Судья Орлова А.А. № 33-1789/2011 г.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«21» июня 2011 года г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда Республики Карелия
в составе: председательствующего Сильченко Р.П.
судей Роговой И.В., Савина А.И.
при секретаре Сидорове А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 20 апреля 2011 года по делу по иску Козленковой А.Н. к Администрации Петрозаводского городского округа об обязании к выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы.
Заслушав доклад судьи Роговой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Козленкова А. Н. обратилась в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к Администрации Петрозаводского городского округа о взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы за период с .... г. по .... г. в сумме .... руб. .... коп., обязании ответчика производить выплату ежемесячной доплаты за стаж муниципальной службы к трудовой пенсии в размере ....% месячного должностного оклада, из расчета его размера на данный момент, с начислением районного коэффициента и северной надбавки, в размере .... руб. .... коп. Иск мотивирован тем, что истица вышла в добровольную отставку с муниципальной службы с .... г. При этом ей была назначена доплата к пенсии в размере ....% месячного должностного оклада, однако ее выплата не производилась.
В судебном заседании истец Козленкова А.Н. указала, что с заявлением о выплате доплаты обратилась по выходу в отставку, но ответа на него получила, равно как и выплат, что объяснялось тем, что «в настоящее время выплаты не производятся» в виду отсутствия средств. О размере установленного процента доплаты и об издании соответствующего распоряжения узнала лишь .... г., обратившись к ответчику за справкой о размере оклада.
Представитель ответчика Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен, ходатайство об отложении рассмотрения дела отклонено, поскольку приведенные в нем причины неявки и обоснование необходимости отложения признаны судом неуважительными. К таковым отнесены как невозможность обеспечить явку представителя в связи с занятостью сотрудников и их ограниченным составом, с учетом заблаговременного извещения о дате судебного заседания и возможностей юридического лица по надлежащей организации обеспечения участия; так и намерение представить дополнительные доказательства, в том числе по методике расчета, поскольку сторона ответчика не была лишена возможности представить их заблаговременно, получив копию искового заявления.
Суд постановил решение об удовлетворении иска. Взыскал с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Козленковой А.Н. .... руб. .... коп. недополученной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы за период с .... года по .... года включительно. Обязал Администрацию Петрозаводского городского округа с .... года производить выплату Козленковой А.Н. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы в размере ....% должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Взыскал с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Козленковой А.Н. .... руб. .... коп. в возврат государственной пошлины.
С таким решением суда не согласен ответчик Администрация Петрозаводского городского округа. В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда, направлении дела на новое рассмотрение. В обоснование доводов кассационной жалобы указывают на незаконность и необоснованность постановленного по делу решения суда, выводы суда не основаны на действующем законодательстве, в частности вывод суда о трансформации ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в пенсию за выслугу лет на муниципальной службе и ее сходства с правовым регулированием соответствующей доплаты госслужащим РК, а также в части того, что ПетроСовет обязан своим нормативным правовым актом установить, что размер ежемесячной доплаты не может быть ниже 80 % месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и северной надбавки. По мнению ответчика, удовлетворение требований истицы таким образом, чтобы сумма доплаты, а не сумма пенсии и ежемесячной доплаты, составляла 80 % месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки, противоречит нормам Закона РК от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», поскольку данный Закон не предусматривает конкретного порядка определения размера доплаты, а также ограничивает права ПетроСовета на осуществление самостоятельного правового регулирования данного вопроса. 27.04.2011 г. на сессии Петрозаводского городского Совета принято решение «Об утверждении Порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа», 06.05.2011 г. данное решение Петрозаводского городского Совета и Порядок опубликованы в средствах массовой информации. Доплата к пенсии Козленковой А.Н. должна рассчитываться исходя из установленного ПетроСоветом Порядка.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда по существу правильным и не подлежащим отмене.
В соответствии со ст. 8 Всеобщей Декларации прав человека, каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1), в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.2). В силу ч.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что Козленкова А.Н., .... года рождения, .... г. уволена с муниципальной службы с должности .... ...., в связи с выходом на трудовую пенсию по старости, что следует из трудовой книжки. Ответчиком в выданной им справке констатировано наличие у истицы стажа муниципальной службы .... лет .... месяцев .... дней. Истица имеет стаж, превышающий необходимый на .... полных года (установленный как в ч. 1 ст. 11 Закона РК от 24.07.2007г. №1107-ЗРК в ред. закона от 28.05.2010г. № 1388-ЗРК, так и ст. 56 Устава муниципального образования). Распоряжением Главы Петрозаводского городского округа от .... г. № ...., на основании п. 1 ст. 11 Закона Республики Карелия № 1107- ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», ст. 56 Устава Петрозаводского городского округа истице с .... г. установлена ежемесячная доплата к пенсии по старости в размере ....% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Выплата указанной доплаты не производилась, что не оспорено ответчиком.
Суд, оценив доводы истицы, представленные по делу доказательства, разрешая спор по существу, правильно применил положения ст. 11 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 24.07.2007 г. № 1107-ЗРК (с последующими изменениями и дополнениями, в т.ч. в ред. от 28.05.2010 г.), ст. 56 Устава Петрозаводского городского округа (принят решением ПетроСовета от 19.10.1999 г., в ред. от 04.03.2008 г., с последующими изменениями и дополнениями, в т.ч. от 02.09.2010 г.) в их системной взаимосвязи с положениями ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» и ст.ст. 5, 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 21 Закона РК «О государственной службе Республики Карелия», а также правовыми подходами Конституционного суда Российской Федерации, изложенными в Определении от 01.12.1999 г. № 189-О, Постановлении от 24.05.2001 г. № 8-П, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска.
При указанных обстоятельствах, правомерны выводы суда о том, что предоставление органам местного самоуправления права по установлению дополнительной гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии предполагает и его обязанность, в случае установления таковой, разработать механизм реализации такого права. Само по себе внесение соответствующих изменений в Устав, вступивших в силу с 10.09.2010 г., подтверждает право на дополнительные гарантии в области пенсионного обеспечения для муниципальных служащих, при этом отсутствие механизма реализации такого права (отсутствие принятого представительным органом порядка назначения, перерасчета и выплаты такой доплаты к пенсии), как правильно указано судом, не может оправдывать бездействие ответчика, поскольку правоотношения и обязательства ответчика по выплате истице доплаты возникли до 10.09.2010 г., а право на получение соответствующей доплаты было установлено ранее и не утрачено в рамках действующего правового регулирования. При этом, возможность применения по аналогии норм Закона РК «О государственной службе Республики Карелия» в части механизма расчета размера доплаты, которую обоснованно применил суд, обусловлена характером регулируемых правоотношений и их сходством.
Таким образом, удовлетворяя исковые требования о взыскании в пользу истицы сумм ежемесячной доплаты за спорный период суд первой инстанции правомерно исходил из гарантированного права истицы на получение данной доплаты и аналогии права.
Ввиду отсутствия надлежащего правового регулирования по порядку расчета размера доплаты с учетом стажа работы по муниципальной должности суд правомерно обязал Администрацию Петрозаводского городского округа с .... года производить выплату Козленковой А.Н. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы в размере .... % должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы, которые были предметом исследования и в суде первой инстанции и по мотивам, приведенным в судебном решении, правомерно признаны необоснованными, не имеется.
Вместе с тем, после рассмотрения дела в суде первой инстанции, но до вступления решения суда в законную силу, был принят и опубликован новый Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа (опубликован 06.05.2011 года).
В соответствии с названным Порядком, с учетом стажа муниципальной службы Козленковой А.Н. ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости подлежит выплате в размере .... % месячного должностного оклада муниципального служащего по должности муниципальной службы, занимаемой на день прекращения муниципальной службы, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п.п.3,6 Порядка)
Учитывая право органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления устанавливать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, Конституционный Суд Российской Федерации признавал не нарушающим право граждан на социальное и пенсионное обеспечение (определения от 13.10.2009 № 1190-О-О; от 11 мая 2006 года №88-О, от 3 апреля 2007 года №332-О-П, от 15 января 2008 года № 107-О-О и № 108-О-О).
Учитывая указанные обстоятельства, с .... года ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости Козленковой А.Н. должна производиться в указанном выше размере, с учетом п.3 обозначенного Порядка, о чем следует дополнить резолютивную часть решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 20 апреля 2011 года по настоящему делу по существу оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Дополнить третий абзац резолютивной части решения предложением следующего содержания:
С .... года такую доплату производить Козленковой А.Н. в размере .... % месячного должностного оклада муниципального служащего по должности муниципальной службы, занимаемой на день прекращения муниципальной службы, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Председательствующий:
Судьи: