Дело № 2-280/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 апреля 2021 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Милошенко Н.В., при секретаре Щербаковой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело по иску истец к Департаменту по имущественным и земельнымотношениям г. Севастополя о признании регистрации права недействительным, исключении сведений из ЕГРН, признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с настоящим иском, в котором, с учетом уточнения иска в порядке ст. 39 ГПК РФ просит признать недействительной регистрацию права собственности города Севастополя на земельный участок площадью 1303 кв.м. по адресу: <адрес>, кадастровый № от ДД.ММ.ГГГГ, постановку на государственный кадастровый учёт земельного участка, просит возложить обязанность на ответчика поставить земельный участок на кадастровый учёт в соответствии с землеустроительной технической документацией, обязать ответчика зарегистрировать за истец спорный земельный участок, признать право собственности на земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый № за истец
В обоснование заявленных требований истец ссылается на следующие обстоятельства. Решением Орлиновского сельского Совета г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № дано согласие на передачу бесплатно в собственность земельного участка площадью 0,10 га, расположенного по адресу: <адрес>(41), предоставленного ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом Орлиновского сельского совета г. Севастополя №. С ДД.ММ.ГГГГ истец владеет и пользуется указанным земельным участком. Вместе с тем ДД.ММ.ГГГГ Севреестром осуществлена государственная регистрация права собственности города Севастополя с присвоением земельному участку кадастрового № площадью 1303 кв.м., соответствующие сведения внесены в ЕГРН. Образование земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1303 кв.м. осуществлено без согласия владельца земельного участка площадью 1000 кв.м., в письменной форме, что нарушает его законные права и интересы.
В судебном заседании истец истец обстоятельства, изложенные в иске поддерживал в полном объеме. Просил уточненное исковое заявление удовлетворить, также указал, что постановка на кадастровый и регистрация права собственности города Севастополя является единственным препятствием для приватизации оформления земельного участка, которым он владеет с 1991 года.
Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений города Севастополя, третьих лиц Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, третьи лица ФИО, ФИО1, являющиеся смежными землепользователями с участком истца, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Выслушав истца, исследовав представленные суду доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд заключил о следующем.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе признания права.
Возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом (часть 1 статьи 1206 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии с пунктом 1 части 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Решением Орлиновского сельского Совета города Севастополя от 17 февраля 2004 года № 13/138-6 «О передаче в собственность земельных участков» дано согласие на передачу бесплатно в собственность Бакал В.В. земельного участка площадью 0,10 га, предоставленного 24 мая 1991 года исполнительным комитетом Орлиновского сельского совета г. Севастополя № для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, расположенного по адресу: <адрес>(41).
Впоследствии решением Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ установлен тот факт, что вышеуказанным Решением Орлиновского сельского Совета г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № дано согласие на передаче бесплатно в собственность земельного участка №, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Согласно положениям статьи 116 Земельного кодекса Украины, действовавшего на территории города Севастополя, граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных данным Кодексом или по результатам аукциона.
Приобретение права на землю гражданами и юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставление их в пользование.
Согласно статье 118 Земельного кодекса Украины, граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, должны были подать ходатайство в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает в собственность земельные участки государственной или коммунальной собственности.
В соответствии с частью 2 статьи 118 Земельного кодекса Украины решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления о приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.
Решение органа местного самоуправления, являлось основанием для бесплатной приватизации земельных участков гражданами Украины, что предусмотрено статьей 118 Земельного кодекса Украины, ранее действовавшего на территории города Севастополя.
В силу части 7 статьи 118 ЗК Украины, соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса, рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть только несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.
истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в Севреестр с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 1300 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Как следует из уведомления о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №, истец не представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации прав, представленные документы (архивная выписка из протокола Орлиновского сельского Совета 24 созыва 13-й сессии от ДД.ММ.ГГГГ № и Решение Балаклавского районного суда, дело № от ДД.ММ.ГГГГ) выданы в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 0,10 га.
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя при рассмотрении заявлений истца истец ДД.ММ.ГГГГ, указал, что земельный участок с кадастровым № сформирован в рамках госпрограммы с целью проведения торгов в форме аукциона, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя. В рамках указанной госпрограммы реализованы мероприятия по проведению кадастровых работ и постановке на государственный кадастровый учёт вышеуказанного земельного участка, кроме того на спорный земельный участок с кадастровым № зарегистрирована государственная форма собственности.
Более того, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ ответчик указывает, что информация о решении Орлиновского сельского совета Балаклавского района г. Севастополяот ДД.ММ.ГГГГ № отсутствует. Однако, учитывая обращение, наличие документов (копии), подтверждающих изложенные обстоятельства, Департаментом будут предприниматься действия в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым №, площадью 1303 +/- 13 кв.м., находящий по адресу: г. Севастополь, с Орлиное, находится в собственности города Севастополя, дата государственной регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ.
В ответе Департамента имущественных и земельных отношений города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ответчик рассмотрел обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ №, поступившее из Прокуратуры города Севастополя по вопросу регистрации права собственности на спорный земельный участок. Из ответа на обращение следует, что после изучения представленных истец документов в отношении спорного земельного участка, ответчиком принято решение о прекращении работы по реализации на аукционе земельного участка с кадастровым №.
Вместе с тем, обращено внимание истец, что закон не предусматривает возможность внесудебного исключения границ земельных участков в связи с незаконностью постановки их на кадастровый учёт.
Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости, что предусмотрено частью 1 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещения (часть 2 статьи 8 Закона).
В соответствии с частью 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации»; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Истец обратился к ООО «Севземпроект» для проведения топографической съемки, определения координат характерных точек границ, вычисления площади земельного участка по адресу: <адрес>.
В ходе работ была выполнена топографическая съемка, определены координаты характерных точек границ, вычислена площадь земельного участка по адресу: <адрес>. Результат работ был оформлен в виде схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с Приказом Министерства экономического развития № от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок, образуемый на основании Решения Орлиновского сельского Совета Балаклавского района г. Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ, расположен в кадастровом квартале №. Фактическая площадь земельного участка по результатам измерений составила 1182 кв.м. Пересечение со смежными земельным участками с кадастровыми № отсутствует.
При проведении пространственного анализа и нанесении координат характерных точек границ образуемого земельного участка на кадастровый план территории Кадастровым инженером ФИО2 выявлено полное пересечение границ образуемого земельного участка по адресу: <адрес> с границами земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1303 кв.м.
Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Пунктом 3 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до ДД.ММ.ГГГГ, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
В иных случаях, снятие с кадастрового учета возможны лишь на основании вступившего в законную силу решения суда.
Согласно статье 23 Федерального Конституционного Закона РФ от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.
Статьей 12-1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» предусмотрено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В частности, особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя, определяет Закон города Севастополя от 25 июля 2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (часть 1 статьи 1 указанного Закона) (далее – Закон города Севастополя от25 июля 2014 № 46-ЗС).
Суд полагает, что в ходе рассмотрения дела достоверно установлено нарушение прав истца, постановкой в Российском правовом поле на кадастровый учёт земельного участка площадью 1303+\-13 кв.м с кадастровым № на который зарегистрировано право собственности города Севастополя, поскольку он накладывается на ранее предоставленный земельный участок истец без координат границ (в отношении которого принято Решение Орлиновского сельского Совета г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №), и который, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, он вправе оформить в свою собственность. Указанное обстоятельство в части полного пересечения границ вышеуказанных земельных участков подтверждается заключением кадастрового инженера ФИО2, не оспаривается ответчиком, подтверждено имеющимися в материалах дела ответами ДИЗО на обращения истца.
Суд полагает, что истцом избран надлежащий способ защиты нарушенного права, а принятое судом решение должно отвечать требованиям восстановления положения, существовавшего до его нарушения.
То есть, с целью восстановления нарушенного права истец, суд полагает необходимым удовлетворить его требования в части прекращения права собственности города Севастополя на земельный участок 1303+\-13 кв.м с кадастровым №, по адресу<адрес>, а также его снятия с кадастрового учёта.
Оснований для признания за истец права собственности на земельный участок, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый № суд не усматривает, поскольку площадь земельного участка с указанным кадастровым номером составляет 1303+/-13 кв.м. Для реализации истец своего права на земельный участок, предоставлением ему решением Орлиновского сельского Совета города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № площадью 0,10 га вправе обратиться в установленном законом порядке в уполномоченные органы после снятия земельного участка с кадастровым № с кадастрового учета и прекращения права собственности на него города федерального значения Севастополя.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процесуального кодексаРоссийскойФедерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования истец удовлетворить частично.
Прекратить право собственности субъекта Россиийской Федерации - города федерального значения Севастополя на земельный участок площадью 1303+\-13 кв.м с кадастровым №, по адресу: <адрес>
Снять с кадастрового учета земельный участок, площадью 1303+\-13 кв.м с кадастровым №, по адресу: <адрес>
Решение суда является основанием для снятия с кадастрового учета в ЕГРН и погашения следующей записи о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым № без соответствующего заявления правообладателя указанного земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись Н.В. Милошенко
Решение суда в окончательной форме составлено 21.04.2021