ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Кацапова Т.В. Дело № 33а-2572/2020 г.
Докладчик Захаров Н.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 августа 2020 года судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:
Председательствующего Захарова Н.И.,
судей Михалёвой О.В. и Букреева Д.Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красичковой Ю.В.
с участием прокурора Кима И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Соловьевой Юлии Валерьевны на решение Советского районного суда города Липецка от 14 августа 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Соловьевой Юлии Валерьевны к территориальной избирательной комиссии № 2 Октябрьского округа г. Липецка о признании незаконным решения об отказе в ее регистрации кандидатом в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 12
Заслушав доклад судьи Захарова Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Липецкого городского Совета депутатов от 23 июня 2020 года № 1109 на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва.
Постановлением территориальной избирательной комиссии №2 Октябрьского округа города Липецка от 4 июля 2020 года № 123/746 заверен список кандидатов в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва в количестве 16 человек, выдвинутый избирательным объединением региональное отделение в Липецкой области политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» по одномандатным избирательным округам №№1-36.
Постановлением территориальной избирательной комиссии №2 Октябрьского округа города Липецка №133/824 от 8 августа 2020 года кандидату в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу №12, Соловьевой Ю.В., выдвинутой избирательным объединением «Региональное отделение в Липецкой области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» отказано в регистрации в связи с признанием недействительными 65 подписей избирателей, что составляет 100% от числа необходимых подписей в подписных листах.
Соловьева Ю.В. обратилась в суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии, в котором просила отменить вышеназванное решение территориальной избирательной комиссии, ссылаясь на ошибочность признания ответчиком недостоверными всех подписей в подписных листах, необоснованность эксперта в представленном заключении, нарушения методики и порядка исследования экспертом подписей.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Муллин Д, М. требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии №2 Октябрьского округа города Липецка Капцов С.В., представитель заинтересованного лица избирательной комиссии Липецкой области по доверенности Мелехина О.А., возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на их необоснованность.
Административный истец Соловьева Ю.В. и представитель привлеченного судом в качестве заинтересованного лица Регионального отделения в Липецкой области политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе административный истец Соловьева Ю.В. просит об отмене решения суда в связи с неверным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда установленным по делу обстоятельствам, нарушением и неправильном применении норм материального и процессуального права.
Выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Муллина Д.М., поддержавшего жалобу, возражения против удовлетворения жалобы представителя административного ответчика Капцова С.В., представителя заинтересованного лица избирательной комиссии Липецкой области по доверенности Мелехиной О.А., заключение участвующего в деле прокурора Кима И.Е., полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам не находит предусмотренных законом оснований к удовлетворению жалобы в связи со следующим.
В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Частью 10 той же правовой нормы предусмотрено, что с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Статьей 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1); по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1).
Пунктом 3 указанной статьи установлено, что Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
На территории Липецкой области гарантии избирательных прав граждан при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, порядок назначения, подготовки, проведения этих выборов устанавливаются указанным выше Федеральным законом, а также Законом Липецкой области от 06.06.2007 г. N 60-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области».
Так, согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального Закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» одним из оснований отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Аналогичные нормы содержатся в пункте 7 части 10 статьи 37 Закона Липецкой области от 06.06.2007 г. N 60-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области».
Частью 2 статьи 35 Закона Липецкой области от 06.06.2007 г. N 60-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области» установлено, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", но не может составлять менее 10 подписей.
В силу пунктов «е», «з», «л» части 11 статьи 36 Закона Липецкой области от 06.06.2007 г. N 60-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области» недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи; все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом; подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Судом установлено и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, что для регистрации кандидатов, списка кандидатов на выборах депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 было необходимо представить 59 достоверных подписей.
Соловьева Ю.В. представила в ТИК № 2 Октябрьского округа г. Липецка 65 подписей избирателей, собранных ею в поддержку своей кандидатуры для регистрации кандидатом в депутаты Липецкого городского Совета депутатов по указанному одномандатному избирательному округу. По результатам проведенной проверки подписей избирателей, оформления подписных листов, представленных кандидатом было выявлено, что рукописные подписи, расположенные в подписных листах: № 11 в строке № 1 в графе «Дата внесения подписи» избирателя Алехиной В.М.; № 45 в строке № 1 в графе «Дата внесения подписи» избирателя Куринной А.Е..; № 47 в строке № 1 в графе «Дата внесения подписи» избирателя Мурашкина И.М.; № 14 в строке №1 в графе «Фамилия Имя Отчество» рукописные записи «Кобелева Полина Евгеньевна» выполнены одним лицом, что подтверждается заключением эксперта ЭЦК УМВД России по Липецкой области Животенко Б.С. №1551 от 05.08.2020 г.
Согласно итоговому протоколу проверки подписей избирателей, оформления подписных листов, представленных кандидатом Соловьевой Ю.В., выявлено 7 недействительных подписей (4 подписи недействительны в соответствии с пунктом «з» статьи 11 Областного закона, 1 подпись – в соответствии с пунктом «л» статьи 11 Областного закона, 2 подписи - в соответствии с пунктом «е» статьи 11 Областного закона) от общего количества подвергшихся проверке 65 подписей. Количество признанных достоверными подписей составило 58 подписи при требуемых в количестве 59.
Количество подписей в поддержку данного кандидата не отвечает требованиям 2 статьи 35 Закона Липецкой области от 06.06.2007 г. N 60-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области» и является недостаточным для регистрации.
Данное обстоятельство послужило основанием для принятия ТИК Октябрьского округа г. Липецка постановления об отказе Соловьевой Ю.В. в регистрации кандидатом в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 12.
Разрешая заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу, что количество признанных достоверными подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, не отвечает требованиям закона и является недостаточным для регистрации Соловьевой Ю.В.
Этот вывод суда основан на правильном применении норм материального права, на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, в том числе на заключении эксперта ЭЦК УМВД России по Липецкой области Животенко Б.С. №1551 от 05.08.2020 г., ТИК Октябрьского округа г. Липецка, представленных в соответствии с подпунктом "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", оцененных в соответствии с частью 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Причин для признания действительными и достоверными подписи в подписных листах №11, №14, №45, №47 не имеется.
Доказательств обратного, административным истцом представлено не было.
Суд правомерно не принял во внимание довод истца о возможности доказывания факта собственноручного внесения избирателями сведений о них в подписные листы посредством оценки их нотариально заверенных заявлений, поскольку указанный довод не опровергает заключение специалиста о том, что рукописные записи в подписных листах №11, №14, №45, №47 выполнены разными лицами, и не исключается возможности проставить подпись лично, а дату внесения подписи - иным лицом, что противоречит требованиям статье 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Кроме того, подписные листы под №№ 8, 42, 58 и 62 не соответствуют по своему содержанию предъявляемым требованиям их изготовления и оформления по форме согласно приложениям 7.1 и 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (часть 6 статьи 36 Закона Липецкой области N 60-ОЗ), а именно: подписной лист № 8 не заверен кандидатом (отсутствует подпись Соловьевой Ю.В.); в подписном листе № 42 информация о кандидате не соответствует действительности, а именно в заверительной записи кандидата его отчество указано «Валерьева», тогда как согласно паспорту отчество истца «Валерьевна». Неправильное написание имени кандидата не может расцениваться как орфографическая ошибка, поскольку эти сведения относятся к персональным данным и должны отражаться в подписных листах в строгом соответствии с документом, удостоверяющим личность; в подписных листах под №№ 58 и 62 отсутствует дата внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей.
При рассмотрении административного иска стороной административного истца не оспаривалось, что вышеуказанные подписные листы имеют недостатки.
Суд первой инстанции обоснованно не согласился с доводами избирательной комиссии относительно наличия оснований для признания недействительными всех 65 подписей ввиду того, что кандидат указал недостоверные сведения о месте работы в подписных листах, однако с учетом установленных обстоятельств не влекут иной исход по делу.
Доказательств, опровергающих изложенные выше обстоятельства, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции сторонами не представлено.
Исследование достоверности подписей в подписных листах проведено уполномоченным на то экспертом ЭКО УМВД России по Липецкой области, в соответствии с установленной методикой, оснований для признания выводов ошибочными, не имеется. Ссылка административного истца на представленное заключение коммерческой организации ООО «Центр Воронежских экспертиз» не опровергает законность и обоснованность вывода эксперта, привлеченного из государственного учреждения и проводившего исследование в строгом соответствии с законом.
При рассмотрении административного дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
Выводы суда подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом судебном постановлении, основаны на фактических обстоятельствах дела и подтверждаются совокупностью исследованных доказательств.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, полностью повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении данного спора судом первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 308-309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Липецка от 14 августа 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Соловьевой Юлии Валерьевны – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.