Решение по делу № 2-280/2021 от 17.11.2020

Дело № 2-280/2021

        РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

14 апреля 2021 года                           город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Милошенко Н.В., при секретаре Щербаковой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело по иску истец к Департаменту по имущественным и земельнымотношениям г. Севастополя о признании регистрации права недействительным, исключении сведений из ЕГРН, признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

истец обратился в суд с настоящим иском, в котором, с учетом уточнения иска в порядке ст. 39 ГПК РФ просит признать недействительной регистрацию права собственности города Севастополя на земельный участок площадью 1303 кв.м. по адресу: <адрес>, кадастровый от ДД.ММ.ГГГГ, постановку на государственный кадастровый учёт земельного участка, просит возложить обязанность на ответчика поставить земельный участок на кадастровый учёт в соответствии с землеустроительной технической документацией, обязать ответчика зарегистрировать за истец спорный земельный участок, признать право собственности на земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый за истец

В обоснование заявленных требований истец ссылается на следующие обстоятельства. Решением Орлиновского сельского Совета г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ дано согласие на передачу бесплатно в собственность земельного участка площадью 0,10 га, расположенного по адресу: <адрес>(41), предоставленного ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом Орлиновского сельского совета г. Севастополя . С ДД.ММ.ГГГГ истец владеет и пользуется указанным земельным участком. Вместе с тем ДД.ММ.ГГГГ Севреестром осуществлена государственная регистрация права собственности города Севастополя с присвоением земельному участку кадастрового площадью 1303 кв.м., соответствующие сведения внесены в ЕГРН. Образование земельного участка с кадастровым номером , площадью 1303 кв.м. осуществлено без согласия владельца земельного участка площадью 1000 кв.м., в письменной форме, что нарушает его законные права и интересы.

В судебном заседании истец истец обстоятельства, изложенные в иске поддерживал в полном объеме. Просил уточненное исковое заявление удовлетворить, также указал, что постановка на кадастровый и регистрация права собственности города Севастополя является единственным препятствием для приватизации оформления земельного участка, которым он владеет с 1991 года.

    Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений города Севастополя, третьих лиц Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, третьи лица ФИО, ФИО1, являющиеся смежными землепользователями с участком истца, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.

Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.

Выслушав истца, исследовав представленные суду доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд заключил о следующем.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе признания права.

Возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом (часть 1 статьи 1206 ГК РФ).

Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В соответствии с пунктом 1 части 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Решением Орлиновского сельского Совета города Севастополя от 17 февраля 2004 года № 13/138-6 «О передаче в собственность земельных участков» дано согласие на передачу бесплатно в собственность Бакал В.В. земельного участка площадью 0,10 га, предоставленного 24 мая 1991 года исполнительным комитетом Орлиновского сельского совета г. Севастополя для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, расположенного по адресу: <адрес>(41).

Впоследствии решением Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ установлен тот факт, что вышеуказанным Решением Орлиновского сельского Совета г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ дано согласие на передаче бесплатно в собственность земельного участка , расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>.

Согласно положениям статьи 116 Земельного кодекса Украины, действовавшего на территории города Севастополя, граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных данным Кодексом или по результатам аукциона.

Приобретение права на землю гражданами и юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставление их в пользование.

Согласно статье 118 Земельного кодекса Украины, граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, должны были подать ходатайство в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает в собственность земельные участки государственной или коммунальной собственности.

В соответствии с частью 2 статьи 118 Земельного кодекса Украины решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления о приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.

Решение органа местного самоуправления, являлось основанием для бесплатной приватизации земельных участков гражданами Украины, что предусмотрено статьей 118 Земельного кодекса Украины, ранее действовавшего на территории города Севастополя.

В силу части 7 статьи 118 ЗК Украины, соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса, рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть только несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.

истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в Севреестр с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 1300 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Как следует из уведомления о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ , истец не представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации прав, представленные документы (архивная выписка из протокола Орлиновского сельского Совета 24 созыва 13-й сессии от ДД.ММ.ГГГГ и Решение Балаклавского районного суда, дело от ДД.ММ.ГГГГ) выданы в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 0,10 га.

Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя при рассмотрении заявлений истца истец ДД.ММ.ГГГГ, указал, что земельный участок с кадастровым сформирован в рамках госпрограммы с целью проведения торгов в форме аукциона, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя. В рамках указанной госпрограммы реализованы мероприятия по проведению кадастровых работ и постановке на государственный кадастровый учёт вышеуказанного земельного участка, кроме того на спорный земельный участок с кадастровым зарегистрирована государственная форма собственности.

Более того, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ ответчик указывает, что информация о решении Орлиновского сельского совета Балаклавского района г. Севастополяот ДД.ММ.ГГГГ отсутствует. Однако, учитывая обращение, наличие документов (копии), подтверждающих изложенные обстоятельства, Департаментом будут предприниматься действия в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым , площадью 1303 +/- 13 кв.м., находящий по адресу: г. Севастополь, с Орлиное, находится в собственности города Севастополя, дата государственной регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ.

В ответе Департамента имущественных и земельных отношений города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ исх. ответчик рассмотрел обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ , поступившее из Прокуратуры города Севастополя по вопросу регистрации права собственности на спорный земельный участок. Из ответа на обращение следует, что после изучения представленных истец документов в отношении спорного земельного участка, ответчиком принято решение о прекращении работы по реализации на аукционе земельного участка с кадастровым .

Вместе с тем, обращено внимание истец, что закон не предусматривает возможность внесудебного исключения границ земельных участков в связи с незаконностью постановки их на кадастровый учёт.

Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости, что предусмотрено частью 1 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещения (часть 2 статьи 8 Закона).

В соответствии с частью 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации»; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Истец обратился к ООО «Севземпроект» для проведения топографической съемки, определения координат характерных точек границ, вычисления площади земельного участка по адресу: <адрес>.

В ходе работ была выполнена топографическая съемка, определены координаты характерных точек границ, вычислена площадь земельного участка по адресу: <адрес>. Результат работ был оформлен в виде схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с Приказом Министерства экономического развития от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок, образуемый на основании Решения Орлиновского сельского Совета Балаклавского района г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, расположен в кадастровом квартале . Фактическая площадь земельного участка по результатам измерений составила 1182 кв.м. Пересечение со смежными земельным участками с кадастровыми отсутствует.

При проведении пространственного анализа и нанесении координат характерных точек границ образуемого земельного участка на кадастровый план территории Кадастровым инженером ФИО2 выявлено полное пересечение границ образуемого земельного участка по адресу: <адрес> с границами земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1303 кв.м.

Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Пунктом 3 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до ДД.ММ.ГГГГ, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

В иных случаях, снятие с кадастрового учета возможны лишь на основании вступившего в законную силу решения суда.

Согласно статье 23 Федерального Конституционного Закона РФ от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.

Статьей 12-1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» предусмотрено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

В частности, особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя, определяет Закон города Севастополя от 25 июля 2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (часть 1 статьи 1 указанного Закона) (далее – Закон города Севастополя от25 июля 2014 № 46-ЗС).

Суд полагает, что в ходе рассмотрения дела достоверно установлено нарушение прав истца, постановкой в Российском правовом поле на кадастровый учёт земельного участка площадью 1303+\-13 кв.м с кадастровым на который зарегистрировано право собственности города Севастополя, поскольку он накладывается на ранее предоставленный земельный участок истец без координат границ (в отношении которого принято Решение Орлиновского сельского Совета г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ ), и который, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, он вправе оформить в свою собственность. Указанное обстоятельство в части полного пересечения границ вышеуказанных земельных участков подтверждается заключением кадастрового инженера ФИО2, не оспаривается ответчиком, подтверждено имеющимися в материалах дела ответами ДИЗО на обращения истца.

Суд полагает, что истцом избран надлежащий способ защиты нарушенного права, а принятое судом решение должно отвечать требованиям восстановления положения, существовавшего до его нарушения.

То есть, с целью восстановления нарушенного права истец, суд полагает необходимым удовлетворить его требования в части прекращения права собственности города Севастополя на земельный участок 1303+\-13 кв.м с кадастровым , по адресу<адрес>, а также его снятия с кадастрового учёта.

Оснований для признания за истец права собственности на земельный участок, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый суд не усматривает, поскольку площадь земельного участка с указанным кадастровым номером составляет 1303+/-13 кв.м. Для реализации истец своего права на земельный участок, предоставлением ему решением Орлиновского сельского Совета города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ площадью 0,10 га вправе обратиться в установленном законом порядке в уполномоченные органы после снятия земельного участка с кадастровым с кадастрового учета и прекращения права собственности на него города федерального значения Севастополя.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процесуального кодексаРоссийскойФедерации, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования истец удовлетворить частично.

Прекратить право собственности субъекта Россиийской Федерации - города федерального значения Севастополя на земельный участок площадью 1303+\-13 кв.м с кадастровым , по адресу: <адрес>

Снять с кадастрового учета земельный участок, площадью 1303+\-13 кв.м с кадастровым , по адресу: <адрес>

Решение суда является основанием для снятия с кадастрового учета в ЕГРН и погашения следующей записи о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым без соответствующего заявления правообладателя указанного земельного участка.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                подпись         Н.В. Милошенко

    Решение суда в окончательной форме составлено 21.04.2021

2-280/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Бакал Василий Васильевич
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Другие
Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя
Виноградов Сергей Андреевич
Смирнова Анна Викторовна
Суд
Балаклавский районный суд Севастополя
Судья
Милошенко Надежда Владимировна
Дело на странице суда
balaklavskiy.sev.sudrf.ru
17.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.11.2020Передача материалов судье
17.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2021Судебное заседание
04.02.2021Судебное заседание
15.03.2021Судебное заседание
14.04.2021Судебное заседание
21.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее