Решение по делу № 2-917/2022 от 24.06.2022

дело № 2-917/2022

24RS0054-01-2022-000873-31

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 августа 2022 года                                                                                        город Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Макаровой Л.А.,

при секретаре Соловьевой Е.Ю.,

с участием помощника прокурора Ужурского района Красноярского края Шипиловой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ужурского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Михайловского сельсовета Ужурского района Красноярского края об устранении нарушений в сфере водоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Ужурского района, уточнив требования, обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Михайловского сельсовета об устранении нарушений в сфере водоснабжения. Как указано в иске, проверкой соблюдения администрацией Михайловского сельсовета законодательства в сфере муниципальной собственности выявлены нарушения. В собственности муниципального образования Михайловский сельсовет находится сооружение - водопровод, протяженностью 8433,5 п.м., с кадастровым номером 24:39:3800001:916, по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Ужурский район, с.Михайловка от водонапорной скважины № 1 по улице Тимирязева № 1 Б помещение 1 до потребителя - улица Тимирязева, Колосова, Садовая, Школьная, Молодежная. Изношенность водопроводной сети составляет 75%. Передача прав владения и (или) пользования данным объектом в установленном законом порядке администрацией сельсовета не осуществлена, конкурс на заключение концессионного соглашения не объявлен. В связи с выявленными нарушениями на имя главы Михайловского сельсовета 02.03.2021 внесено представление, вместе с тем, до настоящего времени передача прав владения и (или) пользования вышеуказанными объектами в установленном законом порядке не осуществлена, конкурс на заключение концессионного соглашения не объявлен. Таким образом, администрацией Михайловского сельсовета не реализуются в полном объеме обязанности собственника имущества, а также обязанности по решению вопроса местного значения - организация в границах поселения водоснабжения. Прокурор Ужурского района Красноярского края просит обязать администрацию Михайловского сельсовета в срок до 31.12.2022 провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения на сооружение - водопровод, протяженностью 8433,5 п.м., с кадастровым номером 24:39:3800001:916, по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с.Михайловка от водонапорной скважины № 1 по улице Тимирязева № 1 Б помещение 1 до потребителя - улица Тимирязева, Колосова, Садовая, Школьная, Молодежная.

В судебном заседании помощник прокурора Ужурского района Красноярского края Шипилова Т.В. настаивает на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Михайловского сельсовета Ужурского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте проведения судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом. От главы сельсовета Паукова В.Г. в суд поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому с заявленным требованием о возложении обязанности провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения на водопровод согласен. В заявлении представитель сельсовета Васильева Т.В. просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Заслушав помощника прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования: самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование юридическим лицам, отчуждать и совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 и пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с пунктами 1, 2, 10 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» помимо прочих относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения гарантирующей организации.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (пункт 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Между тем в соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение любых договоров в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных данной статьей.

В силу части 2 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» указанный в части 1 данной статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Подпунктом 11 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях) определено, что объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

С момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (08.05.2013) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закона о водоснабжении).

В силу части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 41.1 Закона о водоснабжении осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

На основании части 6 данной статьи договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

При этом частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Согласно статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.

Таким образом, исходя из толкования указанных выше норм, объекты водоснабжения и водоотведения, имеющие срок эксплуатации свыше пяти лет, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, могут быть переданы в пользование хозяйствующему субъекту только на основании концессионного соглашения. Положения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе пункта 11 данной нормы, в таком случае не применяются.

По общему правилу, передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, должна осуществляться в условиях равного доступа к указанному имуществу всех заинтересованных лиц. Предоставление указанных прав обусловливает получение такими лицами возможности доступа на рынок теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на соответствующей территории.

Согласно части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Нормативное закрепление процедуры торгов направлено на обеспечение возможности для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности, являются имуществом, предоставление права пользования которыми без проведения процедур, предусмотренных Законом о водоснабжении и Законом о концессионных соглашениях, незаконно и препятствует развитию конкуренции.

Достижение целей обеспечения населения и организаций услугами водоснабжения и водоотведения не исключает необходимости соблюдения требований статьи 41.1 Закона о водоснабжении, в которой определен особый порядок распоряжения централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в муниципальной собственности в целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для водоснабжения и водоотведения и выбора наиболее эффективного правообладателя.

Судом установлено, что водопровод, протяженностью 8433,5 п.м., с кадастровым номером 24:39:3800001:916, по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с.Михайловка от водонапорной скважины № 1 по улице Тимирязева № 1 Б помещение 1 до потребителя - улица Тимирязева, Колосова, Садовая, Школьная, Молодежная, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Михайловский сельсовет Ужурского района Красноярского края, право собственности которого зарегистрировано в установленном порядке с 11.05.2012.

Данный объект недвижимости эксплуатируется населением сельсовета более 5 лет, что не оспаривается стороной ответчика.

Соответственно концессионное соглашение является в силу приведенного выше правового регулирования единственно возможным правомерным способом передачи прав владения и пользования водопроводом.

Как следует из акта от 15.01.2021 технического обследования комиссией администрации Михайловского сельсовета водопроводной сети, протяженностью 1500 метров, по ул. Садовая в с. Михайловка Ужурского района, имеется внутренняя коррозия трубопроводов, износ водопроводной сети составляет 80%, часто происходят прорывы, состояние водопроводной сети ненадежное. Согласно выводам акта необходима замена стальной трубы на полиэтиленовую, протяженностью 1500 метров.

В соответствии с представлением прокуратуры Ужурского района Красноярского края от 02.01.2021 № 7-01-2021 в ходе проверки установлено, что 66% находящихся в муниципальной собственности Михайловского сельсовета 8 км водопроводных сетей признаны нуждающимися в ремонте, аварийными. Право владения, пользования и распоряжения принадлежит Михайловскому сельсовету, по договору концессии, аренды данное имущество не передавалось. Неисполнение обязанности по надлежащему содержанию и ремонту водопроводных сетей создает угрозу аварии на объекте водоснабжения, а также ограничение подачи коммунальных ресурсов населению, что в свою очередь влечет нарушение прав и законных интересов граждан, создает угрозу их жизни и здоровью, повлечет возникновение социальной напряженности. Причинами и условиями допущенных нарушений является ненадлежащее исполнение ответственными должностными лицами администрации Михайловского сельсовета требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно ответу администрации Михайловского сельсовета от 29.03.2021 № 89, рассмотрено представление прокуратуры Ужурского района, приняты исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений закона. Для исполнения обязанностей по надлежащему содержанию и ремонту водопроводных сетей администрацией Михайловского сельсовета ведется подготовка конкурсной документации на водопроводную сеть и водозаборную скважину №3, находящуюся по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с. Михайловка, ул. Школьная, 15а, для заключения концессионного соглашения. Решен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновного лица, допустившего указанные нарушения закона.

В соответствии с запросом прокуратуры Ужурского района 23.06.2022 администрацией Михайловского сельсовета сообщено, что для исполнения обязанностей по надлежащему содержанию и ремонту водопроводных сетей ведется подготовка конкурсной документации для заключения концессионного соглашения на объекты водоснабжения. Объявление конкурса планируется на период 4 квартала 2022 года - 2023 год.

Судом установлено, что установленные выше приведенными нормами закона действия по проведению публичных процедур, направленных на заключение концессионного соглашения в отношении объекта недвижимости, ответчиком до настоящего времени не проведены, конкурс на право заключения концессионного соглашения не объявлен.

Таким образом, незаконность действия ответчика по не проведению публичных процедур, направленных на заключение концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности (срок ввода в эксплуатацию которых составляет более пяти лет), подтверждена.

Поскольку непринятие мер со стороны органа местного самоуправления сельского поселения по передаче объекта коммунального хозяйства - водопровод, протяженностью 8433,5 п.м., с кадастровым номером 24:39:3800001:916, по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с.Михайловка от водонапорной скважины № 1 по улице Тимирязева № 1 Б помещение 1 до потребителя - улица Тимирязева, Колосова, Садовая, Школьная, Молодежная, в порядке, предусмотренном законодательством, может повлечь нарушение прав жителей сельского поселения на обеспечение водоснабжением, заявленные прокурором Ужурского района Красноярского края требования в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению, с возложением на ответчика обязанности провести конкур на право заключения концессионных соглашений в отношении данного объекта недвижимости.

Разрешая вопрос о сроке устранения нарушений законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, суд принимает во внимание требуемое количество и объем необходимых работ, финансовые затраты, что должно быть предусмотрено соответствующим бюджетом, а потому период времени до 31.12.2022, по мнению суда, является достаточным для того, чтобы устранить указанные нарушения.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Ужурского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Михайловского сельсовета Ужурского района Красноярского края об устранении нарушений в сфере водоснабжения удовлетворить.

Обязать администрацию Михайловского сельсовета Ужурского района Красноярского края в срок до 31 декабря 2022 года провести конкурс на право заключения концессионных соглашений в отношении объекта муниципального имущества - сооружение - водопровод, протяженностью 8433,5 п.м., с кадастровым номером 24:39:3800001:916, по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с.Михайловка от водонапорной скважины № 1 по улице Тимирязева № 1 Б помещение 1 до потребителя - улица Тимирязева, Колосова, Садовая, Школьная, Молодежная.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий      Л.А. Макарова

Мотивированное решение составлено 05 сентября 2022 года

дело № 2-917/2022

24RS0054-01-2022-000873-31

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 августа 2022 года                                                                                        город Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Макаровой Л.А.,

при секретаре Соловьевой Е.Ю.,

с участием помощника прокурора Ужурского района Красноярского края Шипиловой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ужурского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Михайловского сельсовета Ужурского района Красноярского края об устранении нарушений в сфере водоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Ужурского района, уточнив требования, обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Михайловского сельсовета об устранении нарушений в сфере водоснабжения. Как указано в иске, проверкой соблюдения администрацией Михайловского сельсовета законодательства в сфере муниципальной собственности выявлены нарушения. В собственности муниципального образования Михайловский сельсовет находится сооружение - водопровод, протяженностью 8433,5 п.м., с кадастровым номером 24:39:3800001:916, по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Ужурский район, с.Михайловка от водонапорной скважины № 1 по улице Тимирязева № 1 Б помещение 1 до потребителя - улица Тимирязева, Колосова, Садовая, Школьная, Молодежная. Изношенность водопроводной сети составляет 75%. Передача прав владения и (или) пользования данным объектом в установленном законом порядке администрацией сельсовета не осуществлена, конкурс на заключение концессионного соглашения не объявлен. В связи с выявленными нарушениями на имя главы Михайловского сельсовета 02.03.2021 внесено представление, вместе с тем, до настоящего времени передача прав владения и (или) пользования вышеуказанными объектами в установленном законом порядке не осуществлена, конкурс на заключение концессионного соглашения не объявлен. Таким образом, администрацией Михайловского сельсовета не реализуются в полном объеме обязанности собственника имущества, а также обязанности по решению вопроса местного значения - организация в границах поселения водоснабжения. Прокурор Ужурского района Красноярского края просит обязать администрацию Михайловского сельсовета в срок до 31.12.2022 провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения на сооружение - водопровод, протяженностью 8433,5 п.м., с кадастровым номером 24:39:3800001:916, по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с.Михайловка от водонапорной скважины № 1 по улице Тимирязева № 1 Б помещение 1 до потребителя - улица Тимирязева, Колосова, Садовая, Школьная, Молодежная.

В судебном заседании помощник прокурора Ужурского района Красноярского края Шипилова Т.В. настаивает на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Михайловского сельсовета Ужурского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте проведения судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом. От главы сельсовета Паукова В.Г. в суд поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому с заявленным требованием о возложении обязанности провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения на водопровод согласен. В заявлении представитель сельсовета Васильева Т.В. просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Заслушав помощника прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования: самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование юридическим лицам, отчуждать и совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 и пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с пунктами 1, 2, 10 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» помимо прочих относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения гарантирующей организации.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (пункт 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Между тем в соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение любых договоров в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных данной статьей.

В силу части 2 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» указанный в части 1 данной статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Подпунктом 11 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях) определено, что объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

С момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (08.05.2013) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закона о водоснабжении).

В силу части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 41.1 Закона о водоснабжении осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

На основании части 6 данной статьи договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

При этом частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Согласно статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.

Таким образом, исходя из толкования указанных выше норм, объекты водоснабжения и водоотведения, имеющие срок эксплуатации свыше пяти лет, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, могут быть переданы в пользование хозяйствующему субъекту только на основании концессионного соглашения. Положения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе пункта 11 данной нормы, в таком случае не применяются.

По общему правилу, передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, должна осуществляться в условиях равного доступа к указанному имуществу всех заинтересованных лиц. Предоставление указанных прав обусловливает получение такими лицами возможности доступа на рынок теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на соответствующей территории.

Согласно части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Нормативное закрепление процедуры торгов направлено на обеспечение возможности для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности, являются имуществом, предоставление права пользования которыми без проведения процедур, предусмотренных Законом о водоснабжении и Законом о концессионных соглашениях, незаконно и препятствует развитию конкуренции.

Достижение целей обеспечения населения и организаций услугами водоснабжения и водоотведения не исключает необходимости соблюдения требований статьи 41.1 Закона о водоснабжении, в которой определен особый порядок распоряжения централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в муниципальной собственности в целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для водоснабжения и водоотведения и выбора наиболее эффективного правообладателя.

Судом установлено, что водопровод, протяженностью 8433,5 п.м., с кадастровым номером 24:39:3800001:916, по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с.Михайловка от водонапорной скважины № 1 по улице Тимирязева № 1 Б помещение 1 до потребителя - улица Тимирязева, Колосова, Садовая, Школьная, Молодежная, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Михайловский сельсовет Ужурского района Красноярского края, право собственности которого зарегистрировано в установленном порядке с 11.05.2012.

Данный объект недвижимости эксплуатируется населением сельсовета более 5 лет, что не оспаривается стороной ответчика.

Соответственно концессионное соглашение является в силу приведенного выше правового регулирования единственно возможным правомерным способом передачи прав владения и пользования водопроводом.

Как следует из акта от 15.01.2021 технического обследования комиссией администрации Михайловского сельсовета водопроводной сети, протяженностью 1500 метров, по ул. Садовая в с. Михайловка Ужурского района, имеется внутренняя коррозия трубопроводов, износ водопроводной сети составляет 80%, часто происходят прорывы, состояние водопроводной сети ненадежное. Согласно выводам акта необходима замена стальной трубы на полиэтиленовую, протяженностью 1500 метров.

В соответствии с представлением прокуратуры Ужурского района Красноярского края от 02.01.2021 № 7-01-2021 в ходе проверки установлено, что 66% находящихся в муниципальной собственности Михайловского сельсовета 8 км водопроводных сетей признаны нуждающимися в ремонте, аварийными. Право владения, пользования и распоряжения принадлежит Михайловскому сельсовету, по договору концессии, аренды данное имущество не передавалось. Неисполнение обязанности по надлежащему содержанию и ремонту водопроводных сетей создает угрозу аварии на объекте водоснабжения, а также ограничение подачи коммунальных ресурсов населению, что в свою очередь влечет нарушение прав и законных интересов граждан, создает угрозу их жизни и здоровью, повлечет возникновение социальной напряженности. Причинами и условиями допущенных нарушений является ненадлежащее исполнение ответственными должностными лицами администрации Михайловского сельсовета требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно ответу администрации Михайловского сельсовета от 29.03.2021 № 89, рассмотрено представление прокуратуры Ужурского района, приняты исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений закона. Для исполнения обязанностей по надлежащему содержанию и ремонту водопроводных сетей администрацией Михайловского сельсовета ведется подготовка конкурсной документации на водопроводную сеть и водозаборную скважину №3, находящуюся по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с. Михайловка, ул. Школьная, 15а, для заключения концессионного соглашения. Решен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновного лица, допустившего указанные нарушения закона.

В соответствии с запросом прокуратуры Ужурского района 23.06.2022 администрацией Михайловского сельсовета сообщено, что для исполнения обязанностей по надлежащему содержанию и ремонту водопроводных сетей ведется подготовка конкурсной документации для заключения концессионного соглашения на объекты водоснабжения. Объявление конкурса планируется на период 4 квартала 2022 года - 2023 год.

Судом установлено, что установленные выше приведенными нормами закона действия по проведению публичных процедур, направленных на заключение концессионного соглашения в отношении объекта недвижимости, ответчиком до настоящего времени не проведены, конкурс на право заключения концессионного соглашения не объявлен.

Таким образом, незаконность действия ответчика по не проведению публичных процедур, направленных на заключение концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности (срок ввода в эксплуатацию которых составляет более пяти лет), подтверждена.

Поскольку непринятие мер со стороны органа местного самоуправления сельского поселения по передаче объекта коммунального хозяйства - водопровод, протяженностью 8433,5 п.м., с кадастровым номером 24:39:3800001:916, по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с.Михайловка от водонапорной скважины № 1 по улице Тимирязева № 1 Б помещение 1 до потребителя - улица Тимирязева, Колосова, Садовая, Школьная, Молодежная, в порядке, предусмотренном законодательством, может повлечь нарушение прав жителей сельского поселения на обеспечение водоснабжением, заявленные прокурором Ужурского района Красноярского края требования в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению, с возложением на ответчика обязанности провести конкур на право заключения концессионных соглашений в отношении данного объекта недвижимости.

Разрешая вопрос о сроке устранения нарушений законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, суд принимает во внимание требуемое количество и объем необходимых работ, финансовые затраты, что должно быть предусмотрено соответствующим бюджетом, а потому период времени до 31.12.2022, по мнению суда, является достаточным для того, чтобы устранить указанные нарушения.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Ужурского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Михайловского сельсовета Ужурского района Красноярского края об устранении нарушений в сфере водоснабжения удовлетворить.

Обязать администрацию Михайловского сельсовета Ужурского района Красноярского края в срок до 31 декабря 2022 года провести конкурс на право заключения концессионных соглашений в отношении объекта муниципального имущества - сооружение - водопровод, протяженностью 8433,5 п.м., с кадастровым номером 24:39:3800001:916, по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с.Михайловка от водонапорной скважины № 1 по улице Тимирязева № 1 Б помещение 1 до потребителя - улица Тимирязева, Колосова, Садовая, Школьная, Молодежная.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий      Л.А. Макарова

Мотивированное решение составлено 05 сентября 2022 года

дело № 2-917/2022

24RS0054-01-2022-000873-31

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 августа 2022 года                                                                                        город Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Макаровой Л.А.,

при секретаре Соловьевой Е.Ю.,

с участием помощника прокурора Ужурского района Красноярского края Шипиловой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ужурского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Михайловского сельсовета Ужурского района Красноярского края об устранении нарушений в сфере водоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Ужурского района, уточнив требования, обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Михайловского сельсовета об устранении нарушений в сфере водоснабжения. Как указано в иске, проверкой соблюдения администрацией Михайловского сельсовета законодательства в сфере муниципальной собственности выявлены нарушения. В собственности муниципального образования Михайловский сельсовет находится сооружение - водопровод, протяженностью 8433,5 п.м., с кадастровым номером 24:39:3800001:916, по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Ужурский район, с.Михайловка от водонапорной скважины № 1 по улице Тимирязева № 1 Б помещение 1 до потребителя - улица Тимирязева, Колосова, Садовая, Школьная, Молодежная. Изношенность водопроводной сети составляет 75%. Передача прав владения и (или) пользования данным объектом в установленном законом порядке администрацией сельсовета не осуществлена, конкурс на заключение концессионного соглашения не объявлен. В связи с выявленными нарушениями на имя главы Михайловского сельсовета 02.03.2021 внесено представление, вместе с тем, до настоящего времени передача прав владения и (или) пользования вышеуказанными объектами в установленном законом порядке не осуществлена, конкурс на заключение концессионного соглашения не объявлен. Таким образом, администрацией Михайловского сельсовета не реализуются в полном объеме обязанности собственника имущества, а также обязанности по решению вопроса местного значения - организация в границах поселения водоснабжения. Прокурор Ужурского района Красноярского края просит обязать администрацию Михайловского сельсовета в срок до 31.12.2022 провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения на сооружение - водопровод, протяженностью 8433,5 п.м., с кадастровым номером 24:39:3800001:916, по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с.Михайловка от водонапорной скважины № 1 по улице Тимирязева № 1 Б помещение 1 до потребителя - улица Тимирязева, Колосова, Садовая, Школьная, Молодежная.

В судебном заседании помощник прокурора Ужурского района Красноярского края Шипилова Т.В. настаивает на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Михайловского сельсовета Ужурского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте проведения судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом. От главы сельсовета Паукова В.Г. в суд поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому с заявленным требованием о возложении обязанности провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения на водопровод согласен. В заявлении представитель сельсовета Васильева Т.В. просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Заслушав помощника прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования: самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование юридическим лицам, отчуждать и совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 и пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с пунктами 1, 2, 10 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» помимо прочих относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения гарантирующей организации.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (пункт 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Между тем в соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение любых договоров в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных данной статьей.

В силу части 2 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» указанный в части 1 данной статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Подпунктом 11 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях) определено, что объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

С момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (08.05.2013) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закона о водоснабжении).

В силу части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 41.1 Закона о водоснабжении осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

На основании части 6 данной статьи договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

При этом частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Согласно статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.

Таким образом, исходя из толкования указанных выше норм, объекты водоснабжения и водоотведения, имеющие срок эксплуатации свыше пяти лет, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, могут быть переданы в пользование хозяйствующему субъекту только на основании концессионного соглашения. Положения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе пункта 11 данной нормы, в таком случае не применяются.

По общему правилу, передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, должна осуществляться в условиях равного доступа к указанному имуществу всех заинтересованных лиц. Предоставление указанных прав обусловливает получение такими лицами возможности доступа на рынок теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на соответствующей территории.

Согласно части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Нормативное закрепление процедуры торгов направлено на обеспечение возможности для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности, являются имуществом, предоставление права пользования которыми без проведения процедур, предусмотренных Законом о водоснабжении и Законом о концессионных соглашениях, незаконно и препятствует развитию конкуренции.

Достижение целей обеспечения населения и организаций услугами водоснабжения и водоотведения не исключает необходимости соблюдения требований статьи 41.1 Закона о водоснабжении, в которой определен особый порядок распоряжения централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в муниципальной собственности в целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для водоснабжения и водоотведения и выбора наиболее эффективного правообладателя.

Судом установлено, что водопровод, протяженностью 8433,5 п.м., с кадастровым номером 24:39:3800001:916, по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с.Михайловка от водонапорной скважины № 1 по улице Тимирязева № 1 Б помещение 1 до потребителя - улица Тимирязева, Колосова, Садовая, Школьная, Молодежная, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Михайловский сельсовет Ужурского района Красноярского края, право собственности которого зарегистрировано в установленном порядке с 11.05.2012.

Данный объект недвижимости эксплуатируется населением сельсовета более 5 лет, что не оспаривается стороной ответчика.

Соответственно концессионное соглашение является в силу приведенного выше правового регулирования единственно возможным правомерным способом передачи прав владения и пользования водопроводом.

Как следует из акта от 15.01.2021 технического обследования комиссией администрации Михайловского сельсовета водопроводной сети, протяженностью 1500 метров, по ул. Садовая в с. Михайловка Ужурского района, имеется внутренняя коррозия трубопроводов, износ водопроводной сети составляет 80%, часто происходят прорывы, состояние водопроводной сети ненадежное. Согласно выводам акта необходима замена стальной трубы на полиэтиленовую, протяженностью 1500 метров.

В соответствии с представлением прокуратуры Ужурского района Красноярского края от 02.01.2021 № 7-01-2021 в ходе проверки установлено, что 66% находящихся в муниципальной собственности Михайловского сельсовета 8 км водопроводных сетей признаны нуждающимися в ремонте, аварийными. Право владения, пользования и распоряжения принадлежит Михайловскому сельсовету, по договору концессии, аренды данное имущество не передавалось. Неисполнение обязанности по надлежащему содержанию и ремонту водопроводных сетей создает угрозу аварии на объекте водоснабжения, а также ограничение подачи коммунальных ресурсов населению, что в свою очередь влечет нарушение прав и законных интересов граждан, создает угрозу их жизни и здоровью, повлечет возникновение социальной напряженности. Причинами и условиями допущенных нарушений является ненадлежащее исполнение ответственными должностными лицами администрации Михайловского сельсовета требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно ответу администрации Михайловского сельсовета от 29.03.2021 № 89, рассмотрено представление прокуратуры Ужурского района, приняты исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений закона. Для исполнения обязанностей по надлежащему содержанию и ремонту водопроводных сетей администрацией Михайловского сельсовета ведется подготовка конкурсной документации на водопроводную сеть и водозаборную скважину №3, находящуюся по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с. Михайловка, ул. Школьная, 15а, для заключения концессионного соглашения. Решен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновного лица, допустившего указанные нарушения закона.

В соответствии с запросом прокуратуры Ужурского района 23.06.2022 администрацией Михайловского сельсовета сообщено, что для исполнения обязанностей по надлежащему содержанию и ремонту водопроводных сетей ведется подготовка конкурсной документации для заключения концессионного соглашения на объекты водоснабжения. Объявление конкурса планируется на период 4 квартала 2022 года - 2023 год.

Судом установлено, что установленные выше приведенными нормами закона действия по проведению публичных процедур, направленных на заключение концессионного соглашения в отношении объекта недвижимости, ответчиком до настоящего времени не проведены, конкурс на право заключения концессионного соглашения не объявлен.

Таким образом, незаконность действия ответчика по не проведению публичных процедур, направленных на заключение концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности (срок ввода в эксплуатацию которых составляет более пяти лет), подтверждена.

Поскольку непринятие мер со стороны органа местного самоуправления сельского поселения по передаче объекта коммунального хозяйства - водопровод, протяженностью 8433,5 п.м., с кадастровым номером 24:39:3800001:916, по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с.Михайловка от водонапорной скважины № 1 по улице Тимирязева № 1 Б помещение 1 до потребителя - улица Тимирязева, Колосова, Садовая, Школьная, Молодежная, в порядке, предусмотренном законодательством, может повлечь нарушение прав жителей сельского поселения на обеспечение водоснабжением, заявленные прокурором Ужурского района Красноярского края требования в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению, с возложением на ответчика обязанности провести конкур на право заключения концессионных соглашений в отношении данного объекта недвижимости.

Разрешая вопрос о сроке устранения нарушений законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, суд принимает во внимание требуемое количество и объем необходимых работ, финансовые затраты, что должно быть предусмотрено соответствующим бюджетом, а потому период времени до 31.12.2022, по мнению суда, является достаточным для того, чтобы устранить указанные нарушения.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Ужурского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Михайловского сельсовета Ужурского района Красноярского края об устранении нарушений в сфере водоснабжения удовлетворить.

Обязать администрацию Михайловского сельсовета Ужурского района Красноярского края в срок до 31 декабря 2022 года провести конкурс на право заключения концессионных соглашений в отношении объекта муниципального имущества - сооружение - водопровод, протяженностью 8433,5 п.м., с кадастровым номером 24:39:3800001:916, по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с.Михайловка от водонапорной скважины № 1 по улице Тимирязева № 1 Б помещение 1 до потребителя - улица Тимирязева, Колосова, Садовая, Школьная, Молодежная.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий      Л.А. Макарова

Мотивированное решение составлено 05 сентября 2022 года

2-917/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Ужурского района
Ответчики
администрация Михайловского сельсовета
Суд
Ужурский районный суд Красноярского края
Судья
Макарова Лариса Альфредовна
Дело на странице суда
ujur.krk.sudrf.ru
24.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.06.2022Передача материалов судье
29.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2022Подготовка дела (собеседование)
29.06.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.08.2022Предварительное судебное заседание
29.08.2022Судебное заседание
05.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2022Дело оформлено
26.10.2022Дело передано в архив
29.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее