Решение по делу № 2а-208/2018 от 27.07.2018

Дело № 2а-208/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 августа 2018 года с. Советское

Советский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Аксютиной Н.М.,

при секретаре Роот Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Козлова Сергея Анатольевича к Администрации Платовского сельсовета <адрес>, Администрации <адрес> о признании незаконным бездействия по организации устройства подъездных путей к земельному участку, обязании организовать устройство подъездных путей,

Установил

Административный истец Козлов С.А. обратился в суд с административным иском к администрации Платовского сельсовета, Администрации <адрес>, в обоснование которого указал, что является собственником земельного участка и квартиры, расположенных в <адрес>. Ранее в данном доме находился детский сад, подъезд к которому был организован более 30 лет назад. Позднее, когда строение было переведено в статус жилого, имеющийся подъезд самостоятельно укреплен жильцами дома насыпью гравия.

В 2012 году Администрацией <адрес> жительнице <адрес> Левичевой А..А. был предоставлен в аренду земельный участок по адресу <адрес>, на котором расположен подъездной путь к дому и земельному участку истца.

В июне 2018 года Левичева А.А. занялась обустройством выделенного ей земельного участка, перепахала его и огородила металлическими столбами, в связи с чем подъезд к дому стал невозможен. Место, оставленное для подъезда к дому, не приспособлено для проезда легковых автомобилей: имеет глубокие ямы, заросли высокой травы и крапивы, и, кроме того, при выпадении осадков почва размывается и образуются глубокие лужи.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с заявлением к главе администрации Платовского сельского совета Кудрявцеву В.В. с просьбой осуществить действия, направленные на обустройство подъездной дороги к дому . До настоящего времени ответ на письмо не представлен, каких-либо действий главой администрации не осуществлялось.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения сельского поселения относится, в числе прочего, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Между Администрацией <адрес> и Администрацией Платовского сельсовета заключено соглашение о передаче указанных полномочий Администрации Платовского сельсовета.

В соответствии с п.п. 6, 12 ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Статья 16 Закона предусматривает, что проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Пункт 3 ст. 20 указывает, что примыкающие к автомобильным дорогам общего пользования автомобильные дороги, подъезды к автомобильным дорогам общего пользования, съезды с автомобильных дорог общего пользования должны иметь твердое покрытие, начиная с мест примыкания, на расстояние, размер которого должен быть не менее установленного техническими регламентами размера.

Как следует из ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона № 257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется, в том числе, за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.

Следовательно, указанная деятельность в границах сельского поселения относится к компетенции Платовского сельского поселения. Полномочия органов местного самоуправления в области дорожной деятельности, в частности - проектирования и строительства автомобильных дорог (подъездов) являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К бездействию относится неисполнение, в том числе, органом государственной власти, должностным лицом, обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Административный истец полагает, что вышеуказанным бездействием Администрации нарушены его права и законные интересы, так как в настоящее время разрушена дорога, самостоятельно созданная жителями <адрес>, при этом иные подъездные пути к дому отсутствуют. Отсутствие подъезда к дому влечет невозможность проезда машин скорой помощи, пожарных машин, что создает угрозу имуществу, жизни и здоровью граждан.

Подъездные пути, дороги, проезды, проходы устраивают в соответствии с требованиями СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 «Автомобильные дороги». В соответствии с п. 4.4 СНиП, дорога с одной полосой движения относится к V категории, ширина проезжей части в данном случае составляет 4-5 метра.

Согласно п. 7.5 СНиП для дорог данной категории допускается щебеночное, гравийное, а также грунтовое дорожное покрытие.

На основании вышеизложенного, в окончательно сформулированных административных исковых требованиях, с учетом уточнения административного иска и привлечения в качестве соответчика Администрацию <адрес>, административный истец Козлов С.А. просит суд:

1. Признать незаконным бездействие Администрации Платовского сельсовета <адрес> по непринятию мер по организации устройства подъездных путей к земельному участку по <адрес> с кадастровым номером

2. Обязать Администрацию Платовского сельсовета <адрес>, Администрацию <адрес> в течение трех месяцев с момента вступления судебного акта по настоящему заявлению в законную силу организовать устройство подъездных путей к земельному участку по <адрес> – дороги в северном направлении от земельного участка по <адрес> до переулка длинной 88,7 метров, шириной проезжей части 4,5 метра с щебеночным покрытием..

В судебном заседании административный истец Козлов С.А. исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - глава администрации Платовского сельсовета Кудрявцев В.В. административные исковые требования не признал, суду пояснил, что дороги общего пользование, расположенной в северном направлении от <адрес> до переулка не имеется, поскольку не содержится в перечне автомобильных дорог общего пользования, утвержденных постановлением главы Администрации Платовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ , в связи с чем администрация не несет обязанность перед административным истцом содержать и ремонтировать подъезд от его дома до дороги общего пользования. От переулка имеется проезд к квартире административного истца.

Представитель административного ответчика - Администрации <адрес> Джавадов Т.Т. административный иск не признал, пояснил, что у органов местного самоуправления отсутствует обязанность строительство автомобильной дороги к конкретному жилому дому.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В судебном заседании установлено, что административный истец Козлов С.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером и расположенной на нем квартирой с почтовым адресом: <адрес>, Молодежная улица, <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Козлов С.А. обратился в Администрацию Платовского сельсовета <адрес> с заявлением об обустройстве подъездной дороги (щебеночной) к принадлежащему ему жилому дому по <адрес>.

На заявление административного истца, дан ответ Администрацией Платовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в план 2019 года Администрацией сельского поселения будет подана заявка на проектирование, ремонт и строительство дорог общего пользования в селе Платово.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (ч.ч. 2, 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ).

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением (ч. 9 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ).

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией <адрес> в лице главы района Полковникова А.Г. и Администрацией Платовского сельсовета <адрес> в лице главы Администрации Платовского сельсовета Кудрявцева В.В. заключено Соглашение о передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения.

Согласно пункта 1.2 указанного Соглашения дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации передана Администрации поселения, то есть Администрации Платовского сельсовета.

Также установлено, что Постановлением Администрации Платовского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень дорог, улиц, переулков Платовского сельсовета <адрес>. В указанном перечне дорога от <адрес> переулку протяженностью 88,7 метров общего пользования отсутствует.

Положениями статьи 34 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (часть 1).

Частью 1 статьи 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Согласно статьи 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу части 10 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

Как следует из материалов дела и пояснений сторон, решение о строительстве дороги к земельному участку с кадастровым номером , протяженностью 88,7 метров от <адрес> переулку не принималось, денежные средства на указанные цели не выделялись.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для признания бездействия Администрации Платовского сельсовета по непринятию мер по организации устройства подъездных путей к земельному у участку Козлова С.А., незаконными.

Конкретизируя положения статьи 12 Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 14, 15, 28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).

Перераспределение бюджетных средств не входит в компетенцию суда.

Заявляя требования к администрации Платовского сельсовета и Администрации <адрес> о понуждении к совершению действий по организации подъезда к жилому дому, административный истец фактически возлагает на суд обязанность вмешательства в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что, исходя из принципа разделения властей, является недопустимым.

Суд не вправе вмешиваться в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов местного самоуправления по организации безопасности дорожного движения. Материальный закон для понуждения к совершению действий по организации безопасности дорожного движения отсутствует.

Таким образом, возложение на Администрацию Платовского сельсовета и Администрацию <адрес> обязанности выполнить работы по осуществлению организации и строительства дороги будет являться вмешательством в деятельность и компетенцию органов местного самоуправления.

Отсутствие автомобильной дороги, о которой просит административный истец, не ущемляет его права, поскольку к его земельному участку и квартире проезд имеется, истца лишь не устраивает покрытие дороги.

Таким образом, Козловым С.А. в нарушение требований ст. 62 КАС РФ каких-либо доказательств, подтверждающих нарушение его прав бездействием Администрации Платовского сельсовета <адрес>, суду не представлено.

Поскольку уполномоченным органом не принималось решения о строительстве, реконструкции и капитальном ремонте указанной дороги, не принято решение об источнике финансирования указанных мероприятий, административный истец имеет доступ к своему земельному участку в виде проезда, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований о возложении на административных ответчиков обязанности по устройству подъездных путей к земельному участку по <адрес>.

Доводы административного истца, согласно которым администрацией Платовского сельсовета незаконно был предоставлен в аренду земельный участок Левичевой А.А., расположенный на дороге общего пользования, по которой проходил подъездной путь к дому административного истца, суд находит не состоятельными, поскольку дорога общего пользования, проходящая от переулка к дому <адрес>, отсутствует.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Козловым С.А. административных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Козлова Сергея Анатольевича к Администрации Платовского сельсовета <адрес>, Администрации <адрес> о признании незаконным бездействия по организации устройства подъездных путей к земельному участку, обязании организовать устройство подъездных путей, отказать.

Мотивированное решение будет изготовлено 04 сентября 2018 года.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Советский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.М. Аксютина

2а-208/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Козлов Сергей Анатольевич
Козлов С.А.
Ответчики
Администрация Платовского сельского совета
Другие
Администрация Советского района Алтайского края
Суд
Советский районный суд Алтайского края
Дело на странице суда
sovetsky.alt.sudrf.ru
27.07.2018[Адм.] Передача материалов судье
27.07.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
30.07.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.07.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
30.07.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2018[Адм.] Судебное заседание
28.08.2018[Адм.] Судебное заседание
31.08.2018[Адм.] Судебное заседание
08.05.2020Регистрация административного искового заявления
08.05.2020Передача материалов судье
08.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
08.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.05.2020Судебное заседание
08.05.2020Судебное заседание
08.05.2020Судебное заседание
08.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2020Дело оформлено
08.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее