Решение по делу № 33а-321/2020 от 28.01.2020

Судья Р.С. Селькина Дело № 33а-321/2020

Докладчик С.И. Филимонов

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе

председательствующего Ю.П. Тамарова,

судей О.С. Михеева и С.И. Филимонова,

при секретаре А.И. Малыгиной,

рассмотрела в судебном заседании 27 февраля 2020 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело <№> по апелляционной жалобе административного ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Мордовия» на решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 22 октября 2019 г.

Заслушав доклад судьи С.И. Филимонова, судебная коллегия

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» Р°:

А.Н. Ведяшов обратился к Военному комиссариату Ардатовского и Атяшевского районов Республики Мордовия, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Мордовия» (далее также - ФКУ «Военный комиссариат Республики Мордовия»), Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Нижегородской области» о признании незаконными решения призывной комиссии Атяшевского района Республики Мордовия <№> <дата> г. и решения призывной комиссии Республики Мордовия <№> от <дата>.

В обосновании иска сослался на то, что <дата> г. он поставлен на воинский учет в Военном комиссариате Приокского района Нижегородской области, где ему предоставили отсрочку от призыва на военную службу до 31 июля 2012 г., поскольку 1 сентября 2007 г. он был зачислен в ФКОУ ВПО «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации». В 2011 году А.Н. Ведяшов перешел на заочную форму обучения, а 3 июня 2014 г. окончил учебу. В связи с тем, что кадровый аппарат Министерства внутренних дел по Республике Мордовия потребовал военный билет, в мае 2017 г. А.Н. Ведяшов обратился в военный комиссариат Ардатовского и Атяшевского районов Республики Мордовия. Решением призывной комиссии Атяшевского района Республики Мордовия № 9/у от 1 июля 2019 г. и решением призывной комиссии Республики Мордовия <№> от <дата> г. в отношении административного истца было принято решение о признании А.Н. Ведяшова не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. От призыва на военную службу он не уклонялся, не препятствовал осуществлению в отношении него мероприятий по призыву на военную службу, от вручения повесток не уклонялся, от правоохранительных органов не скрывался, проходил военную службу в органах внутренних дел Республики Мордовия.

Просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Атяшевского района Республики Мордовия <№> от <дата> г. и решение призывной комиссии Республики Мордовия <№> от <дата> г. о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Решением Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 22 октября 2019 г. административные исковые требования удовлетворены частично. Решение призывной комиссии Атяшевского района Республики Мордовия <№> от <дата> г. и решение призывной комиссии Республики Мордовия <№> от <дата> г. признаны незаконными, в иске к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Нижегородской области» отказано.

В апелляционной жалобе административный ответчик ФКУ «Военный комиссариат Республики Мордовия» просит решение суда отменить, поскольку считает его незаконным ввиду нарушения норм материального права. Указывает на то, что постановка на воинский учет осуществляется при личной явке гражданина; мероприятия, связанные с призывом на военную службу А.Н. Ведяшова в юридические значимые периоды времени, не проводились в связи с неисполнением гражданином обязанности по воинскому учету о снятии с воинского учета в Военном комиссариате Приокского района при переезде на постоянное место жительство в Республику Мордовия; обращения ОВК Нижегородской области по Приокскому району об уточнении местонахождения призывника не имеет материально-правового значения, поскольку розыскные мероприятия осуществляются только в отношении граждан, состоящих на воинском учете. Полагает, что суд сделал неверный вывод о том, что именно на военный комиссариат Ардатовского и Атяшевского районов Республики Мордовия возложена обязанность по проведению мероприятий в отношении А.Н. Ведяшова.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца - адвокат Т.Н. Фирсова просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.

В судебное заседание административный истец А.Н. Ведяшов и его представитель И.Н. Буянов, представители административных ответчиков военного комиссариата Ардатовского и Атяшевского районов Республики Мордовия, Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Нижегородской области» не явились, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили.

Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Республики Мордовия» Н.И. Сыркин просил удовлетворить апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.

Представитель административного истца А.Н. Ведяшова - адвокат Т.Н. Фирсова возразила относительно удовлетворения апелляционной жалобы.

Рассмотрев на основании части первой статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части первой статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью девятой статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такие порядок и основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу пункта 1 части второй статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Как следует из материалов дела, А.Н. Ведяшов <дата> года рождения, 6 февраля 2007 г. был поставлен на первоначальный воинский учет в Атяшевский военный комиссариат Республики Мордовия. С 27 апреля 2009 г. состоял на воинском учете в военном комиссариате Приокского района г. Нижнего Новгорода Нижегородской области.

До 31 июля 2012 г. А.Н. Ведяшов имел отсрочку по подпункту «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с обучением в ФКОУ ВПО «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, специальность - правоохранительная деятельность.

Согласно приказу <№> от <дата> г. А.Н. Ведяшов отчислен из ФКОУ ВПО «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» по собственному желанию и направлен для дальнейшего прохождения службы в распоряжение Министерства внутренних дел по Республике Мордовия без снятия с воинского учета.

20 февраля 2017 г. решением военного комиссара Приокского района г. Нижний Новгород А.Н. Ведяшов снят с воинского учета призывников, поскольку он достиг 27-летнего возраста и не был призван по какой-либо причине на военную службу в соответствии с пунктом 24 приложения к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663».

Решением призывной комиссии Атяшевского района Республики Мордовия № 9/у от 1 июля 2019 г. А.Н. Ведяшов зачислен в запас по основанию, предусмотренному абзацем 7 пункта 1 статьи 52 Федерального закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Решением призывной комиссии Республики Мордовия <№> от <дата>. решение призывной комиссии Атяшевского района Республики Мордовия <№> от <дата>. в отношении А.Н. Ведяшова утверждено.

Разрешая административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что вышеуказанные решения в части признания А.Н. Ведяшова не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований, являются незаконными, поскольку административным ответчиком с 28 апреля 2011 г. по 20 февраля 2017 г. не совершалось надлежащих действий, направленных на проведение мероприятий по призыву на военную службу административного истца, повестки о необходимости явки в ОВК по Ардатовскому и Атяшевскому районам Республики Мордовия не направлялись. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что А.Н. Ведяшов уклонялся от получения повесток, отказывался от явки в ОВК по Ардатовскому и Атяшевскому районам Республики Мордовия либо иным образом препятствовал осуществлению его призыва на военную службу.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее также - Федеральный закон № 53-ФЗ) при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).

При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона № 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).

Таким образом, юридически значимым и подлежащим выяснению по делу обстоятельством является факт того, являлся ли заявитель лицом, не проходившим службу и не имевшим освобождения от призыва (согласно статье 23 соответствующего Закона) либо отсрочки (статьей 24 Закона) после 1 января 2014 г. При этом факт не прохождения военной службы без законных оснований до указанной даты правового значения не имеет.

Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом № 53-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения).

Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

В силу пункту 1 статьи 5 Федерального закона № 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию, медицинскому осмотру и профессиональному психологическому отбору при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, медицинскому освидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.

Вопросам организации призыва граждан на военную службу посвящена статья 26 Федерального закона № 53-ФЗ.

На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 указанной статьи).

В соответствии со статьей 31 Федерального закона № 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).

Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. № 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению № 30 к данной инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.

Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.

Из изложенного следует, что именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений законодательства возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона № 53-ФЗ установлено, что в целях обеспечения воинского учета граждане, в том числе обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания); явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).

В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных данным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Федерального закона № 53-ФЗ).

Таким образом, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.

При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 30 октября 2014 г. № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» в связи с запросом Парламента Чеченской Республики», неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.

Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем, поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере, принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

В силу пункта 7 Инструкции утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 г. № 495, военные комиссары субъектов Российской Федерации, начальники отделов военных комиссариатов по муниципальным образованиям организуют и осуществляют воинский учет граждан по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев, по месту их пребывания, в пределах обслуживаемой территории; организуют и осуществляют контроль за ведением органами местного самоуправления первичного воинского учета; организуют и осуществляют контроль за ведением организациями воинского учета.

Как установлено судом первой инстанции А.Н. Ведяшов обучался в ФКОУ ВПО «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» с 1 сентября 2007 г. по 28 апреля 2011 г., отчислен по собственному желанию и направлен для дальнейшего прохождения службы в распоряжение МВД России по Республике Мордовия.

16 мая 2011 г. начальником Военного комиссариата Приокского района Нижегородской области направлено сообщение начальнику ОВК Атяшевского района Республики Мордовия об убытии призывника А.Н. Ведяшова без снятия с учета в Атяшевский район Республики Мордовия с указанием основания выбытия и уточнении его местонахождения. Повторные сообщения были направлены 24 апреля 2014 г. и 29 октября 2015 г.

Согласно справке начальника БСТМ МВД России по Республике Мордовия С.С. Афанасьева от <дата> г. старший оперуполномоченный отдела «К» БСТМ МВД России по Республики Мордовия старший лейтенант полиции А.Н. Ведяшов непрерывно проходит службу в органах внутренних дел Российской Федерации с 1 сентября 2007 г. на дату выдачи справки.

Из копии листа паспорта на имя гражданина Российской Федерации А.Н. Ведяшова следует, что он зарегистрирован по адресу: Республика Мордовия, Атяшевский район, п. Атяшево, ул. Центральная, д. 20а. В материалах личного дела призывника имеются сведения о регистрации по адресу: Республика Мордовия, Атяшевский район, п. Атяшево, ул. Центральная, д. 1.

Из материалов дела также следует, что в отношении А.Н. Ведяшова в период с 28 апреля 2011 г. (когда был отчислен из учебного заведения) по 20 февраля 2017 г. (дата достижения А.Н. Ведяшовым возраста 27 лет) призывной комиссией не совершалось никаких действий, направленных на проведение мероприятий по призыву на военную службу, повестки о необходимости явки в отдел военного комиссариата ему не направлялись.

Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, представленным доказательствам и требованиям закона, регулирующим спорные правоотношения.

Судебная коллегия учитывает, что сотрудниками военного комиссариата также не принималось мер к проверке факта службы А.Н. Ведяшова в органах внутренних дел, дающего последнему право на отсрочку от призыва, в том числе путем направления соответствующих запросов. Кроме того, с 1 сентября 2007 г. и по настоящее время А.Н. Ведяшов из органов внутренних дел не увольнялся, место службы не изменял.

Согласно пункту 35 Положения, действовавшего на момент возникновения сложившихся правоотношений, воинский учет военнообязанных, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляется военными комиссариатами по месту жительства или месту пребывания указанных граждан. В указанных органах и учреждениях воинский учет граждан осуществляется в порядке, определяемом настоящим Положением применительно к организациям снятие с общего воинского учета и зачисление на специальный воинский учет граждан, поступивших на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должности рядового и начальствующего состава и имеющих специальные звания, производится в военных комиссариатах по мотивированным ходатайствам указанных органов и учреждений, направляемым в военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания граждан, с приложением именных списков.

Мотивированное ходатайство органа внутренних дел о снятии с общего воинского учета и зачислении на специальный воинский учет А.Н. Ведяшова в военный комиссариат Приокского района Нижегородской области или в военный комиссариат Атяшевского района Республики Мордовия не направлялось.

Согласно пункту 37 Положения руководители соответствующих органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ представляют ежегодно, до 1 октября, в военные комиссариаты по месту жительства призывников документы, подтверждающие прохождение ими службы в этих органах, а также обучение в образовательных учреждениях указанных органов.

В соответствии с пунктом 38 Положения контроль за осуществлением воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, возлагается на органы военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации и военные комиссариаты.

Факт неисполнения руководителем органа внутренних дел, в котором проходил службу А.Н. Ведяшов, предусмотренных пунктами 35 и 37 Положения о призыве на военную службу обязанностей по представлению ежегодно, до 1 октября, в военные комиссариаты по месту жительства призывников документов, подтверждающих прохождение ими службы, не может негативно влиять на права административного истца.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что постановка на воинский учет осуществляется при личной явке гражданина; неисполнение гражданином обязанностей по воинскому учету о снятии с воинского учета в Военном комиссариате Приокского района при переезде на постоянное место жительство в Республику Мордовия подлежит отклонению в связи с вышеизложенным.

Довод апелляционной жалобы о невозможности проведения розыскных мероприятий несостоятелен. Согласно материалам дела А.Н. Ведяшов убыл в Республику Мордовия без снятия с военного учета. 16 мая 2011 г., 24 апреля 2014 г. и 29 октября 2015 г. начальником Военного комиссариата Приокского района Нижегородской области направлены сообщения начальнику ОВК Атяшевского района Республики Мордовия об убытии призывника А.Н. Ведяшова без снятия с учета в Атяшевский район Республики Мордовия с указанием основания выбытия и уточнении его местонахождения.

Судебная коллегия учитывает, что аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенных в решении, и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.

Суд дал надлежащую оценку установленным обстоятельствам дела, правильно применил закон, и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных А.Н. Ведяшовым административных исковых требований.

Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части первой статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, не установлено.

Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления административного искового заявления без рассмотрения, предусмотренных статьей 196 настоящего Кодекса, также не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

Рѕ Рї СЂ Рµ Рґ Рµ Р» Рё Р» Р°:

оставить решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 22 октября 2019 г. без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Мордовия» без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.

Председательствующий                         Р®.Рџ. Тамаров

СЃСѓРґСЊРё                                     Рћ.РЎ. Михеев

                                        

С.И. Филимонов

33а-321/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Ведяшов Александр Николаевич
Ответчики
Военный комиссариат Нижегородской области
Военный комиссариат РМ
Военный комиссариат Ардатовского и Атяшевского районов РМ - Беляркина М.С.
Другие
Буянов Иван Николаевич
Фирсова Татьяна Николаевна
Суд
Верховный Суд Республики Мордовия
Судья
Филимонов Станислав Иванович
Дело на сайте суда
vs.mor.sudrf.ru
28.01.2020Передача дела судье
29.01.2020Судебное заседание
10.03.2020Передано в экспедицию
27.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее