Решение по делу № 12-96/2021 от 11.06.2021

дело № 12-96/2021

25RS0030-01-2021-000725-57

РЕШЕНИЕ

30 августа 2021 года                                                                        п. Славянка

Судья Хасанского районного суда Приморского края Гурская А.Н., рассмотрев жалобу главы администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Бренчагова М.Н. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 03 июня 2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района,

                                                                     установил:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 03 июня 2021, администрация Славянского городского поселения Хасанского муниципального района привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.8.13 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, глава Славянского городского поселения обратился с жалобой, в которой просит постановление об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы указывает, что имеются основания для освобождения администрации Славянского городского поселения от административной ответственности. Земельный участок с кадастровым номером 25:20:050101:170, расположенный на побережье бухты Баклан залива Петра Великого Японского моря <адрес> был передан администрации ООО «Аква» 10.03.2021 г. В апреле 2021 на данном земельном участке была выявлена несанкционированная свалка, в связи с чем было принято решение о проведении работ по санитарной очистке от свалки. Подрядчик выполнил работы по уборке несанкционированной свалки в мае 2021 г. в рамках муниципального контракта. На момент вынесения постановления о назначении административного наказания несанкционированной свалки не имелось. Администрация Славянского городского поселения осуществляет деятельность за счет бюджета Славянского городского поселения. Административные штрафы значительно уменьшают бюджет поселения и ведут к отказу от участия в социальных программах. Просит снизить размер административного штрафа. Кроме того, в жалобе указано, на то, что административным органом нарушен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку требования КоАП РФ не содержит нормы, предоставляющих право одному должностному лицу одновременно составлять протокол об административном правонарушении и рассматривать дело об административном правонарушении.

В судебном заседании представитель административного органа Кулишова А.В. с доводами жалобы не согласилась.

Представитель администрации Славянского городского поселения Маругин А.С. жалобу поддержал по основаниям в ней изложенным.

Выслушав представителя администрации Славянского городского поселения, представителя административного органа, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

Ответственность по части 2 статьи 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования.

В силу пункта 8 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохраной зоны моря составляет 500 метров.

Пунктом 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации установлен запрет на размещение в границах водоохранных зон кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов.

В силу статей 34 и 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлены частями 1,2 статья 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» согласно которым отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву и т.д.

Обязанность собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, ликвидировать последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы установлена статьями 13 и 42 Земельного Кодекса РФ.

Из материалов дела следует, что 07.05.2021 в соответствии с приказом Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора №411 от 27.04.2021 «Об утверждении планового (рейдового) задания отдела по надзору на море по Приморскому краю» был произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером , расположенного в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе бухты Баклан залива Петра Великого Японского моря.

На земельном участке, расположенном в водоохранной зоне моря, зафиксирован факт захламления отходами производства и потребления (разломанная мебель, разломанная стеклопластиковая лодка, морские буи, автомобильные покрышки, доски, разломанные двери, кабель и другое), на участке расположено покосившееся строение.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении администрации Славянского городского поселения.

Факт совершения администрацией Славянского городского поселения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: приказом об утверждении планового (рейдового) задания 411 от ДД.ММ.ГГГГ; Актом обследования территории (акватории от ДД.ММ.ГГГГ с приложением фото-таблицы; выписками из ЕГРН; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами дела.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд приходит к выводу о доказанности в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

У администрации Славянского городского поселения имелась возможность для соблюдения законодательства РФ в области охраны окружающей среды, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но ею не приняты все зависящие от неё меры по их соблюдению.

Поскольку администрация Славянского городского поселения, как правообладатель земельного участка с кадастровым номером 25:20:050101:170, допустило накопление на нем отходов производства и потребления и не выполнило обязанности по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования, она обоснованно привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пунктам 24, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-Ф3 от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросу местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Администрация Славянского городского поселения совершила административное правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования и данное правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, заключающуюся в пренебрежительном отношении администрации к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований природоохранного законодательства.

На момент проведения осмотра, работы по уборке данного земельного от отходов производства и потребления не производились.

Утверждения в жалобе о том, что работы по санитарной очистке от образовавшейся свалки были проведены после передачи земельного участка администрации ООО «Аква» в аренде у которой находился земельный участок и в рамках заключенного муниципального контракта, по которому работы были выполнены в мае 2021 г., не являются основанием для освобождения администрации от административной ответственности.

Администрация Славянского городского поселения является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 25:20:050101:170 с 02.06.2020г.

10.03.2021 г. между администрацией Славянского городского поселения и ООО «Аква» было заключено соглашение о расторжении договора аренды земельного с кадастровым номером 25:20:050101:170. Земельный участок 10.03.2021 был передан администрации в надлежащем состоянии, пригодном для использования в соответствии с его разрешенным использованием, что подтверждается актом-передачи земельного участка администрации Славянского городского поселения.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления.

Собственники земельного участка в силу ст. 210 ГК РФ несут бремя его содержания, а значит, несанкционированную свалку они обязаны ликвидировать. Правоприменительная практика позволяет сделать вывод о том, что собственник обязан содержать участок в надлежащем состоянии, а если ликвидация несанкционированных свалок не охватывается соглашением с региональным оператором и территориальной схемой по обращению с отходами, то он сам вправе выбрать исполнителя, то есть ликвидатора несанкционированной свалки или ликвидировать её своими силами.

Наличие муниципального контракта от 05.02.2021 заключенного с ИП Бондарь Д.С. по выполнению работ по содержанию объектов благоустройства Славянского городского поселения не является основанием для освобождения администрации от административной ответственности.

Ответственность ИП Бондарь Д.С. за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для использование муниципальным контрактом не предусмотрена.

Таким образом, заключение муниципального контракта, не освобождает администрацию Славянского городского поселения, как правообладателя земельного участка, расположенного в водоохраной зоне и в прибрежной защитной полосе, от ответственности за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования.

Постановление о назначении администрации Славянского городского поселения административного наказания за совершение указанного административного правонарушения вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.

Доводы о недопустимости составления протокола и вынесения постановления одним должностным лицом не основаны на законе, поскольку КоАП РФ соответствующих ограничений не предусматривает.

Нарушений норм административного законодательства, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления, не установлено

Вместе с тем, в соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие негативных последствий и устранения нарушения до вынесения обжалуемого постановления, финансовое положение юридического лица, а также принимая во внимание тот факт, что назначение административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб. к юридическому лицу будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности, суд полагает возможным снизить наказание, назначив его в размере 100 000 рублей.

В соответствии с пп.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

                             решил:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 03 июня 2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района, изменить в части установленного размера административного штрафа и снизить размер административного штрафа до 100 000 (сто тысяч) рублей.

Решение судьи может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения через Хасанский районный суд Приморского края.

Судья                                                  А.Н. Гурская

12-96/2021

Категория:
Административные
Ответчики
Администрация Славянского городского поселения
Суд
Хасанский районный суд Приморского края
Судья
Гурская Анна Николаевна
Статьи

8.13

Дело на странице суда
hasansky.prm.sudrf.ru
11.06.2021Материалы переданы в производство судье
15.06.2021Истребованы материалы
02.08.2021Поступили истребованные материалы
30.08.2021Судебное заседание
30.08.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
30.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее