Решение по делу № 2-9912/2019 от 20.05.2019

Дело № 2-9912/2019

24RS0048-01-2019-006514-62

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 октября 2019 года г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Татарниковой Е.В.,

при секретаре    Ефремовой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад № 294», Главному управлению образования администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска о понуждении к устранению нарушений законодательства о безопасных условиях пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с иском к МБДОУ «Детский сад № 294», Главному управлению образования администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска о понуждении к устранению нарушений законодательства о безопасных условиях пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении. Требования мотивированы тем, что в ходе проверки по контролю за выполнением выданного ранее предписания от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства, специалистами Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю установлено, что предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический контроль, не выполнено. В частности не устранено нарушение п. п. 3.9., 3.10.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» в части оборудования территории двух групповых площадок теневыми навесами для защиты детей от солнца и осадков площадью из расчета менее 1,0 кв.м., на одного ребенка; для групп с численностью менее 15 человек площадью не менее 20 кв.м., огражденные с трех сторон ограждением высотой не менее 1,5 м. Несоблюдение требований п. 3.9. СанПиН 2.4.1.3049-13 в части оборудования на каждой групповой площадке теневых навесов для защиты детей от солнца и осадков не обеспечивает комфортное пребывание детей во время прогулок на территории учреждения, что может привести ухудшению здоровья детей («солнечные удары», простудные заболевания в результате намокания одежды). По данным основаниям истец просит обязать МБДОУ «Детский сад № 294» устранить нарушение п.п. 3.9., 3.10.1 СанПин 2.4.1.3049-13 на территории МБДОУ «Детский сад № 294», расположенного по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ путем оборудования территории двух групповых площадок теневыми навесами для защиты детей от солнца и осадков площадью из расчета не менее 1,0 кв.м. на одного ребенка; для групп с численностью мене 15 человек площадью не менее 20 кв.м., огражденные с трех сторон ограждением не менее 1,5 м.; обязать Главное управление образования администрации г. Красноярска, администрацию г. Красноярска финансово обеспечить устранение МБДОУ «Детский сад № 294» нарушение п.п. 3.9., 3.10.1 СанПин 2.4.1.3049-13 в срок до 01.04.2020.

В ходе судебного разбирательства в качестве соответчика в порядке ст. 40 ГПК РФ с согласия представителя истца привлечена администрация г. Красноярска.

Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю - Резанова И.О., действующая на основании доверенности № ДВ-35212 от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям. Дополнительно пояснила, что согласно Устава МДОУ № 294 организационно-правовая форма учреждения - бюджетное учреждение. В соответствии выпиской из ЕГРЮЛ учредителем Учреждения является муниципальное образование город Красноярск в лице главного управления образования администрации города Красноярска. В этой связи оснований для исключения ГУО администрации г. Красноярска из числа ответчиков, полагает, не имеется. На день рассмотрения спора нарушения санитарного законодательства не устранены.

Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 294» - заведующая Артамонова С.В., действующая на основании приказа /к от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании пояснила, что в настоящее время навесы не установлены, поскольку не выделены денежные средства для их установки.

Представитель ответчика администрации г. Красноярска - Грищенко Ю.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что обеспечение бюджетного учреждения финансированием, необходимым для осуществления его уставной деятельности, финансирование мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства должно осуществляться с использованием целевых бюджетных средств, выделенных главным распорядителем денежных средств на указанные цели – Главным управлением образования администрации города Красноярска. Именно Управление образования администрации г. Красноярска в период получения указанным Управлением уведомления о выделении сумм субсидий и субвенций, должно было сформировать предложения об увеличении средств указанных субсидий с учетом заявок детского сада на установку навесов. Таким образом, по мнению представителя ответчика, ответственность за указанные истцом нарушения несет Управление образования города Красноярска, администрация города является, по мнению представителя, ненадлежащим ответчиком.

Представитель ответчика Главного Управления образования администрации города Красноярска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Представил отзыв на исковое заявление, указав в нем, что истцом не представлено доказательств нарушения требований санитарного законодательства Управлением, предписание об устранении нарушений санитарного законодательства выдано МБДОУ «Детский сад № 294», а не Управлению. Полагает, что Главное Управление образования администрации г. Красноярска является ненадлежащим ответчиком, в связи с чем, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд полагает возможным рассмотреть заявленные требования в отсутствие не явившихся лиц в соответствие со ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с частью 3 статьи 39 указанного Федерального закона, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (статья 11 указанного Федерального закона).

Частью 1 статьи 28 установлено, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В силу п. п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно требованиям:

- пункт 3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" - для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 кв. м

- пункт 3.10.1 - теневые навесы для детей младенческого и раннего возраста и дошкольного возраста в I, II, III климатических районах ограждаются с трех сторон, высота ограждения должна быть не менее 1,5 м.

В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

МДОУ «Детский сад № 294» является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ. Организационно-правовая форма МБДОУ № 294 – бюджетное учреждение; функции и полномочия учредителя осуществляет орган местного самоуправления – администрация города Красноярска (п. 1.2 Устава). Согласно представленным в материалы дела дополнений и изменений в Устав дошкольного учреждение, учредитель последнего не изменен. Из выписки ЕГРЮЛ следует, что в качестве учредителя указано Главное управление образования администрации г. Красноярска.Согласно Уставу МДОУ «Детский сад № 294» предметом деятельности Учреждения является дошкольное образование, направленное на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формированием предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (п. 2.1). Основной вид деятельности – реализация образовательной программы дошкольного образования (п. 2.14).

Пунктом 1.11. Устава закреплено, что к компетенции Учреждения относится, в том числе, материально-техническое обеспечение МБДОУ, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В компетенцию учредителя по управлению МБДОУ определяется действующим законодательством и включает в себя, помимо прочего, утверждение устава МБДОУ, изменений к нему, финансирование МБДОУ в соответствии с нормативами (п. 3.2. Устава).

Судом установлено, что при проведении внеплановой выездной проверки в отношении МДОУ «Детский сад № 294» Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю повторно выявлены нарушения санитарного законодательства, а также условия создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний людей, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей документов от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в отношении МДОУ «Детский сад № 294» вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения п.п. 3.9., 3.10.1 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 в части оборудования территории двух групповых площадок теневыми навесами для защиты детей от солнца и осадков площадью из расчета не менее 1,0 кв.м. на одного ребенка; для групп с численностью мене 15 человек площадью не менее 20 кв.м., огражденные с трех сторон ограждением не менее 1,5 м. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании распоряжения заместителя главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю М.Р. Аккерта от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка в отношении МДОУ «Детский сад № 294».

По результатам проверки составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого было установлено, что выявленные ранее нарушения не устранены, предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ в установленные сроки не исполнено. Также составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ за .

МДОУ «Детский сад № 294» выдано предписание об устранении выявленных нарушений 2554 от ДД.ММ.ГГГГ со сроками исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств устранения выявленных нарушений в полном объеме, согласно выданному предписанию 3753 от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком МДОУ «Детский сад № 294» в судебное заседание не представлено.

Факт выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении образовательной деятельности, представители ответчиков в судебном заседании не оспаривали.

Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями действующего законодательства, основываясь на представленных доказательствах в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу, что неисполнение ответчиками требований санитарного законодательства, предусмотренных пунктами 3.9, 3.10 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и работников учреждения, свидетельствует о невыполнении прямо предусмотренных требований законодательства.

Одной из основных задач МДОУ «Детский сад № 294» является создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья. Нахождение детей во время образовательного процесса в условиях, не отвечающим требованиям санитарного законодательства, является одной из причин заболеваний и травм.

Указанные обстоятельства ответчиком не оспорены, иными доказательствами, вопреки ст. 56 ГПК РФ, не опровергнуты.

При таких обстоятельствах, с учетом установленного в ходе судебного разбирательства нарушения ответчиком требований санитарно-эпидемиологического законодательства, суд находит требования истца о возложении обязанности на МБДОУ «Детский сад № 294» устранить нарушение п.п. 3.9., 3.10.1 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 на территории МБДОУ «Детский сад № 294», расположенного по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ путем оборудования территории двух групповых площадок теневыми навесами для защиты детей от солнца и осадков площадью из расчета не менее 1,0 кв.м. на одного ребенка; для групп с численностью менее 15 человек площадью не менее 20 кв.м., огражденные с трех сторон ограждением не менее 1,5 м.,

В соответствии с п. 3 ст. 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.

В соответствии с Уставом МБДОУ № 294, утвержденным приказом руководителя Главного управления образования администрации г. Красноярска /п от ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ № 294 является муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением. Функции и полномочия учредителя в отношении МБДОУ № 294 осуществляет администрация города Красноярска; собственником имущества МБДОУ№ 294 является муниципальное образование город Красноярск.

Таким образом, МБДОУ № 294 как юридическое лицо, имеющее тип и организационно-правовую форму муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, пределы которой ограничены находящимися в его распоряжении (на праве оперативного управления) имуществом, и в случае недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам данного учреждения несет собственник имущества (учредитель) – Администрация г. Красноярска.

По мнению представителя администрации г. Красноярска, полномочия учредителя переданы в соответствии с Положением о Главном Управлении образования администрации г. Красноярска, утвержденном распоряжением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ -р, переданы последнему.

Вместе с тем согласно п. 18 указанного Положения Управление выступает главным распорядителем бюджетных средств только в отношении муниципальных казенных учреждений, к которым МБДОУ не относится. В отношении муниципальных учреждений, Управление осуществляет функции и полномочия лишь координирующего органа по формированию и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и субсидий на возмещение затрат на осуществление уставной деятельности, не связанной с оказанием ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнение работ) (далее - субсидия на иные цели).

Как следует из п.п. 13 п. 22 Положения Управление осуществляет в отношении координируемых муниципальных учреждений отдельные функции и полномочия учредителя, переданные в соответствии с правовыми актами города, в том числе, в отношении муниципальных бюджетных и автономных учреждений формирует и утверждает муниципальное задание, осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в виде предоставления субсидий из бюджета города в соответствии со сводной бюджетной росписью, определяет объем субсидий на иные цели и утверждает предоставляемые учреждениями сведения об операциях с целевыми субсидиями.

Принимая во внимание изложенное, учитывая финансовое положения образовательного учреждения и порядка его финансирования, а также обязательства администрации как учредителя, передачи Главному Управлению образования администрации г. Красноярска лишь функции координатора по формированию и финансовому обеспечению, суд пришел к выводу о том, что при отсутствии достаточных средств у бюджетного учреждения МДОУ «Детский сад № 294» для устранения выявленных нарушений в полном объеме, обязательства для финансового обеспечения их устранения должна быть возложены и на администрацию г. Красноярска и на Главное Управление образования администрации г. Красноярска.

При таких обстоятельствах, с учетом, установленного в ходе судебного разбирательства нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, суд находит требования истца о возложении обязанности на Главное управление образования администрации г. Красноярска, администрацию г. Красноярска финансово обеспечить устранение МБДОУ «Детский сад № 294» нарушение п.п. 3.9., 3.10.1 СанПин 2.4.1.3049-13 в срок до 01.04.2020, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю удовлетворить.

Обязать МБДОУ «Детский сад № 294» устранить нарушение п.п. 3.9., 3.10.1 СанПин 2.4.1.3049-13 на территории МБДОУ «Детский сад № 294», расположенного по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ путем оборудования территории двух групповых площадок теневыми навесами для защиты детей от солнца и осадков площадью из расчета не менее 1,0 кв.м. на одного ребенка; для групп с численностью менее 15 человек площадью не менее 20 кв.м., огражденные с трех сторон ограждением не менее 1,5 м.

Обязать Главное управление образования администрации г. Красноярска, администрацию г. Красноярска финансово обеспечить устранение МБДОУ «Детский сад № 294» нарушение п.п. 3.9., 3.10.1 СанПин 2.4.1.3049-13 в срок до 01.04.2020.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Е.В. Татарникова

Текст мотивированного решения изготовлен 10.10.2019.

2-9912/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю
Ответчики
ДЕТСКИЙ САД № 294 МБДОУ
Главное управление образования администрации города Красноярска
Суд
Советский районный суд г. Красноярск
Дело на странице суда
sovet.krk.sudrf.ru
22.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.03.2020Передача материалов судье
22.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Судебное заседание
27.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.02.2020Дело оформлено
18.02.2020Дело передано в архив
03.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее