Решение по делу № 2а-2499/2019 от 16.01.2019

    Административное дело № 2а-2499/2019                                                  КОПИЯ

    24RS0056-01-2019-000261-64

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    04 сентября 2019 года                                                                        г. Красноярск

    Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

    председательствующего судьи Зерновой Е. Н.,

    при секретаре Ступень М. В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №24 по Красноярскому краю к Казаковой НА о взыскании задолженности по налогу и пени,

    УСТАНОВИЛ:

    МИФНС России №24 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Казаковой Н.А. о взыскании налога на имущество физических лиц за 2014-2016 гг, пени по земельному налогу. Мотивируют свои требования тем, административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате налога на имущество физических лиц по объекту налогообложения по адресу: г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 89, 22: за 2014 г. – 5 113 рубля; за 2016 г. – 6795 рублей: по объекту налогообложения по адресу: г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 89, 21: за 2014 г. – 5711 рублей; за 2016 год – 7589 рублей. Налоговым органом налогоплательщику начислен имущественный налог за 2014, 2015, 2016 г.г. в сумме 31 758 рублей по сроку уплаты 01.12.2017. В связи с уменьшением налога сумма задолженности по имущественному налогу составила 26 300 рублей. Кроме того в соответствии со ст. 75 НК РФ на сумму неоплаченного земельного налога начислена пеня в размере 18 рублей 78 копеек. В силу ст. 52 НК РФ налогоплательщику было направлено налоговое уведомление об уплате налогов №8496915 и на основании ст. ст. 79, 70 требование №217986 от 13.12.2017. Судебный приказ №2а-52/2018/90 от 31.05.2018 был отменен 29.06.2018 в связи с поданными должником возражениями. На основании изложенного административный истец просит взыскать с Казаковой Н.А. недоимку по налогу на имущество за 2014, 2015, 2016 годы в размере 26 300 рублей; пени по земельному налогу в размере 18 рублей 78 копеек.

    Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.

    Административный ответчик Казакова Н.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена 04.06.2019, о чем свидетельствует почтовое уведомление, о причинах неявки суд не уведомила.

    Ранее в материалы дела ответчиком Казаковой Н.А. был представлен письменный отзыв на административное исковое заявление с дополнениями, в которых ответчик указал, что Межрайонной ИФНС России № 24 был пропущен срок для обращения в суд в порядке искового производства. Поскольку крайний срок для обращения в суд в порядке искового производства, после отмены 29.06.2019 судебного приказа наступает 29.12.2018 года. Согласно имеющимся в материалах дела документам, а именно почтовому конверту, данные документы были отправлены 15 января 2019 года. При этом уважительных причин пропуска срока исковой давности как при обращении с заявлением о выдаче судебного приказа, так и при обращении с настоящим иском, истец суду не предоставил. Кроме того, Казакова Н.А. возражает в части начисления спорных налогов на имущество физических лиц за 2014 год, 2015 год. Казакова Н.А. в указанный период являлась индивидуальным предпринимателем и находилась на налоговом режиме УСН (упрощенная система налогообложения). ИП Казаковой Н.А. предоставлялись налоговые декларации за указанный период (2014 и 2015 год), по месту своей регистрации, а именно в ИФНС по Центральному району г. Красноярска. Согласно административному исковому заявления, истец обратился в суд за взысканием налога на имущество физических лиц, за нежилые помещения, № 21 и № 22, расположенные по адресу г. Красноярск, проспект Красноярский Рабочий дом 89. Согласно договора № 1/2012 и приложений к нему, данные помещения были сданы в аренду, денежные средства по данному договору поступали на расчётный счёт ИП Казаковой Н.А., а доходы отражены в налоговых декларациях. На основании пункта 3 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ, «применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц». В следствии чего, ИП Казакова Н.А. освобождена от уплаты налога на имущество физических лиц. В предыдущие года, а именно 2014-2015-2016 года ИФНС по Центральному району г. Красноярска, осуществляла направление уведомлений о начислении налога на имущество физических лиц по всем имеющимся объектам, данная ИФНС имела информацию об использовании данных нежилых помещений в предпринимательской деятельности, кроме того ИФНС по Центральному району направляла сообщения в другие ИФНС с сообщениями о перерасчете данного вида налога.

        По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, отказе от иных процессуальных прав.

        В соответствии с положениями статьи 150 КАС РФ, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 289 названного Кодекса неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

        Исследовав материалы настоящего административного дела, суд находит административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

        Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

        Частью 1 статьи 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

        Согласно ст.19 НК РФ, налогоплательщиками признаются юридические и физические лица, на которых наложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

        В силу ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

        Согласно ч.ч.1,2 ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

        В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

        В силу п.п.9,14 ч.1 ст.31 НК РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном настоящим Кодексом; а также предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

        Налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах; вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора (ч.1 ст.32 НК РФ).

        Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

        В силу ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здания, строения, сооружения, помещения.

        Статьями 400 и 401 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога на имущество физических лиц, признаются физические лица, обладающие правом собственности на здание, строение, сооружение, помещение.

        На основании п. 3 ст. 396, п. 1 ст. 408 НК РФ исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами.

        Статьей 409 НК РФ, предусмотрено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

        Исходя из положений ст. 75 НК РФ пени (денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки) начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.

        Как установлено судом, административный ответчик Казакова Н.А. является налогоплательщиком.

    Согласно представленных в материалы дела сведений, административному ответчику с 27.12.1997 г. на праве собственности принадлежит нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 89-21, кадастровый номер 24:50:0600018:622, площадью 75,10 кв.м.. Кроме того ответчику с 20.06.2000 принадлежит нежилое помещение по адресу: г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 89-22, с кадастровым номером 24:50:0600018:625, площадью 56 кв.м.

    12.10.2017 года административный истец направил административному ответчику налоговое уведомление № 8496915 об уплате налогов за 2014-2016, в том числе налога на имущество физических лиц: помещения, расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 89-22, за 2014 – 5 113 рубля; за 2016 – 6 795 рублей; помещения по адресу: г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий 89-21, за 2014 – 5 711 рублей; 2015 – 6 550 рублей; 2016 – 8 589 рублей., в срок до 01.12.2017 года.

    11.12.2017года в адрес административного ответчика направлено требование №17986 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). Согласно данному требованию по состоянию на 13.12.2017 за Казаковой Н.А. числится задолженность по налогу на имущество физических лиц, сроком оплаты до 01.12.2017 в сумме 31758 рублей, которая подлежит оплате до 26.01.2018.

     В связи с неуплатой земельного налога в установленные законом сроки начислена пеня в общем размере 39 рублей 22 копейки.

        На основании положений ст. 52 и ст. 396 НК РФ налоговый орган обязан не позднее 30 дней до наступления срока платежа исчислить налог и направить налогоплательщику налоговое уведомление.

    Абзацем третьим пункта 2 статьи 52 НК РФ установлено, что налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

     Письмом ФНС России от 01.12.2016 N БС-4-21/22888 "О перерасчетах налогов на имущество физических лиц" предусмотрено, что независимо от вида налога направление налогового уведомления допускается не более, чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363, пункт 4 статьи 397, пункт 3 статьи 409 Кодекса). Применение вышеперечисленных положений может осуществляться в случае перерасчета налогов, обусловленного, в частности в связи с получением налоговыми органами ранее не предоставленных регистрирующими органами сведений о прекращении (возникновении, регистрации) прав на объект налогообложения, об изменении адреса места жительства физического лица и иных сведений, влияющих на формирование налогового уведомления.

    Из содержания приведенных норм следует, что налоговый орган имеет право на перерасчет налога на имущество физических лиц за последние три года, предшествующие календарному году направления налогового уведомления (2017 г.), то есть в данном случае за 2014-2016 гг.

        При этом, в силу п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления указанного требования по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней, с даты направления заказным письмом.

        Статьей 69 НК РФ установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1); требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2); требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абзац четвертый пункта 4).

        Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

        Согласно ст. 48 НК РФ, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

        Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

        Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

        Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

    Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока на подачу настоящего административного заявления.

    Административным ответчиком указано на пропуск МИФНС России №24 по Красноярскому краю о пропуске срока обращения в суд.

    Как следует из материалов дела судебным приказом мирового судьи судебного участка № 90 в Центральном районе г. Красноярска от 31.05.2018 с административного ответчика была взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц 31 758 рублей, пени 39 рубля 22 копейки.

    Определением мирового судьи судебного участка № 90 в Центральном районе г. Красноярска от 29.06.2018 года, по заявлению административного ответчика, судебный приказ от 31.05.2018 отменен.

        Из материалов дела усматривается, что в порядке приказного производства с настоящими требованиями налоговый орган обращался к мировому судье в пределах установленного п. 2 ст. 48 НК РФ 6-ти месячного срока, установленного в требовании №17986 от 13.12.2017 г. (26.01.2018 г. + 6 м. = 26.07.2018 г. ), так как судебный приказ вынесен 31.05.2018 г.

    После чего, 18.10.2018 (согласно штампу на почтовом конверте), то есть в течение шести месяцев после отмены судебного приказа (29.06.2018 г. + 6 м. = 29.12.2018 г.), административный истец обратился с административным исковым заявлением в Центральный районный суд г. Красноярска по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 58.

    Поскольку Центральный районный суд г. Красноярска по указанному выше адресу выбыл ранее, административное исковое заявление было возвращено в адрес административного истца 29.12.2018 (согласно штампа на конверте).

    Повторно административное исковое заявление было подано 15.01.2019 (согласно штампа «Почта России» на конверте).

В соответствии с ч.1 ст.95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Суд считает, что налоговым органом, начиная с мая 2018 по день предъявления иска 15.01.2019 последовательно принимались меры ко взысканию с Казаковой Н.А. задолженности по спорному налогу, подавалось заявление о выдаче судебного приказа, подавался административный иск. Суд считает, что МИФНС России №24 по Красноярскому краю следует восстановить срок для обращения в суд, так как налоговым органом принимались меры по взысканию задолженности в установленном законом порядке, соответственно уполномоченным государственным органом была выражена воля на взыскание в принудительном порядке с Казаковой Н.А. неуплаченной суммы налога на имущество физических лиц.

Обстоятельства, связанные с поздним предъявлением административного искового заявления в суд после отмены судебного приказа обусловлены уважительными причинами, а именно, тем, что Центральный районный суд г. Красноярска в августе 2018 года сменил местонахождение, после чего в разумные сроки в суд было подано исправленное административное исковое заявление.

        Поскольку, судом установлено, что ответчиком обязанность по оплате налога на имущество физических лиц за 2014-2016г. в сумме 26 300 рублей не исполнена, доказательств обратного ответчиком суду не представлено, суд полагает необходимым административное исковое заявление удовлетворить, и взыскать с Казаковой Н.А. задолженность по налогу на имущество физических лиц – 26 300 рублей.

При этом суд не может согласиться с доводами административного ответчика о том, что в силу ч. 3 ст. 346.11 НК РФ она подлежит освобождению от обязанности по уплате спорного налога, поскольку в силу указанной нормы применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, а не на имущество.

Более того по выписке из ЕГРИП Казакова Н.А. прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 14.10.2015.

Также не имеют правового значение при разрешении дела наличие договоров арены на спорные помещения, поскольку обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в силу положений ст. 400 НК РФ признана за физическими лицами, обладающие правом собственности на имущество.

Относительно требований истца о взыскании пени на земельный налог в сумме 18 рублей 17 копеек, суд исходит из следующего.

        В соответствии с п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Поэтому Инспекция вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.

        Из представленного суду расчета спорной пени следует, что ее начисление производилось в период с 01.12.2015 по12.12.2017 на недоимку по земельному налогу по перерасчету в размере 140,79 руб., сроком уплаты - 01.11.2011. При этом сведений о том, что указанная недоимка по земельному налогу предъявлялась к взысканию, материалы дела не содержат.

При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу с 29.12.2017 установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

С учетом вышеизложенного, суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований о взыскании пени в сумме 18 рублей 78 копеек.

        В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.

        Таким образом, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в доход местного бюджета в соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ в размере 989 рублей.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

    РЕШИЛ:

        Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №24 по Красноярскому краю удовлетворить частично.

Взыскать с Казаковой НА задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2015, 2016 года – 26 300 рублей (КБК 182 01020 041 000 110).

В удовлетворении требований о взыскании пени по земельному налогу в 18 рублей 78 копеек административному истцу – отказать.

    Банковские реквизиты для перечисления налога: УФК по Красноярскому краю (Межрайонная ИФНС России №24 по Красноярскому краю), ИНН 2461123551, КПП 246101001, наименование банка ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю; БИК 040407001; ОКТМО 04701000; расчетный счет: 40101810600000010001.

Взыскать с Казаковой НА в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 989 рублей.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда через Центральный районный суд г. Красноярска.

        Председательствующий: (подпись)                                Е. Н. Зернова

    Мотивированное решение изготовлено 25 сентября 2019 года.

Копия верна

Судья                                      Е.Н. Зернова

2а-2499/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России №24 по Красноярскому краю
Ответчики
Казакова Н.А.
Казакова Наталья Александровна
Суд
Центральный районный суд г. Красноярск
Дело на странице суда
centr.krk.sudrf.ru
16.01.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
17.01.2019[Адм.] Передача материалов судье
18.01.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
14.03.2019[Адм.] Судебное заседание
22.03.2020Регистрация административного искового заявления
22.03.2020Передача материалов судье
22.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее