Решение по делу № 3а-66/2022 (3а-380/2021;) от 08.12.2021

Административное дело № 3а-66/2022

21OS0000-01-2021-000303-31

                                 

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 января 2022 года                        г.Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Кудряшовой Р.Г.,

при секретаре судебного заседания Молоковой А.Г.,

с участием:

представителя административного ответчика бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьевой А.В.,

представителя административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Михайловой Р.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тумаровой Ильмиры Шамилевны об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л :

Тумарова И.Ш. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка общей площадью 767+/-10 кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты транспорта, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 737 854 руб. по состоянию на 1 января 2019 года.

Заявленное требование мотивировано тем, что она является арендатором вышеуказанного земельного участка и намерена приобрести его в собственность. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2019 года составляет 1200132,57 руб. Полагая, что действительная рыночная стоимость земельного участка значительно ниже его кадастровой стоимости, она обратилась кнезависимому оценщику. Согласно отчету частнопрактикующего оценщика ФИО1 рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2019 года составляет 737 854 руб. Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости влияет на выкупную цену, чем затрагиваются права административного истца.

В судебное заседание административный истец Тумарова И.Ш. и его представитель Никитин В.И. не явились, представлено письменное заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель административного ответчика Бюджетного учреждения «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьева А.В. не возражала против удовлетворения заявленного требования.

Представитель административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Михайлова Р.Г. в судебном заседаниипросила отказать в удовлетворении исковых требований, указав на отсутствие оснований к изменению кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 09 октября 2020 года № 897-р заместитель Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики – министр экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Краснов Д.И. уполномочен представлять интересы Кабинета Министров Чувашской Республики в суде по данной категории спора.

Представитель Кабинета Министров Чувашской Республики Маркова Е.В., действующая на основании доверенности, выданной заместителем Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики – министром Красновым Д.И., также представляющая интересы административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, в судебное заседание не явилась, представив в материалы дела письменный отзыв, в котором просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Заинтересованные лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике – Чувашии, администрация города Чебоксары Чувашской Республики, в судебное заседание не направили своих представителей.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке»), вступившим в силу с 1 января 2017 года.

В силу части 3 статьи 6 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка включает в себя следующие процедуры:

1) принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;

2) определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки;

3) утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 6 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке»).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В силу статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации правообладателями земельного участка являются, в том числе и арендаторы.

Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу пунктов 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Из материалов дела следует, что Тумарова И.Ш. является арендатором земельного участка с кадастровым номером , площадью 767+/-10 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты транспорта, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> на срок до 28 января 2026 года, что подтверждается договором аренды земельного участка от 18 октября 2021 года № 96/6399-Л (предыдущий договор аренды от 31 августа 2016 года № 142/5410-Л), заключенного с администрацией города Чебоксары.

В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» арендатор земельного участка, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности указанного лица, наравне с собственником земельного участка либо органом местного самоуправления, осуществляющим правомочия собственника объекта недвижимости, наделен правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в комиссии и в суде, в том числе посредством предъявления требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 № 512 принято решение о переходе к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке» на территории Чувашской Республики с 1 января 2017 года.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2016 года № 391 полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости наделено бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики.

Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики утверждены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 ноября 2019 года № 485.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость упомянутого выше земельного участка по состоянию на 1 января 2019 года составляет 1 200132,57 руб.

В обоснование заявленного требования административным истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 29 ноября 2021 года № ЗУ175-11/21, изготовленный оценщиком, занимающийся частной практикой, ФИО1 согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2019 года составляет 737 854,00 руб.

Как видно из представленного отчета, определение рыночной стоимости указанного объекта недвижимости произведено в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3), утв. Приказом МЭРТ РФ от 20 мая 2015 года № 299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО № 7), утв. Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611 и др.

Представленный отчет содержит подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости на дату определения оспариваемой истцом кадастровой стоимости.

Определение рыночной стоимости исследуемого объекта осуществлено с применением сравнительного подхода, отчет содержит описание основных ценообразующих факторов, в приложении к отчету содержатся копии документов, использованных оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, имеются ссылки на объявления о продаже аналогов, приложены скриншоты объявлений, указаны адреса сайтов, к объекту - аналогу применены соответствующие корректировки.

Суд, оценивая представленный отчет, приходит к выводу о том, что оснований не доверять ему не имеется, он содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствуют требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости.

В силу положений, закрепленных в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Доказательств, которые опровергали бы представленную административным истцом рыночную стоимость земельного участка, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками не представлено, ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы на предмет определения наличия в отчете нарушений требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию указанного отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе правильно ли были определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиком достоверной, достаточной, проверяемой, заявлено не было. Оснований для назначения судебной экспертизы по собственной инициативе судом не установлено.

Учитывая изложенное, суд считает, что административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости его рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает его права и обязанности как арендатора земельного участка.

При таких обстоятельствах, учитывая объем заявленных требований и установленные факты, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с положениями частей 1, 3 и 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» установленная судом кадастровая стоимость будет действовать с 1 января года подачи заявления об оспаривании, до момента вступления в силу результатов очередной кадастровой оценки либо в случае изменения характеристик указанного объекта недвижимости до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости измененных характеристик.

Руководствуюсь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка общей площадью 767+/-10 кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты транспорта, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, по состоянию на 1 января 2019 года, равной его рыночной стоимости в размере 737854 (семьсот тридцать семь тысяч восемьсот пятьдесят четыре) рублей 00 копеек.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 07 декабря 2021 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (г.Нижний Новгород) через Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики Р.Г. Кудряшова

Мотивированное решение изготовлено 24 января 2022 год.

3а-66/2022 (3а-380/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Тумарова Ильмира Шамиловна
Ответчики
БУ "Чуваштехинвентаризация"
Министерство экономического развития и имущественных отношений ЧР
Кабинет Министров ЧР
Другие
Карымов Павел Александрович
Администрация г. Чебоксары
Управление Росреестра
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Кудряшова Р.Г.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
08.12.2021Регистрация административного искового заявления
10.12.2021Передача материалов судье
10.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
10.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2022Судебное заседание
20.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее