Решение по делу № 2-1506/2024 от 15.01.2024

63RS0039-01-2024-000184-10

Резолютивная часть

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Самара    11 марта 2024г.

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Борисовой Е.А.,

при помощнике Галиной Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 1506/2024г. по исковому заявлению Вахитовой Е. Ф., Вахитовой Ф. З., Портнова М. А. к Департаменту управления имуществом городского округа Самары о предоставлении жилого помещения,

руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Вахитовой Е. Ф., Вахитовой Ф. З., Портнову М. А. равнозначное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 82,71 кв.м., расположенное в черте городского округа Самара, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательном виде.

Судья Е.А. Борисова

63RS0039-01-2024-000184-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Самара    11 марта 2024г.

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Борисовой Е.А.,

при помощнике Галиной Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 1506/2024г. по исковому заявлению Вахитовой Е. Ф., Вахитовой Ф. З., Портнова М. А. к Департаменту управления имуществом городского округа Самары о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самары о предоставлении жилого помещения, указав, что проживают по адресу: <адрес>.

Указанное жилое помещение, согласно распоряжению первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. , признано непригодным для проживания.

Квартира, в которой проживают истцы, является коммунальной, состоит из 6 комнат, в трех комнатах зарегистрированы истцы, открыт лицевой счет.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ. подтверждающей факт возникновения пожара, в данном жилом доме произошел пожар, в результате которого пострадало, в том числе и спорное жиле помещение, дата пожара ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акту экспертного исследования дата проведения ДД.ММ.ГГГГ., проживание в данном жилом помещении создает угрозу жизни и здоровью, помимо других нарушений выявленных в ходе данного исследования.

Указанное помещение является для истцов единственным местом жительства, другого жилья не имеют.

23.10.2023г. распоряжением , истцы признаны малоимущими и нуждающимся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.

Ссылаясь на то, что проживание в квартире не представляется возможным, истцы просили суд обязать Департамент управления имуществом городского округа Самары предоставить истцам по договору социального найма равнозначное благоустроенное жилое помещение, в черте города Самара, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании представитель истцов Сергеева Е.Е. поддержала требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара в судебное заседание не явился, был уведомлен, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Вахитова Е.Ф., Вахитова Ф.З., Портнов М.А. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 49,9 кв.м.

Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания.

Распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от 23.10.2023г. истцы признаны малоимущими и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма составом семьи 3 человека.

Согласно акту экспертного исследования , проведенного ООО «Институт оценки и управления», дата проведения 01.12.2023г., проживание в данном жилом помещении создает угрозу жизни и здоровью.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В целях реализации названных конституционных положений в ч. 2 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном данным кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 этой статьи случаев.

В силу статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации: жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, где оно находится, для государственных или муниципальных нужд; предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника; в зависимости от того, для чьих нужд изымается участок, выкуп помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 1); по соглашению с собственником ему может быть предоставлено взамен изымаемого другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8); признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам помещений в доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок; если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию дома, земельный участок, на котором дом расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в доме, за исключением принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию (часть 10).

Пункт 1 части 2 статьи 57 данного Кодекса закрепляет, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат

В Определении от 12 апреля 2011 года № 551-О-О Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договорам социального найма, равно как и их права на внеочередное предоставление жилья, а следовательно, те из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договорам социального найма на общих основаниях в порядке очередности. Это, однако, не исключает обеспечения жильем во внеочередном порядке инвалидов из числа имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 этого Кодекса, при соблюдении общих требований жилищного законодательства, включая постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что внеочередное обеспечение жильем граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, носит компенсаторный характер. Цель законодателя в данном случае не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение имеющейся обеспеченности жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилье, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 данного Кодекса) (определения от 3 ноября 2009 года № 1368-О-О, от 29 мая 2012 года № 928-О, от 24 сентября 2012 года № 1573-О, от 26 марта 2019 года № 729-О и др.). Расширительное толкование такого регулирования в пользу малоимущих граждан вело бы к нарушению баланса интересов в ситуации ограниченности бюджетных средств - вопреки позиции Конституционного Суда Российской Федерации, подчеркнувшего в Постановлении от 10 декабря 2019 года № 39-П, что такое регулирование должно осуществляться с учетом интересов всех категорий граждан, которые в силу тех или иных оснований должны быть обеспечены жилыми помещениями.

Таким образом, из содержания указанных норм права в их конституционно-правовом толковании следует, что наличие права у лица на улучшение жилищных условий по основаниям, не предусматривающим права на внеочередное предоставление жилого помещения, сохраняется после предоставления жилого помещения равнозначного по общей площади ранее занимаемому, признанному непригодным для проживания.

Так, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2023 года № 20-П части 1, 8 и 10 статьи 32 и пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 18, 19 (части 1 и 2), 40, 45, 28, 46 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) и 75.1, в той мере, в какой они - в том числе во взаимосвязи с иными нормативными положениями - не обеспечивают системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания (включая жилое помещение, входящее в состав многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.

Впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, при применении частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует исходить из того, что граждане, указанные в пункте 1 резолютивной части настоящего Постановления, подлежат внеочередному обеспечению по договору социального найма благоустроенными жилыми помещениями, равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд без оплаты возмещения, либо - если уполномоченными органами установлено, что нахождение в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, невозможно или создает непосредственную опасность для жизни или здоровья и при этом внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма не может быть осуществлено, - незамедлительному обеспечению жилыми помещениями маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей.

<адрес> квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, составляет 146,4 кв.м. Истцы являются собственниками 21/177/ 21/177 и 58/177 долей в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение. Соответственно общая площадь жилого помещения, приходящаяся на истцов, составляет 82,71 кв.м. (146,4 кв.м.х100%/177).

При указанных обстоятельствах, учитывая, что проживание в квартире несет угрозу жизни и здоровья истцов, суд приходит к выводу о том, что у органа местного самоуправления возникла обязанность предоставить истцам благоустроенное жилое помещение, не менее ранее занимаемого, расположенного в черте г.о.Самара по договору социального найма.

Доводы апелляционной жалобы Департамента о том, что спорный многоквартирный дом не включен ни в одну действующую на территории Самарской области целевую программу по переселению граждан из аварийных жилых помещений, в связи с чем, отсутствуют основания для предоставления жилого помещения, являются несостоятельными.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан, в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом ВС РФ 29.04.2014 года, если установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Вахитовой Е. Ф., Вахитовой Ф. З., Портнову М. А. равнозначное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 82,71 кв.м., расположенное в черте городского округа Самара, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательном виде.

Судья Е.А. Борисова

Решение изготовлено в окончательном виде 18.03.2024г.

Копия верна

Судья

2-1506/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Портнов Михаил Александрович
Вахитова Фрида Залмановна
Вахитова Елена Фаныльевна
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о.Самары
Суд
Ленинский районный суд г. Самара
Судья
Борисова Елена Александровна
Дело на сайте суда
leninsky.sam.sudrf.ru
15.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2024Передача материалов судье
22.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.02.2024Предварительное судебное заседание
21.02.2024Судебное заседание
11.03.2024Судебное заседание
18.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее