Решение по делу № 33-89/2022 (33-2908/2021;) от 13.12.2021

Судья Агафонов П.Ю.                                   дело № 33-89/2022 (33-2908/2021)

      (№ дела в суде первой инстанции 2-3672/2021)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

11 января 2022 года                                              г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Бзегежевой Н.Ш.,

судей – Муращенко М.Д. и Шишева Б.А.,

при секретаре судебного заседания – Киковой А.А.-З.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению заместителя прокурора <адрес> ФИО4 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 29 сентября 2021 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований прокурора города Майкопа к администрации МО «Город Майкоп» об обязании принятия действенных мер к решению вопроса местного значения по организации водоотведения, отказать».

    Заслушав доклад судьи Бзегежевой Н.Ш., объяснения помощника прокурора г. Майкопа – ФИО5, поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Майкоп» по доверенности ФИО6, представителя третьего лица Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» по доверенности ФИО7, представителя третьего лица МУП «Майкопводоканал» по доверенности ФИО8, полагавших решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор г. Майкопа обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Майкоп» об обязании принятия действенных мер к решению вопроса местного значения по организации водоотведения, мотивировав свои требования тем, что прокуратурой г. Майкопа проведена проверка по обращению ФИО9, по результатам которой в деятельности структурных подразделений администрации муниципального образования «Город Майкоп» и МУП «Майкопводоканал» выявлены нарушения требований действующего законодательства при решении вопросов местного значения. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение норм федерального закона на территории муниципального образования «Город Майкоп» <адрес> допускается ненадлежащее водоотведение, что приводит к эпизодическому засорению канализации. Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в муниципальном образовании «Город Майкоп».

Кроме того, проверкой установлено, что канализационная сеть протяженностью 547 м., расположенная по адресу: <адрес>, поставлена на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея как бесхозяйная 14.01.2019. На территории муниципального образования «Город Майкоп» организацией водоотведения занимается подведомственное учреждение администрации муниципального образования «Город Майкоп» - МУП «Майкопводоканал». Однако исполнение организации водоотведения указанным учреждением невозможно, в связи с тем, что указанная канализационная сеть не является собственностью Администрации муниципального образования «Город Майкоп», а также в связи с плотной застройкой микрорайона, которая не позволяет специализированной технике МУП «Майкопводоканал» обслуживать вышеуказанную канализационную сеть.

Вместе с тем, при наличии информации о существующей проблеме канализационных сетей с 2012 года, администрацией муниципального образования «Город Майкоп» не приняты необходимые меры к устранению выявленных нарушений законодательства о водоотведении, в связи с чем, в настоящее время нарушаются, в том числе конституционные права жителей муниципального образования «Город Майкоп» на благоприятную окружающую среду.

Просил суд обязать администрацию муниципального образования «Город Майкоп» принять меры к решению вопроса местного значения по организации водоотведения канализационной сети протяженностью 547 метров, расположенную по адресу: <адрес> с учетом невозможности исполнения организацией, осуществляющей водоотведение, своих обязательств.

В судебном заседании помощник прокурора г. Майкопа исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебном заседании при разрешении спора полагался на усмотрение суда.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционном представлении заместитель прокурора г. Майкопа ФИО4, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Полагает, что судом первой инстанции не дана оценка тому, что фактически водоотведение по адресу: <адрес>, кем-либо из уполномоченных органов не осуществляется. Считает, что выводы суда первой инстанции об отсутствии у органа местного значения обязанности решения вопроса местного значения по надлежащей организации водоотведения в границах муниципального образования «Город Майкоп» противоречит положениям пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 1 части 1 статьи 6 Закона № 416 – ФЗ. Указывает, что судом первой инстанции не дана оценка последствиям непринятия мер по организации водоотведения на участке канализационной сети, размером 547 м.

На апелляционное представление письменных возражений не поступило.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что у администрации муниципального образования «Город Майкоп» отсутствует обязанность решения вопроса по организации водоотведения канализационной сети протяженностью 547 метров, расположенной по адресу: <адрес>, в связи с чем, в удовлетворении иска отказал.

С выводом суда об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований судебная коллегия согласиться не может, поскольку он не соответствует обстоятельствам дела.

В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 названного федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Таким образом, в силу приведенных норм права органы местного самоуправления городского округа в любом случае обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.

Прокуратурой г. Майкопа проведена проверка по обращению ФИО9, по результатам которой в деятельности структурных подразделений администрации муниципального образования «Город Майкоп» и МУП «Майкопводоканал» выявлены нарушения требований действующего законодательства при решении вопросов местного значения.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение норм федерального закона на территории муниципального образования «Город Майкоп» по <адрес> допускается ненадлежащее водоотведение, что приводит к эпизодическому засорению канализации. Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в муниципальном образовании «Город Майкоп».

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Следовательно, канализационная сеть предназначена для водоотведения.

В части 5 статьи 8 данного Закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе, бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что канализационная сеть протяженностью 547 м., расположенная по адресу: <адрес>, поставлена на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, как бесхозяйная 14.01.2019 (л.д. 13-14).

На территории муниципального образования «Город Майкоп» организацией водоотведения занимается подведомственное учреждение администрации муниципального образования «Город Майкоп» - МУП «Майкопводоканал». Однако исполнение организации водоотведения указанным учреждением невозможно, в связи с тем, что указанная канализационная сеть не является собственностью Администрации муниципального образования «Город Майкоп», а также в связи с плотной застройкой микрорайона, которая не позволяет специализированной технике МУП «Майкопводоканал» обслуживать вышеупомянутую канализационную сеть.

Таким образом, с учетом вышеперечисленных обстоятельств дела, исходя из приведенных норм материального права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что непринятие своевременных мер к устранению выявленных нарушений законодательства о водоотведении, а именно непринятия мер по организации водоотведения на участке канализационной сети, размером 547 м. может привести к созданию аварийной или чрезвычайной ситуации, и как следствие, к невозможности обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения населения муниципального образования, что в свою очередь повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц - жителей г. Майкопа в жилищно-коммунальной сфере.

На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части (пунктов 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора города Майкопа к администрации муниципального образования «Город Майкоп» об обязании принятия действенных мер к решению вопроса местного значения по организации водоотведения.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Майкопского городского суда Республики Адыгея                      от 29 сентября 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования прокурора города Майкопа к администрации муниципального образования «Город Майкоп» об обязании принятия действенных мер к решению вопроса местного значения по организации водоотведения.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Майкоп» принять меры к решению вопроса местного значения по организации водоотведения канализационной сети протяженностью 547 метров, расположенную по адресу: <адрес> с учетом невозможности исполнения организацией, осуществляющей водоотведение, своих обязательств.

Председательствующий                                Н.Ш. Бзегежева

Судьи                                            М.Д. Муращенко

                                                                                                       Б.А. Шишев

33-89/2022 (33-2908/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Майкопа
Прокурор РА
Ответчики
АМО "Город Майкоп"
Другие
МУП Майкопводоканал
Комитет по управлению имуществом МО "Гоод Майкоп"
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Судья
Бзегежева Натуся Шихамовна
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
11.01.2022Судебное заседание
11.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее