Решение по делу № 33-3409/2024 от 20.03.2024

Судья Монина О.И.                  № 33-3409/2024

№ 2-3356/2023

64RS0047-01-2023-003505-58

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 апреля 2024 года                             город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Бартенева Ю.И.,

судей Совкича А.П., Сугробовой К.Н.,

при секретаре судебного заседания Павлове М.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вольского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов Гариной ФИО9 к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области о возложении обязанности совершить определенные действия, взыскании компенсации морального вреда по апелляционной жалобе отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области на решение Октябрьского районного суда города Саратова от 21 ноября 2023 года, которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Совкича А.П., выслушав объяснения представителя ответчика отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области Бунтяковой Т.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Вольской межрайонной прокуратуры Савиной С.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Вольский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Гариной Л.П., в котором просил обязать отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (далее – ОСФР по Саратовской области) обеспечить Гарину Л.П. в соответствии с программой индивидуальной реабилитации инвалида № 475.24.64/2023 от 12 мая 2023 года <данные изъяты>; взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Саратовской области в пользу Гариной Л.П. компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов. Проверкой установлено, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида № 475.24.64/2023 от 12 мая 2023 года, выданной медико-социальной экспертизой, Гариной Л.П. рекомендованы технические средства реабилитации – <данные изъяты>. Гарина Л.П. обратилась в ОСФР по Саратовской области с заявлением о предоставлении государственной услуги по обеспечению ее средствами согласно программе реабилитации или абилитации инвалида № 475.24.64/2023 от 12 мая 2023 года.

Однако Гарина Л.П. не была обеспечена такими техническими средствами реабилитации, что грубо нарушает права инвалида и лишает ее возможности проведения реабилитационных мероприятий. Кроме того, в виду длительного отсутствия у Гариной Л.П. вышеперечисленных технических средств реабилитации, инвалид второй группы испытывает нравственные и физические страдания.

Решением Октябрьского районного суда города Саратова от 21 ноября 2023 года исковые требования удовлетворены частично.

На ОСФР по Саратовской области возложена обязанность обеспечить Гарину Л.П. техническими средствами реабилитации – <данные изъяты> в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 12 мая 2023 года в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Кроме того, с ОСФР по Саратовской области в пользу Гариной Л.П. взыскана компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ОСФР по Саратовской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Податель жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Выражает несогласие с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении суда, приводит доводы, аналогичные изложенным в суде первой инстанции. Указывает, что ответчик действовал в рамках законодательства и предприняло все меры для обеспечения инвалида средствами реабилитации. Истцом не представлено доказательств и не подтверждено документально, что Гарина Л.П. испытывала нравственные или моральные страдания.

В возражениях на жалобу процессуальный истец просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Истец Гарина Л.П. в заседание судебной коллегии не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела и о первом судебном заседании размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел - судебное делопроизводство).

В силу части 3 статьи 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям статьи 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что Гарина Л.П. с 11 мая 2023 года является инвалидом II группы.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида № 475.24.64/2023 от 12 мая 2023 года, Гарина Л.П. признана нуждающейся в обеспечении: <данные изъяты>.

16 мая 2023 года Гарина Л.П. обратилась в ОСФР по Саратовской области с заявлением об оказании государственной услуги для обеспечения указанными техническими средствами реабилитации.

По состоянию на 16 октября 2023 года, на день обращения с исковым заявлением в суд Гарина Л.П. не была обеспечена техническими средствами реабилитации, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида № 475.24.64/2023 от 12 мая 2023 года.

Доказательств, свидетельствующих о том, что инвалид был обеспечен техническими средствами реабилитации ОСФР по Саратовской области суду первой инстанции представлено не было. При этом прокурором заявлены требования в рамках действующей программы реабилитации.

Исследовав и оценив доказательства в их совокупности по правилам статьи 56 ГПК РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в целях реализации инвалидом своих прав на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренных его индивидуальной программой, суд пришел к выводу о наличии правых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в части возложения обязанности на ОСФР по Саратовской области обеспечить инвалида Гарину Л.П. техническими средствами реабилитации: <данные изъяты> согласно индивидуальной программы реабилитации.

Судебная коллегия считает возможным согласиться с данными выводами суда первой инстанции.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона № 181-ФЗ).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона № 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона № 181-ФЗ).

Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).

В пункте 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абзаца первого пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Согласно указанной норме обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ). Для заключения контрактов территориальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при определении поставщика обязано использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в статье 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ (проведение конкурса или электронного аукциона).

Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 января 2015 года № 52н утверждены Правила предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, услугами, включая расходы на осуществление указанных полномочий (далее также - Правила предоставления трансфертов), в пункте 2 которых предусмотрено, что межбюджетные трансферты предоставляются бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.

Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, а также предусматривают заключение территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ на поставку товаров, выполнение работ.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о возложения на ОСФР по Саратовской области обязанности обеспечить инвалида Гарину Л.П. указанными выше техническими средствами реабилитации.

Обеспечение Гариной Л.П. 05 декабря 20203 года, после принятия решения судом первой инстанции, техническими средствами реабилитации – <данные изъяты> на правильность выводов суда первой инстанции повлиять не может.

Ссылки ответчика на отсутствие оснований для признаний бездействия фонда по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации, мотивированные не предоставлением технических средств реабилитации по объективным, не зависящим от фонда, причинам, подлежат отклонению, поскольку право истца на получение технического средства реабилитации не может ставиться в зависимость от обстоятельств, на которые ответчик указывает в жалобе, иное означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит положениям им Конституции Российской Федерации и федерального законодательства в области социальной защиты.

Также, судебная коллегия соглашается с решением суда о взыскании с ответчика компенсации морального вреда исходя из следующего.

Согласно статье 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

В соответствии со статьей 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53).

Возложение данной статьей Конституции Российской Федерации ответственности за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов (должностных лиц), непосредственно на государство следует рассматривать как укрепление гарантий прав и свобод граждан. Одновременно, эта норма имеет и превентивное значение, поскольку направлена на укрепление законности во взаимоотношениях органов государственной власти и их должностных лиц с гражданами.

На основании статьи 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

По смыслу приведенных правовых норм право на компенсацию морального вреда возникает, по общему правилу, при нарушении личных неимущественных прав гражданина или посягательстве на иные принадлежащие ему нематериальные блага, и только в случаях прямо предусмотренных законом, такая компенсация может взыскиваться при нарушении имущественных прав гражданина.

Таким образом, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что имело место нарушение прав истца в виде фактического лишения его, как инвалида, гарантированных ему Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.

Несвоевременное обеспечение Гариной Л.П. указанными техническими средствами реабилитации необходимыми ей по состоянию здоровья (по роду её заболевания), с учётом индивидуальных особенностей затрагивает её здоровье, что относится к личным неимущественным правам гражданина и свидетельствует о причинении морального вреда.

Судебная коллегия соглашается с размером взысканной компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей, учитывая объём причинённых нравственных страданий, степени вины ответчика, требования разумности и справедливости, а также факт обеспечения её техническими средствами реабилитации после вынесения решения судом первой инстанции.

С учётом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые сторона указывала в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 ГПК РФ.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда и оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, по делу не имеется.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда города Саратова от 21 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 апреля 2024 года.

Председательствующий:

Судьи:

33-3409/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Вольский межрайонный прокурор
Гарина Людмила Петровна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области
Суд
Саратовский областной суд
Судья
Совкич А.П.
Дело на странице суда
oblsud.sar.sudrf.ru
21.03.2024Передача дела судье
18.04.2024Судебное заседание
03.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2024Передано в экспедицию
18.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее