Дело № 2-223/2024
Поступило в суд 07.03.2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«06» мая 2024 года г.Чулым
Чулымский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Ждановой О.А.
с участием ст. помощника прокурора Чулымского района Шеманской Е.А.
при секретаре Лукьяненко А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котельниковой Галины Анатольевны к администрации Чулымского района Новосибирской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения из жилищных фондов Чулымского района на территории города Чулыма,
УСТАНОВИЛ:
Котельникова Г.А. обратилась в суд с иском к администрации Чулымского района Новосибирской области, указав, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 26 марта 2014 года между ней и администрацией Чулымского района заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 20. Предметом договора являлась передача ей за плату во владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> кв. 7, для временного проживания в нём. Срок действия договора составлял 5 лет, с 26 марта 2014 года по 25 марта 2019 года. Договором предусмотрено, что по окончании его срока, при наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания ей содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен с ней однократно на новый 5-летний срок. Кроме того, по указанному договору она имела право на заключение договора социального найма в отношении занимаемого жилого помещения после окончания срока действия настоящего договора при отсутствии оснований для заключения с ней договора найма специализированного жилого помещения на новый 5-летний срок. Также она имела право на неприкосновенность жилища и недопустимость произвольного лишения жилого помещения, не могла быть выселена из жилого помещения или ограничена в праве пользования иначе, как в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Вместе с тем, она имела право на заключение договора социального найма в отношении занимаемого жилого помещения после окончания срока действия настоящего договора при отсутствии оснований для заключения с ней договора найма специализированного жилого помещения на новый 5-летний срок.
При этом, администрация Чулымского района Новосибирской области, будучи наймодателем, обязана предоставить другое благоустроенное жилое помещение в границах города Чулыма в случае расторжения настоящего договора по основаниями и в порядке, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации; заключить договор социального найма в отношении занимаемого жилого помещения без выселения ее и членов ее семьи после окончания срока действия настоящего договора при отсутствии оснований для заключения договора найма специализированного жилого помещения на новый 5-летний срок.
Также согласно указанному договору, в случае прекращения настоящего договора в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, ей должно быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение, находящееся в границах города Чулыма. По истечении срока действия настоящего договора, она и члены ее семьи не подлежат выселению из жилого помещения, заключается договор социального найма, либо в соответствии с п. 6 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» договор найма специализированного жилого помещения на новый 5-летний срок.
05 апреля 2019 года в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу произошел пожар, в связи с чем, жилое помещение, в котором она проживала по договору найма специализированного жилого помещения, был уничтожен.
В соответствии с заключением эксперта №279-2019 от 06.08.2019, наиболее вероятным источником зажигания явилось тепловое воздействие аварийного режима работы электрического оборудования. Очаг пожара находился внутри пристройки к квартире №5 в верхней части, возможно, на уровне перекрытия.
В соответствии со ст. 101 ЖК РФ, установлены требования, по которым наймодатель вправе расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения, которые ею не были нарушены за время проживания в указанном жилом помещении.
В соответствии с постановлением администрации Чулымского района №143 от 22.02.2019, принято решение о заключении с ней договора социального найма, который впоследствии не был заключен.
Как следует из договора найма жилого, срок его действия составлял с 26.03.2014 по 25.03.2019, при этом до его окончания в установленном законом порядке она ни разу не уведомлялась о необходимости заключения договора социального найма. Кроме того, она не была ознакомлена и с постановлением администрации Чулымского района №143 от 22.02.2019, то есть не была уведомлена о том, что ей необходимо заключить договор социального найма с администрацией Чулымского района на жилое помещение, которое ей было предоставлено по договору найма специализированного жилого помещения. То есть, проживала в указанном жилище на основании договора №20 от 26.03.2014, в том числе, исправно вносила плату за коммунальные и иные услуги.
Таким образом, учитывая вышеуказанные обстоятельства, администрация Чулымского района Новосибирской области свои должностные обязанности по уведомлению её о необходимости заключения договора социального найма или заключении нового договора специализированного найма жилого помещения, не выполнило в полном объеме. Считает, что на момент пожара 05.04.2019 между ней и администрацией Чулымского района действовало соглашение, предусмотренное договором найма специализированного жилого помещения №20 от 26.03.2014. Учитывая положения договора, на которые она ссылалась ранее, Администрация Чулымского района обязана предоставить ей другое благоустроенное жилое помещение на территории города Чулыма.
В случае добросовестного исполнения своих служебных обязанностей администрацией Чулымского района и заключения с нею договора социального найма на жилое помещение, в установленный законом срок, по истечении 5-летнего срока действия договора № 20 от 26 марта 2014 года, а именно 25 марта 2019 года, он действовал бы на 05 апреля 2019 г.
Если бы между ней и администрацией Чулымского района был заключен договор социального найма, то в случае его сноса, перевода в нежилое, признании непригодным для проживания, ей должно быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение по такому договору.
То есть, как в случае заключения нового договора специализированного найма жилого помещения, так и заключения договора социального найма на указанное жилое помещение, в соответствии с законодательством, ей должно быть предоставлено другое жилое помещение, поскольку многоквартирный дом, в котором она проживала, был уничтожен огнем, демонтирован и снят с кадастрового учета.
Нарушение ее жилищных прав были допущены только вследствие ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей сотрудниками администрации Чулымского района, а не иных, других обстоятельств.
Просит обязать администрацию Чулымского района Новосибирской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение из жилищных фондов Чулымского района на территории города Чулыма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям (л.д. 3-7).
В последующем истец Котельникова Г.А. уточнила свои исковые требования, просит обязать администрацию Чулымского района предоставить ей другое благоустроенное жилое помещение из жилищных фондов Чулымского района на территории города Чулыма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по договору специализированного найма жилого помещения № 20 от 26.03.2014 года по обстоятельствам, изложенным в ее исковом заявлении, поскольку администрацией Чулымского района с ней договор социального найма после истечения срока действия договора № 20 от 26.03.2014 года заключен не был, и таким образом, нарушили ее право на жилище (л.д. 39).
В судебном заседании истец Котельникова Г.А. заявленные требования с учетом их уточнения и доводы искового заявления поддержала, пояснила, что 26 марта 2014 года администрацией Чулымского района с ней, как с лицом, относящеммся к числу детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом состава ее семьи: муж и дочь, был заключен договор найма специализированного жилого помещения: квартиры № 7 в жилом доме по <адрес>. Вселилась с семьей и проживала в указанном жилом помещении. Об истечении срока данного договора письменно ею никто не уведомлял. Не оспаривает, что в таком уведомлении, имеющимся в деле, ее подпись, но не помнит, при каких обстоятельствах подписала его, в конце марта 2019 года приходила в администрацию района, приносила документы для последующего оформления данного жилого помещения в собственность. 05 апреля 2019 года произошел пожар в их многоквартирном доме и предоставленное ей жилое помещениен полностью сгорело. После этого стала с семьей проживать у родственников. Обращалась в администрацию Чулымского района по поводу предоставления ей жилья, администрацией оказывалась ей материальная помощь, но жилое помещение не предоставлялось. На момент пожара у нее была задолженность по коммунальным услугам по сгорвешему жилому помещению, но она намеревалась ее погасить до приватизации, в настоящее время она погашена.
В администрацию города Чулыма с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении, о постановке на учет в качестве таковой, о предоставлении жилья из маневренного фонда, не обращалась, так как об этом ей никто не говорил. В настоящее время в администрации города Чулыма на учете в качестве нуждающейся в жилье, не состоит. В собственности жилых помещений ни она, ни члены ее семьи не имеют, проживают в жилом доме, который принадлежит родственникам. Администрацией Чулымского района после произошедшего пожара предоставлялось ей служебное жилое помещение в городе Чулыма, но она отказалась от него, так как не смогла бы приватизировать его. В настоящее время проживает с семьей в доме родственников, не имеет в собственности жилых помещений, как и ее супруг и дочь.
Не оспаривает, что утратила право на предоставление ей жилого помещения, как лицу из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, администрация Чулымского района в связи с уничтожением предоставленного ей данной администрацией района жилого помещения, должна предоставить ей жилое помещение по договору социального найма. Считает, что такая обязанность ответчика вытекает из ранее заключенного с ней договора №20 от 26.03.2014, считает администрацию Чулымского района надлежащим ответчиком, против его замены возражала.
Считает, что срок исковой давности по закону ею пропущен, ходатайств о его восстановлении заявлять не намерена, но при этом, просит обратить внимание, что в ответе первого заместителя главы администрации Чулымского района от 05 ноября 2019 года, который она получила в ноябре 2019 года, по ее обращению об оказании содействия в повторном расселении в связи с произошедшим пожаром, сообщено, что данный вопрос находится на контроле у Главы Чулымского района, о принятых решениях будет уведомлена дополнительно, и пока её о данных решениях не уведомляли.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Чулымского района ФИО6 заявленные исковые требования не признал, пояснил, что 26 марта 2014 году администрацией Чулымского района с истцом, как с лицом, относящейся к числу детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был заключен договор найма специализированного жилого помещения: квартиры № 7 в жилом доме по <адрес>, на срок 5 лет. Такой договор в силу действующего законодательства, заключается однократно, по истечении его срока он может быть заключен вновь на 5-ти летний срок в силу сложной жизненной ситуацией нанимателя, каковой у истца не было установлено. После истечения срока данного договора и отсутствия оснований для его заключения на новый срок, мог быть заключен договор социального найма данного жилого помещения в целях последующей его передачи в собственность истцу. Истец должен был явиться в администрацию Чулымского района до 26 мая 2019 года для заключения такого договора социального найма, о чем Котельникова Г.А. была уведомлена, но для его заключения не явилась, а 05 апреля 2019 года произошел пожар в указанном доме и жилое помещение, предоставленное истцу, полностью сгорело. Виновник пожара не установлен, истец таковым не является. В данном случае истец нуждается в жилом помещении, но оно должно предоставляться ей органами местного самоуправления поселения в пределах предоставленных им полномочий, которые отсутствуют у администрации Чулымого района. В связи с чем, истцу для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, следовало обратиться в администрацию города Чулыма, о чем ей неоднократно разъяснялось ими, но не было ею сделано. Маневренного фонда в администрации Чулымского района нет. Таким образом, Администрация Чулымского района не является надлежащим ответчиком по делу. Несмотря на это, администрация Чулымского района предпринимала все возможные меры для оказания помощи истцу, неоднократно проводились заседания КЧС, обращались за финансированием для приобретения жилья истцу в вышестоящие органы, но им было отказано. Также они направляли письмо в администрацию города Чулыма с вопросом об включении истца в переселение, но положительного ответа не получили. При этом, истцу оказывалась возможная материальная помощь в виде денежных сумм, предоставления предметов первой необходимости. Также истцу в 2021 году администрацией Чулымского района было предоставлено служебное жилое помещение, заключен соответствующий договор, но истец в короткий промежуток времени после этого, отказалась от него.
Считает, что истец пропустил срок исковой давности по заявленным требованиям, так как 05.11.2019 года ей уже было отказано Министерством социального развития в предоставлении жилья на ее обращение.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, допросив свидетелей, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении исковых требований истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.40 Конституции РФ (принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 года), каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "ж", "к" части 1 статьи 72).
В соответствии со ст.98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с п.1 настоящей статьи, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта РФ. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта РФ.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в п.1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта РФ.
Согласно копии паспорта Котельникова Галина Анатольевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована в праве проживания с 08 апреля 2014 года по адресу: <адрес> (л.д. 8-9).
20 марта 2018 года Котельникова Г.А. обратилась в администрацию Чулымского района Новосибирской области с заявлением с просьбой заключить с ней договор социального найма жилого помещения находящегося по адресу: <адрес> кв. 7 (л.д. 46).
Постановлением администрации Чулымского района Новосибирской области от 26 марта 2014 года № 239 постановлено предоставить жилые помещения специализированного жилищного фонда, отнесенные к категории жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированного жилищного фонда гражданам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, Котельниковой (ФИО11) Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения – <адрес> кв. 7 (л.д. 56-57).
В соответствии с договором найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 26 марта 2014 года № 20, администрация Чулымского района передает Котельниковой Г.А. за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от 14 марта 2014 года серия <адрес>, состоящее из квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес> кв.7, для временного проживания в нем. Жилое помещение является благоустроенным применительно к условиям города Чулыма. Предоставляемое жилое помещение отнесено к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании постановления администрации Чулымского района Новосибирской области от 25 марта 2014 года № 238 «О принятии имущества в муниципальную собственность Чулымского района». Совместно с Котельниковой Г.А. в жилое помещение вселяются члены ее семьи: муж ФИО2, дочь ФИО3. Срок действия договора составляет 5 лет с 26 марта 2014 года по 25 марта 2019 года. По окончанию срока настоящего договора при наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания Котельниковой Г.А. содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного - жилого помещения может быть заключен с администрацией Чулымского района однократно на новый 5-летний срок. Котельникова Г.А. имеет право имеет право на предоставление в соответствии с ч.5 ст.103 ЖК РФ другого благоустроенного жилого помещения в границах г.Чулыма в случае расторжения настоящего договора и выселения ее и членов ее семьи; на заключение договора социального найма в отношении занимаемого жилого помещения после окончания срока действия настоящего договора при отсутствии оснований для заключения с нанимателем договора найма специализированного жилого помещения на новый 5-летний срок. Наймодатель имеет право предоставить другое благоустроенное жилое помещение в границах г.Чулыма в случае расторжения настоящего договора по основаниям и в порядке, предусмотренным ЖК РФ; заключить договор социального найма в отношении занимаемого жилого помещения без выселения нанимателя и членов его семьи после окончания срока действия настоящего договора при отсутствии оснований для заключения договора найма специализированного жилого помещения на новый 5-летний срок. Настоящий договор прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения и по иным основаниям, предусмотренным ЖК РФ. В случае прекращения настоящего договора, в связи с утратой (разрушением) жилого помещения нанимателю предоставляется другое благоустроенное жилое помещение, находящееся в границах города Чулыма. По истечению срока действия настоящего договора наниматель и члены его семьи не подлежат выселению из жилого помещения, в отношении занимаемого жилого помещения с нанимателем заключается договор социального найма либо в соответствии с п.6 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» однократно договор найма специализированного жилого помещения на новый 5-летний срок (л.д. 10-14, 41-45).
Согласно уведомлению администрации Чулымского района от 26 декабря 2018 года № 666, у Котельниковой Г.А. истекает срок действия договора найма специализированного жилого помещения дома <адрес> кв. 7 по <адрес>, для подтверждения наличия (отсутствия) обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации необходимо не позднее 26 декабря 2018 года в отдел опеки и попечительства администрации Чулымского района предоставить пакет указанных документов (л.д. 58-59).
Согласно уведомлению администрации Чулымского района от 25 февраля 2019 года № 104, отделом опеки и попечительства администрации Чулымского района сообщено Котельниковой Г.А. о том, что в соответствии с постановлением администрации Чулымского района от 22.02.2019 года № 143 принято решение о заключении с нею договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> кв. 7 и исключении жилого помещения из муниципального специализированного жилищного фонда. Для заключения договора социального найма жилого помещения просят явиться не позднее 26 марта 2019 года в отдел земельных и имущественных отношений администрации Чулымского района по адресу: г Чулым ул. Чулымская 43 каб. 28. Имеется подпись Котельниковой Г.А. с указанием «получено на руки» (л.д. 62).
Согласно информации МУП «Чулым-Сервис» от 09 февраля 2021 года, задолженность Котельниковой Г.А. по услугам теплоснабжения по состоянию на 01.04.2019 года составляет 16057,86 рублей, на 09.02.2021 – 3192,54 рубля (л.д. 64)
Согласно информации МУП «Чулым-Сервис» от 19 февраля 2019 года, задолженность Котельниковой Г.А. по услугам теплоснабжения составляет 21319 рублей 95 копеек (л.д. 63)
Постановлением администрации Чулымского района от 22 февраля 2019 года № 143, постановлено заключить договора социального найма с нанимателями, из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в том числе Котельниковой Г.А., у которых пятилетний срок договора найма специализированных жилых помещений истекает в марте 2019 г.. исключить жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес> квартиры 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8 из муниципального специализированного жилищного фонда администрации Чулымского района (л.д. 60-61).
Согласно сообщений отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Коченевскому и Чулымскому районам Новосибирской области от 08 апреля 2019 года, согласно данным государственного статистического учета 05 апреля 2019 года по адресу: <адрес>, был зарегистрирован пожар многоквартирного жилого дома (л.д. 66); от 01 октября 2019 года следует, что по факту пожара 8-и квартирного жилого дома, происшедшего 05 апреля 2019 года по адресу: Новосибирская область г.Чулым, ул.Энтузиастов, д.6 «а», постановлением от 01 октября 2019 года в возбуждении уголовного дела отказано в соответствии с п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ (л.д.23, 115).
Постановлением дознавателя ОНДиПР по Коченевскому и Чулымскому районам Новосибирской области от 01 октября 2019 года отказано в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершенном преступлении, предусмотренного ст.168 УК РФ, по факту пожара 8-и квартирного жилого дома, происшедшего 05 апреля 2019 года по адресу: <адрес>, по основаниям п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ, за отсутствием события преступления (л.д. 116-117).
Согласно заключению межведомственной комиссии по оценке приобретаемых в муниципальную собственность Чулымского района Новосибирской области жилых помещений № 2 от 05 апреля 2019 года, комиссия по оценке приобретаемых в муниципальную собственность Чулымского района Новосибирской области жилых помещений провела выездную проверку относительно объекта жилого фонда, расположенного по адресу: <адрес>. Установлено, что в ночь с 04 апреля 2019 года на 05 апреля 2019 года в доме по <адрес> произошел пожар. Из 8 квартир практически полностью выгорело 6 квартир. Возгорание началось с кв. № 5. По предварительным данным сотрудников МЧС причиной возгорания послужило короткое замыкание электропроводки. Комиссией принято решение оказать жильцам содействие в восстановлении документов, в сборе вещей первой необходимости (одежда, постельное белье, кухонная утварь (л.д. 65).
Решением комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации Чулымского района № 11 от 05 апреля 2019 года рекомендовано администрации Чулымского района обратиться в Министерство труда и социального развития Новосибирской области с предложением использовать финансовые средства, предусмотренных в 2019 года в бюджете Чулымского района, для приобретения жилья для пострадавших (л.д. 76).
Как следует из акта обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> от 11 апреля 2019 г., в результате обследования комиссия пришла к выводу, что считает нецелесообразным восстановление вышеуказанного жилого дома, а для решения жилищного вопроса, пострадавших от пожара, граждан обратиться к заместителю Губернатора Новосибирской области и в Министерство труда и социального развития Новосибирской области с целью получения финансовой помощи для приобретения восьми квартир в муниципальную собственность (л.д. 67).
11 апреля 2019 года администрация Чулымского района обратилась в Министерство туда и социального развития Новосибирской области и к заместителю Губернатора Новосибирской области с просьбой получения финансовой помощи для решения жилищного вопроса пострадавших от пожара граждан, указав, что в результате пожара жилой дом практически полностью уничтожен огнем, дальнейшее проживание граждан в данном доме не представляется возможным (л.д. 68, 69, 70).
Как следует из сообщения заместителя Губернатора Новосибирской области № 276-08/17-19 от 13 мая 2019 года, по информации Министерства труда и социального развития Новосибирской области, Котельниковой Г.А. и др. оказана материальная помощь на предметы первой необходимости, а также натуральная помощь в связи с пожаром в многоквартирном доме. Право на обеспечение данных граждан жилыми помещениями, как лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализовано в 2014 году. Выделение средств для приобретения жилья из резервного фонда Правительства Новосибирской области не представляется возможным. Расселение пострадавших после пожара вышеуказанного дома граждан возможно в рамках реализации на территории города Чулыма подпрограммы «Безопасность жилищно-коммунального хозяйства» государственной программы Новосибирской области «Жилищно - коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015-2022 годах», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 16 февраля 2015 года № 66-п, при условии признания этого многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (л.д. 74-75).
16 апреля 2019 года администрация Чулымского района обратилась в администрацию города Чулыма с просьбой рассмотреть вопрос на заседании межведомственной комиссии о признании непригодным для проживания многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес> (л.д. 72, 73)
Из сообщения Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Коченевскому и Чулымскому районам Новосибирской области № 542-3/20-17 от 30 мая 2019 года следует, что строение многоквартирного дома по адресу: <адрес> может быть демонтировано, так как ценности для дознания по пожару более не представляет (л.д. 99).
По заключению эксперта от 06.08.2019 № 279-2019 года ФГБУ «Судебно-экспертного учреждения Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Новосибирской области, наиболее вероятным источником зажигания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, явилось тепловое воздействие аварийного режима работы эл. оборудования. Очаг пожара находился внутри пристройки к квартире № 5 в верхней части, возможно, на уровне перекрытия (л.д. 21-25, 111-114).
Согласно технического заключения ООО «Проект-комплекс» по результатам обследования восьмиквартирного жилого дома, расположенного по адресу<адрес> с определением процента износа в соответствии с п. 12 Методики определения физического износа гражданских зданий» при общем физическом износе в 71 % техническое состояние жилого дома оценивается как ветхое – состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а несущих – весьма ветхое. Состояние конструкции стен, перекрытия, крыши, полов и инженерных систем аварийное – категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта. Капитальный ремонт дома, расположенного по адресу: <адрес> нецелесообразен, так как мероприятия по восстановлению эксплуатационных характеристик конструкций весьма трудоемкие и дорогостоящие (л.д. 82-91).
Согласно заключению комиссии по списанию муниципального имущества Чулымского района Новосибирской области, закрепленного на праве оперативного управления за администрацией Чулымского района и имущества, составляющего муниципальную казну от 17 июня 2019 года, жилые помещения (квартиры), расположенные по адресу: <адрес> признаны непригодными для дальнейшего использования (квартиры с № 1 по № 8) и рекомендовано их списать (л.д. 100-103).
Постановлением администрации Чулымского района № 450 от 26 июня 2019 года разрешено списание объектов недвижимости, входящих в состав муниципальной казны Чулымского района Новосибирской области, расположенных по <адрес> кв.1-8. В срок до 01 ноября 2019 года постановлено провести демонтаж указанного объекта (л.д. 19, 20, 104, 105).
Из представленных фотографий следует, что в результате пожара уничтожены жилые помещения в многоквартирном доме (л.д. 92-96).
Как следует из акта № 21 от 21 октября 2019 года, произведен демонтаж указных выше объектов недвижимости (л.д. 109).
Согласно информации МУП «Чулым-Сервис» от 09 февраля 2021 года, по адресу <адрес> кВ. 7 задолженности по услуге за теплоснабжение по состоянию на 01 апреля 2019 года, составляла 16057 рублей 86 копеек, на 09 февраля 2021 года – 3192 рубля 54 копеек (л.д. 64).
Согласно заявлению Котельниковой Г.А. от 11 октября 2019 года, она обратилась к Министру труда и социального развития Новосибирской области с просьбой повторного расселения, в связи с трудной жизненной ситуацией, случившейся в связи с пожаром на <адрес> 05 апреля 2019 года, который уничтожил полностью все жилое помещение и их имущество. Указанное жилье было предоставлено им, как детям сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма. Жилье ими не приватизировано, договоры заключены на 5 лет (л.д. 118).
Из сообщения Министерства труда и социального развития от 21 ноября 2019 года следует, что вопросы, возникающие в процессе использования жилых помещений, предоставленных детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должны решаться непосредственно органом местного самоуправления с гражданином, утратившим предоставленное жилое помещение, в рамках жилищного законодательства (л.д. 119-121).
В соответствии с договором найма служебного жилого помещения № 12 от 01 октября 2021 года, администрация Чулымского района передает Котельниковой Г.А. и членам её семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем. Жилое помещение предоставляется в связи с работой. Настоящий договор заключен на время трудовых отношений (л.д. 122-125, 126).
25 октября 2021 года Котельникова Г.А. обратилась в администрацию Чулымского района с заявлением о расторжении договора найма служебного помещения № 12 от 01 октября 2021 г, так как не нуждается в жилом помещении (л.д. 127).
Из сообщения администрации Чулымского района от 05 ноября 2019 года следует, что вопрос об оказании содействия в повторном расселении находится на контроле у главы Чулымского района, а варианты его решения в настоящее время прорабатываются совместно с региональными органами власти (л.д. 164).
Из уведомлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии следует, что в ЕГРН в период 03 апреля 2019 года по 03 апреля 2024 года, отсутствуют сведения о правообладателе ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Котельниковой Галине Анатольевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 150, 151, 152).
Свидетель Свидетель №2 показала, что работает в должности начальника отдела имущества и земельных отношений администрации Чулымского района. Ей известно, что Котельниковой Г.А. было предоставлено жилое помещение по договору специализированного найма по адресу: <адрес> квартира № 7, как лицу из числа детей- сирот, оставшихся без попечения родителей. С момента предоставления жилья Котельникова Г.А. с семьей (муж и ребенок) вселилась в квартиру, постоянно проживала в ней. По окончанию срока действия данного договора с истцом нужно было заключить договор социального найма жилого помещения, подготовлен его проект, Котельникова Г.А. письменно извещена об этом, также звонили и говорили ей об этом. Однако, Котельникова Г.А. своевременно его не заключила. В апреле 2019 года произошел пожар, данный многоквартирный дом сгорел, в том числе, квартира, предоставленная истцу. На момент пожара Котельникова Г.А. имела задолженность по коммунальным платежам. Пострадавшим готовы были предоставить гостиницу, но Котельникова Г.А. сказала, что ей есть где устроиться и уехала к родственникам. Котельниковой Г.А. была оказана возможная материальная, гуманитарная помощь, администрация Чулымского района обращалась к вышестоящим органам с просьбой выделения средств из областного бюджета для приобретения жилья пострадавшим, в чем было отказано в связи с реализацией этими гражданами своих прав, так как жилые помещения администрацией района лицам из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется однократно. Жилых помещений, которые могли быть предоставлены истцу по договору социального найма, в администрации Чулымского района нет, как и полномочий на это. В 2021 году Котельниковой Г.А. по договору было предоставлено служебное жилье по адресу: <адрес> – однокомнатная квартира, но через 3 недели Котельникова Г.А. написала заявление и отказалась от служебного жилья, в связи с тем, что не нуждается в нем. Истцу, как и другим пострадавшим в результате пожара, неоднократно разъяснялось, что для предоставления им жилого помещения по договору социального найма, им необходимо встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрацию города Чулыма.
Свидетель Свидетель №1 пояснила, что является начальником отдела опеки и попечительства администрации Чулымского района. Котельникова Г.А. состояла на учете, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в жилье. В 2014 году она была обеспечена квартирой 7 в многоквартирном жилом доме по <адрес> из специализированного жилищного фонда. Такое жилое помещение предоставляется однократно. С момента предоставления жилья истец с семьей вселилась в квартиру и проживала в ней, по истечении 5-ти летнего срока данного договора, истцу необходимо было заключить договор социального найма данного жилого помещения, о чем она была письменно уведомлена. В апреле 2019 года произошел пожар, в результате которого данный многоквартирный дом сгорел. На момент пожара Котельникова Г.А. имела задолженность по коммунальным платежам. Котельниковой Г.А. после пожара была оказана материальная, гуманитарная помощь. Администрация Чулымского района обращалась в Министерство соцразвития, Губернатору НСО за разъяснением, как им действовать в данной ситуации, на что им разъяснено, что они предоставляют специализированные жилые помещения таким лицам однократно. Котельниковой Г.А. было разъяснено о необходимости обращения в администрацию города Чулыма для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Таким образом, представленными суду доказательствами подтверждено, что право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения Котельниковой Г.А. было реализовано в 2014 году. Срок договора найма помещений, заключенного между ответчиком и истцом (5 лет) истек 26 марта 2019 года. Оснований для его продления администрацией Чулымского района не усмотрено. Истцом данный факт не оспорен. Пролонгации в силу действующего законодательства такие договоры не подлежат.
Котельниковой Г.А. с администрацией Чулымского района договор социального найма № 13 от 26 марта 2019 года не подписан (л.д. 47-51, 52). При этом, представленными доказательствами подтверждено, что истец была уведомлена о необходимости заключения данного договора социального найма, что следует из приведенных показаний свидетелей Свидетель №2, Свидетель №1, письменных материалов дела (л.д. 62).
Тот факт, что предоставленное истцу жилое помещение стало непригодным для проживания, не может являться основанием для удовлетворения требований истца, служит поводом для постановки проживающих в таком жилье на учет в качестве нуждающихся в предоставлении другого жилого помещения, в том числе во внеочередном порядке.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 3.1 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ, ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, относится к полномочиям городского поселения, каковым является администрация города Чулыма Новосибирской области.
Однако, как установлено в суде, подтверждено самим истцом, Котельникова Г.А. с заявлением о предоставлении жилого помещения, в том числе, во внеочередном порядке, в администрацию г. Чулыма не обращалась, в общей очереди на улучшение жилищных условий не состоит.
При этом, доводы истца, что она не знала о такой возможности, опровергаются исследованными в суде доказательствами: показаниями допрошенных свидетелей Свидетель №2, Свидетель №1, письменными материалами дела (л.д. 119-121).
Оснований для повторного предоставления истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» судом не установлено, поскольку после истечения срока договора найма специализированного жилищного фонда к правоотношениям сторон применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации ( ст.ст. 49, 52, 57 ЖК РФ), регулирующие вопросы заключения и расторжения договоров социального найма, в том числе в случае признания в установленном законом порядке жилого помещения непригодным для проживания (в том числе в случае пожара).
Доводы истца об обязанности администрации Чулымского района предоставить ей жилое помещение на основании договора социального найма, суд находит несостоятельным, они не основаны на нормах действующего законодательства.
Решение о сносе жилого дома администрацией Чулымского района не принималось, так как объект был уничтожен пожаром, о чем свидетельствуют представленные суду доказательства. Администрацией Чулымского района принято лишь решение о снятии с баланса и демонтаже оставшихся конструкций.
Срок действия договора найма специализированного жилищного фонда от 26 марта 2014 г., на который ссылается истец в обоснование требований, на момент пожара в многоквартирном доме, истек. Кроме того, из положений указанного договора также не следует обязанность администрации Чулымского района в случае пожара предоставить истцу другое жилье.
Согласно положениям Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация Чулымского района не наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам по договорам социального найма. Такими полномочиями наделена администрация города Чулыма, но истец в суде возражала против замены ответчика администрации Чулымского района на администрацию города Чулыма.
Согласно положениям Закона Новосибирской области от 10.12.2013 N 411-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и от 05.06.2013 N 331-ОЗ администрация Чулымского района наделена полномочиями лишь по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан за счет средств областного бюджета. Свое обязательство ответчик в отношении Котельниковой Г.А. исполнил.
Не смотря на нормы указанного выше Федерального закона, администрацией Чулымского района принимались меры по решению жилищного вопроса Котельниковой Г.А. после пожара, направлялись письма о выделении денежных средств, однако вышестоящими инстанциями в этом было отказано, в том числе со ссылкой на реализацию истцами права на обеспечение жильем из специализированного жилищного фонда, с разъяснением о возможности предоставления ей жилого помещения по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством (л.д. 119 – 121).
Следует также отметить, что после возникновения пожара, которым было уничтожено специализированное жилое помещение, предоставленное истцу, администрацией Чулымского района принимались меры к оказанию ей материальной помощи (л.д. 78-81), было предоставлено ей служебное жилое помещение по договору найма 01.10.2021 года (л.д. 122 – 126), который был расторгнут по инициативе самого истца в связи с отсутствием ее нуждаемости в нем (л.д. 127, 128, 129).
В связи с изложенным суд находит исковые требования Котельниковой Г.А. не подлежащими удовлетворению.
При этом, доводы представителя ответчика об истечении срока исковой давности по требованиям истца, суд находит несостоятельными.
В соответствии с ч.1 ст.196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст.200 ГК РФ.
Согласно ч.1 ст.200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По настоящему делу исковые требования Котельниковой Г.А. заявлены к администрации Чулымского района. Согласно предоставленного истцом ответа первого заместителя главы администрации Чулымского района Котельниковой Г.А. от 05 ноября 2019 года, по ее обращению об оказании содействия в повторном расселении в связи с произошедшим пожаром, сообщают, что данный вопрос находится на контроле у Главы Чулымского района, а варианты его решения в настоящее время прорабатываются совместно с региональными органами власти, о принятых решениях будет уведомлена дополнительно (л.д. 164). Доказательств того, что истцу Котельниковой Г.А. администрацией Чулымского района были предоставлены дополнительные сведения о возможности предоставления ей жилого помещения, после вышеуказанного ответа, не представлено. В связи с чем, на момент обращения в суд 07 марта 2024 года, срок исковой давности по заявленным исковым требованиям непосредственно к администрации Чулымского района, истцом не пропущен, а доводы представителя ответчика о начале течения срока исковой давности с даты ответа Министерства труда и социального развития НСО Котельниковой Г.А. 05.11.2019 года, несостоятельными.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доказательств, позволяющих суду принять иное решение, сторонами не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-223/2024 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░ 54RS0042-01-2024-000445-69