УИД 76OS0000-01-2020-000667-40
Дело № 3а-164\21
Принято в окончательной форме 09.04.21г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 апреля 2021г. гор. Ярославль
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Преснова В.С.,
при секретаре ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4, ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО5, ФИО6, к департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости,
Установил:
В административном исковом заявлении административные истцы просят установить кадастровую стоимость нежилого здания (торгового центра) с кадастровым номером №, площадью 1 794,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости равной 27 239 000 руб. по состоянию на 01.01.2019г.
Административные исковые требования мотивированы тем, что объект недвижимости принадлежит административным истцам на праве собственности. Кадастровая стоимость объекта выше его рыночной стоимости, чем нарушаются их права как плательщиков налога на имущество физических лиц.
В судебном заседании административные истцы, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, участия не принимали, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
Представитель административного истца ФИО4 на основании доверенности ФИО9 административные исковые требования поддержал.
Административный ответчик департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области представил письменное объяснение, в котором указал на непризнание административных исковых требований, ссылаясь на недостоверность отчета определения рыночной стоимости объекта недвижимости и заключения судебной оценочной экспертизы.
Заинтересованные лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов», администрация сельского поселения Петровское Ростовского муниципального района Ярославской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, возражений относительно административных исковых требований не представили.
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области в материалы дела представлены письменные объяснения, в которых изложены сведения об объекте оценки.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Административные истцы являются собственниками нежилого здания (торгового центра) с кадастровым номером №, площадью 1 794,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
Согласно части 1 статьи 245, статье 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости помимо прочего, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения закреплены в статье 22 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Согласно пункту 1 статьи 399 и статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса РФ.
В пункте 1 статьи 402 НК РФ определено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Таким образом, правоотношения административных истцов по определению налога на имущество физических лиц, являются публичными, вопрос определения налога на имущество физических лиц урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации. Изменение размера налога на имущество физических лиц, в том числе его уменьшение, для административных истцов возможно путем оспаривания кадастровой стоимости данного объекта недвижимости.
Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 76:13:030901:236 утверждена приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019 N 20-н "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, за исключением земельных участков, земельных участков категории земель "земли населенных пунктов", земельных участков категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", расположенных на территории Ярославской области" по состоянию на 01.01.2019г. в размере 65 379 962,18 руб. (п. 185983 приложения 1).
Административными истцами представлен отчет № 14694\20 от 11.12.2020 г. об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером 76:13:030901:236, подготовленный оценщиком ООО «Ярэксперт», согласно которому по состоянию на 01.01.2019 г. рыночная стоимость здания составляет 27 329 000 руб.
В соответствии со ст. 59, ч. 2 ст. 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одними из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Для проверки соответствия указанного отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков определением Ярославского областного суда от 01 февраля 2021 года была назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению судебного эксперта Канцырева Р.А. от 15 марта 2021 года отчет № 14694\20 от 11.12.2020 г. об оценке рыночной стоимости здания с кадастровым номером 76:13:030901:236, составленный оценщиком ООО «Ярэксперт», соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков. Недостатки, повлиявшие на итоговую рыночную стоимость объекта недвижимости, указанную в отчете, не выявлены.
Судебная экспертиза проведена специалистом имеющим право на проведение подобного рода исследований.
Заключение судебной экспертизы выполнено в соответствии с законодательством об экспертной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта, изложенные в нем суждения достаточным образом мотивированы, полученные результаты не допускают их неоднозначное толкование, приведенные в заключении ответы соответствуют постановленным вопросам и носят исчерпывающий характер. Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы.
По форме и содержанию заключение эксперта соответствует положениям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследование рыночной стоимости объекта недвижимости выполнено негосударственным экспертом, отвечающим требованиям Закона N 73-ФЗ и Приказа Минтруда России от 26 ноября 2018 года N 742н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в оценочной деятельности», обладающим квалификационным аттестатом по оценке недвижимости, застраховавшим свою профессиональную ответственность оценщика и предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статьи 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Выводы эксперта мотивированы, подробны, обоснованы, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме, на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
В связи с этим заключение судебной экспертизы расценивается как допустимое и достоверное доказательство, поскольку доказательств нарушения экспертом при составлении заключения принципа достаточности в материалах дела не представлено и содержание заключения эксперта не допускает неоднозначного толкования.
Возражения административного ответчика относительно содержания отчета и сделанных в нем выводов, несогласие с выводами судебного эксперта, не являются основанием для критической оценки отчета и экспертного заключения.
Вопреки доводам департамента судебным экспертом проанализирован отчет на предмет его соответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков. В заключении судебной экспертизы изложены результаты проведенного исследования. Судебным экспертом проанализированы также замечания департамента на отчет определения рыночной стоимости объекта оценки. По каждому замечанию даны подробные пояснения. Судебный эксперт пришел к выводу о том, что замечания департамента нельзя расценить как обоснованные. Выводы судебного эксперта основаны на результатах проведенного исследования. Доказательства противоречия выводов судебного эксперта законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки, не представлены. В письменном объяснении департамента обоснованные и подтвержденные доказательствами доводы о противоречии заключения судебной экспертизы законодательству об оценочной деятельности и об экспертной деятельности, не изложены. В связи с этим было отклонено ходатайство департамента о назначении повторной судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административные истцы обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с установлением в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости объекта недвижимости подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме, кадастровая стоимость объекта оценки в размере рыночной стоимости подлежит установлению в соответствии с представленным отчетом оценки рыночной стоимости здания.
Судебным экспертом Канцыревым Р.А. представлены заявление и счет на оплату судебной экспертизы в размере 45 000 руб.
В соответствии с ч. 3 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.
В соответствии с ч. 3 ст. 108 КАС РФ эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами. В силу ч. 1 ст. 109 КАС РФ денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам и специалистам или предназначенные для оплаты других признанных судом необходимыми расходов, связанных с рассмотрением административного дела, предварительно вносятся на открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством, счет соответственно Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации стороной, заявившей соответствующую просьбу. В случае, если такая просьба заявлена обеими сторонами, требуемые суммы вносятся сторонами в равных частях. Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям. По смыслу вышеприведенных норм КАС РФ при разрешении вопроса о взыскании судебных издержек в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 108 КАС РФ, следует учитывать и положения ст. 111 КАС РФ. Таким образом, при разрешении вопроса о взыскании судебных расходов на проведение экспертизы, в случае, когда денежная сумма, подлежащая выплате эксперту, не была предварительно внесена стороной на счет суда в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 109 КАС РФ, следует учитывать особенности рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости.
С учетом позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П, правовое значение для разрешения вопроса о взыскании судебных расходов за проведенную судебную экспертизу имеет установление факта наличия ошибки в методике определения кадастровой стоимости объекта недвижимости административного истца, что привело к существенному завышению данной стоимости по сравнению с рыночной стоимостью.
Материалами дела установлено, что назначенная судом экспертиза судебным экспертом была проведена в полном объеме, заключение эксперта об оценке отчета поступило в суд в надлежащий срок.
Стоимость проведенной судебной экспертизы составляет 45 000 рублей, что подтверждено счетом на оплату.
Данная стоимость судебной экспертизы соответствует характеру и объему проведенного исследования, ничем не опровергнута.
Кадастровая стоимость нежилого здания превышает его рыночную стоимость на 58,3%. Такое расхождение является существенным, не может объясняться различием методик определения кадастровой и рыночной стоимости объекта недвижимости, с очевидностью свидетельствует о допущенной ошибке в выборе методики определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости. В связи с этим судебные расходы по оплате судебной экспертизы оценки отчета подлежат возложению на административного ответчика - департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области как орган, утвердивший оспоренные результаты кадастровой оценки.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого здания (торгового центра) с кадастровым номером №, площадью 1 794,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости равной 27 239 000 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости - ДД.ММ.ГГГГ.
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости.
Взыскать с департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области в пользу ФИО3 45 000 руб. за проведенную судебную экспертизу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено представление, в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: В.С. Преснов