УИД 68RS0002-01-2021-002627-95
Дело 9а-319/2021; №33а-3538/2021 ч.ж.
Судья Кострюков П.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тамбов 6 октября 2021 года
Судья Тамбовского областного суда Моисеева О.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства частную жалобу ФИО1 на определение Ленинского районного суда г. Тамбова от 23 августа 2021 года о возвращении административного искового заявления,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Ленинский районный суд г. Тамбова с административным исковым заявлением к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ № *** от 04.12.2020.
Определением судьи Ленинского районного суда г. Тамбова от 23 августа 2021 года административное исковое заявление возвращено ФИО1 на основании п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ, поскольку оно не подсудно Ленинскому районному суду г. Тамбова.
В частной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене обжалуемого определения ввиду ошибочности выводов суда о правовом значении для определения территориальной подсудности настоящего административного иска нахождение ФИО1 в ЦВСИГ УМВД России. Ссылаясь на положения п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 346 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства», полагает указанные выводы районного судьи противоречащими руководящим разъяснениям, изложенным в вышеуказанном Постановлении.
Кроме того, полагает, что исходя из текста обжалуемого определения, судьей, без исследования доказательств по делу, уже сделан вывод об обязательном исполнении вынесенного предписания, что свидетельствует, по мнению апеллянта, о предвзятости судьи. Также обращает внимание, что решение о депортации исполняется региональным Управлением МВД, которое территориально расположено в Ленинском районе г. Тамбова, и указывает на то, что оспариваемое определение противоречит сложившейся судебной практике. Просит обязать Ленинский районный суд г. Тамбова принять к своему производству настоящее административное исковое заявление.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частных жалоб и представлений прокурора на определения, которыми не оканчивается производство по административному делу, производится судьей суда апелляционной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии предусмотренных п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены определения суда.
Возвращая административное исковое заявление, судья первой инстанции, исходя из положений ч. 1 ст. 22, ч.3,4 ст.24 КАС РФ, указал, что административный ответчик – ФСИН России находится в г. Москве, Управление УФСИН России по Тамбовской области расположено на территории Советского района г. Тамбова, административный истец в настоящее время содержится в ЦВСИГ УМВД по России по г. Тамбову, вследствие чего данное административное исковое заявление не подсудно Ленинскому районному суду.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами районного суда.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
В силу ч. 5 ст. 218 КАС РФ административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.
По общим правилам подсудности, предусмотренным ч. 1 ст. 22 КАС РФ, административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему – по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
В соответствии с ч. 3 ст. 24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом – по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.
В силу ст. 25 КАС РФ подсудность административных дел с участием иностранных лиц определяется по общим правилам, установленным настоящим Кодексом, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
С учетом изложенного, административный иск может быть предъявлен в суд по месту жительства административного истца.
В силу п.п. 3 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109 ФЗ (в ред. От 27.12.20018) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ – жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ – жилое помещение, не являющее местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 21 настоящего Федерального закона (п.п. 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона).
Из указанных положений следует, что местом жительства иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ является жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин зарегистрирован, местом пребывания – жилое или иное помещение, не являющееся местом жительства, в котором гражданин фактически проживает и состоит на учете по месту пребывания.
Таким образом, ЦВСИГ УМВД России по г. Тамбову является местом пребывания административного истца, а не местом его жительства, в связи с чем, вывод суда о подсудности настоящего административного заявления Советскому районному суду г. Тамбова не основан на законе.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не соглашается с выводами районного судьи о том, что правовые последствия исполнения вынесенного в отношении ФИО1 распоряжения могут возникнуть на территории Советского района г. Тамбова, поскольку он основан на неверном толковании норм права.
Как разъяснено в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ», в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административных действий (бездействия) либо на территории которого исполнятся оспариваемое решение (ч. 2 ст. 22 КАС РФ).
Правовые последствия принятого ФСИН России в отношении ФИО1 распоряжения о нежелательности пребывания в РФ распространяются на всю территорию РФ, а в случае отказа в удовлетворении заявленных административных требований, исполнение предписания о нежелательности пребывания ФИО1 будет возложено на Управление МВД России по Тамбовской области, которое территориально расположено в Ленинском районе г. Тамбова.
При указанных обстоятельствах, обжалуемое определение подлежит отмене, а дело по административному исковому заявлению ФИО1 - направлению на рассмотрение в тот же суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.315-317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Ленинского районного суда г. Тамбова от 23 августа 2021 года отменить.
Дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ возвратить в Ленинский районный суд г. Тамбова со стадии принятия.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд г. Тамбова.
Судья О.Н. Моисеева