Дело №2-719/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 августа 2019г. п.Каменоломни
Октябрьский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Мамоновой Е.А., при секретаре: Демченко И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Кожевник А.Т., Кожевник Н.С. к Администрации Октябрьского района Ростовской области, третьи лица Министерство Энергетики РФ, Администрация Краснокутского сельского поселения Октябрьского района Ростовской области о включении в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с требованиями к Администрации Октябрьского района Ростовской области, третьи лица Министерство Энергетики РФ, Администрация Краснокутского сельского поселения Октябрьского района Ростовской области о включении в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, и просили суд: Обязать Администрацию Октябрьского района Ростовской области включить Кожевник А.Т. и Кожевник Н.С. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ и ликвидируемой шахты им. В.И. Ленина ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности.
В обосновании заявленных требований указав, что по результатам обследования жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, межведомственной комиссией, назначенной распоряжением Администрации Октябрьского района составлен акт обследования помещения от 17.09.2018 №2 и заключение об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 10.10.2018 №2 (копии документов прилагаются к иску). Комиссия пришла к выводу о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть фактический износ дома составляет 72%, суммарные деформации по жилому дому превысили предельные значения в связи с длительной эксплуатацией здания без проведения капитальных ремонтов и негативным влиянием на техническое состояние жилого дома горных работ, проводимых шахтой им. Ленина ОАО "Ростовуголь", что позволило признать дом № по <адрес>, ветхим и непригодным для проживания. Администрацией Октябрьского района издано постановление от 12.12.2018 №1697 «О признании домов № по <адрес> по <адрес> непригодными для проживания». Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> - признан непригодным для проживания, а Кожевник А.Т., было рекомендовано предоставить в сектор по организации строительства и создания условий для жилищного строительства Администрации Октябрьского района документы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 №428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков». Кожевник А.Т. обратилась в Администрацию Октябрьского района с заявлением о включении ее и внука Кожевника Н.С. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ и ликвидируемых угольных шахт непригодными для проживания по критериям безопасности. По результатам рассмотрения обращения Кожевник А.Т. был дан отказ, в связи с тем, что Кожевник А.Т. и Кожевник Н.С. не были включены в основные списки граждан, подлежащих переселению, а предусмотренный пунктом 8 Правил перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим, а Администрация Октябрьского района не может включить меня и моего в внука в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и на получение социальных выплат.
В судебном заседании истец Кожевник А.Т. и представитель истцов Гончарова Е.Н. поддержали заявленные требования в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Октябрьского района Ростовской области по доверенности Кимяшова Э.С. на основании поданного отзыва, просила в удовлетворении заявленных требований Кожевник А.Т., Кожевник Н.С. отказать.
3-лица Министерство Энергетики РФ, Администрация Краснокутского сельского поселения Октябрьского района Ростовской области, извещенные надлежащим образом, своих представителей в суд не направили. Администрация Краснокутского сельского поселения направила в суд письменный отзыв, в соответствии с которым указала, что не возражает против удовлетворения заявленных требовании, и просила суд рассмотреть данное дело в отсутствие их представителя.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Кожевник А.Т., Кожевник Н.С. подлежащими полному удовлетворению по следующим основаниям:
Исходя из ст. 3 ГПК РФ лицо, считающее свои права нарушенными, может обратиться в суд за защитой своих прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
В силу статьи 40Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 г. N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, в соответствии с п. 8 Правил, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
В соответствии с п. 11 Правил, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящимся в государственном или муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) по месту жительства органу местного самоуправления шахтерского города или поселка в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты; гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
Согласно пункту 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного приказом Министерства энергетики РФ от 01.11.2001 г. N 308 (с изменениями от 27.06.2002 года), переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты, кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.
Анализ вышеуказанных нормативных актов позволяет сделать вывод, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника. Указанная социальная гарантия направлена, прежде всего, для обеспечения переселения граждан, проживающих в ветхих домах, ставших непригодными для проживания в результате ведения горных работ, а также на реализацию мероприятий по обеспечению занятости для шахтерских городов и поселков.
Таким образом, предоставление социальных гарантий в форме субсидий в рамках программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков возможно при одновременном наличии следующих условий: признания жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличия у гражданина законного и бессрочного права на жилое помещение на момент принятия решения о признании жилья ветхим и непригодным для проживания и включение гражданина в специальный список, нуждаемость граждан, проживающих в ветхом жилье, в переселении, то есть необеспеченность иным жильем, установленная на момент принятия решения о признании жилья ветхим и непригодным для проживания и на момент составления специальных списков.
Судом установлено, и из материалов дела следует, что Кожевник А.Т. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов - для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 600 кв.м. и жилой дом, общей площадью 71,9 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.
По данному адресу зарегистрированы и проживают Кожевник А.Т. и Кожевник Н.С..
Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления (ст. 15 ЖК РФ, Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства РФ N47 от 28.01.2006.
Согласно отчету о научно-технической работе, подготовленному Северо-Кавказским филиалом ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» от 29.03.2018г. следует, что расчетные показатели суммарных деформаций по жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, превысили предельные значения, следовательно, горные работы ликвидированной шахты им. В.И. Ленина ОАО «Ростовуголь» негативно повлияли на техническое состояние строения. Вследствие указанного негативного влияния на жилой дом по адресу: <адрес>, данный жилой дом является непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты им. Ленина ОАО «Ростовуголь».
Экспертно-оценочной компанией Юг-Стандарт проведена экспертиза по определению технического состояния основных конструктивных элементов жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. По итогам обследования конструктивных элементов жилого дома в соответствии с требованиями СП13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций и сооружений» сделаны выводы о том, что основные конструктивные элементы жилого дома находятся в аварийном состоянии. Каркас наружных саманных стен дома представляет собой источник повышенной опасности. Существует реальная угроза обрушения наружных стен и перекрытий.
Сохранение жилого дома литер «А» по адресу: <адрес>, в аварийно техническом состоянии, создает угрозу жизни и здоровью граждан. Проживание людей в доме № по <адрес> невозможно.
По результатам обследования жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, межведомственной комиссией, назначенной распоряжением Администрации Октябрьского района составлен акт обследования помещения от 17.09.2018 №2 и заключение об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 10.10.2018 № (копии документов прилагаются к иску). Комиссия пришла к выводу о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть фактический износ дома составляет 72%, суммарные деформации по жилому дому превысили предельные значения в связи с длительной эксплуатацией здания без проведения капитальных ремонтов и негативным влиянием на техническое состояние жилого дома горных работ, проводимых шахтой им. Ленина ОАО "Ростовуголь", что позволило признать дом № по <адрес>, ветхим и непригодным для проживания.
Администрацией Октябрьского района издано постановление от 12.12.2018 №1697 «О признании домов № по <адрес> по <адрес> непригодными для проживания».
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> - признан непригодным для проживания, а Кожевник А.Т., было рекомендовано предоставить в сектор по организации строительства и создания условий для жилищного строительства Администрации Октябрьского района документы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 №428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков».
Кожевник А.Т. обратилась в Администрацию Октябрьского района с заявлением о включении ее и внука Кожевника Н.С. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ и ликвидируемых угольных шахт непригодными для проживания по критериям безопасности.
По результатам рассмотрения обращения Кожевник А.Т. был дан отказ, в связи с тем, что Кожевник А.Т. и Кожевник Н.С. не были включены в основные списки граждан, подлежащих переселению, а предусмотренный пунктом 8 Правил перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим, а Администрация Октябрьского района не может включить меня и моего в внука в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и на получение социальных выплат.
Однако, формирование списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, является исключительным правом органа местного самоуправления.
Следовательно, граждане должны быть обеспечены другим благоустроенным жильем за счет выделяемых для этих целей средств по программе реструктуризации угольной промышленности.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Факт проживания истцов в указанном доме не оспорен, поэтому суд полагает, что истцы имеют право на включение их в списки граждан, подлежащих переселению за счет средств федерального бюджета по направлению «Содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности».
Судом было установлено, что истцы другого жилого помещения в собственности не имеют, иных доказательств, опровергающих указанные сведения не представлено.
Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59,60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.
На основании установленных фактов, суд полагает необходимым обязать ответчика - Администрацию Октябрьского района Ростовской области включить Кожевник А.Т. и Кожевник Н.С. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ и ликвидируемой шахты им. В.И. Ленина ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кожевник А.Т., Кожевник Н.С. к Администрации Октябрьского района Ростовской области, третьи лица Министерство Энергетики РФ, Администрация Краснокутского сельского поселения Октябрьского района Ростовской области о включении в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда - удовлетворить.
Обязать Администрацию Октябрьского района Ростовской области включить Кожевник А.Т. и Кожевник Н.С. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ и ликвидируемой шахты им. В.И. Ленина ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате 14.08.2019г.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд Ростовской области в течение 1 месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме, с 23.08.2019г..
Судья Мамонова Е.А.