Решение по делу № 33а-1891/2020 от 02.09.2020

Судья Морев Е.А. Дело №33а-1891/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«05» октября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе председательствующего Зиновьевой О.Н.,

судей Пелевиной Н.В., Колесова Р.Н.,

с участием прокурора Михина А.А.,

при секретаре Полищук Е.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД 44RS0001-01-2020-000512-93, №2а-1215/2020) по апелляционным жалобам представителя администрации Костромской области Шмелева В.Н. и директора департамента имущественных и земельных отношений Костромской области Ивановой М.А. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 07 июля 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Костромского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Костромской области об обязании принять в собственность сибиреязвенные скотомогильники.

Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав объяснения представителей администрации Костромской области Сельнихина А.Ю. и департамента имущественных и земельных отношений Костромской области Стрельниковой Е.Ю., поддержавших апелляционные жалобы, возражения прокурора ФИО4 относительно апелляционных жалоб, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Костромской межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Костромской области (далее также – Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в собственность, а также в непринятии мер по представлению в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации проектов санитарно-защитных зон и экспертных заключений о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проектов санитарно-защитных зон на 11 бесхозяйных сибиреязвенных скотомогильников, расположенных в следующих населенных пунктах: Галичский район, Ореховское сельское поселение, д. Васильевское и д. Ихолово; Галичский район, Дмитриевское сельское поселение, д. Щелконогово; Кологривский район, Суховерховское сельское поселение, д. Вонюх; Мантуровский район, Знаменское сельское поселение, д. Антонково; Нерехтский район, Емсненское сельское поселение, с. Кулиги; Парфеньевский район, Матвеевское сельское поселение, д. Савино; Сусанинский район, Сумароковское сельское поселение, с. Попадьино; Сусанинский район, Северное сельское поселение, конезавод «Медведки»; Чухломский район, г. Чухлома; Шарьинский район, г. Шарья, д. Козлово; обязании до 01 июля 2020 года принять в собственность Костромской области указанные сибиреязвенные скотомогильники и до 01 сентября 2020 года обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации с заявлением об установлении санитарно-защитных зон указанных сибиреязвенных скотомогильников в установленном законом порядке.

Требования мотивированы тем, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства об обращении с биологическими отходами на территории Костромской области, в ходе которой установлено, что на территории региона расположено 11 бесхозяйных сибиреязвенных скотомогильников, которые в нарушение требований действующего федерального законодательства не приняты Администрацией в собственность Костромской области. Решение вопросов по созданию скотомогильников (биотермических ям) законом возлагается на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Сибиреязвенные скотомогильники, расположенные в границах муниципальных образований Костромской области, в муниципальной собственности либо на балансе местных администраций не находятся.

Согласно пункту 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. В Приложении №1 к данному постановлению, в котором перечислены объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности, скотомогильники и биотермические ямы не указаны. Также скотомогильники и биотермические ямы не указаны в Приложении №2, где перечислены объекты, относящиеся в федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. К указанным в Приложении №3 объектам, находящимся в муниципальной собственности, скотомогильники и биотермические ямы также не относятся. Следовательно скотомогильники и биотермические ямы относятся к собственности субъекта Российской Федерации, в данном случае – Костромской области. Вместе с тем до настоящего времени право собственности на вышеуказанные сибиреязвенные скотомогильники Администрацией не оформлено. Кроме того, у данных объектов отсутствуют установленные санитарно-защитные зоны, проекты санитарно-защитных зон Администрацией в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации не представлены. Выявленное в деятельности Администрации бездействие нарушает предусмотренную статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантированную защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду.

20 августа 2019 года по фактам отсутствия у вышеуказанных скотомогильников установленных санитарно-защитных зон Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой заместителю губернатора Костромской области внесено представление об устранении нарушений закона, которое было рассмотрено и отклонено. В ответе от 30 сентября 2019 года на данное представление сообщено, что для скотомогильников не требуется разработка проектов санитарно-защитных зон.

В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил требования, просил обязать Администрацию до 01 июня 2021 года принять в собственность Костромской области вышеуказанные сибиреязвенные скотомогильники и до 01 декабря 2021 года обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации с заявлением об установлении санитарно-защитных зон указанных сибиреязвенных скотомогильников в установленном законодательством порядке.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу, Управление ветеринарии Костромской области, департамент лесного хозяйства Костромской области, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации, Управление Роспотребнадзора по Костромской области, МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Управление Росреестра по Костромской области.

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 07 июля 2020 года административные исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены.

На администрацию Костромской области возложена обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу принять в собственность Костромской области сибиреязвенные скотомогильники, расположенные по следующим адресам:

- Галичский район, Ореховское сельское поселение, д. Васильевское (географические координаты захоронения: <данные изъяты>);

- Галичский район, Ореховское сельское поселение, д. Ихолово (географические координаты захоронения: <данные изъяты>);

- Галичский район, Дмитриевское сельское поселение, д. Щелконогово (географические координаты захоронения: <данные изъяты>);

- Кологривский район, Суховерховское сельское поселение, д. Вонюх (географические координаты захоронения: <данные изъяты>.);

- Мантуровский район, Знаменское сельское поселение, д. Антонково (географические координаты захоронения: <данные изъяты>.);

- Нерехтский район, Емсненское сельское поселение, с. Кулиги (географические координаты захоронения: <данные изъяты>;);

- Парфеньевский район, Матвеевское сельское поселение, д. Савино (географические координаты захоронения: <данные изъяты>);

- Сусанинский район, Сумароковское сельское поселение, с. Попадьино (географические координаты захоронения: <данные изъяты>);

- Сусанинский район, Северное сельское поселение, конезавод «Медведки» (географические координаты захоронения: <данные изъяты>);

- Чухломский район, г. Чухлома (географические координаты захоронения: <данные изъяты>);

- Шарьинский район, г. Шарья, д. Козлово (географические координаты захоронения: <данные изъяты>.).

На администрацию Костромской области возложена обязанность в течение одного года шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации с заявлением об установлении санитарно-защитных зон указанных сибиреязвенных скотомогильников в установленном законодательством порядке.

В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области Шмелев В.Н., полагая решение суда принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Полагает, что Администрация является ненадлежащим административным ответчиком по делу, поскольку полномочия по организации и проведению регистрации права собственности и иных вещных прав Костромской области на объекты недвижимости и сделок с недвижимым государственным имуществом возложены на департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, что подтверждается представленными в дело доказательствами, а именно государственным контрактом от 02 апреля 2020 года №1, заключенным между департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области и ООО «Инженерная геодезическая фирма «Земля», на выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков, где расположены сибиреязвенные захоронения, по формированию межевых планов и обеспечению внесения сведений о земельных участках в Единый государственный реестр недвижимости. В нарушение положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд в своем решении обязал Администрацию осуществить определенные действия, не установив, что ее бездействие является незаконным. В уточненном административном иске от 08 июня 2020 года административный истец, не поддерживая ранее заявленные требования о признании бездействия Администрации незаконным, учитывая конкретные меры, принимаемые Администрацией по устранению допущенных нарушений закона, полагал, что признаки незаконного бездействия в деятельности административного ответчика отсутствуют. Таким образом, оснований для обязания судом Администрации совершить определенные действия не имеется. Кроме того, до формирования объектов и принятия их в собственность Костромской области, не являющейся в настоящее время правообладателем спорных объектов, правовые основания для осуществления действий по установлению санитарно-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников и соответствующая обязанность у исполнительных органов государственной власти отсутствуют. Каких-либо оснований полагать, что после принятия сибиреязвенных скотомогильников в собственность Костромской области уполномоченные исполнительные органы государственной власти области своевременно не исполнят требования действующего на тот момент законодательства, в решении суда не имеется. Также административный истец не учел, что с заявлением об установлении санитарно-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников Администрация должна обратиться в порядке, установленном Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года №222, пунктом 2 которых предусмотрено, что действие указанных Правил распространяется на установление санитарно-защитных зон правообладателями объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию. Сибиреязвенные скотомогильники предположительно являются ямами в земле, не обладают признаками объектов капитального строительства, следовательно установление санитарно-защитных зон данных объектов не может быть произведено в установленном указанными Правилами порядке. Более того, в настоящем случае фактов нарушения Администрацией прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и иных лиц не имеется.

В апелляционной жалобе директор департамента имущественных и земельных отношений Костромской области Иванова М.А. просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что в ходе судебного разбирательства департаментом лесного хозяйства Костромской области представлены сведения о том, что 5 из 11 сибиреязвенных скотомогильников, указанных в административном исковом заявлении, находятся на землях лесного фонда. Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, следовательно право собственности Российской Федерации на земельные участки под сибиреязвенными скотомогильниками, расположенными на землях лесного фонда, возникло в силу закона. Кроме того, земельный участок, расположенный по адресу: Парфеньевский район, Матвеевское сельское поселение, д. Савино, поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера , и в отношении него зарегистрировано право собственности муниципального образования Матвеевское сельское поселение Парфеньевского муниципального района Костромской области. Земельный участок, расположенный по адресу: Костромская область, Сусанинский район, д. Медведки, поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера , и в отношении него зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Земельный участок, расположенный по адресу: Сусанинский район, д. Попадьино, ул. Центральная, в 30 м на северо-восток от д. 1, поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера , и в отношении него зарегистрировано право собственности Костромской области. Полагает, что сибиреязвенные скотомогильники, расположенные на земельных участках, имеющих собственников, не могут быть признаны бесхозяйным имуществом.

Согласно позиции Федерального агентства лесного хозяйства действующим законодательством не предусмотрено использование лесов для размещения сибиреязвенных захоронений. Для использования земельного участка в указанных целях необходимо осуществить перевод земель лесного фонда в земли промышленности и иного специального назначения. После формирования земельных участков под сибиреязвенными скотомогильниками и изменения категории земель земельные участки по-прежнему будут находиться в собственности Российской Федерации. Для исполнения решения суда административному ответчику необходимо будет инициировать передачу земельных участков из федеральной собственности в собственность субъекта, то есть совершить ряд согласованных действий. Только в случае, если такой порядок передачи имущества будет соблюден, наступят соответствующие правовые последствия. В настоящее время принятое решение является неисполнимым, поскольку его исполнение поставлено в зависимость от достижения договоренностей между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта, а также от принятия уполномоченными органами Российской Федерации соответствующих решений о переводе земельных участков из одной категории в другую и передаче в собственность субъекта федерального имущества с учетом требований действующего законодательства. Кроме того, в решении суда не указано, какие действия необходимо совершить административному ответчику в целях принятия в собственность Костромской области сибиреязвенных скотомогильников, а также характеристики сибиреязвенных скотомогильников, которые административному ответчику надлежит принять в собственность, как объектов недвижимости, которые позволят определить их в качестве индивидуально-определенной вещи.

Лица, участвующие в деле, за исключением представителей администрации Костромской области Сельнихина А.Ю. и департамента имущественных и земельных отношений Костромской области Стрельниковой Е.Ю., прокурора Михина А.А., в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены. На основании статей 150 и 307 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (далее также – КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что в ходе проведения Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки выявлено 11 бесхозяйных сибиреязвенных скотомогильников, расположенных в следующих населенных пунктах:

- Галичский район, Ореховское сельское поселение, д. Васильевское (географические координаты захоронения: <данные изъяты>);

- Галичский район, Ореховское сельское поселение, д. Ихолово (географические координаты захоронения: <данные изъяты>);

- Галичский район, Дмитриевское сельское поселение, д. Щелконогово (географические координаты захоронения: <данные изъяты>);

- Кологривский район, Суховерховское сельское поселение, д. Вонюх (географические координаты захоронения: <данные изъяты>);

- Мантуровский район, Знаменское сельское поселение, д. Антонково (географические координаты захоронения: <данные изъяты>);

- Нерехтский район, Емсненское сельское поселение, с. Кулиги (географические координаты захоронения: <данные изъяты>;);

- Парфеньевский район, Матвеевское сельское поселение, д. Савино (географические координаты захоронения: <данные изъяты>);

- Сусанинский район, Сумароковское сельское поселение, с. Попадьино (географические координаты захоронения: <данные изъяты>);

- Сусанинский район, Северное сельское поселение, конезавод «Медведки» (географические координаты захоронения: <данные изъяты>);

- Чухломский район, г. Чухлома (географические координаты захоронения: <данные изъяты>);

- Шарьинский район, г. Шарья, д. Козлово (географические координаты захоронения: <данные изъяты>.).

Исполняющим обязанности Волжского межрегионального природоохранного прокурора ФИО10 20 августа 2019 года заместителю губернатора Костромской области ФИО11 внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений , которым предложено принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; обеспечить надлежащее осуществление полномочий в сфере обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений на территории Костромской области, организовать проведение комиссионных выездных обследований 31 сибиреязвенного скотомогильника с целью определения их координат, а также проведение лабораторных исследований на предмет заражения территорий сибирской язвой; принять меры к установлению санитарно-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников на территории Костромской области; принять меры при наличии оснований к корректировке перечня сибиреязвенных захоронений на территории Костромской области по результатам проведенного дополнительного обследования и пресечению фактов необоснованного исключения из него таких объектов; наладить осуществление <данные изъяты>;

На указанное представление администрацией Костромской области направлен ответ от 30 сентября 2019 года , согласно которому в рамках осуществления мероприятий по контролю над сибиреязвенными скотомогильниками на территории области работа ведется в соответствии с действующими ветеринарными требованиями, в том числе «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы». За период с 2014 года по 2019 год в Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям направлено 14 информационных сообщений по сибиреязвенным захоронениям, в Управление Роспотребнадзора по Костромской области – 8, в Костромскую межрайонную природоохранную прокуратуру – 12, всего в федеральные и региональные органы исполнительной власти направлено 55 сообщений, писем, отчетов. 11 сентября 2019 года организовано совещание с участием Костромского межрайонного природоохранного прокурора ФИО12, руководителя Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям ФИО13, руководителя Управления Роспотребнадзора по Костромской области ФИО14 по вопросу соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений. В ходе совещания участники пришли к единому мнению о том, что комиссионно проведенное обследование 31 сибиреязвенного скотомогильника в 2014 году не вызывает сомнений в достоверности проведенных мероприятий. Выводы, изложенные в составленных в 2014 году актах обследования, содержат исчерпывающую информацию и не подлежат двоякому прочтению. Управлением Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям по итогам совещания рекомендовано привести информацию о скотомогильниках в соответствие с перечнем скотомогильников, размещенном в закрытой части сайта ФГБУ «Центр ветеринарии», включающем 11 сибиреязвенных скотомогильников. По результатам комиссионных обследований, проведенных в 2014 году, 20 сибиреязвенных захоронений переведены Управлением ветеринарии Костромской области в перечень сибиреязвенных захоронений с неустановленным местонахождением в связи с тем, что определить их точное местонахождение невозможно, так как на указанных площадях отсутствуют следы оканавливания и следы курганов, либо невозможно подтвердить их происхождение, отсутствуют архивные данные, подтверждающие их местонахождение. Все сибиреязвенные скотомогильники с установленным местонахождением состоят на учете, внесены в компонент ФГИС «Ветис» «Ассоль-экспресс». Все скотомогильники с неустановленным местонахождением также учтены в перечне, их количество четко установлено и учитывается при согласовании каких-либо работ, связанных с выемкой и перемещением грунта. Для обеспечения безопасности все сибиреязвенные скотомогильники с примерно установленным местонахождением огорожены по всему периметру, установлены таблички с надписью «сибирская язва» для исключения случайного доступа людей и животных в соответствии с требованиями пункта 7.1 СП 3.1.7.2629-10. Законсервированные сибиреязвенные скотомогильники не оказывают воздействия на атмосферный воздух, и, имея обособленный статус в ветеринарном и санитарном законодательстве, не подпадают под объекты, для которых необходимо разрабатывать проекты санитарно-защитных зон с последующим их установлением. Вместе с тем Администрацией запланирована работа по установлению санитарно-защитных зон, и для этого необходимо установить правообладателей земельных участков, на которых размещены сибиреязвенные скотомогильники, поставить их на учет в качестве бесхозяйных с последующим принятием в собственность. На проведение указанных работ требуется значительное время в связи с продолжительностью административных процедур. Проводится работа по внесению изменений в генеральные планы сельских (городских) поселений, на территории которых расположены сибиреязвенные захоронения. Главами администраций Шарьинского и Сусанинского муниципальных районов, городского округа город Шарья начата работа по установлению правообладателей земельных участков, на которых размещены сибиреязвенные скотомогильники, постановке на учет в качестве бесхозяйных с последующим принятием в собственность муниципального образования (л.д. 75-79).

Удовлетворяя административное исковое заявление прокурора, суд исходил из того, что в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что сибиреязвенные захоронения являются бесхозяйными, отсутствие собственника объектов влечет невозможность обеспечения их сохранности, а также безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды, что может привести к распространению и вспышке инфекционных заболеваний. Вместе с тем скотомогильники являются государственной собственностью субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены, т.е. Костромской области. До настоящего времени право собственности на указанные скотомогильники Администрацией не оформлено. У вышеуказанных объектов отсутствуют установленные санитарно-защитные зоны, проекты санитарно-защитных зон администрацией Костромской области в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации не представлены, что противоречит требованиям действующего законодательства.

Данные выводы судом мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам, и судебная коллегия с ними соглашается.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

В соответствии со статьями 5 и 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон №131-ФЗ) и частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Распределение названных полномочий и обязательств между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации применительно к исследуемым правоотношениям произведено в подпункте 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон №184-ФЗ), согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 названного выше Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы) (пункт «ц» части 2 статьи 26.11 Федерального закона №184-ФЗ).

Скотомогильник - определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов (пункт 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 года №27).

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения (часть 13 статьи 35), Водный кодекс Российской Федерации – как объекты, оказывающие негативное воздействие на состояние подземных вод (часть 2 статьи 59).

При этом скотомогильники не могут быть бесхозяйными.

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена, следовательно, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

В силу пункта 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы» (далее также – Правила) организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 26 Устава Костромской области, принятого Законом Костромской области от 24 апреля 2008 года №300-4-ЗКО, администрация Костромской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Костромской области, наделенным собственной компетенцией.

В соответствии с положениями статьи 10 Закона Костромской области от 24.04.2008 г. №301-4-ЗКО «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Костромской области» от имени Костромской области полномочия в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Костромской области осуществляют Костромская областная Дума, администрация Костромской области (часть 1).

Администрация Костромской области осуществляет полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом Костромской области непосредственно, а также по специальному поручению от ее имени полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом Костромской области могут осуществлять иные исполнительные органы государственной власти Костромской области, органы местного самоуправления, а также юридические и физические лица (часть 2).

Учитывая приведенные выше положения законодательства и исходя из материалов дела, согласно которым указанные в административном исковом заявлении объекты являются местами, в которых хранятся биологические отходы и которые в силу пункта 7.3 Правил поставлены на учет как скотомогильники с присвоением им индивидуальных номеров и оформлением ветеринарно-санитарных карточек, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что спорные сибиреязвенные скотомогильники являются бесхозяйным имуществом, вопросы по содержанию которых в надлежащем состоянии и их оборудованию относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

Следовательно, возлагая на администрацию Костромской области обязанность принять в собственность Костромской области сибиреязвенные скотомогильники, суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, и на основании надлежащей правовой оценки представленных доказательств постановил решение по делу.

Наличие исполнительного органа в сфере организации по проведению регистрации права собственности и иных вещных прав Костромской области на объекты недвижимости и сделок с недвижимым имуществом (департамент имущественных и земельных отношений Костромской области) не освобождает администрацию Костромской области от исполнения возложенных на нее указанных выше полномочий, поскольку в силу своей компетенции она обязана принимать меры по надлежащему содержанию и оборудованию скотомогильников, входящих в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней и защите населения от болезней.

Таким образом, довод апелляционной жалобы о ненадлежащем ответчике нельзя признать состоятельным.

В силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 10 февраля 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее также – Федеральный закон №7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Частью 2 статьи 52 Федерального закона№7-ФЗ предусмотрено, что в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Согласно пункту 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений или иных объектов», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации №74 от 25 сентября 2007 года (далее также - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

Пунктом 3.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

В соответствии с п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 скотомогильники относятся к объектам I и II класса опасности, размер санитарно-защитной зоны которых составляет 500, 1 000 м.

С учетом изложенного оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что Администрация Костромской области как уполномоченный государственный орган обязана принять меры к установлению санитарно-защитных зон скотомогильников, у судебной коллегии не имеется.

Довод апелляционной жалобы представителя администрации Костромской области о том, что скотомогильники не обладают признаками объектов капитального строительства, и установление их санитарно-защитных зон не может быть произведено в порядке, предусмотренном Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года №222, не ставит под сомнение выводы суда. В рассматриваемом случае иное толкование апеллянтом действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом первой инстанции норм права. В связи с чем доводы апелляционной жалобы в данной части не могут быть признаны состоятельными, и не влекут отмены состоявшегося по делу решения.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что суд обязывает Администрацию осуществить определенные действия, не установив ее незаконное бездействие, не могут быть признаны состоятельными, поскольку юридически значимым в данном споре является установление судом того обстоятельства, что скотомогильники не имеют собственника, проекты, определяющие санитарно-защитные зоны объектов захоронения биологических отходов не разработаны, что влечет невозможность обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды в зоне влияния данных сооружений, а организация мер по содержанию скотомогильников входит в полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции правомерно счел, что установление балансодержателя (собственника) биологически опасных объектов приведет к эффективному обеспечению реализации гарантированных государством конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации) и на охрану здоровья (статьи 7, 41 Конституции Российской Федерации). Поэтому, исходя из распределения расходных обязательств Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и охраны окружающей среды, суд первой инстанции обоснованно обязал полномочный государственный орган субъекта Российской Федерации принять бесхозяйные скотомогильники в собственность субъекта Российской Федерации и обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации с заявлением об установлении санитарно-защитных зон указанных сибиреязвенных скотомогильников в установленном законодательством порядке.

Доводы апелляционной жалобы департамента имущественных и земельных отношений Костромской области о невозможности исполнения решения суда фактически опровергаются предложенным в жалобе департаментом порядком исполнения судебного постановления, включающим перевод земельных участков из одной категории в другую, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.

При этом судебная коллегия отмечает, что вопрос о порядке безвозмездной передачи имущества от одного публичного собственника другому неоднократно являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в своих решениях указывал, что такая передача - независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих ее участниками, и направления движения находящегося в публичной собственности имущества - предполагает при ее реализации соблюдение общих принципов и гарантий, к числу которых относятся наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов.

В ходе судебного разбирательства административный ответчик не ссылался на наличие объективных препятствий в принятии в собственность Костромской области спорных сибиреязвенных скотомогильников, соответствующих доказательств не представлял.

Суждения заявителя апелляционной жалобы о том, что сибиреязвенные скотомогильники, расположенные на земельных участках, имеющих собственников, не могут быть признаны бесхозяйным имуществом, противоречат приведенным выше нормам действующего законодательства, определяющим скотомогильники как самостоятельные объекты недвижимости, право собственности на которые подлежит государственной регистрации.

Довод о том, что в решении суда отсутствуют характеристики сибиреязвенных скотомогильников как объектов недвижимости, позволяющие определить их в качестве индивидуально-определенной вещи и осуществить постановку объектов недвижимости на государственный кадастровый учет в целях внесения сведений об объекте недвижимости в ЕГРН, не могут быть признаны состоятельными, поскольку постановленное судом в порядке главы 22 КАС РФ решение не является основанием для государственной регистрации права собственности административного ответчика.

Сомнений в объектах - скотомогильниках и их месте нахождения, в отношении которых постановлен судебный акты, в ходе рассмотрения дела не высказано.

Принимая во внимание то обстоятельство, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены обжалуемого судебного решения.

Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 07 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя администрации Костромской области Шмелева В.Н. и директора департамента имущественных и земельных отношений Костромской области Ивановой М.А. – без удовлетворения.

На судебные акты может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи:

33а-1891/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Костромской межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация Костромской области
Другие
МТУ Росимущества по Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях
Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ
Управление Роспотребнадзора по Костромской области
Управление Росреестра по Костромской области
Управление ветеринарии Костромской области
Департамент лесного хозяйства Костромской области
Департамент лесного хозяйства по Центральному Федеральному округу (РОСЛЕСХОЗ)
Суд
Костромской областной суд
Судья
Зиновьева Оксана Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.kst.sudrf.ru
03.09.2020Передача дела судье
05.10.2020Судебное заседание
21.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2020Передано в экспедицию
05.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее