Дело № 2-28/2018
Решение
Именем Российской Федерации
24 сентября 2018 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе
председательствующего судьи Милошенко Н.В.,
при секретаре Реент Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Быкову ..., Быкову ..., Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, признании отсутствующим права собственности на земельный участок, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка,
Установил:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Балаклавский районный суд города Севастополя с указанным исковым заявлением и просит суд признать недействительным свидетельство о праве собственности, признать отсутствующим право собственности ответчиков на земельный участок, площадью 400 кв.м, расположенный по адресу: ..., целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка – для индивидуального дачного строительства, ранее присвоенный кадастровый номер ..., ..., кадастровый номер ... истребовать его из незаконного владения ответчика в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, а также исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о границах данного земельного участка.
Иск мотивирован тем, что на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 18 марта 2010 года № 678-р «Об утверждении комплексного проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 15,00 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания квартала индивидуальной дачной застройки обслуживающим кооперативом «Дачно–строительный кооператив «Благополучный» и передаче в собственность членам этого кооператива земельных участков, расположенных в Севастопольской зоне ЮБК», ответчику в собственность был передан вышеуказанный земельный участок и внесены сведения в государственный кадастр недвижимости как о ранее учтенных объектах недвижимости. На основании данных, полученных из государственного архива города, истец пришел к выводу, что Севастопольской городской государственной администрацией не издавалось названное выше распоряжение, заявления членов указанного кооператива о выделении им земельных участков в порядке бесплатной приватизации не поступали и соответствующие распоряжения в отношении членов данного кооператива Севастопольской городской администрацией не издавались. Кроме того, в соответствии с регулирующим спорные правоотношения законодательством, действующим на момент в период их возникновения, СГГА не обладала полномочиями по распоряжению земельными участками в пределах населенного пункта – города Севастополь, такими полномочиями обладал Севастопольский городской Совет. Вместе с тем, в результате вышеуказанных действий незаконно было изменено целевое назначение земельного участка, относящегося к землям лесного фонда.
Истец полагает, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности без законных оснований, без принятия соответствующего решения уполномоченным органом, без утверждения проекта землеустройства по отводу земельных участков в установленном порядке, что свидетельствует об отсутствии правового основания приобретения ответчиком права собственности на спорный участок, следовательно, земельный участок подлежит истребованию.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований по изложенным основаниям.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ответчик ... умер, в связи с чем к участию в деле в качестве ответчиков привлечены его наследники Быков ..., Быков ....
Ответчики Быков А.В., Быков А.П. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения извещались в установленном законом порядке, в том числе путем размещения информации на сайте Балаклавского районного суда города Севастополя в сети Интернет.
Ответчик Быков А.В. обеспечил в судебное заседание явку своего представителя Меликян А.С., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности. Представитель Меликян А.С. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, как по существу, так и в связи с истечением срока исковой давности. Считал, что Севастопольская городская государственная администрация имела полномочия по распоряжению спорным земельным участком, т.к. в соответствии со ст. ст. 173-176 Земельного кодекса Украины (до 18.03.2014 года) пределы населенного пункта именно города Севастополя, которые отделяют территорию населенного пункта от других населенных пунктов и территорий пригородной зоны на территории Севастопольского городского совета, не установлены, постановление Верховной Рады Украины про установление границ населенного пункта Севастополя в соответствии со ст. 174 Земельного кодекса Украины не принималось; ненормативный правовой акт Распоряжение Севастопольской городской государственной администрации № 678-р от 18.03.2010 года исполнено, в связи с чем, исчерпало свое действие путем его исполнения (согласно пункта 5 Решения Конституционного суда Украины от 16 апреля 2009 года № 7-рп/2009 Дело № 1-9/2009); ответчик зарегистрировал право собственности на земельный участок и получил свидетельство, которое судом не отменено и не признано недействительным. Считал, что спорный земельный участок никогда не относился к категории земель лесов, какой – либо технической документации по землеустройству относительно установления границ земельного участка, а также правоустанавливающие документы на земли леса истцом в материалы дела не представлено, что подтверждается имеющимся в материалах дела Решением V сессии Севастопольского городского совета V созыва № 1644 от 13.03.2007 года, согласно которому Севастопольскому государственному лесоохотничьему хозяйству земли в установленном порядке в пользование для нужд лесного хозяйства (для лесохозяйственной деятельности) не предоставлялись, органами государственной власти и Севастопольским городским Советом не принималось решение об отнесении прибрежной территории от мыса Айя до границ земель города Ялты к землям лесохозяйственного назначения (к землям лесного фонда), а согласно Генеральному плану города Севастополя до 2025 года прибрежная территория от мыса Айя до границ земель города Ялты отнесена к Южной приморской рекреационной планировочной зоне и должна использоваться рекреационная территория; как следствие, ссылка истца на Распоряжение Кабинета Министров Украины № 610-р от 10.04.2008 года не состоятельна, т.к. согласно второму абзацу распоряжения следует остановить принятие решений о предоставлении согласия на изъятие участков, их передачу в собственность и аренду с изменением целевого назначения. Считал, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права; пропущен срок исковой давности для обращения в суд; к спорному земельному участку следует применить ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (с изменениями от 29.07.2017 года Федеральный закон № 280-ФЗ), а также учесть правовую позицию Конституционного Суда РФ по делу № 1793-О, изложенную в Определении «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ... на нарушение его конституционных прав статьей 7 Лесного кодекса РФ» от 21.09.2017 года, согласно которой принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости. Кроме того, полагал, что в иске к ответчику Быкову А.В. должно быть отказано, так как он не может быть надлежащим ответчиком по данному делу, ссылался на наличие наследственного спора между Быковым А.П. и Быковым А.В.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Севприроднадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве ответчика Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, руководствуясь нормами действующего законодательства, а также учитывая нормы законодательства действующего на момент возникновения спорных правоотношений, суд находит заявленные требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В силу пункта 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
В связи с тем, что спорные правоотношения возникли в период действия на территории города Севастополя законодательства Украины, то к данным правоотношениям применяются нормы права Украины.
Статьями 81 и 116 Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент возникновения сорных правоотношений) определено, что граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки, в том числе, на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности; приватизации земельных участков, которые были ранее предоставлены им в пользование. Гражданин и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом либо по результату аукциона.
Согласно статье 118 Земельного кодекса Украины гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.
Граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры.
К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства относительно отвода земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации № 678-р от 18 марта 2010 года утверждена техническая документация по землеустройству и переданы в порядке бесплатной приватизации в частную собственность членов Обслуживающего кооператива «Дачно-строительный кооператив «Благополучный» земельные участки общей площадью 15.00 га для индивидуального дачного строительства с отнесением их к категории земель рекреационного назначения, расположенные в Балаклавском районе города Севастополя.
На основании вышеуказанного распоряжения Быкову В.А. предоставлен в собственность земельный участок площадью 400 кв.м., расположенный по адресу: ..., целевое назначение земельного участка – для индивидуального дачного строительства.
В силу статьи 9 Земельного кодекса Украины распоряжение землями территориальной громады города и передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с настоящим Кодексом относились к полномочиям Севастопольского городского Совета.
Согласно пункту 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Таким образом, поскольку спорный земельный участок находится в границах города Севастополя, полномочия по распоряжению этим участком относились к компетенции Севастопольского городского Совета, а не Севастопольской городской государственной администрации.
Также следует отметить, что при предоставлении земельного участка Быкову В.А. нарушено законодательство, регулирующее порядок использования земель лесного фонда Украины, действовавшего на день издания указанного Распоряжения, указанным Распоряжением незаконно изменено целевое назначение спорных земельных участков.
Статьей 19 Земельного кодекса Украины предусмотрено отнесение земель к той или иной категории.
Согласно статье 6 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города" разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя". До утверждения правил землепользования и застройки и утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).
Спорный земельный участок находится в составе угодий, которые Решением исполнительного комитета Севастопольского городского Совета депутатов трудящихся № 25-р от 16 декабря 1966 г. распределены Севастопольскому лесхоззагу.
Решением исполнительного комитета Севастопольского городского Совета народных депутатов от 03.07.1990 № 10/783 «О создании пригородных рекреационных зон на землях гослесфонда г. Севастополя» на землях государственного лесного фонда в том числе Орлиновского лесничества организованы рекреационные зоны для отдыха трудящихся.
На основании постановления Правительства Севастополя от 29 июля 2014 года № 164 земельный участок площадью 34,322 тыс. га в соответствии с материалами лесоустройства 2011 года закреплен за Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество».
В соответствии с пунктом 5 Переходных Положений Лесного кодекса Украины до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово – картографические материалы лесоустройства.
В судебном заседании обозревались материалы лесоустройства 2001 года и 2011 года, планово-картографические материалы как 1999 года, так и 2011 года подтверждают расположение спорных участков в пределах земель Орлиновского лесничества.
Фактическое расположение спорных земельных участков в составе лесного участка Орлиновского лесничества подтверждается актом определения (восстановления) границ земельного участка в натуре (акта приема-передачи межевых знаков на хранение) от 15 мая 2007 года, заключениями специалистов, Государственным лесным кадастром г. Севастополя 2011 года, кадастровым паспортом земельного участка 91:01:058:002:1023.
На основании совокупности доказательств установлено, что спорный земельный участок расположен в границах земельных участков лесного фонда, ранее находившихся в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» на основании планово – картографических материалов лесоустройства.
Земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для нужд лесного хозяйства, относятся к землям лесного фонда, на которые распространяется особый режим по использованию, предоставлению в пользование и передачи в собственность, который определяется нормами Конституции Украины, другими законами и нормативно-правовыми актами (ст. 55 ЗКУ).
Порядок использования земель лесного фонда определяется законом ( п.2 ст. 57 ЗКУ).
Земли лесного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности, что предусмотрено Земельным кодексом Украины (ст. ст. 56, 57 ЗКУ).
Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 гектаров в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения (статья 56 ЗК Украины).
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Украины в государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается, реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.
Согласно ст. 13 ЗКУ именно к полномочиям Кабинета Министров Украины в области земельных отношений относится распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных этим Кодексом.
Земельные участки лесного фонда по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления предоставляются в постоянное пользование специализированным государственным или коммунальным лесохозяйственным предприятиям, другим государственным и коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные подразделения, для вед лесного хозяйства (ст. 57 ЗКУ, ч. 1 ст. 17 ЛК Украины).
Передача в собственность, предоставление в постоянное пользование для нелесохозяйственных потребностей земельных лесных участков площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности, относится к полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере лесных отношений (ст. 27 ЛК Украины).
Аналогичные положения закреплены и в статье 20 Земельного кодекса Украины.
Так, частью 2 статьи 20 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что изменение целевого назначения земель проводится органами исполнительной власти или органами местного управления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление, изъятии (выкупе) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решения о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.
Частью 3 статьи 57 Лесного кодекса Украины и частью 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины установлено, что изменение целевого назначения земельных лесных участков осуществляется по согласованию и с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и охраны окружающей природной среды.
Согласно части 5 статьи 116, части 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности или в пользовании, производится лишь после изъятия их в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
При выделении земельного участка ГП «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» своего разрешения на изъятие земельного участка и на изменение его целевого назначения не давало. Таким образом, при издании распоряжения были нарушены нормы Лесного, Земельного кодексов Украины.
Кроме того, ОК «ДСК «Благополучный» не являлся государственным и коммунальным предприятием, учреждением или организацией, в которой созданы специализированные подразделения для ведения лесного хозяйства, следовательно, земельный участок общей площадью 15 га не мог быть ему передан в рамках ст. 57 ЗКУ, ст. 17 ЛК Украины на основании решения Севастопольского городского Совета.
Земельный участок общей площадью 15 га, предоставленный на основании вышеуказанного распоряжения Севастопольской городской государственной администрации ОК «ДСК «Благополучный», не являлся замкнутым земельным участком лесного фонда в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств, также не входил в состав деградированных и малопродуктивных угодий, следовательно, оснований для передачи его в пользование ОК «ДСК «Благополучный» в порядке статьи 57 ЗКУ не имелось.
Земельный участок площадью 15 га мог быть передан в пользование только на основании властного распоряжения Кабинета Министров Украины, однако такого распоряжения не издавалось.
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки (часть 1 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 2 части 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесничества и лесопарки также располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Как уже было указано выше, на основании постановления Правительства Севастополя от 29 июля 2014 года № 164 земельный участок площадью 34,332 тыс. га в соответствии с материалами лесоустройства 2001 года закреплен за Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество».
То есть, землепользователем указанного земельного участка является Государственное казенное учреждение города Севастополя «Севастопольское лесничество».
Согласно части 5.1. статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации в городских лесах запрещаются виды деятельности, предусмотренные пунктами 1 - 5 части 3 настоящей статьи, а именно: использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; разработка месторождений полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
Изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается, что предусмотрено частью 6 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, предоставление земельного участка для «индивидуального дачного строительства», для «строительства и обслуживания жилого дома» в границах городских лесов противоречит законодательству Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, то есть распоряжением Севастопольской городской государственной администрации фактически изменено его целевое назначение, при этом решение об изъятии спорных земельных участков для нелесохозяйственных нужд соответствующими органами исполнительной власти не принималось.
При таких обстоятельствах спорный земельный участок был передан в собственность ответчика вопреки нормам действовавшего на момент его передачи законодательства и воли собственника.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Частью 1 ст. 302 ГК РФ установлено, что если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10 и постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 22 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
В соответствии с пунктом 39 указанного постановления Пленума, по смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
Таким образом, поскольку ... в установленном порядке право собственности на спорный земельный участок не приобрел, земельный участок выбыл из владения собственника помимо его воли, этот объект недвижимости подлежит истребованию из чужого незаконного владения наследников ... на основании статьи 301 ГК РФ, в силу которой собственник вправе истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.
При этом, суд учитывает, что удовлетворение виндикационного иска путем истребования имущества возможно только от лица, в фактическом владении которого оно находится.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что ответчик ... умер, из представленного суду сообщения нотариуса от 05.09.2018 следует, что наследниками после смерти ... являются Быков ..., обратившийся к нотариусу с заявлением о принятии наследства, а также Быков ..., как лицо, фактически принявшее наследство, суд полагает, что именно указанные лица являются надлежащими ответчиками по делу, требования истца в части истребования земельного участка из незаконного владения подлежат удовлетворению к указанным ответчикам.
Согласно части 2 статьи 10 Земельного кодекса РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Законом города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» установлено, что право на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными актами, действовавшими до указанного момента, признается правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности – все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя (пп.4 п.1 ст. 2 Закона № 46-ЗС).
Статьей 34 Устава города Севастополя предусмотрено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 27 Закона города Севастополя «О Правительстве Севастополя» № 5-ЗС от 30.04.2014 (далее – Закон № 5-ЗС), Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений.
В соответствии со статьей 23 Закона № 5-ЗС Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.
Пункт 1.1. Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» (далее – Положение), которое утверждено Постановлением Правительства Севастополя от 17.03.2015 № 188-ПП, указывает, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.10, 2.13 указанного Положения основными задачами Департамента являются, в частности, проведение единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами города Севастополя, осуществление контроля за использованием и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, осуществление защиты имущественных прав города Севастополя.
Таким образом, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в силу вышеприведенных положений закона наделен правом на обращение в суд с иском, направленным в защиту прав города Севастополя.
Правовое значение государственной регистрации прав на недвижимость по Закону Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» было аналогичным значению, которое придаётся этому акту Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
По смыслу названной статьи Закона в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право, а не документ о праве собственности.
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (ст. 70 ЗК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 4, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", истребование имущества из чужого незаконного владения ответчиков является основанием для погашения Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя записи о правах на спорный земельный участок, снятия его с кадастрового учета и аннулирования записи в государственном кадастре недвижимости.
По смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим тогда, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем истребования имущества из чужого незаконного владения, тогда как в данном случае право истца может быть защищено именно таким способом.
Исковые требования о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, о признании отсутствующим права собственности на спорный земельный участок, и исключении сведений о границах земельного участка из государственного кадастра недвижимости подлежат оставлению без удовлетворения как излишне заявленные, поскольку решение суда об истребовании у ответчика спорного земельного участка уже влечет наступление соответствующих правовых последствий в силу Закона. В удовлетворении исковых требований к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя следует отказать.
Суд не соглашается с позицией представителя ответчика Быкова В.А. - Меликян А.С. о пропуске истцом срока исковой давности.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса (статья 196 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов, подписанный в Москве 18 марта 2014 года.
Пунктом 3 Решения Севастопольского городского совета от 17 марта 2014 года № 7156 «О статусе города – героя Севастополя» установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество, и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским Советом.
Правительство города Севастополя не является правопреемником государственных органов города Севастополя Украины (Севастопольской городской государственной администрации).
31 марта 2014 года Правительством Севастополя издано Распоряжение № 237-РП «О проведении кадастровых работ по установлению границ земель, на которых расположены леса в городе Севастополе».
Распоряжением Правительства Севастополя № 603-РП от 21 июля 2015 года в распоряжение № 237-РП внесены изменения, изменено его название, в новой редакции распоряжение поименовано «О проведении кадастровых работ по установлению границ земель, на которых расположены леса в городе Севастополе», пункт 1 распоряжения изложен в редакции: «Произвести кадастровые работы по установлению границ земель, на которых расположены леса города Севастополя, закрепленные за Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество». Кадастровые работы производить на основании материалов лесоустройства Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» 2001 года».
Как уже было указано выше, 5 июля 2016 года ООО «Севгеоцентр» составлено заключение, в соответствии с которым выявлено, что комплекс земельных участков ДСК «Благополучный» расположен в квартале 20, выделы 1, 2, 13, 20 Орлиновского участкового лесничества.
То есть факт незаконного изъятия из состава земель лесного фонда земельных участков, входящих в состав Орлиновского участкового лесничества, установлен в июле 2016 года.
Суду не представлено доказательств, что земельный участок фактически использовался ответчиком, что были определены его границы, на нем возведены строения.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что факт незаконного предоставления земельного участка в собственность ответчика не мог быть установлен ранее выявления этого обстоятельства в ходе исследования, проведенного ООО «Севгеоцентр».
Таким образом, судом установлено, что истец узнал о возможном нарушении прав, получив заключение специалиста, после чего предпринял меры для устранения нарушения и обратился в суд.
Суд также считает необходимым отметить, что настоящий иск направлен в суд истцом посредством курьерских услуг 16.03.2017, о чем свидетельствуют товарно-транспортные накладные, представленные в материалы дела, зарегистрирован в суде 30.03.2017 и принят судом к производству 03.04.2017, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах срок исковой давности на момент обращения с иском в суд не истек.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статье 12 ГК РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
В силу статьи 103 ГПК РФ с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворить частично.
Истребовать из незаконного владения Быкова ..., Быкова ... земельный участок площадью 400 кв.м, расположенный по адресу: ... в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Быкова ... в доход бюджета города федерального значения Севастополя государственную пошлину в размере 150 рублей.
Взыскать с Быкова ... в доход бюджета города федерального значения Севастополя государственную пошлину в размере 150 рублей.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Милошенко
Решение суда в окончательной форме составлено 01.10.2018.