Решение по делу № 33-1859/2024 (33-45020/2023;) от 22.12.2023

Судья: Булычева С.Н.

дело № 33-1859/2024

(№ 33-45020/2023)

УИД 50RS0017-01-2023-001420-08

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск Московской области 10 января 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Гулиной Е.М.,

судей Петруниной М.В., Смольянинова А.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Амелиной Д.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 1126/2023 по иску ФИО 1 к ОМВД России по городскому округу Кашира, ГУ МВД России по Московской области о признании заключения по результатам служебной проверки незаконным,

по апелляционной жалобе ФИО на решение Каширского городского суда Московской области от 02 октября 2023 года,

заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,

объяснения представителя истца,

УСТАНОВИЛА:

ФИО8 обратился в суд с иском к ОМВД России по городскому округу Кашира о признании заключения по результатам служебной проверки незаконным.

В обоснование требований указал, что 01.05.2023 в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении, в соответствии с которым 01.05.2023 в 09 ч. 15 мин. по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. Центральная, д. 9, истец управлял транспортным средством марки АУДИ-Q3 гос. рег. знак <данные изъяты>, находясь в состоянии алкогольного опьянения, его действия квалифицированы по ч.1 ст. 12.8 КоАП РФ. В связи с составлением указанного протокола заместителем начальника ОМВД России по городскому округу Кашира была проведена служебная проверка, по результатам которой вынесено заключение от 03 мая 2023 года, согласно которому действия истца по управлению транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения признано считать проступком, порочащим честь сотрудника органов внутренних дел, выразившегося в несоблюдении требований к служебному поведению и обязанностей, предусмотренных Законом о службе, за совершение которого он подлежит увольнению из органов внутренних дел на основании п.9 ч.3 ст. 82 Закона о службе в установленном законом порядке. ФИО 2. не согласен с заключением служебной проверки, проведенной в отношении него, считает его незаконным и необоснованным. С учетом изложенного просил: признать заключение служебной проверки от 03 мая 2023 года заместителя начальника ОМВД России по городскому округу Кашира, утвержденное 03 мая 2023 года начальником ОМВД России по городскому округу Кашира полковником полиции ФИО 3, незаконным.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.

Решением Каширского городского суда Московской области от 02 октября 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.

В заседании судебной коллегии представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель ответчика в заседание судебной коллегии не явился, был извещен о дате и времени судебного заедания надлежащим образом.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

Служба в органах внутренних дел Российской Федерации является особым видом государственной службы. Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел урегулированы в Федеральном законе от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", в Федеральном законе от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее –Закон о службе), в других федеральных законах, нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 12 указанного закона, сотрудник органов внутренних дел обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника.

Исходя из п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающего требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.

Сотрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать основные и служебные обязанности, порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав (пп. "а" п. 5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 октября 2012 г. N 1377).

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Частью 2 статьи 47 данного закона определено, что в целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 50 Закона о службе на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины может налагаться дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в органах внутренних дел по соответствующим основаниям.

В силу пункта 9 части 3 статьи 82 Закона о службе контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.

Порядок и сроки применения к сотрудникам органов внутренних дел дисциплинарных взысканий установлены статьей 51 Закона о службе.

В силу ч. 3 ст. 51 указанного Федерального закона дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 52 Закона о службе при проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.

Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней (ч. 4).

Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения (ч. 5).

Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка: обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя; имеет право: представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки; ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований)(ч. 6).

Приказом МВД России от 26 марта 2013 г. N 161 утвержден Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 14 Порядка поручение сотруднику о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции на свободном от текста месте документа, содержащем сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому она относится.

Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения (пункт 15 Порядка).

В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению Министра внутренних дел Российской Федерации или руководителя (начальника), принявшего решение о проведении служебной проверки, может быть продлен, но не более чем на тридцать дней (пункт 16 Порядка).

Разделом III Порядка определены полномочия участников служебной проверки.

Так, сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, обязан разъяснить заявителям и сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечить условия для реализации этих прав (пункт 30.3 Порядка), документально подтвердить дату и время совершения дисциплинарного проступка, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, как отягчающие, так и смягчающие его вину (пункт 30.6 Порядка); осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные и деловые качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок (пункт 30.7 Порядка), предложить сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, дать объяснение в письменном виде по существу вопроса на имя соответствующего руководителя (начальника). В случае если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка, не представлено либо в случае его отказа от дачи письменных объяснений - составить в установленном порядке соответствующий акт, подписанный не менее чем тремя сотрудниками (пункт 30.9 Порядка); подготовить заключение по результатам служебной проверки в письменной форме и представить соответствующему руководителю (начальнику) для утверждения в установленном порядке (пункт 30.14 Порядка), ознакомить сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в случае его обращения, оформленного в письменном виде, с заключением по ее результатам в течение пяти рабочих дней с момента обращения (пункт 30.15 Порядка).

Заключение по результатам служебной проверки представляется соответствующему руководителю (начальнику) не позднее чем через три дня со дня завершения служебной проверки и утверждается им не позднее чем через пять дней со дня его представления (пункт 39 Порядка).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО8 был принят на службу в ОВД по Каширскому муниципальному району на должность старшего инспектора розыска группы по РЭР ОГИБДД ОВД по Каширскому муниципальному району на основании приказа ОВД по Каширскому муниципальному району №55л/с от 29.03.2005.

Приказом ОМВД России по городскому округу Кашира <данные изъяты>/с от 05.08.2011 назначен на должность инспектора регистрационного отделения отдела ГИБДД ОМВД по Каширскому району, по контракту.

Приказом начальника ОМВД России по городскому округу Кашира от 03.05.2023 <данные изъяты> л/с с истцом расторгнут контракт, он уволен с 04.05.2023 со службы в органах внутренних дел по п. 9 ч. 3 ст. 82 Закона о службе, в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника ОВД.

Основанием для увольнения истца со службы в органах внутренних дел Российской Федерации послужило заключение по результатам служебной проверки по факту управления ФИО8 транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, составленное 03.05.2023 заместителем начальника ОМВД России по городскому округу Кашира - начальником ОРЛС подполковником полиции ФИО5 и утвержденное 03.05.2023 начальником ОМВД России по городскому округу Кашира.

Как следует из заключения служебной проверки, 01.05.2023 согласно расстановке, утвержденной 30.04.2023 начальником ОГИБДД ОМВД майором полиции ФИО 6, капитан полиции ФИО8 инспектор РЭО ГИБДД ОМВД должен был нести службу по охране общественного порядка в период проведения легкоатлетической эстафеты в г. Кашира. 01.05.2023 в 09 часов 00 минут ФИО8 для осуществления охраны общественного порядка, на личном автомобиле «АУДИ Q3», г/н <данные изъяты> подъехал по адресу: <данные изъяты>, и перекрыл выезд со двора личным автомобилем, для невозможности несанкционированного выезда граждан в место проведения мероприятия. 01.05.2023 в 9 часов 15 минут к ФИО8 подъехал автомобиль ОСБ ДПС ГИБДД ГУ МВД и один из сотрудников потребовал переставить автомобиль для того, чтобы проехать. ФИО8 сел за руль своего автомобиля и перепарковал его к обочине. После чего один из сотрудников ОСБ ДПС ГИБДД ГУ МВД представившись, потребовал у капитана полиции ФИО8 документы на автомобиль, водительское и служебное удостоверение. ФИО8 передал документы в руки сотрудника ОСБ ДПС ГИБДД ГУ МВД, после чего ему было предложено пройти медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. В присутствии 2-х понятых, капитан полиции ФИО8 прошел освидетельствование с использованием прибора «Алкотестор PRO-100. Согласно акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения <данные изъяты> <данные изъяты> у ФИО8 установлено алкогольное опьянение (показание прибора 0,364 мг/л). С результатами медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения ФИО8 согласен. Инспектором ДПС 2 взвода 1 роты ОСБ ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Московской области ФИО 7 в отношении истца был составлен протокол об административном правонарушении, в соответствии с которым 01.05.2023 в 09 ч. 15 мин. по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. Центральная, д. 9, истец управлял транспортным средством марки АУДИ-Q3 гос. рег. знак <данные изъяты>, находясь в состоянии алкогольного опьянения, его действия квалифицированы по ч.1 ст. 12.8 КоАП РФ.

В связи с составлением указанного протокола заместителем начальника ОМВД России по городскому округу Кашира – начальником ОРЛС подполковником полиции ФИО5 была проведена служебная проверка, по результатам которой вынесено заключение от 03 мая 2023 года, утвержденное 03 мая 2023 года начальником ОМВД России по городскому округу Кашира полковником полиции ФИО 4 По результатам проведенной служебной проверки действия истца по управлению транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения признано считать проступком, порочащим честь сотрудника органов внутренних дел, выразившегося в несоблюдении требований к служебному поведению и обязанностей, предусмотренных Законом о службе, за совершение которого он подлежит увольнению из органов внутренних дел на основании п.9 ч.3 ст. 82 Закона о службе в установленном законом порядке. Чрезвычайное происшествие произошло при исполнении должностных обязанностей. С заключением служебной проверки истец был ознакомлен 03.05.2023.

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 67 мирового судьи судебного участка № 68 Каширского судебного района Московской области от 09.08.2023 производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО8 прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания заключения служебной проверки в отношении истца незаконным, поскольку факт нахождения ФИО8 на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения был подтвержден в ходе служебной проверки протоколом об административном правонарушении от 01.05.2023, протоколом об отстранении от управления транспортным средством от 01.05.2023, актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения от 01.05.2023, составленными сотрудниками ОСБ ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Московской области; При этом порядок проведения служебной проверки соблюден в полной мере, а потому в удовлетворении заявленных требований отказал.

    Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их законными и обоснованными, как соответствующие нормам материального и процессуального права, поскольку п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ N 3-ФЗ "О полиции", обязывает сотрудника органов внутренних дел как в служебное, так и в неслужебное время воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнения в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету органов внутренних дел, что свидетельствует о совершении им проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, независимо от того, предусмотрена ли за его совершение административная либо уголовная ответственность.

К сотрудникам полиции предъявляются повышенные требования как к лицам, выполняющим конституционно значимые функции, а также обеспечивающим выполнение задач Российской Федерации как правового государства по обеспечению эффективной защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, противодействию преступности, обеспечения общественной безопасности.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 06.06.1995 N 7-П", служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. К сотрудникам, проходящим службу в органах внутренних дел, предъявляются особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и устанавливаются особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц

Доводы апелляционной жалобы о том, что истцу не было предложено представить справку от врача о назначении лекарственных средств отклоняются судебной коллегией, поскольку в соответствии с ч. 6 ст. 52 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, имеет право: представлять заявления, ходатайства и иные документы, чем истец не воспользовался.

Доводы апелляционной жалобы об установлении преюдициального значения постановления мирового судьи судебного участка № 67 Каширского судебного района от 09.08.2023 являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.

Кроме того, вопреки доводу апелляционной жалобы о не установлении мировым судьей факта нахождения истца на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, необходимо отметить, что предметом доказывания ч.1 ст.12.8 КоАП РФ является управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, а не нахождение лица на рабочем месте.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не усматривается, судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Каширского городского суда Московской области от 02 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО8 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-1859/2024 (33-45020/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Белявцев Дмитрий Вячеславович
Ответчики
ОМВД России по городскому округу Кашира
ГУ МВД России по Московской области
Другие
Осипенко Геннадий Евгеньевич
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
10.01.2024Судебное заседание
17.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2024Передано в экспедицию
10.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее