Дело № 2а-1954/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 июля 2019 года гор. Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Захаровой О.С.,
с участием
представителя административного истца Акбашевой Ж.А.,
административного ответчика Андреева В.В.,
при секретаре Ремневой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области к Андрееву В.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пеней,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Псковской области обратилась в суд с административным иском к Андрееву В.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014-2016 годы в общей сумме 4050 руб. и пеней, начисленных на недоимку по транспортному налогу, в размере 57,69 руб.
В обоснование предъявленных требований указано, что согласно сведениям, представленным в МИФНС России № 1 по Псковской области органом, осуществляющими регистрацию транспортных средств, Андреев В.В. с 2001 года является собственником транспортного средства «Фольксваген Пассат», г.р.з. <данные изъяты>
Андрееву В.В., как собственнику транспортного средства, в соответствии со ст.ст. 357, 358, 361, и п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ, налоговым органом за 2015 был начислен транспортный налог в размере 1350 руб., направлено налоговое уведомление № 136915340 от 04.09.2016 о необходимости уплаты транспортного налога в срок до 01.12.2016.
Поскольку сумма транспортного налога на основании данного налогового уведомления оплачена не была, Андрееву В.В. направлено требование № 9597 о необходимости уплаты задолженности по транспортному налогу за 2015 в размере 1350 руб. и начисленных на недоимку по налогу пеней в сумме 6,75 руб. в срок до 09.02.2017.
Андреевым В.В. в установленный срок задолженность по транспортному налогу за 2015 год и пеням оплачена не была.
За 2016 Андрееву В.В. налоговым органом также был начислен транспортный налог в размере 1350 руб. и недоимка по транспортному налогу за 2014 в сумме 1350 руб., направлено налоговое уведомление № 169722013 от 21.09.2017 о необходимости уплаты транспортного налога в срок до 01.12.2017.
Поскольку сумма транспортного налога на основании данного налогового уведомления оплачена не была, Андрееву В.В. направлено требование № 1098 о необходимости уплаты задолженности по транспортному налогу в сумме 2700 руб. и начисленных на недоимку по налогам пеней в сумме 50,94 руб. в срок до 21.03.2018.
Андреевым В.В. в установленный срок задолженность по транспортному налогу оплачена не была, в связи с чем Межрайонная ИФНС России № 1 по Псковской области обратилась к мировому судье судебного участка № 27 г.Пскова с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Андреева В.В. задолженности по транспортному налогу и пеням в общей сумме 4107,69 руб.
Поскольку вынесенный 24.09.2018 мировым судьей судебный приказ № 2а-379/27/2018 на основании определения от 26.09.2018 был отменен в связи с поступившими от Андреева В.В. возражениями, в добровольном порядке административный ответчик обязанность по уплате недоимки по транспортному налогу не исполнил, административный истец обратился в суд с настоящим иском.
На основании определения суда от 31.05.2019 дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании по общим правилам административного судопроизводства /л.д. 39-40/.
Представитель административного истца Акбашева Ж.А. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Административный ответчик Андреев В.В. в судебном заседании иск не признал, в возражениях указал, что транспортное средство «Фольксваген Пассат», г.р.з. <данные изъяты>, собственником которого он является с 2001 года, в марте 2003 года было похищено из гаража. По факту угона было возбуждено уголовное дело. Через два дня после угона автомобиль был обнаружен в технически неисправном состоянии полностью сожженным. Поскольку уголовное дело приостановлено, автомобиль с учета он не снимал. После угона автомобиля транспортный налог не платил, ежегодно предоставлял в налоговый орган сведения по факту угона автомобиля.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 57 Конституции РФ, ст. 3, 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно статьям 1 и 3 Налогового кодекса РФ порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов.
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
Согласно пункту 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Как следует из положений статьей 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Ставки транспортного налога на территории Псковской области установлены Законом Псковской области от 26.11.2002 года № 224-ОЗ «О транспортном налоге» (ст. 2 Закона).
Статьей 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу пункта 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 45 НК РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Из материалов административного дела следует, что согласно сведениям, представленным органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, с 2001 года по настоящее время Андреев В.В. является собственником транспортного средства «Фольксваген Пассат», г.р.з. <данные изъяты> /л.д. 18/.
В соответствии со ст.ст. 357, 358, 361, и п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ, налоговым органом Андрееву В.В. начислен транспортный налог за 2015 в размере 1350 руб., направлено налоговое уведомление № 136915340 от 04.09.2016 о необходимости уплаты транспортного налога в срок до 01.12.2016 /л.д.14/.
Поскольку сумма транспортного налога на основании данного налогового уведомления оплачена не была, Андрееву В.В. направлено требование № 9597 о необходимости уплаты задолженности по транспортному налогу за 2015 в размере 1350 руб. и начисленных на недоимку по налогу пеней в сумме 6,75 руб. в срок до 09.02.2017 /л.д.10/.
В соответствии со ст.ст. 357, 358, 361, и п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ, налоговым органом Андрееву В.В. за 2016 начислен транспортный налог в размере 1350 руб. и недоимка по транспортному налогу за 2014 в сумме 1350 руб., направлено налоговое уведомление № 169722013 от 21.09.2017 о необходимости уплаты транспортного налога, в общей сумме 2700 руб. в срок до 01.12.2017 /л.д.12/.
Поскольку сумма транспортного налога на основании данного налогового уведомления оплачена не была, Андрееву В.В. направлено требование № 1098 о необходимости уплаты задолженности по транспортному налогу 2700 руб. и начисленных на недоимку по налогам пеней в сумме 50,94 руб. в срок до 21.03.2018 /л.д.8/.
Данные требования налогового органа об уплате недоимки Андреев В.В. не исполнил.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии с п.2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Поскольку в указанный в требовании срок сумма недоимки по транспортному налогу и пени административным ответчиком уплачены не были, Межрайонная ИФНС России № 1 по Псковской области обратилась к мировому судье судебного участка № 27 г.Пскова с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с Андреева В.В. задолженности по транспортному налогу и пеням в общей сумме 4107,69 руб.
Вынесенный 24.09.2018 мировым судьей судебного участка № 27 г. Пскова судебный приказ № 2а-379/27/2018 на основании определения от 26.09.2018 отменен в связи с поступившими возражениями Андреева В.В. /л.д.19/.
Подпункт 7 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ определяет, что не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.
В пункте 17.4 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, утративших силу в связи с изданием Приказа ФНС России от 28.03.2018 N ММВ-7-21/176@), разъяснено, что документы, подтверждающие факт угона (кражи) транспортного средства, выдаются органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.
Согласно Инструкции по розыску автомототранспортных средств, утвержденной Приказом МВД России от 17.02.1994 N 58 (ред. от 12.09.2000) "О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства", розыск автотранспортных средств осуществляют органы внутренних дел Российской Федерации.
В случае угона транспортного средства лицо, на которое это средство зарегистрировано, должно написать заявление об угоне в соответствующий орган внутренних дел (ОВД), на основании которого указанный орган вынесет постановление о возбуждении уголовного дела по факту угона, а также выдаст заявителю справку об угоне зарегистрированного на него транспортного средства.
Из указанных норм следует, что для признания лица плательщиком транспортного налога достаточно факта принадлежности этому лицу транспортного средства, зарегистрированного в уполномоченных органах. При этом не признаются плательщиками транспортного налога только те лица, у которых транспортное средство угнано и объявлено в розыск, что должно подтверждаться справкой об угоне, которая выдается органами, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию угонов (краж) транспортных средств.
Исчерпывающий перечень документов, подтверждающих факт угона (кражи) транспортного средства, не установлен ни в Налоговом кодексе, ни в иных нормативных актах. Поэтому к таким документам может относиться как справка об угоне (краже) транспортного средства, так и справка или постановление о возбуждении уголовного дела в связи его с угоном (кражей), которые выдаются правоохранительными органами. Также данная информация может содержаться во вступивших в силу судебных постановлениях, решениях, определениях. Основанием для прекращения взимания налога может стать и выданная уполномоченным органом справка о прекращении уголовного дела по факту угона (кражи) транспортного средства из-за того, что срок давности привлечения к уголовной ответственности по нему истек.
Согласно п. п. 60, 60.2 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказ МВД России от 07.08.2013 N 605 (ред. от 26.06.2018), регистрация транспортного средства прекращается на основании заявление о прекращении регистрации в связи с хищением транспортного средства.
Согласно п. 8.1 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации…, утвержденных Приказом МВД России от 26.06.2018 N 399, регистрация транспортного средства прекращается по заявлению владельца в случае утрата или хищение транспортного средства.
Обращаясь к мировому судье с заявлением об отмене судебного приказа, Андреев В.А. приложил справку следователя СУ при УВВД г. Пскова, из которой усматривается, что по факту кражи 18.03.2003 автомобиля «Фольксваген Пассат», г.р.з. <данные изъяты>, было возбуждено уголовное дело, 18.03.2003 автомобиль был обнаружен в технически неисправном состоянии полностью сожженным, 07.06.2003 уголовное дело приостановлено.
Согласно ответу на судебный запрос СУ УМВД России по городу Пскову уголовное дело № 12003330220, возбужденное по факту кражи автомашины «Фольксваген Пассат», г.р.з. <данные изъяты>, согласно акту № 30 от 24.07.2013 уничтожено.
В силу прямого указания закона в период нахождения транспортного средства в угоне его владелец освобождается от уплаты транспортного налога, при условии подтверждения факта угона соответствующим документом и уведомления налогового органа о хищении автомобиля.
Из пояснений представителя административного истца известно, что за период с 2005 по 2013 транспортный налог Андрееву В.В. не начислялся, чем подтверждаются пояснения административного ответчика о ежегодном предоставлении в налоговый орган справки об угоне ТС и возбуждении уголовного дела.
При этом собственником ТС Андреевым В.В., ошибочно полагавшим о невозможности снятия ТС с учета в связи с наличием возбужденного уголовного дела, не принято мер к совершению регистрационных действий о прекращении регистрации в связи с хищением ТС.
Формальное сохранение регистрации ТС и бездействие собственника Андреева В.В., выразившееся в непринятии мер к прекращению регистрации ТС в связи с угоном, при доказанности самого факта отсутствия объекта налогообложения и невозможности ввиду уничтожения уголовного дела представления других сведений об угоне и своевременного снятия с учета транспортного средства, налог на указанное транспортное средство за 2014-2016 не подлежит взысканию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области к Андрееву В.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пеней отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.С. Захарова