Дело № 2а-1243/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Киселевский городской суд Кемеровской области
в составе: председательствующего- судьи Курач Е.В.,
при секретаре – Ломыгиной Л.С.,
с участием административного истца Смольникова А.Е.,
представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Кемеровской области» - Карелиной О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселевске
20 июля 2017 года
административное дело по административному исковому заявлению Смольникова А.Е. к военному комиссариата Кемеровской области по городу Киселёвску, Призывной комиссии Киселевского городского округа, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Кемеровской области» о признании действий незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Смольников А.Е. обратился в суд с административным иском к административному ответчику военному комиссариата Кемеровской области по городу Киселёвску о признании действий незаконными.
Требования мотивированы тем, что решением призывной комиссии Киселевского городского округа от 05.06.2017 г. № вынесено решение о том, что он подлежит зачислению в запас, как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Указанное решение считает незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
В 2007 году он поступил в <данные изъяты> очной формы обучения со сроком окончания обучения в 2012 году, в связи, с чем решением призывной комиссии г. Киселевска ему на срок обучения была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании пп. «а» п.2 ст.24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
29 октября 2012 года он поступил в очную аспирантуру <данные изъяты> по специальности <данные изъяты> (приказ № от 30 октября 2012 года). Дата окончания аспирантуры – 29 октября 2015 года (приказ № от 30 октября 2015 года).
В связи с поступлением на очную аспирантуру на основании решения призывной комиссии Киселевского городского округа ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на период обучения на основании пп. «б» п.2 ст.24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Очную аспирантуру № он окончил 29.10.2015 г.
К окончанию срока обучения подготовленная им кандидатская диссертация рекомендована к представлению в Диссертационный совет. Для завершения работы над кандидатской диссертацией и защиты ее в Диссертационном совете, <данные изъяты> ходатайствовал перед военным комиссариатом о предоставлении ем г. у отсрочки до 01 ноября 2016 года.
01.09.2016 года он был принят на работу в <данные изъяты>» на должность <данные изъяты>.
31.01.2017 года он уволился из <данные изъяты>» по собственному желанию.
ДД.ММ.ГГГГ года он достиг возраста 27 лет.
Все время, в течение которого он подлежал призыву на военную службу, в частности учитывая период с 01.01.2014 г. он никогда не скрывался, а наоборот самостоятельно приезжал в военный комиссариат г. Киселевска с целью предоставления документов, подтверждающих право на предоставление отсрочек. Контактные сведения отражены в материалах его личного дела.
При этом нарочно, по почте либо иным способом повесток он не получал, и от получения повесток не уклонялся. Работниками военного комиссариата не было предпринято мер вручения ему повесток. От явки в отдел военного комиссариата не отказывался, каким-либо иным образом не препятствовал осуществлению призыву его на военную службу.
Указывает, что военный комиссариат в порядке, установленном пунктом 2 статьи 31 Федерального закона 28.03.1998 №53-ФЗ, не обращался в органы внутренних дел в целях установления местонахождения гражданина и обеспечении его прибытия на призывные мероприятия. Розыскные мероприятия в отношении него не проводились. К административной ответственности за административные правонарушения в области воинского учета не привлекался.
05.06.2017 года он был приглашен на заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о зачислении его в запас, на котором призывной комиссией было принято оспариваемое решение.
Считает, что оспариваемое решение призывной комиссии Киселевского городского округа, оформленного протоколом от 05.06.2017 гю №, в части признания Смольникова А.Е. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, нарушает его права и свободы, является незаконным и подлежит отмене.
Считает, что призывной комиссии Киселевского городского округа в отношении Смольникова А.Е. следовало принять решение о зачислении в запас на основании абзаца 5 пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Просит признать незаконным решение призывной комиссии Киселевского городского округа от 05.06.2017 г. №/У о зачислении в запас Смольникова А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по основанию, предусмотренному абзацем 7 пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» по достижении возраста 27 лет, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; обязать призывную комиссию Киселевского городского округа принять решение о зачислении Смольникова А.Е. в запас на основании абзаца 5 пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; обязать отдел военного комиссариата Кемеровской области по городу Киселевску выдать Смольникову А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, военный билет.
Определением суда от 30 июня 2017 года в качестве административных ответчиков по делу привлечены Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Кемеровской области», Призывная комиссия Киселевского городского округа.
В судебном заседании административный истец Смольников А.Е. на удовлетворении требований настаивал.
Представитель административного ответчика военного комиссариата Кемеровской области по городу Киселёвску, ФКУ «Военный комиссариат Кемеровской области» Карелина О.Ю., действующая на основании доверенности от 03 июля 2017 г. №, против удовлетворения требований возражала, представила письменные возражения.
Административный ответчик Призывная комиссия Киселевского городского округа, в судебное заседание не явились, представили письменные возражения.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Согласно статье 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от дата № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Согласно пункту 1 статьи 26 названного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от дата N 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии со статьями 23 и 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», конкретизирующими положения пункта 2 его статьи 22, от исполнения воинской обязанности освобождаются среди прочего граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в статье 24 основаниям.
Пунктом 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от дата № 663, решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу выносится призывной комиссией на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
При этом в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от дата № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
В силу части 1.1 статьи 28 Федерального закона «О воинский обязанности военной службе» при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 663 от 11 ноября 2006 года (далее Положение о призыве).
В соответствии с пунктом 19 Положения о призыве призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В соответствии с пунктом 34 раздела III Положения о призыве при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с дата, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Анализ приведенных законоположений свидетельствует о том, что необходимым и достаточным условием при зачислении в запас состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, по основанию, предусмотренному пунктом 1.1. статьи 28 названного Федерального закона, является наличие в документах воинского учета данных о том, что призывник не прошел военную службу, не имея на то законных оснований, с которыми закон после дата связывает освобождение, отсрочку от призыва на военную службу или освобождения от исполнения воинской обязанности.
При этом, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от дата № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» в связи с запросом Парламента адрес», - вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем - поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), - предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 года № 495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета», справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности.
Бланк справки, взамен военного билета, является защищенной полиграфической продукцией уровня «В».
Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 мая 2015 года № ВКАПИ15-39 пункт 9 указанной выше Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 года № 495, и приложение № 9 к данной инструкции в части установления формы № 1/у «Справка взамен военного билета», признаны не противоречащими федеральному закону.
При этом указано, что само по себе установление Министерством обороны Российской Федерации определенных форм документов воинского учета не устанавливает новых прав или обязанностей граждан, а лишь является документальным отражением данных персонального воинского учета в вопросах, связанных с исполнением гражданами долга и обязанности по защите Отечества в соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации. Выдача справки взамен военного билета не только не ограничивает право граждан состоять на воинском учете, но и является способом оформления гражданина при постановке на данный учет.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу, то в отношении него выносится заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Военный билет таким лицам не выдается, а выдается справка формы № 1/у.
Таким образом, с 1 января 2014 года гражданин сам определяет для себя: служить и получить военный билет, или не служить и получить справку.
Как следует из материалов дела, Смольников А.Е. поставлен на воинский учет 18.01.2007 года.
Решением призывной комиссии Киселевского городского округа от 05.06.2017 г. № постановлено, что Смольников А.Е. подлежит зачислению в запас, как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 22 Закона о воинской обязанности и военной службе призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 52 Закона о воинской обязанности и военной службе запас Вооруженных сил Российской Федерации создается также из числа граждан не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.
В 2007 году Смольников А.Е. поступил в <данные изъяты> очной формы обучения со сроком окончания обучения в 2012 году, в связи, с чем решением призывной комиссии г. Киселевска ему на срок обучения была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании пп. «а» п.2 ст.24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
29 октября 2012 года он поступил в очную аспирантуру <данные изъяты>», дата окончания аспирантуры – 29 октября 2015 года, что следует из представленной в материалах дела справки <данные изъяты> от 15.02.2016 года (л.д.8).
В связи с поступлением на очную аспирантуру на основании решения призывной комиссии Киселевского городского округа ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на период обучения на основании пп. «б» п.2 ст.24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Согласно справке от 25.09.2015 г. № очную аспирантуру <данные изъяты> заявитель окончил 29.10.2015 г. К окончанию срока обучения подготовленная им кандидатская диссертация рекомендована к представлению в Диссертационный совет. Для завершения работы над кандидатской диссертацией и защиты ее в Диссертационном совете, <данные изъяты> ходатайствовал перед военным комиссариатом о предоставлении ему отсрочки до 01 ноября 2016 года.
Согласно копии личного дела призывника заявителю представлена отсрочка до 01 ноября 2016 года.
При этом 01.09.2016 года Смольников А.Е. был принят на работу в <данные изъяты>» на должность <данные изъяты>.
Наличие отсрочки в период с 2007 года по 01 ноября 2016 года сторона ответчика не оспаривает.
В таких обстоятельствах, началом течения юридически значимого периода возможно считать с 01 ноября 2016 года, поскольку в названную дату истек один год со дня прекращения действия отсрочки, предоставленной Смольниковым А.Е. в связи с его обучением в аспирантуре.
Последним днем, когда Смольников А.Е. мог быть призван на военную службу по призыву, является ДД.ММ.ГГГГ года, так как в указанную дату Смольников А.Е. достиг предельного возраста призыва на военную службу (27 лет).
Следовательно, в рамках настоящего дела необходимо установить обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, именно исходя из данного периода.
Из ранее изложенного следует, что при зачислении гражданина в запас по достижении им возраста 27 лет, по оспариваемому основанию должна быть установлена совокупность обстоятельств: гражданин состоял (обязан был состоять) на воинском учете; он подлежал призыву на военную службу; гражданин фактически не прошел военную службу, не имея на то законных оснований.
Как следует из материалов дела, 01.09.2016 года Смольников А.Е. был принят на работу в <данные изъяты> на должность <данные изъяты>
31.01.2017 года он уволился из <данные изъяты> по собственному желанию.
Из представленной административным ответчиком копии личного дела Смольникова А.Е. усматривается, что административным истцом документы о трудоустройстве в <данные изъяты> были предоставлены в военный комиссариат города Киселевска.
Указанные доказательства фактически подтверждают отсутствие намерения административного истца на уклонение от призыва на военную службу.
Так, в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 статьи 25 вышеуказанного Закона граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений, призываются на военную службу с 01 мая по 15 июля.
Призыв на военную службу как форма реализации воинской обязанности граждан представляет собой совокупность обязанностей граждан, подлежащих призыву на военную службу. В частности, призыв на военную службу рассматривается как комплекс предусмотренных законом мероприятий. В этом значении призыв на военную службу определяется в п. 1 ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
При этом, материалы настоящего административного дела, личного дела призывника, не содержат доказательств, свидетельствующих о намеренном уклонении от прохождения военной службы административного истца в период с 1 ноября 2016 года по ДД.ММ.ГГГГ, то есть до достижения 27-летнего возраста.
Действий, направленных на достижение указанного (уклонения от призыва на военную службу) административным истцом предпринято не было.
Напротив, Смольников А.Е. не менял места жительства в спорный период, данный адрес места его проживания был известен призывной комиссии.
Все иные контактные сведения призывника отражены в материалах его личного дела, в связи с чем оснований утверждать, что призывник уклонялся от исполнения воинской обязанности, не имеется.
Довод административных ответчиков о том, что на призывника в силу закона возложена обязанность по явке на призыв на военную службу, не может быть признан состоятельным.
Указанное согласуется с правовыми предписаниями, содержащимися в Положении о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663.
В соответствии с положениями пунктов 1, 3 статьи 26 Закона о воинской обязанности и военной службе призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:
явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Как установлено в пункте 4 данной статьи, порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, из положений статьи 26 Закона о воинской обязанности и военной службе вытекает, что обязанность по организации призыва граждан, подлежащих призыву на военную службу, входит в обязанности военного комиссариата и призывной комиссии.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Вместе с тем, ни из материалов административного дела, ни из личного дела призывника невозможно установить соблюдение призывной комиссией требований законодательства по извещению Смольникова А.Е. о предстоящем призыве, необходимости и обязательности его явки на прохождение медицинского освидетельствования.
В таких обстоятельствах, ошибочно утверждать о выполнении всех требований организационного характера уполномоченным на то органом.
Данное обстоятельство хоть и является формальным, но имеет существенное значение в рамках заявленных требований.
Вследствие указанного, доводы административных ответчиков о возложении на призывника обязанности по самостоятельной явке для прохождения медицинского освидетельствования, не могут быть приняты судом.
Доводы представителя административных ответчиков о том, что Смольников А.Е. не сообщил в военный комиссариат в двухнедельный срок об изменении места своей работы, безосновательны, поскольку данное обстоятельство могло служить лишь поводом для привлечения Смольников А.Е. к административной ответственности по статье 21.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, но не для его призыва на военную службу.
Судом установлено, что Смольников А.Е. не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам. Во всяком случае, доказательств обратного административными ответчиками вопреки требованиям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.
В таких обстоятельствах, суд считает обоснованными требования административного истца о признании незаконным оспариваемого решения призывной комиссии.
Согласно ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом;
При этом суд считает возможным для восстановления нарушенного права административного истца обязать призывную комиссию принять решение о зачислении Смольникова А.Е. в запас на основании абзаца 5 пункта 1 статьи 52 Закона о воинской обязанности и военной службе и исполнении обязанности федеральным казенного учреждения "Военный комиссариат Кемеровской области" в лице военного комиссариата Кемеровской области по городу Киселевску выдать военный билет Смольникову А.Е.ДД.ММ.ГГГГ года рождения при его обращении в отдел военного комиссариата Кемеровской области по городу Киселевску.
На основании абзаца 5 пункта 1 статьи 52 Закона о воинской обязанности и военной службе запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан, не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.
То обстоятельство, что призывная комиссия не приняла решение о предоставлении административному истцу отсрочки от призыва на военную службу после 01 ноября 2016 года, не является основанием для зачисления его в запас по иному основанию, поскольку имело место неисполнение призывной комиссией мероприятий по организации призыва Смольникова А.Е.
При этом абзацем 4 пункта 1 статьи 52 Закона о воинской обязанности и военной службе установлено, что запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан, не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу
Поскольку решение об освобождении Смольникова А.Е. от призыва не принималось, при том положении, что отсутствовали основания для принятия такого решения, административный истец не может быть зачислен в запас на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 52 Закона о воинской обязанности и военной службе.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 05.06.2017 ░. № ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 7 ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 52 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.03.1998 ░░░░ № 53-░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 27 ░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 5 ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 52 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.03.1998 ░░░░ №53-░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░»;
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 24 ░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.