К делу № 2-538/2022
УИД № 23RS0026-01-2022-000933-02
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ст.Кущевская Краснодарский край 05 июля 2022 года
Кущевский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Коробкова И.С.,
при секретере Абдурагимовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дердиященко Р.Б. и Сергиенко А.В. к Дердиященко В.В., Дердиященко И.В., администрации муниципального образования Кущёвский район Краснодарского края, администрации Первомайского сельского поселения Кущевского района Краснодарского края о признании права общей долевой собственности на квартиру,
у с т а н о в и л:
Дердиященко Р.Б., Сергиенко А.В. обратились в суд с иском к Дердиященко В.В., Дердиященко И.В., администрации муниципального образования Кущёвский район Краснодарского края, администрации Первомайского сельского поселения Кущевского района Краснодарского края о признании права общей долевой собственности на квартиру.
В обоснование заявленных требований истцы указывают, что ДД.ММ.ГГГГ между АО «Кубанское» и Дердиященко В.В. был заключен договор передачи квартиры в собственность граждан, а именно - квартиры площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Указанный договор был зарегистрирован в органе исполнительной власти ДД.ММ.ГГГГ, что видно из штампа, имеющегося на оригинале договора. На кадастровый учет квартира была поставлена ДД.ММ.ГГГГ на основании технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, и ей был присвоен кадастровый №. Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Первомайского сельского поселения Кущевского района видно, что ещё в 2010 году квартире, ранее обозначенной по адресу: <адрес> (договор передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ в реестре за №), принадлежащей Дердиященко В.В.) был присвоен адрес: <адрес>. На момент заключения договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, положениями ст.7 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее-Закон о приватизации жилищного фонда) было установлено, что передача и продажа жилья в собственность граждан оформляется соответствующим договором, заключаемым Советом народных депутатов, предприятием, учреждением с гражданином, приобретающим жилое помещение в собственность в порядке и на условиях, установленных нормами Гражданского кодекса РСФСР. Право собственности на приобретенное жилье возникало с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов.
На момент заключения договора, в спорной квартире проживало четверо человек: основной квартиросъемщик Дердиященко В.В., жена Дердиященко Р.Б., дочь Дердиященко А.В., <данные изъяты>, сын Дердиященко И.В., что видно из выписки из домовой книги домовладения №, состоящего из трех комнат, принадлежащего на праве личной собственности по договору с АО «Кубанское» Дердиященко В.В..
Указанная выписка является приложением к договору приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, и хранится в архивном отделе администрации МО Кущевский район. Кроме того, в архивном отделе в качестве приложения к договору приватизации, имеется заявление Дердиященко В.В., поданное в правление АО «Кубанское», в котором он просил передать его семье в частную совместную собственность квартиру в <адрес>, и членами его семьи указал жену Дердиященко Р.Б., дочь Дердиященко А.В., <данные изъяты>, сына Дердиященко И.В., <данные изъяты>. После регистрации брака ДД.ММ.ГГГГ, Дердиященко А.В. сменила фамилию на Сергиенко. Дердиященко Р.Б., и Сергиенко (Дердиященко) А.В., полагают, что у них возникло право общей долевой собственности, по 1/4 доле у каждой, на спорную квартиру на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в органе исполнительной власти. Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Стройремконтроль» видно, что в приватизации <адрес> принимали участие 4 человека: основной квартиросъемщик Дердиященко В.В., жена Дердиященко Р.Б., дочь Дердиященко А.В.,<данные изъяты>, сын Дердиященко И.В., <данные изъяты>.
Из выписки из похозяйственных книг от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что на момент участия в приватизации, в <адрес>, проживало четверо человек: Глава Дердиященко В.В., жена Дердиященко Р.Б., дочь Дердиященко А.В.,<данные изъяты>, сын Дердиященко И.В., <данные изъяты>.
Осуществление регистрации общей долевой собственности, по 1/4
доле у каждого, было приостановлено Межмуниципальным отделом по Ленинградскому, Кущевскому и Староминскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в связи с тем, что представленный для осуществления регистрации договор передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ года, не содержит сведений о Дердиященко Р.Б. и Сергиенко А.В., как сторон договора. Право на квартиру было зарегистрировано Кущевским БТИ ДД.ММ.ГГГГ за Дердиященко В.В..
Кроме того, в ЕГРН содержатся сведения о площади квартиры <данные изъяты> кв.м., а в договоре площадь указана <данные изъяты> кв.м..
В правоустанавливающем документе - договоре приватизации от ДД.ММ.ГГГГ истцы не были указаны как правообладатели, однако в п.1 договора было указано, что квартира была передана в собственность с учетом количества членов семьи - 4 человека, в том числе 2 несовершеннолетних. Таким образом, препятствием для осуществления регистрации права общей долевой собственности во внесудебном порядке является еще одно обстоятельство -наличие в ЕГРН сведений о площади квартиры в виде <данные изъяты> кв.м., а в договоре приватизации -<данные изъяты> кв.м..
Так, из справки от ДД.ММ.ГГГГ № №, выданной отделом по Кущевскому району ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация - краевое БТИ» видно, что изменение площади жилого помещения (квартиры) с <данные изъяты> кв.м. на <данные изъяты> кв.м. связано с уточнением размеров и пересчетом площадей при текущей инвентаризации от текущей инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ, а также с учетом ранее не учтенной площади одноэтажной кирпичной пристройки литер «А1», год постройки 1991. Фактически общая площадь данного объекта недвижимости (квартиры) составляет <данные изъяты> кв.м., в том числе жилая - <данные изъяты> кв.м..
Просят признать за истцами право на 1/4 доли в праве в праве общей долевой собственности на квартиру КН № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Истцы и их представитель в судебное заседание не явились, представив в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, и настаивали на удовлетворении заявленных требований.
Ответчики Дердиященко В.В. и Дердиященко И.В. в судебное заседание не явились, представив в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, и против удовлетворения заявленных требований не возражали.
Ответчики - представители администрации муниципального образования Кущевский район Краснодарского края, администрации Первомайского сельского поселения Кущевского района Краснодарского края в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленной о дне месте и времени слушания дела, и относительно удовлетворения заявленных требований не возражал.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, представитель Межмуниципального отдела по Ленинградскому, Кущевскому и Староминскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленной о дне месте и времени слушания дела, и относительно удовлетворения заявленных требований не возражал.
В силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, заявивших ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, исследовав представленные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации зашита гражданских прав может осуществляться, в том числе, путем признания права собственности.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между АО «Кубанское» и Дердиященко В.В., был заключен договор передачи квартиры в собственность граждан, а именно - квартиры площадью 67,1 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
Из штампа, имеющегося на оригинале договора видно, что указанный договор был зарегистрирован в органе исполнительной власти ДД.ММ.ГГГГ.
На кадастровый учет квартира была поставлена ДД.ММ.ГГГГ на основании технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, и ей был присвоен кадастровый №.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Первомайского сельского поселения <адрес> видно, что ещё в 2010 году квартире, ранее обозначенной по адресу: <адрес> (договор передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ в реестре за №), принадлежащей Дердиященко В.В. был присвоен адрес: <адрес>.
На момент заключения договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, положениями ст.7 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации жилищного фонда) было установлено, что передача и продажа жилья в собственность граждан оформляется соответствующим договором, заключаемым Советом народных депутатов, предприятием, учреждением с гражданином, приобретающим жилое помещение в собственность в порядке и на условиях, установленных нормами Гражданского кодекса РСФСР. Право собственности на приобретенное жилье возникало с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов.
На момент заключения договора, в спорной квартире проживало четверо человек: основной квартиросъемщик Дердиященко В.В., жена Дердиященко Р.Б., дочь Дердиященко А.В. <данные изъяты>, сын Дердиященко И.В., что видно из выписки из домовой книги домовладения №, состоящего из трех комнат, принадлежащего на праве личной собственности по договору с АО «Кубанское» Дердиященко В.В.. Указанная выписка является приложением к договору приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, и хранится в архивном отделе администрации МО Кущевский район.
Кроме того, в архивном отделе в качестве приложения к договору приватизации, имеется заявление Дердиященко В.В., поданное в правление АО «Кубанское», в котором он просил передать его семье в частную совместную собственность квартиру в <адрес>, и членами его семьи указал жену Дердиященко Р.Б., дочь Дердиященко А.В., <данные изъяты>, сына Дердиященко И.В., <данные изъяты>.
После регистрации брака ДД.ММ.ГГГГ, Дердиященко А.В. сменила фамилию на Сергиенко.
Положениями ст.2 Закона о приватизации жилищного фонда было установлено, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передавались в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
По смыслу положений ст.2 Закона о приватизации жилищного фонда, все лица, проживавшие на момент приватизации жилого помещения, имели право на его приватизацию и приобретали право общей совместной либо долевой собственности. Как видно из документов, послуживших основанием для заключения договора приватизации, полученных в архивном отделе МО Кущевский район Краснодарского края, члены семьи Дердиященко В.В., от приватизации квартиры не отказывались, и в силу закона, приобрели право общей собственности на нее.
Суд полагает, что у истцов Дердиященко Р.Б. и Сергиенко (Дердиященко) А.В. <данные изъяты>, возникло право общей долевой собственности, по 1/4 доле у каждой, на спорную квартиру на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в органе исполнительной власти.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Стройремконтроль» видно, что в приватизации <адрес> принимали участие 4 человека: основной квартиросъемщик Дердиященко В.В., жена Дердиященко Р.Б., дочь Дердиященко А.В. <данные изъяты>, сын Дердиященко И.В., <данные изъяты>.
Из выписки из похозяйственных книг от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что на момент участия в приватизации, в <адрес> в <адрес>, проживало четверо человек: Глава Дердиященко В.В., жена Дердиященко Р.Б., дочь Дердиященко А.В. <данные изъяты>, сын Дердиященко И.В., <данные изъяты>
Осуществление регистрации общей долевой собственности, по 1А доле у каждого, было приостановлено Межмуниципальным отделом по Ленинградскому, Кущевскому и Староминскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в связи с тем, что представленный для осуществления регистрации договор передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, не содержит сведений о Дердиященко Р.Б. и Сергиенко А.В. как сторон договора. Право на квартиру было зарегистрировано Кущевским БТИ ДД.ММ.ГГГГ за Дердиященко В.В.. Кроме того, в ЕГРН содержатся сведения о площади квартиры <данные изъяты> кв.м., а в договоре площадь указана как <данные изъяты> кв.м..
Согласно ч.1 ст.21 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц. Кроме того, согласно ч.2 ст.21 Закона о регистрации, тексты документов, представляемых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в форме документов на бумажном носителе, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и при наличии отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.
Препятствием для осуществления регистрации права общей долевой собственности во внесудебном порядке является еще одно обстоятельство - наличие в ЕГРН сведений о площади квартиры в виде <данные изъяты> кв.м., а в договоре приватизации - <данные изъяты> кв.м..
Так, из справки от ДД.ММ.ГГГГ № №, выданной отделом по Кущевскому району ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация - краевое БТИ» видно, что изменение площади жилого помещения (квартиры) с <данные изъяты> связано с уточнением размеров и пересчетом площадей при текущей инвентаризации от текущей инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ, а также с учетом ранее не учтенной площади одноэтажной кирпичной пристройки литер «А1», год постройки ДД.ММ.ГГГГ. Фактически общая площадь данного объекта недвижимости (квартиры) составляет <данные изъяты> кв.м., в том числе жилая - <данные изъяты> кв.м..
Положениями п.59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 определено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Согласно п.1 п.3 ст.8 ГК РФ, гражданские нрава и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лип, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские нрава и обязанности возникают, в том числе, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
В соответствии с ч.1 ст.58 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, представленные истцом доказательства в подтверждение заявленных требований, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░ 1/4 ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ № ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░ 1/4 ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ № ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.