Судья Шульга П.И. Дело №а-1247/2019
Докладчик Теплякова И.М. Дело №а-1740/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Рытиковой Т.А.,
судей Тепляковой И.М., Кошелевой А.П.,
с участием прокурора Баландина Е.И.,
при секретаре Пастор К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 04 февраля 2020 года административное дело по апелляционной жалобе Алексеева Е. А. на решение Тогучинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
«Заявление ФКУ ИК-21 ГУФСИН России по <адрес> об установлении административного надзора в отношении Алексеева Е. А., удовлетворить.
Алексееву Е. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установить административный надзор сроком на 8 лет со следующими ограничениями: запретить пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица с 22 часов до 06 часов, запретить выезжать за пределы территории муниципального образования - <адрес>.
Обязать Алексеева Е.А. 2 раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания».
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Тепляковой И.М., заключение прокурора Баландина Е.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК-21 ГУФСИН России по <адрес> обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Алексеева Е.А.
Окончание срока отбытия наказания ДД.ММ.ГГГГ. Алексеев Е.А. осужден за тяжкое преступление, наказание отбывает при опасном рецидиве преступлений, в связи с чем, согласно ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об административном надзоре за лицами, освобождёН. из мест лишения свободы» в отношении осужденного следует установить административный надзор.
ФКУ ИК-21 просило установить в отношении Алексеева Е.А. административный надзор сроком на 8 лет со следующими ограничениями: обязать 2 раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запретить пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица, с 22 часов до 06 часов, запретить выезжать за пределы <адрес>.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился административный ответчик Алексеев Е.А.
В апелляционной жалобе просит решение Тогучинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование доводов жалобы указывает, что считает решение суда незаконным и необоснованным, противоречащим Конституции РФ, поскольку установлением административного надзора будет наказан дважды за одно деяние. По приговору он осужден без каких-либо ограничений свободы. Указывает, что не является злостным нарушителем режима содержания. Ссылается на наличие двух малолетних детей и супруги. По мнению апеллянта, с установленным надзором и ограничениями невозможно адаптироваться на свободе, зарабатывать деньги, воспитывать детей, навестить родственников, проживающих в <адрес>.
Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии с положениями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшего апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления:
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В силу пункта 2 части 2 статьи 3 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 4 Федерального закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
По правилам части 3 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 2 статьи 3 указанного Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Алексеев Е.А. осужден ДД.ММ.ГГГГ Октябрьским районным судом <адрес> по ч. 2 ст. 228 УК РФ к 3 годам лишения свободы. Освобожден условно-досрочно ДД.ММ.ГГГГ на срок 09 месяцев 9 дней; ДД.ММ.ГГГГ Кировским районным судом <адрес> по ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима; ДД.ММ.ГГГГ Ленинским районным судом <адрес> по ч. 2 ст. 162 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы. На основании ч. 5 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения назначенного наказания и наказания по приговору от ДД.ММ.ГГГГ окончательно к отбытию Алексееву Е.А. назначено 4 года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В действиях Алексеева Е.А. по приговору от ДД.ММ.ГГГГ установлен опасный рецидив преступлений.
Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 162 УК РФ, относится к категории тяжких.
Из предоставленной в суд характеристики следует, что осужденный не трудоустроен, допустил 15 нарушений режима, 11 взысканий действующие, поощрений не имеет. Наказание отбывает в обычных условиях, характеризуется отрицательно. По отбытию наказания убывает по адресу: <адрес> Яр, <адрес>.
Исследовав доказательства, подтверждающие наличие оснований для установления в отношении Алексеева Е.А. административного надзора, суд первой инстанции установил ему административный надзор сроком на 8 лет и административные ограничения.
Учитывая приведенное выше правовое регулирование и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о необходимости установления в отношении Алексеева Е.А. административного надзора.
Срок административного надзора установлен правильно в соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», предусматривающими, что административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона (в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений), на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
На основании п. «г» ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Установление административного надзора в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» не зависит от характеризующих данных лица и является безусловным.
Административные ограничения являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, и не могут быть истолкованы как нарушающие права заявителя, поскольку они установлены федеральным законом именно в целях защиты государственных и общественных интересов. Административный надзор не является дополнительным или повторным видом наказания.
В силу требований статей 1, 2 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" установление административного надзора, а также связанных с этим временных ограничений прав и свобод лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость (поднадзорных лиц), являются целью и задачами указанного закона, направленными на предупреждение совершения поднадзорными лицами, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, и согласуется с положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в связи с чем рассматриваться как ущемляющие права и законные интересы поднадзорных лиц не могут.
При этом установление административного надзора и возложение административных ограничений уголовным наказанием не является, в связи с чем не посягает на основополагающий принцип уголовного законодательства - принцип справедливости, предусмотренный частью 2 статьи 6 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.
Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" ответственность не устанавливается и не отягчается, административный надзор не является мерой уголовного наказания, поэтому установление административного надзора нельзя рассматривать как ухудшение положения осужденного.
По изложенным выше основаниям доводы апелляционной жалобы о нарушении в отношении Алексеева Е.А. принципа недопустимости двойного наказания за одно и то же преступление являются ошибочными.
Доводы о наличии супруги и несовершеннолетних детей, а также проживании родственников супруги в <адрес> не являются основанием к неназначению административных ограничений, избранных судом с учетом обстоятельств совершения Алексеевым Е.А. преступлений, поведения лица в период отбытия наказания, характеристики личности и совокупности установленных по делу фактических обстоятельств.
Законных оснований для изменения либо отмены установленных судом первой инстанции административных ограничений и уменьшения срока административного надзора не имеется.
Алексеев Е.А. не лишен возможности в случае добросовестного соблюдения административных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства ставить вопрос о досрочном прекращении административного надзора по истечении половины установленного судом срока административного надзора.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих законность постановленного судом решения, в связи с чем подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тогучинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Алексеева Е. А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи