к делу №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ст. Северская Краснодарского края 5 марта 2020 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Емельянова А.А.,
при секретаре Щербатой Г.Г.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Носовой М.С.,
представителя администрации Смоленского сельского поселения – Полторацкого С.С.,
представителя МКУ ССП СР «Смоленская Единая служба» - Петренко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Северского района Краснодарского края в интересах Долгополовой ТА к МКУ ССП СР «Смоленская Единая служба», администрации Смоленского сельского поселения Северского района об обязании обеспечить потребителя питьевым водоснабжением надлежащего качества,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Северского района обратился в суд в интересах Долгополовой Т.А., в котором просит обязать МКУ ССП СР «Смоленская Единая служба» и администрацию Смоленского сельского поселения обеспечить потребителя по адресу: <адрес> питьевым водоснабжением, соответствующим установленным СанПиН 2.1.4.1074-01 требованиям к качеству питьевой воды.
Прокурор Северского района в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Северского района проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения. Установлено, что МКУ ССП СР «Смоленская Единая служба» осуществляет деятельность по поставке питьевого водоснабжения на территории Смоленского сельского поселения Северского района. Учредителем указанного муниципального казенного учреждения является администрация Смоленского сельского поселения Северского района. МКУ ССП СР «Смоленская Единая служба» в своей деятельности эксплуатирует муниципальные объекты системы водоснабжения.
Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед её поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
В рамках проверки с привлечением специалистов ТО Роспотребнадзора в Северском, Абинском, Крымском районах по адресу: ул. Гражданская, 43, ст. Смоленская, Северский район, у потребителя 02.12.2019г. произведен отбор проб воды. По результатам лабораторных исследований установлено, что питьевая вода, подаваемая потребителю по указанному адресу, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. Так, имеется превышение нормативов по показателям «железо», «марганец», а именно: «железо» более 2 при допустимом значении 0,3; «марганец» 0,16 (+/- 0,02) при допустимом значении 0,1.
Ранее прокуратурой района в рамках проводимой проверки также выявлены факты несоответствия питьевой воды требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, подаваемой потребителю по адресу: ул. Гражданская, 43, ст. Смоленская, Северский район, в связи с чем в адрес директора МКУ ССП СР «Смоленская единая служба» внесено представление от 20.09.2019 об устранении выявленных нарушений. Вместе с тем, в ходе повторной проверки факты о некачественном водоснабжении по указанному адресу вновь нашли свое подтверждение.
Не соблюдение МКУ ССП СР «Смоленская единая служба» санитарно-эпидемиологических требований к организации питьевого водоснабжения не способствует, по мнению прокурора Северского района, достижению целей государственной политики в сфере холодного водоснабжения, а также обеспечению потребителя по адресу: ул. Гражданская, 43 ст. Смоленская качественной питьевой водой, безопасной в эпидемиологическом отношении и безвредной по химическому составу. Длительное употребление питьевой воды с превышением предельно-допустимых концентраций химических веществ в ней может привести к возникновению у потребителей различного рода нарушений здоровья, что свидетельствует о нарушении прав Долгополовой Т.А. на охрану здоровья.
Кроме того, по мнению прокурора Северского района, промедление в исполнении решения суда может повлечь причинение вреда здоровью граждан, употребляющих питьевую воду, не соответствующую установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В судебном заседании представитель истца поддержала доводы, изложенные в иске, просила иск удовлетворить.
Ответчики в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.
От представителя ответчика, администрации Смоленского сельского поселения Северского района по доверенности Полтарацкого С.С. в материалах гражданского дела имеются возражения относительно исковых требований, в которых просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
В обосновании возражений указано, что заявленными требованиями администрация Смоленского сельского поселения не согласна и считает их неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Истец ссылается на положения п. 2.3 экспертного заключения №22 от 16.12.2019г. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае», из которого следует, что «при длительном потреблении (в течение всей жизни человека) питьевой воды с превышением предельно-допустимых концентраций химических веществ в ней возможны нарушения здоровья потребителей. Более того указанные выводы не основаны на положении нормативных актов и не подтверждены результатами каких либо исследований, а сделаны на основании учебного пособия «Коммунальная гигиена».
В соответствии с пн. 2.6 СанПиН 2.1.4.1074-01 в случаях, связанных с явлениями природного характера, которые не могут быть заблаговременно предусмотрены, или с аварийными ситуациями, устранение которых не может быть осуществлено немедленно, могут быть допущены временные отклонения от гигиенических нормативов качества питьевой воды только по показателям химического состава, влияющим на органолептические свойства.
Заключение предоставленное истцом сделано в соответствии с протоколом лабораторных испытаний №10483 от 04.12.2019г. В то же время в соответствии с протоколами испытаний №№ 3352, 3351, 3354, 3353 от 25.04.2019г., проведенных в рамках контроля качества воды на территории ст. Смоленской, качественный состав воды, на всех скважинах ст. Смоленской, соответствует требованиям к качеству питьевой воды, установленным в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01.
В соответствии с протоколами испытаний №№ 8849, 8847, 8848, от 04.10.2019г., проведенных в рамках контроля качества воды на территории ст. Смоленской, качественный состав воды, на трех из четырех скважин ст. Смоленской, соответствует требованиям к качеству питьевой воды, установленным в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01.
В соответствии с протоколом испытаний № 8846, от 04.10.2019г., проведенных в рамках контроля качества воды на территории ст. Смоленской, качественный состав воды, на скважине по отбору воды по ул. Первомайская ст. Смоленской арт.скважина №3795 ул. Горького, имеются отклонения от требований к качеству питьевой воды установленных в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 по показателю - Жесткость общая.
В соответствии с протоколами испытаний №№ 10833, 10836, от 13.12.2019г., проведенных в рамках контроля качества воды на территории ст. Смоленской, качественный состав воды, на скважинах №3795 и №2206 ст. Смоленской, соответствует требованиям к качеству питьевой воды, установленным в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01.
Таким образом, учитывая данные по контролю качества, полученные в течение 2019 года, в том числе представленные истцом, следует сделать вывод, о том что, отклонения от гигиенических нормативов качества питьевой воды по показателям химического состава, носят временной характер природного характера и не могут рассматриваться в контексте факторов влияющих на организм в течение длительного периода «всей жизни».
В целях реализации полномочий по обеспечению населения холодным водоснабжением, предусмотренных ст. 14 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а так же выполнения требований ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О водоснабжении и водоотведении» МКУССП CP «Смоленская Единая служба» и администрации Смоленского сельского поселения Северского района осуществляются следующие мероприятия: утверждена и реализуется Программа исследования качества воды системы хозяйственно-питьевого водоснабжения; разработан и утвержден Проект организации зон санитарной охраны водозаборных скважин на территории Смоленского сельского поселения Северского района Краснодарского края; заключены договора поставки продукции, в соответствии с которыми приобретены водопроводные трубы различного диаметра и сопутствующие товары, необходимые для их укладки; проведены работы по замене труб центрального водопровода, общей протяженностью 2360 метров в том числе: 200 метров трубы центрального водопровода диаметром 63 мм по улице Гражданской в ст. Смоленской; подготовлена и направлена в адрес Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, документация необходимая для включения в подпрограмму государственной программы «Развитие водопроводно - канализационного комплекса населенных пунктов Краснодарского края» по объектам «капитальный ремонт артезианской скважины №3795 в ст. Смоленской <адрес> и «капитальный ремонт артезианской скважины №5551 в ст. Смоленской <адрес> В том числе получены положительные заключения ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза» в отношении объектов капитального строительства «капитальный ремонт артезианской скважины №3795 в ст. Смоленской <адрес> (<адрес>)» и «капитальный ремонт артезианской скважины №5551 в ст. Смоленской ул. <адрес>
Таким образом, на сегодняшний день, МКУССП CP «Смоленская Единая служба» и администрацией Смоленского сельского поселения Северского района приняты исчерпывающие меры по осуществлению контроля качества холодного водоснабжения на территории ст. Смоленской, а так же по осуществлению мероприятий направленных на обеспечение качественной водой жителей ст. Смоленской, в том числе потребителя по ул. <адрес>
Кроме того временной разброс по показателям химического состава воды подаваемой через систему центрального водоснабжения, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 является допустимым, так как не носит постоянный характер.
Изучив представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Как указано в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.2 Закона Крансодарского края от 08.08.2016г. №3459 КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» к вопросам местного значения сельского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения водоснабжения населения.
В силу ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Как указано в ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24 введены в действие Санитарные правила «СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01).
В силу п. п. 4.1, 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль.
Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Согласно п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
В силу п. п. 3.4, 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по: обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2).
В соответствии с таблицей № 2 СанПиН 2.1.4.1074-01 нормативы по показателю «железо» составляют - 0,3, по показателю «марганец» - 0,1.
В рамках проверки с привлечением специалистов ТО Роспотребнадзора в Северском, Абинском, Крымском районах по адресу: ул. Гражданская, 43, ст. Смоленская, Северский район, у потребителя 02.12.2019 произведен отбор проб воды. По результатам лабораторных исследований установлено, что питьевая вода, подаваемая потребителю по указанному адресу, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. Так, имеется превышение нормативов по показателям «железо», «марганец», а именно: «железо» более 2 при допустимом значении 0,3; «марганец» 0,16 (+/- 0,02) при допустимом значении 0,1.
Ранее прокуратурой района в рамках проводимой проверки также выявлены факты несоответствия питьевой воды требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, подаваемой потребителю по адресу: ул. Гражданская, 43, ст. Смоленская, Северский район, в связи с чем в адрес директора МКУ ССП СР «Смоленская единая служба» внесено представление от 20.09.2019 об устранении выявленных нарушений. Вместе с тем, в ходе повторной проверки факты о некачественном водоснабжении по указанному адресу вновь нашли свое подтверждение.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения направлена на достижение таких целей, как охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения.
Кроме того, одним из условий предоставления коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, является соответствие коммунальной услуги требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1 к настоящим Правилам (постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01), отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается).
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества.
Согласно п. 2.3 экспертного заключения № 22 от 16.12.2019 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» при длительном употреблении (в течение всей жизни человека) питьевой воды с превышением предельно-допустимых концентраций химических веществ в ней возможны нарушения здоровья потребителей.
Длительное употребление (в течение всей жизни человека) питьевой воды с превышением предельно-допустимых концентрация марганца способствует угнетению функции щитовидной железы. Длительное употребление (в течение всей жизни человека) питьевой воды с высоким содержанием железа имеет физиологическое и токсикологическое значение.
Возможно развитие деформирующего остеоартроза, дистрофические изменения внутренних органов, преждевременное старение.
Не соблюдение МКУ ССП СР «Смоленская единая служба» санитарно- эпидемиологических требований к организации питьевого водоснабжения не способствует достижению целей государственной политики в сфере холодного водоснабжения, а также обеспечению потребителя по адресу: <адрес>, <адрес> качественной питьевой водой, безопасной в эпидемиологическом отношении и безвредной по химическому составу.
Непринятие органом местного самоуправления - администрацией Смоленского сельского поселения Северского района, мер, направленных на организацию в границах поселения качественного водоснабжения населения, также является недопустимым.
Длительное употребление питьевой воды с превышением предельнодопустимых концентраций химических веществ в ней может привести к возникновению у потребителей различного рода нарушений здоровья, что свидетельствует о нарушении прав Долгополовой Т.А. на охрану здоровья.
Учитывая изложенное, суд полагает, что исковое требование об обязании
МКУ ССП СР «Смоленская Единая служба», администрацию Смоленского сельского поселения Северского района обеспечить потребителя по адресу<адрес> питьевым водоснабжением надлежащего качества, соответствующим установленным СанПиН 2.1.4.1074-01 требованиям к качеству питьевой воды, необходимо удовлетворить.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Таким образом, суд полагает необходимым решения суда обратить к немедленному исполнению, поскольку промедление в исполнении решения суда может повлечь причинение вреда здоровью граждан, употребляющих питьевую воду, не соответствующую установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям, что может являться фактором к возникновению у потребителей различного рода нарушений здоровья.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст., 193-199, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Северского района Краснодарского края в интересах Долгополовой ТА к МКУ ССП СР «Смоленская Единая служба», администрации Смоленского сельского поселения Северского района об обязании обеспечить потребителя питьевым водоснабжением надлежащего качества удовлетворить.
Обязать МКУ ССП СР «Смоленская Единая служба» и администрацию Смоленского сельского поселения Северского района обеспечить потребителя по адресу: <адрес> питьевым водоснабжением, соответствующим установленным СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» требованиям к качеству питьевой воды.
Решение суда, обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Северский районный суд Краснодарского края.
Мотивированное решение принято 10 марта 2020 года.
Председательствующий А.А.Емельянов