. № 36-з «Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», Федерального закона от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Пригородному сельскому поселению субвенций или субсидий предоставлено не было, что подтверждается выпиской из решения МС Пригородного поселения по утверждению бюджета поселения. Проведенная дополнительная проверка свидетельствует о непосредственном нахождении мусора на автодороге, на обочине и кювете дороги, ведущей к полигону ТКО. Дорога имеет высокое земельное полотно, и съехать с нее, кроме съезда, просто невозможно. Соответственно и попасть на поле также не представляется возможным. Данная дорога находится в собственности Пошехонского MP, что подтверждается Постановлением Администрации Пошехонского МР от 28.02.2013 № 215. Она проходит по территории Пригородного поселения, но за пределами населенных пунктов поселения.
Собственник земельного участка (кадастровый номер 76:12:040202:104) ООО «Птицефабрика Пошехонская» произвел его раздел на два участка, отказался от одного с номером 76:12:040202:362, в результате которого Пригородное сельское поселение стало собственником этого участка с 17.05.2023 года. Какого-либо уведомления или акта приема передачи не было. Это стало известно Администрации поселения только в результате заседания суда. За это время участок зарасти такой древесно-кустарниковой растительностью физически не мог. Содержать земельный участок в надлежащем состоянии должен был собственник (владелец), т.е. ООО «Птицефабрика Пошехонская».
Представитель ответчика ООО «Птицефабрика Пошехонская» - директор Конькова Е.П.. исковые требования не признала. Представила письменные возражения о том, что земельный участок с кадастровым номером 76:12:040202:104 снят с кадастрового учета 17.05.2023г. На его месте расположены два новых земельных участка. Участок с кадастровым номером 76:12:040202:363 принадлежит ООО «Птицефабрика Пошехонская» и участок с кадастровым номером 76:12:040202:362, принадлежит Пригородному сельскому поселению Пошехонского муниципального района Ярославской области. Земельный участок с кадастровым номером 76:12:040202:363 используется предприятием для ведения сельскохозяйственных работ (выращивание зерновых культур) и содержится в надлежащем виде. Земельный участок с кадастровым номером 76:12:040202:362 непосредственно примыкает к бывшей городской свалке и дороге ведущей к ней. В виду того, что свалка на протяжении многих лет (более 20 лет) функционировала ненадлежащим образом, а на сегодня закрыта, но мусор до сих пор вывозится и вываливается прямо на дорогу, происходит захламление дороги и примыкающего к ней участка. ООО «Птицефабрика Пошехонская» по вопросу захламления дороги ведущей на свалку и примыкающей территории неоднократно обращалось к администрации Пошехонского муниципального района с просьбой наведения порядка на данных территориях. Ответов обращения в наш адрес не поступало, мер к предотвращению загрязнений, не принималось. ООО «Птицефабрика Пошехонская» отходы на территорию бывшей свалки и прилегающим к ней земельным участкам не вывозит. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Ответчик МУ Администрация Пошехонского муниципального района Ярославской области своего представителя в суд не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен. Из ранее представленного отзыва следует, что 17.05.2023 ООО «Пошехонская птицефабрика», как собственник земельного участка, на котором выявлена несанкционированная свалка отходов, обращается в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для регистрации факта раздела земельного участка, в отношении которого имеется предписание по устранению несанкционированной свалки, на два земельных участка с кадастровыми номерами соответственно 76:12:040202:362 и 76: 12:040202:363 и, воспользовавшись своим правом, отказывается от права собственности на земельный участок с кадастровым номером 76:12:040202:362 в силу закона. Данный земельный участок переходит в собственность Пригородного сельского поселения. Изначально предметом исковых требований был земельный участок с кадастровым номером 76:12:040202:104, основанием для подачи искового заявления послужили материалы выездной проверки органов Федерального государственного земельного контроля земельного участка с кадастровым номером 76:12:040202:104, впоследствии разделенного на два земельных участка с номерами 76:12:040202: 362 и 76:12:040202:363. В силу ч. 2 ст. 43 ЗК РФ «отказ от осуществления принадлежащих прав не влечет за собой прекращение обязанностей установленных ст. 42 ЗК РФ.
Земельный участок, по которому пролегает автомобильная дорога местного значения: подъезд к полигону твердых бытовых отходов, протяженностью 0,5 км, не входит и никогда не входил в границы земельных участков, в отношении которых подано исковое заявление. Данный земельный участок относится к территории земель, государственная собственность на которые не разграничена и является собственностью Российской Федерации.
Представитель третьего лица АО «ЖКХ» по ордеру адвокат Пантелеева Т.А. поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве.
Третьи лица Министерство лесного хозяйства и природопользования ЯО, Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Ярославской областям, Сергеева Н.Н., Управление Росреестра по ЯО, в суд не явились, о дате судебного заседания уведомлены, ходатайств об отложении не поступало.
Суд, с учетом мнения сторон, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что в результате проведения Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 76:12:040202:104, расположенном в Ленинском с/о Пошехонского района Ярославской области выявлена несанкционированная свалка отходов (доски, бревна, поддоны, шины, б/у мебель, куски шифера, пластиковые бутылки, и пр.). Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 76:12:040202:104 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного использования.
Собственником земельного участка с кадастровым номером 76:12:040202:104 с 03.10.2019г. по 17.05.2023г. (т.е. в период проведения проверки) являлось ООО «Птицефабрика Пошехонская».
На момент рассмотрения настоящего дела, данный земельный участок разделен на два земельных участка с кадастровым номером 76:12:040202:363 – собственник ООО «Птицефабрика Пошехонская» и участок с кадастровым номером 76:12:040202:362. Решением единственного участника ООО «Птицефабрика Пошехонская» от 18.05.2023г. постановлено: отказаться от права собственности на участок с кадастровым номером 76:12:040202:362, что не противоречит положениям ст. 53 ЗК РФ.
В силу ч 1.1. ст. 19 ЗК РФ если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью муниципального округа, городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023г. Обязанность по ликвидации несанкционированного складирования ТКО возлагается на правообладателя земельного участка, если не установлено лицо, виновное в размещении отходов.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 76:12:040202:362 зарегистрировано за Пригородным сельским поселением Пошехонского муниципального района 23.05.2023г.
В связи с чем, обязанность по содержанию данного земельного участка лежит на Администрации пригородного сельского поселения. При этом, давность возникновения несанкционированной свалки правого значения по делу не имеет.
Согласно заключению Управления Россельхознадзора от 24.07.2023г. по результатам выездного обследования наличие несанкционированной свалки отходов, выявленной ранее в ходе проведения проверки на участке с кадастровым номером 76:12:040202:104 повторно подтверждено на земельном участке с кадастровым номером 76:12:040202:362.
10.10.2023г. Управлением Россельхознадзора проведена проверка земельного участка с кадастровым номером 76:12:040202:362 с применением спутникового оборудования, в ходе которой, определено фактическое местоположение несанкционированной свалки отходов. Как следует из справки от 10.10.2023г. ( т.1. л.д. 144) по результатам обмера установлено, что несанкционированная свалка отходов размещена на площади 964 кв.м земельного участка с кадастровым номером 76:12:040202:362 и на площади 1504 кв.м земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Местоположение свалок подтверждается схематическим чертежом и фототаблицей.
Судом установлено, что земельный участок, площадью 1504 кв.м, на котором выявлена несанкционированная свалка включает в себя автомобильную дорогу местного значения – подъезд к полигону ТБО.
Вместе с тем, Постановлением Администрации Пошехонского муниципального района ЯО от 28.02.2013г. автомобильная дорога местного значения – подъезд к полигону ТБО, протяженностью 0,5 км принята в муниципальную собственность и включена в реестр муниципальной собственности.
Таким образом, лицом, ответственным за содержание данного земельного участка является Администрация Пошехонского муниципального района ЯО.
Факты наличия в указанных местах свалок мусора и бытовых отходов подтверждены приобщенными к делу материалами проверки и осмотров и представителями ответчиков не оспариваются, как не оспаривается и тот факт, что эти свалки не ликвидированы до настоящего времени.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 (в редакции от 29.07.2017 г.) № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ)
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Статьей 13 Федерального закона от Федерального закона от 24.06.1998 (в редакции от 28.12.2016 г.) № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
В пункте 24 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона N 7-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Статья 7 Закона № 7-ФЗ определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Согласно п 1 к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
И в пункте 3 статьи 8 Закона № 89-ФЗ указано, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 2 Закона Ярославской области от 30.06.2014 № 36-з «О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области», к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов;
Приведенные правовые нормы относят к вопросам местного значения сельского поселения организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и именно на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории поселения.
Статьей 51 Закона № 7-ФЗ и статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (редакция от 29.07.2017 г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Таким образом надлежащим ответчиком по делу в отношении земельного участка с кадастровым номером 76:12:040202:362 является Администрация пригородного сельского поселения Пошехонского муниципального района ЯО, а в отношении земельного участка, площадью 1504 кв.м, на котором расположена автомобильная дорога местного значения – подъезд к полигону ТБО - Администрация Пошехонского муниципального района ЯО. При этом суд принимает во внимание тот факт, что решением Пошехонского районного суда ЯО от 14.09.2023г. на данного ответчика возложена обязанность не позднее 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу, провести рекультивацию полигона ТБО, на подъезде к которому, и выявлена свалка отходов.
Оснований для возложения солидарной обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на ООО «Птицефабрика Пошехонская», как на бывшего собственника земельного участка с кадастровым номером 76:14:040202:362, суд не усматривает, как не усматривает оснований для возложения на ответчика МУ Администрация пригородного сельского поселения Пошехонского муниципального района солидарной обязанности по ликвидации несанкционированной свалки земельном участке площадью 1504 кв.м.
Срок для исполнения ответчиками своих обязанностей - не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, по мнению суда, является разумным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать МУ Администрация пригородного сельского поселения Пошехонского муниципального района ( ИНН 7624004714) в срок, не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированные свалки отходов на земельном участке с кадастровым номером 76:14:040202:362, расположенном в Ленинском с/о Пошехонского района Ярославской области на площади 964 кв.м, (участки в границах координат:
- 1285281.5713 473498.0841, 1285369.4720 473593.2416, 1285376.8799 473587.8540, 1285351.5251 473566.0713, 1285342.6363 473561.9123;
- 1285245.1802 473456.8083, 128536.1216 473442.1740, 1285233.4758 473443.7118;
- 1285375.0395 473599.0689, 1285398.0166 473620.4599, 1285398.2843 473613.9262, 1285388.2314 473602.1957, 1285394.8401 473590.9677, 1285390.9455 473586.1850 1285382.5712 473590.1216;
- 1285448.8292 473664.4132, 1285434.9369 473642.8536, 1285415.3187 473627.6000, 1285411.9949 473629.6072).
Обязать МУ Администрация Пошехонского муниципального района Ярославской области (ИНН 7624001093) в срок, не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные на земельном участке, представляющем собой автомобильную дорогу местного значения: подъезд к полигону твердых бытовых отходов, на площади 1504 кв.м. ( участки в границах координат:
- 1285231.7315 473444.7257, 128544.1284 473461.5715, 1285246.1695 473458.4065, 1285233.4758 473443.7118;
1285278.0815 473503.1860, 1285324.1700 473554.6472, 1285354.5220 473584.4295, 1285363.8223 473591.7969, 1285369.4720 473593.2416, 1285281.5713 473498.0841;
1285249.1946 473465.9648, 1285253.8718 473473.5254, 1285257.3932 473470.4740, 1285251.9767 473463.4265;
1285375.0395 473599.0689, 1285376.0856 473608.6683, 1285441.6403 473667.8252, 1285448.8292 473664.4132).
Исковые требования к ООО «Птицефабрика Пошехонская» (ИНН7624003887) оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Пошехонский районный суд Ярославской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Шустрова