2-2247/2024
УИД26RS0002-01-2024-003919-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2024 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Крикун А.Д.
при секретаре Михеевой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Тимченко Т. Ф. к администрации города Ставрополя о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Тимченко Т.Ф. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации города Ставрополя о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование заявленных требований указано, что истец с 2013 года является членом СНТ «ОЗОН», в члены товарищества она была принята решением общего собрания от <дата обезличена> и ей был предоставлен в пользование земельный участок <номер обезличен>.
С момента выделения земельного участка <номер обезличен> истец владеет и пользуется этим участком как своим собственным, оплачивает членские и целевые взносы в товарищество, ухаживает за ним, несет бремя содержания указанного участка. Данный участок входит в состав земельного участка, выделенного СТ «ОЗОН» в коллективно – долевую собственность. Согласно сведениям ЕГРН, право притязания на земельный участок в СНТ «ОЗОН» <номер обезличен>, с кадастровым номером <номер обезличен>, отсутствуют.
Указала, что схема организации застройки территории СНТ «ОЗОН» существует, утверждена заместителем главы администрации г.Ставрополя и руководителем управления архитектуры комитета градостроительства администрации г.Ставрополя, соответствует действующим на момент утверждения нормам, т.е. СНТ имеет четко установленные координаты, границы и площадь. Территория общего пользования СНТ «ОЗОН» поставлена на кадастровый учет.
<дата обезличена> истец обратилась в администрацию г.Ставрополя с заявлением об оказании муниципальной услуги – предоставлении земельного участка. Однако, <дата обезличена> истцом было получено решение КУМИ г.Ставрополя об отказе в предоставлении земельного участка.
На основании изложенного, истец просит суд признать за нею право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, общей площадью 490 кв.м, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <номер обезличен>. Указать, что вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда г. Ставрополя является основанием для регистрации права собственности на указанный земельный участок.
Истец Тимченко Т.Ф., представитель истца по доверенности Стайков Ю.Н., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причине неявки суд не известили. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает необходимым рассмотреть дело в отсутствие истца и его представителя.
Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причине неявки суд не известил. В представленных ранее возражениях на иск просил в его удовлетворении отказать.
Третьи лица – представитель СНТ «ОЗОН», представитель КУМИ г.Ставрополя, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причине неявки суд не известили. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает необходимым рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Судом установлено и из материалов дела следует, что согласно протоколу общего собрания членов ДСНТ «ОЗОН» <номер обезличен> от <дата обезличена> Тимченко Т.Ф. принята в члены ДСНТ, ей был предоставлен в пользование земельный участок <номер обезличен>.
Данный земельный участок входит в состав земельного участка, выделенного садоводческому товариществу «ОЗОН» в коллективно-долевую собственность (Свидетельство о праве собственности на землю <номер обезличен>).
Истцу, как члену ДСНТ «ОЗОН» была выдана членская книжка садоводческого товарищества, где помимо данных истца, а также основных характеристик выделенного истцу земельного участка, имеются отметки об уплате вступительного и целевых взносов.
<дата обезличена> истцу заменена членская книжка, в данной членской книжке также имеются отметки об уплате вступительного и целевых взносов.
Согласно справки СНТ «ОЗОН» от <дата обезличена> Тимченко Т.Ф., являющаяся членом СНТ «ОЗОН», владеет и пользуется земельным участком <номер обезличен> с кадастровым номером <номер обезличен> в СНТ «ОЗОН» площадью 490 кв.м, взносы выплачены полностью, в том числе и за 2023 год.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок по адресу: <адрес обезличен>, <адрес обезличен>», <номер обезличен> имеет следующие характеристики: категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – жил. дачн. застр, площадь - 600 кв.м, кадастровый <номер обезличен>, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», зарегистрированные права на указанный объект недвижимости отсутствуют. Также отсутствует сведения о любых ограничениях прав или правопритязаниях в отношении данного объекта недвижимого имущества.
Согласно плану (схеме) организации и застройки СНТ «ОЗОН» земельный участок <номер обезличен> входит в территорию СНТ «ОЗОН».
<дата обезличена> истец обратилась в комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка <номер обезличен> с кадастровым номером <номер обезличен> в СНТ «ОЗОН».
Уведомлением комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя <номер обезличен>с от <дата обезличена> истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги.
Из уведомления следует, что согласно протоколу общего собрания членов ДСНТ «ОЗОН» от <дата обезличена> истцу распределен земельный участок <номер обезличен> в данном товариществе.
Однако постановлением главы города Ставрополя от <дата обезличена> <номер обезличен> «Об изъятии и передаче земельных участков садоводческих товариществах Ленинского района» принято решение об изъятии земельного участка <номер обезличен> в садоводческом товариществе «ОЗОН», ранее предоставленного в собственность иному лицу, и передаче данного земельного участка в администрацию Ленинского района для перераспределения. Таким образом, СНТ «ОЗОН» не вправе распоряжаться земельным участком <номер обезличен> в данном товариществе.
Кроме того, отсутствует проект межевания территории СНТ «ОЗОН». Помимо этого, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости от граница земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации, в связи с чем, правовых оснований для предоставления земельного участка <номер обезличен> с кадастровым номером <номер обезличен> для ведения садоводства в собственность бесплатно, не имеется.
Суд не может согласиться с данным уведомлением по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», действовавшем до 01.01.2019, предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с п. п. 3, 4 указанной статьи земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).
Согласно ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 137-ФЗ установлено, что, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям урегулированы в ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Положениями ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» было предусмотрено, что предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решения о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
В соответствии с п. 4 ст. 28 названного Федерального закона в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу указанного Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
В силу ст. 21 ФЗ № 66 от 15.04.1998 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (действовавшем на момент принятия решения собранием уполномоченных СТ «Озон») к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы: 1) внесение изменений в устав такого объединения и дополнений к уставу или утверждение устава в новой редакции; 2) прием в члены такого объединения и исключение из его членов;3) определение количественного состава правления такого объединения, избрание членов его правления и досрочное прекращение их полномочий; 4) избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий, если уставом такого объединения не установлено иное; 5) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения и досрочное прекращение их полномочий; 6) избрание членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства и досрочное прекращение их полномочий; 7) принятие решений об организации представительств, фонда взаимного кредитования, фонда проката такого объединения, о его вступлении в ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений; 8) утверждение внутренних регламентов такого объединения, в том числе ведения общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных); деятельности его правления; работы ревизионной комиссии (ревизора); работы комиссии по контролю за соблюдением законодательства; организации и деятельности его представительств; организации и деятельности фонда взаимного кредитования; организации и деятельности фонда проката; внутреннего распорядка работы такого объединения; 9) принятие решений о реорганизации или о ликвидации такого объединения, назначении ликвидационной комиссии, а также утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; 10) принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов; 11) установление размера пеней за несвоевременную уплату взносов, изменение сроков внесения взносов малообеспеченными членами такого объединения; 12) утверждение приходно-расходной сметы такого объединения и принятие решений о ее исполнении; 13) рассмотрение жалоб на решения и действия членов правления, председателя правления, членов ревизионной комиссии (ревизора), членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства, должностных лиц фонда взаимного кредитования и должностных лиц фонда проката; 14) утверждение отчетов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката; 15) поощрение членов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката и членов такого объединения; 16) принятие решения о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность такого объединения, (пп. 16 введен Федеральным законом от 30.06.2006 № 93-Ф3) Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности такого объединения и принимать по ним решения, (абзац введен Федеральным законом от 22.11.2000 № 137-ФЗ)».
До 01.03.2015 действовал порядок предоставления в собственность земельных участок садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединением, предусмотренный ст. 28 вышеуказанного федерального закона.
Пунктом 18 ст. 21 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусмотрено, что к компетенции общего собрания отнесено: распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории; (пп. 18 введен Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ).
Пункт 3 ст. 14 этого же федерального закона предусматривает, что «земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации».
В настоящее время в соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 312-ФЗ) до 01.03.2031 члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
- земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации;
- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
- по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения (независимо от даты вступления в его члены).
Кроме того, с 01.03.2015 условиями для бесплатной передачи садоводу земельного участка является его образование из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению и распределение образованных или образуемых земельных участков между членами некоммерческого объединения согласно проекта межевания территории на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).
Таким образом, действующее до <дата обезличена> и с <дата обезличена> законодательство указывает на возможность бесплатного приобретения в собственность земельного участка членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан при определенных условиях.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ СТ «ОЗОН» в качестве юридического лица было зарегистрировано <дата обезличена>, регистрационный <номер обезличен>.
На основании решения главы администрации г. Ставрополя от 07.10.1992 <номер обезличен> садоводческому товариществу «ОЗОН» было выдано свидетельство о праве собственности на землю <номер обезличен> о закреплении за СТ «ОЗОН» земельного участка площадью 22,0 га в коллективно-долевую собственность.
Согласно справке СНТ «ОЗОН» от <дата обезличена> Тимченко Т.Ф. является членом товарищества СНТ «ОЗОН», владеет земельным участком <номер обезличен> с кадастровым номером <номер обезличен> площадью 490 кв.м., членские и целевые взносы оплачены полностью.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок по адресу: <адрес обезличен>, <адрес обезличен>», <номер обезличен> имеет следующие характеристики: категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – жил. дачн. застр, площадь - 600 кв.м, кадастровый <номер обезличен>, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», зарегистрированные права на указанный объект недвижимости отсутствуют. Также отсутствует сведения о любых ограничениях прав или правопритязаниях в отношении данного объекта недвижимого имущества.
Согласно плану (схеме) организации и застройки СНТ «ОЗОН» земельный участок <номер обезличен> входит в территорию СНТ «ОЗОН».
Доводы КУМИ города Ставрополя об отсутствии утвержденного проекта организации и застройки территории СНТ «ОЗОН», а также проекта межевания территории, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
В силу п. 9 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.01.2020 в случае, если в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических некоммерческих объединениях граждан» утвержден проект организации и застройки садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединена земельного участка, предоставленного указанному объединению или в совместную членов указанного объединения, осуществляется в соответствии с проектом данной территории. При этом утверждение проекта планировки данной межевания данной территории до указанной даты не требовалось.
При этом сведения о спорном земельном участке с его основными характеристиками были внесены в ГКН еще в 2005 году, следовательно, данный земельный участок формировать не нужно.
Что касается указания КУМИ города Ставрополя о том, что границы испрашиваемого земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, то исходя из содержания частей 4, 9 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ранее учтенными земельными участками являются, в том числе, земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 1 марта 2008 г.).
Согласно сведений из ЕГРН спорный земельный участок расположен по адресу: <адрес обезличен>, <адрес обезличен>», <номер обезличен>, имеет присвоенный в государственном кадастре недвижимости с <дата обезличена> кадастровый <номер обезличен>, площадью 600 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: жил.дачн.застр., сведения об объекте имеют статус «актуальные, ранее учтенные».
То есть в отношении данного земельного участка в 2005 году был осуществлен государственный кадастровый учет в установленном на тот момент законодательством порядке, ему был присвоен кадастровый номер, соответственно этот земельный участок имеет все необходимые характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи, а именно: кадастровый номер, адресный ориентир, площадь, вид разрешенного использования, что, в свою очередь, дает возможность считать его объектом права, на который может быть признано право собственности.
В настоящее время Законом № 218-ФЗ не предусмотрены основания для приостановления государственной регистрации прав на земельные участки в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о координатах характерных точек их границ. Действующее законодательство также не содержит ограничения на совершение сделок с земельными участками, сведения о которых содержатся в ЕГРН, но границы которых не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Таким образом, в отношении земельного участка, сведения о котором внесены в ЕГРН (государственный кадастровый учет земельного участка осуществлен), но границы которого не установлены в соответствии с требованиями Закона № 218-ФЗ, осуществляется процедура уточнения местоположения границ такого земельного участка на основании подготовленного межевого плана с определенными кадастровым инженером координатами характерных точек его границ.
КУМИ г.Ставрополя также указало, что постановлением главы администрации города Ставрополя <номер обезличен> от <дата обезличена> «Об изъятии и перераспределении земельных участков в садоводческих товариществах Ленинского района» изъят земельный участок, расположенный в <адрес обезличен>», уч. <номер обезличен>.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент издания постановления № 4984 от 05.11.1999) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую, собственник отказался.
Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии со ст. 235 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237); отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238); отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239); выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241); реквизиция (статья 242); конфискация (статья 243); отчуждение имущества в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293 настоящего Кодекса.
По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц. Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса.
Статья 236 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривала, что гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Абзац 7 пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» об отнесении к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации, принятие на учет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, бесхозяйных недвижимых вещей, - введен Федеральным законом от 09.06.2003 № 69-ФЗ.
Постановление Правительства РФ № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей Управлениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» принято 17.03.2003.
Администрация г. Ставрополя как орган местного самоуправления была вправе в период с 05.11.1999 по 2003 гг. осуществить действия в порядке ст. 225 и ст. 236 ГК РФ с выполнением процедуры приобретения права муниципальной собственности на недвижимую ведь, от права собственности на которую собственник отказался (бесхозяйная вещь), заявлений о постановке на учет объектов недвижимого имущества (бесхозяйных вещей) в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подано не было.
Федеральным законом от 22.07.2008 № 141-ФЗ в п. 2 ст. 53 ЗК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
Согласно пп. 1.1 ст. 19 ЗК РФ если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка (п. 1.1 введен Федеральным законом от 22.07.2008 № 141-ФЗ).
Вышеуказанная государственная регистрация прекращения права собственности не осуществлялась.
Согласно выписке из ЕГРН, сведения о зарегистрированных правах на спорный земельный участок <номер обезличен>, расположенный в СНТ «ОЗОН», отсутствуют.
В связи с изложенным, учитывая, что предыдущий правообладатель от данного земельного участка отказался в соответствии с действовавшим на момент отказа законодательством, в связи с чем, в сведениях ЕГРН отсутствуют сведения о правообладателе участка.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Положением п. 9 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» о том, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю, выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП, подтверждается наличие у СТ «ОЗОН» права собственности на земельный участок площадью 22 га.
Постановление об изъятии земельных участков в садоводческих товариществах Ленинского района <номер обезличен> от <дата обезличена> никаких прав на земельный участок <номер обезличен> в СНТ «ОЗОН» не удостоверяет.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязательной государственной регистрации подлежат права па недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которые оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
Таким образом, существенное правовое значение для передачи земельного участка в собственность члена садоводческого товарищества бесплатно, с учетом действующего законодательства, имеет установление трех необходимых обстоятельств:
- испрашиваемый гражданином земельный участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;
- земельный участок должен быть предоставлен для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- гражданин, испрашивающий земельный участок должен являться членом данного некоммерческого объединения и пользоваться этим участком на законных основаниях. При этом гражданин имеет право на приобретение земельного участка независимо от даты вступления в члены указанного объединения.
До вышеуказанных изменений в земельное законодательство особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их объединениям регулировалось статьей 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и данных некоммерческих объединениях граждан», в соответствии с которой в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу указанного федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Существенное правовое значение для передачи земельного участка в собственность члена садоводческого товарищества бесплатно, с учетом приведенной правовой нормы, имеет установление трех необходимых обстоятельств: испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», то есть до 23.04.1998; гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.
Как следует из Единого государственного реестра юридических лиц, СТ «ОЗОН» образовано и зарегистрировано 04.11.1989, т.е. до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
В ходе судебного разбирательства судом достоверно установлено, что истец Тимченко Т.Ф. является членом СНТ «ОЗОН». Задолженности по оплате членских взносов не имеет.
Как следует из схемы организации и застройки СНТ «ОЗОН», спорный земельный участок <номер обезличен> расположен в границах указанного товарищества, поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером <номер обезличен>, выделен истцу Тимченко Т.Ф. на основании решения общего собрания СНТ, сведения о предоставлении администрацией г. Ставрополя кому-либо испрашиваемого земельного участка и регистрации за кем-либо права собственности на него отсутствуют.
Таким образом, Тимченко Т.Ф. является членом СНТ «ОЗОН», образованного до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; на законных основаниях владеет спорным участком, расположенном на территории данного СНТ и выделенного товариществу до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; использует участок по его целевому назначению - для ведения садоводства, регулярно оплачивает ежегодные членские взносы, задолженности по их уплате не имеет.
Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд или в отношении него федеральным законом установлен запрет на приватизацию, что могло бы послужить основанием для отказа в их предоставлении истцу, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, исходя из фактических обстоятельств дела и приведенных норм закона, суд полагает, что исковые требования Тимченко Т.Ф. о признании за ней права собственности на земельный участок <номер обезличен> в СНТ «ОЗОН» подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Тимченко Т. Ф. – удовлетворить.
Признать за Тимченко Т. Ф. (паспорт серии <номер обезличен>, выдан <дата обезличена> <данные изъяты> <данные изъяты> в <данные изъяты>) право собственности на земельный участок <номер обезличен> с кадастровым номером <номер обезличен>, площадью 490 кв.м, расположенный в СНТ «ОЗОН» <адрес обезличен> края.
Настоящее решение суда является основанием для регистрации за Тимченко Т. Ф. (паспорт серии <номер обезличен>, выдан <дата обезличена> <данные изъяты>) права собственности на земельный участок <номер обезличен> с кадастровым номером <номер обезличен>, площадью 490 кв.м, расположенный в СНТ «ОЗОН» <адрес обезличен> края, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 05.07.2024.
Судья А.Д. Крикун