Дело № 2А-2649/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2020 года г.Н.Новгород
Советский районный суд города Нижнего Новгорода в составе:
председательствующего судьи Ежова Д.С., при секретаре Зарубине Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО МФК «Займер» к судебному приставу исполнителю Советского РОСП УФССП России по Нижегородской области Астафьевой Н.С., Советскому РОСП УФССП России по Нижегородской области, УФССП России по Нижегородской области о признании незаконными постановления от (дата) №... об отказе в возбуждении исполнительного производства, его отмене и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратилась в суд с указанным административным иском, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Административный истец - ООО МФК «Займер» является взыскателем по исполнительному документу (судебный приказ №... от (дата)., выданный судебным участком №... Советского судебного района г. Нижний Новгород о взыскании с Черняева Виктора Сергеевича задолженности в размере 7072,04 руб.).
(дата) в УФССП России по Нижегородской области с заявлением взыскателя о возбуждении исполнительного производства был направлен вышеуказанный исполнительный документ для исполнения.
(дата) в ООО МФК «Займер» возвращен данный исполнительный документ с постановлением об отказе в возбуждении исполнительного производства от (дата), №..., вынесенным судебным приставом-исполнителем Советского районного отделения Астафьевой Н.С, в связи с тем, что «не указаны сведения о должнике и взыскателе указаны сведения о должнике и взыскателе не указаны сведения о должнике и взыскателе не указаны сведения о должнике и взыскателе(нет указания одного из идентификаторов должника-гражданина».
Административный истец считает постановление административного ответчика от (дата), №... об отказе в возбуждении исполнительного производства незаконным в связи со следующим:
В соответствии ст. 1 ст. 30 Федерального закона от 02.10,2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Закон), судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 31 Закона, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:
4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона;
Требования, предъявляемые к исполнительным документам, в силу исключений, указанных в ч. 1, ст. 13 Закона, не распространяются на судебные приказы.
В соответствии со ст. 127 «Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (в редакции, действующей на дату вынесения судебного приказа):
1. В судебном приказе указываются:
1) номер производства и дата вынесения приказа;
2) наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего приказ;
3) наименование, место жительства или место нахождения взыскателя;
4) наименование, место жительства или место нахождения должника, а для гражданина-должника также дата и место рождения, место работы (если они известны);
5) закон, на основании которого удовлетворено требование;
6} размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или обозначение движимого имущества, подлежащего истребованию, с указанием его стоимости;
7) размер неустойки, если ее взыскание предусмотрено федеральным законом или договором, а также размер пеней, если таковые причитаются;
8) сумма государственной пошлины, подлежащая взысканию с должника в пользу взыскателя или в доход соответствующего бюджета;
9) реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, в случае, если обращение взыскания производится на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
10) период, за который образовалась взыскиваемая задолженность по обязательствам, предусматривающим исполнение по частям иди в виде периодических платежей.
В соответствии с пп. "б" п. 44 ст. 10 Федерального закона от 28,11,2018 N 451-ФЗ (ред. от 17.10.2019) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в часть первую статьи 127 Гражданского процессуального кодекса внесены следующие изменения:
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4) сведения о должнике, содержащиеся в заявлении о вынесении судебного приказа: для гражданина-должника - фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата и место рождения, место работы (если они известны) и один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства), для организации-должника - наименование и адрес, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер".
Данная норма вступила в силу с (дата).
Судебный приказ №... о взыскании с Черняева Виктора Сергеевича задолженности в размере 7072,04 руб. в пользу ООО МФК «Займер» выдан судебным участком №... Советского судебного района г. Нижний Новгород (дата)., т.е. до даты вступления в силу изменений, внесенных в п.4 ч.1 ст.127 Гражданского процессуального кодекса, и все необходимые сведения о должнике и взыскателе в нем указаны,
Таким образом, вынесенное судебным приставом-исполнителем Астафьевой Н.С постановление от (дата), №... об отказе в возбуждении исполнительного производства, противоречит Закону и нарушает права и законные интересы административного истца.
В соответствии со ст. 2 Закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Закона исполнительное производство осуществляется на принципах:
1) законности;
2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
3) уважения чести и достоинства гражданина.
Незаконный отказ в возбуждении исполнительного производства препятствует мерам по взысканию долга и ведет к необоснованным расходам административного истца, связанными с повторным направлением исполнительного документа заказной почтовой корреспонденцией.
В соответствии со ст. 122 Закона, жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Так как административный истец узнал об отказе в возбуждении исполнительного производства, получив постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства (дата)., то срок для оспаривания истекает (дата).
В вышестоящий в порядке подчиненности орган (или вышестоящему в порядке подчиненности лицу) жалоба на действия, бездействие не подавалась.
На основании изложенного истец просит суд:
1. Признать постановление от (дата), №..., вынесенное судебным приставом-исполнителем Астафьевой Н.С. об отказе в возбуждении исполнительного производства незаконным.
2. Обязать административного ответчика отменить постановление от (дата), №... об отказе в возбуждении исполнительного производства.
3. Обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения путем рассмотрения вопроса о возбуждении исполнительного производства на основании судебного приказа №... от (дата). судебного участка №... Советского судебного района г. Нижний Новгород о взыскании с Черняева Виктора Сергеевича задолженности в размере 7072,04 руб. в пользу ООО МФК «Займер».
Административный истец, административные ответчики, заинтересованные лица в судебное заседание не явилась, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовой корреспонденцией вернувшейся в материалы дела.
Суд, учитывая положения статьи 150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 121 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что постановление судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ст. 12, ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Положения ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 5 ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О судебных приставах" и иными федеральными законами.
Права и обязанности судебных приставов-исполнителей, осуществляемые в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, установлены статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах".
Как установлено судом и следует из материалов дела (дата) В Отделение области поступил исполнительный документ - судебный приказ №... от (дата), выданный органом: Судебным участком №... Советского судебного района города Нижний Новгород Нижегородской области по делу №..., вступившему в законную силу (дата), предметом исполнения которого является задолженность по кредитным платежам в размере: 7 072,04 руб., в отношении должника: Черняева Виктора Сергеевича, (дата) года рождения, адрес должника: ..., в пользу взыскателя: ООО МФК "Займер", адрес взыскателя: ...
(дата) судебным приставом-исполнителем ... отделения Астафьевой Н.С на основании вышеуказанного исполнительного документа вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства №...-ИП ввиду того, что не указаны сведения о должнике (взыскателе).
Вместе с тем, судебный приказ №... от (дата), содержит фамилию, имя, отчество, дату рождения, а также место жительства должника и данные взыскателя.
Согласно пп.а п.5 ч.1 ст.13 ФЗ "Об исполнительном производстве" в исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также - дата и место рождения, место работы (если оно известно) и для должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, также - дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика.
Таким образом, судебный приказ №... от (дата) содержит сведения позволяющие идентифицировать взыскателя и должника.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель имеет право получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения; вместе с тем, в данном случае судебный пристав-исполнитель в оспариваемом постановлении не обосновал невозможность идентификации должника и по формальному основанию отказал в возбуждении исполнительного производства, что противоречит принципу обязательности исполнения судебных актов; вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства нарушает права и законные интересы административного истца, что выражается в затягивании исполнения судебного акта и несвоевременном получении с должника денежных средств.
Из материалов дела следует, что (дата) начальником ... отделения Замышляевой Е.В. вынесено постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении ИП как необоснованное, обязав, судебного пристава-исполнителя Астафьеву Н.С. запросить у взыскателя оригинал исполнительного документа для принятия процессуального решения.
Согласно ч.1 ст.30 ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Поскольку в судебном заседании установлено, что в настоящее время оригинал исполнительного листа возвращен взыскателю, оснований в силу положений ч.1 ст.30 ФЗ "Об исполнительном производстве" для удовлетворения административного искового требования об обязании судебного пристава-исполнителя Советского РОСП Нижнего Новгорода возбудить по нему исполнительное производство в соответствии с действующим законодательством, не имеется.
Наряду с изложенным суд учитывает, что административный истец, с учетом установленных в настоящем решении обстоятельств, не лишен возможности повторно обратиться с исполнительным документом и соответствующим заявлением о возбуждении исполнительного производства в Советский РОСП УФССП России по Нижегородской области.
Суд учитывает, что, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 2 ст. 225 КАС РФ Суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с ч 2. ст. 194 КАС РФ Суд также вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии ст.218 КАС РФ удовлетворяет заявление об оспаривании действия (бездействия) государственного служащего, если установит, что 1) оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает право и свободы заявителя, а также 2) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В рассматриваемом случае отсутствует наличие совокупности двух условий, необходимых для удовлетворения заявленного требования.
Поскольку в судебном заседании установлено, что обжалуемое постановление в настоящее время отменено и вопрос о возбуждении исполнительного производства возможен при повторном предоставлении в орган ФССП исполнительного документа, оснований для удовлетворения административных исковых требований о признании постановления от (дата), №..., вынесенное судебным приставом-исполнителем Астафьевой Н.С. об отказе в возбуждении исполнительного производства незаконным, обязании административного ответчика отменить постановление от (дата), №... об отказе в возбуждении исполнительного производства, обязании административного ответчика устранить допущенные нарушения путем рассмотрения вопроса о возбуждении исполнительного производства на основании судебного приказа №... от (дата). судебного участка №... Советского судебного района г. Нижний Новгород о взыскании с Черняева Виктора Сергеевича задолженности в размере 7072,04 руб. в пользу ООО МФК «Займер», не имеется.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ООО МФК «Займер» к судебному приставу исполнителю Советского РОСП УФССП России по Нижегородской области Астафьевой Н.С., Советскому РОСП УФССП России по Нижегородской области, УФССП России по Нижегородской области о признании постановления от (дата), №..., вынесенное судебным приставом-исполнителем Астафьевой Н.С. об отказе в возбуждении исполнительного производства незаконным, обязании административного ответчика отменить постановление от (дата), №... об отказе в возбуждении исполнительного производства, обязании административного ответчика устранить допущенные нарушения путем рассмотрения вопроса о возбуждении исполнительного производства на основании судебного приказа №... от (дата). судебного участка №... Советского судебного района ... о взыскании с Черняева Виктора Сергеевича задолженности в размере 7072,04 руб. в пользу ООО МФК «Займер» – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Д.С.Ежов
Мотивированное решение изготовлено (дата)