Решение по делу № 33-2937/2024 от 12.04.2024

86RS0007-01-2023-004113-95

судья Фоменко И.И.                                                                           33-2937/2024

      (I инст. 2-3464/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 мая 2024 года                       г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего     Кузнецова М.В.

судей                                   Протасовой     М.М., Клюпы Ю.Н.

при секретаре             Вторушиной К.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» об устранении нарушений требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации нефтепроводов на месторождениях нефти,

по апелляционной жалобе ответчика ООО «РН-Юганскнефтегаз» на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 декабря 2023 года, которым постановлено:

«Иск Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора –удовлетворить частично.

Обязать ООО «РН-Юганскнефтегаз» в срок, не позднее 10 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда получить разрешение на ввод в эксплуатацию, следующих объектов Усть-Балыкского месторождения нефти: Нефтегазосборные сети Куст (номер) - т.вр.Куст (номер); Нефтегазосборные сети куст (номер) - т.94; Нефтегазосборные сети Куст (номер) - т.вр.Куст (номер); Нефтегазосборные сети Куст (номер) - т.вр.Куст (номер); Нефтегазосборные сети Куст (номер) - т.вр.Куст (номер); Нефтегазосборные сети Куст (номер) - т.вр.Куст (номер); Нефтегазосборные сети Куст (номер) - т.вр.Куст (номер); Нефтегазосборные сети Куст (номер) - т.вр.Куст (номер); Нефтегазосборные сети Куст (номер) - т.вр. куст (номер).

Обязать ООО «PH-Юганскнефтегаз» в срок, не позднее 11 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов, путем внесения изменений в содержащиеся в государственном реестре сведения в отношении, следующих объектов Усть-Балыкского месторождения нефти: Нефтегазосборные сети Куст (номер) - т.вр.Куст (номер); Нефтегазосборные сети куст (номер) - т.94; Нефтегазосборные сети Куст (номер) - т.вр.Куст (номер); Нефтегазосборные сети Куст (номер) - т.вр.Куст (номер); Нефтегазосборные сети Куст (номер) - т.вр.Куст (номер); Нефтегазосборные сети Куст (номер) - т.вр.Куст (номер); Нефтегазосборные сети Куст (номер) - т.вр.Куст (номер); Нефтегазосборные сети Куст (номер) - т.вр. куст (номер).3 и в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить страхование гражданской ответственности владельца ОПО за причинение вреда в результате аварий и инцидентов на нем в отношении указанных объектов Усть-Балыкского месторождения нефти.

Обязать ООО «РН-Юганскнефтегаз» в срок, не позднее 10 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда получить разрешение на ввод в эксплуатацию, следующего объекта Петелинского месторождения нефти: Нефтегазосборные сети Куст (номер) - т.вр.Куст (номер).

Обязать ООО «PH-Юганскнефтегаз» в срок, не позднее 11 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов, путем внесения изменений в содержащиеся в государственном реестре сведения в отношении объекта Петелинского месторождения - Нефтегазосборные сети Куст (номер) - т.вр.Куст (номер) и в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить страхование гражданской ответственности владельца ОПО за причинение вреда в результате аварий и инцидентов данного объекта.

    В остальной части исковых требований – отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» госпошлину в бюджет города Нефтеюганска в сумме 600 рублей».

Заслушав доклад судьи Кузнецова М.В., пояснения представителя ответчика Бас О.В. настоявшей на доводах апелляционной жалобы, позицию прокурора Лаптевой Е.В. указавшей на законность решения суда, судебная коллегия

установила:

Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ООО «РН-Юганскнефтегаз», предъявив требования об обязании ответчика в срок, не позднее 10 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда получить разрешение на ввод в эксплуатацию, следующих объектов: Нефтегазосборные сети Куст (номер) - т.вр.Куст (номер); Нефтегазосборные сети куст (номер) - т.94; Нефтегазосборные сети Куст (номер) - т.вр.Куст (номер); Нефтегазосборные сети Куст (номер) - т.вр.Куст (номер); Нефтегазосборные сети Куст (номер) - т.вр.Куст (номер); Нефтегазосборные сети Куст (номер) - т.вр.Куст (номер); Нефтегазосборные сети Куст (номер) - т.вр.Куст (номер); Нефтегазосборные сети Куст (номер) - т.вр.Куст (номер) и Нефтегазосборные сети Куст (номер) - т.вр. куст (номер) Усть-Балыкского месторождения нефти, а также Нефтегазосборные сети Куст (номер) - т.вр.Куст (номер) Петелинского месторождения нефти и в срок не позднее 11 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить их регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов, путем внесения изменений в содержащиеся в государственном реестре сведения. Также истец просит в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить страхование гражданской ответственности владельца ОПО за причинение вреда в результате аварий и инцидентов указанных объектов.

Прокурором указано, что в ходе проверки соблюдения Обществом законодательства при эксплуатации объектов нефтедобычи на территории ХМАО-Югры было установлено, что в рамках ежегодно заключаемых с ПАО «НК «Роснефть» договоров на оказание операторских услуг (в том числе от 01.01.2021 (номер)Д, 10.01.2023 (номер)Д), Общество осуществляет, в том числе разработку Петелинского и Усть-Балыкского месторождений нефти. При этом, для транспортирования добываемого углеводородного сырья, Обществом, без разрешения на ввод в эксплуатацию, без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов и в отсутствие заключенного договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, используются вышеперечисленные Нефтегазосборные сети,      относящиеся к опасным производственным объектам.

Эксплуатация ответчиком трубопроводов с грубыми нарушениями требований промышленной безопасности не обеспечивает санитарную и пожарную безопасность в лесах и создает угрозу причинения вреда компонентам природной среды.

При рассмотрении спора в суде первой инстанции помощник прокурора Баханьков А.В., исковые требования поддержал, и указал, что Нефтегазосборные сети Куст (номер) - т.вр.Куст (номер) Усть-Балыкского месторождения нефти имеет регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов и застрахован в установленном порядке, в связи с чем, он не поддерживает требования в указанной части, поскольку не имеет полномочий на отказ от иска.

Представители ответчика исковые требования не признали.

Суд первой инстанции, рассмотрев спор по существу, постановил вышеуказанное решение, которое в апелляционной жалобе ответчик ООО «РН-Юганскнефтегаз» просит отменить. В жалобе указано, что при рассмотрении спора установлено и подтверждено проектной документацией, что трубопроводы, в соответствии с количеством транспортируемого опасного вещества в них, отнесены к IV классу опасности, при этом суд не указал, на основании каких норм законодательства класс опасности проектируемого ОПО должен определяться классом опасности месторождения в целом. Судом оставлено без внимания, что истцом предъявлено требование о получении разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении трубопроводов как самостоятельных объектов, а не в целом системы ОПО. Судом проигнорированы подзаконные акты Ростехнадзора о требованиях к регистрации опасных производственных объектов и ошибочно отклонены нормы, в силу которых присвоение класса опасности объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре ОПО 4. Спорные трубопроводы на дату рассмотрения спора в суде в реестре ОПО не были зарегистрированы, в связи с чем, возможность их отнесения к объекту II класса опасности в момент регистрации не утрачена. Так же указано, что решение суда не отвечает принципам исполнимости, поскольку неясно для каких целей и в каком порядке следует получить разрешение на ввод трубопровода в эксплуатацию, при уже зарегистрированном праве собственности на последний в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. Положения ст. 55 ГрК РФ не предусматривают порядок получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта после постановки его на государственный учет.

В возражениях на апелляционную жалобу Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителя истца и пояснения прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону, в соответствии с которым к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых транспортируются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также токсичные вещества, которые способны при воздействии на живые организмы приводить к их гибели.

Промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (ст. 1 Федерального закона N 116-ФЗ).

Эксплуатация опасного производственного объекта в силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 116-ФЗ относится к видам деятельности в области промышленной безопасности.

На основании ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 116-ФЗ ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации ОПО и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» или Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации (номер) от 12 ноября 2020 года утвержден Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется получения разрешения на строительство.

К таким объектам относятся линейные объекты, размещаемые пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населенных пунктов.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.11.2020 (номер) утверждены Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, которые предусматривают, что отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации согласно данным Требованиям (пункт 6).

В соответствии с п. 9 Требований, на основании данных, полученных в ходе идентификации объекта, а также проведенного анализа, указанного в пункте 8 настоящих Требований, эксплуатирующая организация формирует сведения, характеризующие опасный производственный объект.

По п. 10 Требований, при проведении идентификации учитывается, что к опасным производственным объектам относятся предприятие или его цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

При проведении идентификации необходимо учитывать, что опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли.

Обязанность владельца опасного объекта за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта, установлена положениями п. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», согласно которой ввод в эксплуатацию опасного объекта не допускается в случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию, установленной настоящим Федеральным законом.

Судом первой инстанции при принятии решения по спору установлено и объективно подтверждается материалами дела, что ООО «РН-Юганскнефтегаз» в рамках ежегодно заключаемых с ПАО «НК «Роснефть» договоров на оказание операторских услуг, оказывает операторские услуги по разработке и эксплуатации нефтяных, нефтегазовых, нефтегазоконденсатных месторождений, в том числе осуществляет добычу нефти и сбор попутного нефтяного газа (углеводородное сырье), осуществляет подготовку и сдачу углеводородного сырья транспортирующим организациям в систему магистральных нефтепроводов, в том числе, при эксплуатации без разрешения на ввод в эксплуатацию, без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов и в отсутствие заключенного договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, указанных в описательной части настоящего решения Нефтегазосборных сетей Усть-Балыкского и Петелинского месторождений нефти, за исключением Нефтегазосборной сети Куст (номер) - т.вр.Куст (номер), имевшей на момент подачи иска регистрацию и договор страхования.

Спорные Нефтегазосборные сети, хотя и относятся, каждая в отдельности, к IV классу опасности, однако входят в системы промысловых трубопроводов Усть-Балыкского и Петелинского месторождений, имеющих II класс опасности, что подтверждается свидетельством о регистрации в Государственном реестре опасных производственных объектов А58-70075 с приложениями и пояснениями заместителя начальника управления промышленной безопасности и охраны труда ООО «РН-Юганскнефтегаз» Копылова А.С. от 27.06.2023 следует, что в 2022-2023 году для обеспечения работы 907 скважин 115 кустов Восточно-Сургутского, Ефремовского, Западно-Угутского, Кудринского, Малобалыкского, Омбинского, Петелинского, Правдинского, Приобского, Приразломного, Салымского (Лемпинская площадь), Соровского, Среднебалыкского, Среднеугутского, Усть-Балыкского, Южно-Балыкского месторождений и месторождения им. Московцева введено в эксплуатацию 115 трубопроводов, которые используются для транспортировки добываемого углеводородного сырья. Данные трубопроводы будут включены в состав зарегистрированных ОПО, поскольку являются частями одного объекта. Объекты в обязательном порядке будут внесены в реестр ОПО и застрахованы по завершению строительства, комплексного опробирования и ввода в эксплуатацию в строгом соответствии со Сводом правил «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов (СП68.13330.2017).

Из пояснений начальника управления обеспечения бурения ООО «РН-Юганскнефтегаз» Дмитриенко И.Я. и начальника управления внутреннего контроля ООО «РН-Юганскнефтегаз» Леймана А.В. также следует, что введенные в эксплуатацию в 2022-2023 году 115 трубопроводов используются для транспортировки добываемого углеводородного сырья. Каждый отдельный трубопровод, как объект строительства, обладает признаками III и IV класса опасности. Классы опасности трубопроводов определены по количеству опасного вещества в соответствии с проектной документацией, утвержденной в обществе и требованиями Закона № 116-ФЗ. Трубопроводы (нефтесодержащие сети) не регистрируются в качестве самостоятельных ОПО, включаются в состав действующих ОПО. Трубопроводы (нефтесодержащие сети) не регистрируются в качестве самостоятельных ОПО, включаются в состав действующих ОПО. В государственном реестре опасных производственных объектов данные объекты не зарегистрированы. Гражданская ответственность владельца ОПО за причинение вреда в результате аварии не застрахована.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 206 ГПК РФ, ст. ст. 1, 55 ГрК РФ», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденными Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.11.2020 N 471, Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

Решение суда первой инстанции оспаривается ответчиком в части обязания совершить действия по получению ввода в эксплуатацию на спорные трубопроводы.

Учитывая, что спорные трубопроводы расположены на Усть-Балыкском и Петелинском месторождениях, отнесенных ко второму классу опасности, присоединены к системе нефтегазопроводов, участвуют в едином технологическом процессе для транспортировки нефтесодержащей жидкости, то есть обладают признаками опасности, суд пришел к выводу, что они не могут идентифицироваться как самостоятельные объекты, подлежат идентификации по классу опасности, к которому относится система нефтегазопроводов на месторождениях в целом, соответственно, для их эксплуатации необходимо получение разрешения на ввод в эксплуатацию.

Установив, что спорные нефтепроводы (за исключением не поддержанных требований в отношении Куста №165) являются опасными производственными объектами, на день обращения в суд с иском в государственный реестр опасных производственных объектов ответчиком не внесены, обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов не произведена, учитывая, что допущенные ООО «PH-Юганскнефтегаз» нарушения создают реальную опасность возникновения аварий, которые могут повлечь гибель людей и причинения вреда их здоровью, причинить вред окружающей среде, суд первой инстанции признал (поддержанные в судебном заседании) требования прокурора обоснованными и удовлетворил их, предоставив Обществу следующие сроки: для получения разрешения на ввод объектов в эксплуатацию – не позднее 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; для страхования гражданской ответственности владельца объектов не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, для обеспечения регистрации трубопроводов в государственном реестре опасных производственных объектов в отношении объектов 11 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда в части возложения на Общество обязанности по страхованию гражданской ответственности и регистрации трубопроводов в государственном реестре опасных производственных объектов не оспаривается, поэтому не подлежит проверке судебной коллегией.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к отсутствию оснований для возложения на ООО «PH-Юганскнефтегаз» обязанности получить разрешение на ввод заявленных объектов в эксплуатацию и признаются судебной коллегией несостоятельными.

Судом, верно указано, что построенные трубопроводы являются составными элементами опасного производственного объекта «Система промысловых трубопроводов» Усть-Балыкского и Петелинского месторождений, зарегистрированныхо в государственном реестре опасных производственных объектов с присвоением второго класса опасности, поскольку построенные трубопроводы предназначены для транспортирования нефтесодержащей жидкости от кустовых площадок на иные объекты переработки и транспортировки ООО «РН- Юганскнефтегаз» и не могут функционировать отдельно, так как технологически соединены с системой трубопроводов.

В соответствии с положениями действующего законодательства на стадии проектирования строительства трубопровода необходимо при определении класса его опасности учитывать класс опасности системы промысловых трубопроводов, составным элементом которой он является.

Так, согласно п. 5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и Перечнем случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 1816, строительство, реконструкция линейных объектов, размещаемых пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо Опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населенных пунктов не требуют получения разрешения на строительство.

Согласно пп. «а» п. 11 ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся опасные производственные объекты I и 11 классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.

Частью 11 статьи 48 ГрК РФ установлено, что подготовка проектной документации осуществляется, в том числе, на основании задания застройщика или технического заказчика в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями подключения (технологического присоединения).

В ч. 12 ст. 48 ГрК РФ закреплено, что состав и содержание проектной документации определяются Правительством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с п. 3 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее - Положение), принятые в проектной документации решения и мероприятия, обеспечивающие промышленную безопасность на опасных производственных объектах (далее - ОПО), должны соответствовать законодательству Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов. В пп. «б» п. 5 Положения определено, что разделы проектной документации разрабатываются в объеме материалов, содержащих архитектурные, функционально-технологические, конструктивные, инженерно-технические решения и (или) мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения, в том числе, требований промышленной безопасности. В соответствии с пп. «л» и. 34 Положения сведения о разделах и пунктах проектной документации, содержащих решения и мероприятия по обеспечению промышленной безопасности, - для опасных производственных объектов, должны быть указаны в текстовой части раздела 1 «Пояснительная записка» проектной документации.

На основании ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» идентификация здания или сооружения по признакам принадлежности к опасным производственным объектам должна проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.

В соответствии с разделом II Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 №471 (далее - Требования), отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с Требованиями. При осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы. При проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ: проектной документации объекта, с учетом внесенных изменений (при их наличии); генерального плана расположения зданий и сооружений; сведений о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств; данных о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте, а также на объектах. риспи/юженных на расстоянии менее чем пятьсот метров от идентифицируемого объекта, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности есть обращение опасного вещества.

Согласно Приложению № 1 к Требованиям система промысловых (межпромысловых) трубопроводов, месторождения (участка, площадки) идентифицируется по признаку транспортирования опасных веществ в границах земельного отвода и основывается на проектах на обустройство месторождения и технических проектах на разработку месторождения. Определение границ линейных объектов нефтегазодобывающих производств для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов производится в соответствии с проектной документацией обустройства месторождения. Проектируемые и строящиеся в границах участков недр (месторождений) линейные объекты трубопроводного транспорта не являются самостоятельными опасными производственными объектами, а входят в состав промысловых (межпромысловых) трубопроводов - линейных объектов (сооружений) с комплексом технических устройств для транспортирования газообразных и жидких сред (воспламеняющиеся и горючие газы, горючие жидкости) под действием напора (разности давлений) от скважин до запорной арматуры, установленной на входе трубопровода на технологическую площадку (например, ДНС, КС, ЦПС, ПСП, УПН) или на выходе с технологической площадки, до объектов магистрального транспортирования нефти и газа.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности.

Согласно п. 1 приложения № 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ класс опасности для ОПО устанавливается исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на ОПО, в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения №2 к Федеральному закону № 116-ФЗ.

Таким образом, определение класса опасности объекта капитального строительства, в том числе линейного, должно осуществляться с учётом исходных данных и технических условий подключения (технологического присоединения), предоставляемых застройщиком, техническим заказчиком, эксплуатирующей организацией в задании на проектирование объекта капитального строительства и отражаться в проектной документации объекта капитального строительства лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.

Согласно примечанию 3 к приложению № 2 Федерального закона № 116-ФЗ в случае, если расстояние между опасными производственными объектами составляет менее чем пятьсот метров, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями, учитывается суммарное количество опасных веществ одного вида.

Кроме того, на основании требования п. 10 приложения № 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ, согласно которому в случае, если для опасных производственных объектов по указанным в пунктах 1-9 приложения № 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ критериям могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности.

Ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов несет лицо осуществляющее подготовку проектной документации на основании ч. 5 ст. 48 ГрК РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона 116-ФЗ ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, несет руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты.

Таким образом, при размещении заказа/аукциона/торгов на проведение работ по разработке проектной документации на строительство трубопроводов заказчик должен обеспечить отражение в техническом задании/спецификации/аукционной документации/исходных данных достоверные сведения о вхождении планируемого к строительству объекта в состав опасного производственного объекта I или II классов опасности, или нахождения его менее чем в пятистах метрах от иного опасного производственного объекта I или II классов опасности, с целью разработки объективной и достоверной документации с отнесением планируемого к строительству объекта к объекту I или II классов опасности.

Соответственно, судом правильно установлено, что на момент обращения в суд трубопроводы в государственном реестре опасных производственных объектов не были зарегистрированы, и у ответчика не утрачена возможность их дальнейшей идентификации в составе объекта второго класса опасности. Эксплуатируемые юридическим лицом в составе объектов второго класса опасности трубопроводы изначально подлежали идентификации с присвоением соответствующего класса.

Возражения же ООО «PH-Юганскнефтегаз» со ссылкой на положения постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 1816, основаны на неверном толковании требований законодательства и свидетельствуют о невыполнении обязанности по разработке проектной документации на трубопроводы, прохождения государственной строительной экспертизы, государственного строительного и экологического надзора, а также получения разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию таких объектов.

Соответствующие разрешения не требуются исключительно для линейных объектов, размещаемых пользователями недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляется за пределами границ населенных пунктов.

Судом установлено, что проектируемые трубопроводы подключаются к существующей системе промысловых трубопроводов Усть-балыкского и Петелинского месторождений зарегистрированных в Государственном реестре опасных производственных объектов как опасные производственные объекты второго класса, что ответчиком не оспаривалось.

Обязанность для ответчика установлена в отношении спорных объектов, не содержит противоречий по отношению к месторождениям в целом.

Довод апеллянта о неисполнимости судебного решения в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ничем не подтвержден.

При таких обстоятельствах, сомнений в правильности принятого судом решения не имеется, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, оснований для отмены или изменения судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Нефтеюганского районного суда от 19 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «РН-Юганскнефтегаз» без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08 мая 2024 года.

Председательствующий                        Кузнецов М.В.

Судьи                                    Протасова М.М.

Клюпа Ю.Н.

33-2937/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО РН-Юганскнефтегаз
Другие
Северо-Уральское управление Ростехнадзора
Суд
Суд Ханты-Мансийского автономного округа
Судья
Кузнецов Михаил Викторович
Дело на странице суда
oblsud.hmao.sudrf.ru
12.04.2024Передача дела судье
07.05.2024Судебное заседание
24.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2024Передано в экспедицию
07.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее