Гражданское дело № 2-2014/2019
24RS0056-01-2018-008502-60
копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 декабря 2019 года г.Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Полянской Е.Н.
с участием прокурора Карелиной В.О.
при секретаре Олиной А.А.
с участием представителя истца Арабской А.Н.
представителя ответчиков Степановой И.В.
ответчика Фроловой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального образования г.Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Блитман А.И., Блитман И.Б., Блитман Ю.И., Блитман Е.Н., Фролова Н.В., Фролова В.В., Теплов А.И. об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, выселении и снятии с регистрационного учета, признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска обратилось в суд с иском к Блитману А.И., Блитману И.Б., Блитман Ю.И., Блитман Е.Н., Фроловой Н.В., Фроловой В.В., Теплову А.И. об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, выселении и снятии с регистрационного учета, признании права собственности, мотивируя требования следующим.
Собственниками <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 97,6 кв.м., являются Блитман А.И., Блитман И.Б., Блитман Ю.И., Фролова Н.В., Блитман Е.Н. (по 1/5 доли каждый). Право собственности зарегистрировано 12.05.2005 в установленном законом порядке.
Согласно выписке из домовой книги от 25.10.2018, ответчики Блитман А.И., Блитман И.Б., Блитман Ю.И., Фролова Н.В., Блитман Е.Н., Фролова В.В., Теплов А.И. проживают и состоят на регистрационном учете в спорном жилом помещении.
В соответствии с распоряжением администрации города Красноярска от 01.03.2018 №22-гх, указанный выше многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции.
На основании распоряжения администрации города Красноярска от 01.08.2018 №110-арх «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимости в целях реконструкции многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими реконструкции», земельный участок на котором расположен <адрес>, а также жилые помещения в данном доме в установленном законом порядке были признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд.
Поскольку, в соответствии с ч.6-8 ст. 32 ЖК РФ, изъятие жилого помещения может быть осуществлено путем предварительной выплаты денежного возмещения, либо по соглашению с собственниками, путем предоставления другого жилья с зачетом его стоимости в размере возмещения, истцом в установленном законом порядке была определена цена возмещения за изъятие <адрес>, в размере 4 491 000 руб., которая включила в себя рыночную стоимость квартиры, с учетом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество, включая стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок и стоимость убытков, понесенных собственниками при изъятии жилого помещения.
Ответчики с размером возмещения не согласились, в связи с чем, истец просит изъять для муниципальных нужд у ответчиков Блитман А.И., Блитман И.Б., Блитман Ю.И., Фроловой Н.В., Блитман Е.Н. <адрес>, определив размер возмещения каждому собственнику в сумме по 898 200 руб., прекратить право собственности ответчиков Блитман А.И., Блитман И.Б., Блитман Ю.И., Фроловой Н.В., Блитман Е.Н. на <адрес> по адресу: <адрес>, выселить и снять с регистрационного учета ответчиков Блитман А.И., Блитман И.Б., Блитман Ю.И., Фролову Н.В., Блитман Е.Н., Фролову В.Н., Теплова А.И. из <адрес> по адресу: <адрес>, признать право собственности на <адрес> по адресу: <адрес> за муниципальным образованием <адрес>, обязать снять запрет на совершение регистрационных действий.
В судебном заседании представитель истца муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации города Красноярск и представитель третьего лица муниципального казенного учреждения города Красноярска «Управление капитального строительства» Арабская А.Н., действующая на основании доверенностей от 05.09.2019 и от 10.01.2019 соответственно, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным выше, настаивала на удовлетворении заявленных требований. Также, в судебном заседании пояснила, что статус спорного жилого дома не изменился – он аварийный. Ранее собственников уведомляли о сносе и направляли требования о сносе жилого дома. Затем выяснилось, что усадьба по адресу к. Маркса, 40, является памятником культурного наследия, в связи с чем была инициирована процедура по изъятию жилого дома в связи с реконструкцией. В ходе рассмотрения дела судом Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края приняла решение о включении в перечень выявленных объектов культурного наследия только одного здания- Лит. А по ул. К Маркса, 40. Квартира ответчиков находится в здании ЛитА1, поэтому в настоящее время квартира ответчиков подлежит изъятию в связи со сносом. Полагает, что процедура направления уведомлений соблюдена в 2017 году. Однако ответчики не осуществили снос и не собираются самостоятельно его осуществлять. Полагает, что процедура изъятия спорного жилого помещения истцом соблюдена в полном объеме.
Ответчик Фролова Н.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Фроловой В.В., Теплова А.И., исковые требования не признала, пояснила, что она не согласна с выкупной ценой. Она первоначально подписала соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения, но фактически это соглашение не было исполнено, в настоящее время она поддерживает позицию ответчиков Блитман.
Представитель ответчиков Блитман А.И., Блитман И.Б., Блитман Ю.И., Блитман Е.Н.- Степанова И.В., действующая на основании ордера от 24.12.2018, пояснила, что истцом не соблюдена установленная законом процедура изъятия жилого помещения для муниципальных нужд. В 2015-2016 годах в доме производился ремонт кровли, в чем еще аварийность дома не известно. Кроме того, ответчики Блитман А.И., Блитман И.Б., Блитман Ю.И., Блитман Е.Н. не согласны с выкупной стоимостью имущества, предложенной Департаментом. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Ответчики Блитман А.И., Блитман И.Б., Блитман Ю.И., Блитман Е.Н., представители третьих лиц Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, Управления Росреестра по Красноярскому краю, Отдела судебных приставов по Центральному району г. Красноярска, в судебное заседание не явились, извещены, о причинах неявки суд не уведомили.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей, что исковые требования удовлетворению не подлежат, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (п. 3).
Частью 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (ч. 6).
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч. 7).
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (ч. 9).
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (ч. 10).
Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, допускается только с согласия собственника (ч. 12).
В соответствии с п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы ч. 1–3,5–9 ст. 32 ЖК РФ.
При этом положения ч. 4 ст. 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
На основании изложенного, следует, что решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Как установлено в судебном заседании, Блитман А.И., Блитман И.Б., Блитман Ю.И., Фролова Н.В., Блитман Е.Н. являются собственниками жилого помещения по 1/5 доли каждый – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.11.2018.
Согласно выписке из домовой книги финансово-лицевого счета от 25.10.2018, в спорном жилом помещении зарегистрированы и проживают: Блитман И.Б., Блитман Ю.И., Блитман А.И., Блитман Е.Н., Фролова Н.В., Фролова В.В., Теплов А.И.
Заключением межведомственной комиссии от 16.02.2015 №374 многоквартирный жилой <адрес> (Лит. А1) по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Письмом от 02.03.2017, Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска направил собственникам Блитман И.Б., Блитман Ю.И., Блитман А.И., Блитман Е.Н., Фролова Н.В. требование о сносе жилого дома по адресу: <адрес> в срок до 01.07.2017.
Приказом Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 03.05.2017 №256, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> «<данные изъяты>.» был включен в перечень выявленных объектов культурного наследия, как представляющий собой историко-культурную ценность. В состав усадьбы входит два здания- дом и флигель. О принятом решении и запрете сноса указанного объекта Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края уведомила МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» письмом от 27.07.2017.
Заключением межведомственной комиссии от 15.02.2018 №1047 многоквартирный жилой <адрес> (Лит. А1) по <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Распоряжением администрации города Красноярска от 01.03.2018 а №22-гх, жилой многоквартирный <адрес> (Лит.А1) по <адрес>, признан авариным и подлежащим реконструкции.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 01.08.2018 №110-арх, земельный участок, на котором расположены многоквартирные жилые дома (Лит.А, лит.А1) по <адрес>, а также жилые помещения в этих домах, были признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд.
Письмом от 13.08.2018 департамент градостроительства администрации города Красноярска направил собственникам Блитман И.Б., Блитман Ю.И., Блитман А.И., Блитман Е.Н., Фроловой Н.В. уведомления о принятом решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и объектов недвижимости, в целях реконструкции многоквартирного дома по <адрес>, признанного в установленном законом порядке аварийным и подлежащим реконструкции.
Истцом была проведена оценка возмещения за изъятие <адрес>, в соответствии с отчетом об оценке ООО «Сюрвей-сервис», ее размер составил 4 491 000 руб.
24.10.2018 ответчикам были вручены проекты соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения, в соответствии с которым каждому собственнику выплачивается стоимость возмещения за изымаемую долю в недвижимом имуществе в размере 898 200 руб. Фролова Н.В. соглашение подписала. Блитман И.Б., Блитман Ю.И., Блитман А.И., Блитман Е.Н. от подписания соглашения отказались.
28.11.2018 истец обратился в суд с настоящим иском.
Письмом от 29.11.2018, Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска направил собственникам Блитман И.Б., Блитман Ю.И., Блитман А.И., Блитман Е.Н., Фроловой Н.В. требование о реконструкции жилого дома по адресу: <адрес>, совместно с другими собственниками жилых помещений в срок до 28.12.2018.
Вместе с тем, в дальнейшем, приказом от 30.04.2019 № 198 Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации был включен не весь архитектурный ансамбль, расположенный по адресу: <адрес>, а только его часть под Лит.А.
Соответственно <адрес>, принадлежащая ответчикам Блитману И.Б., Блитман Ю.И., Блитману А.И., Блитман Е.Н., Фролова Н.В., расположенная в здании под Лит А1 не входит в объект культурного наследия.
Распоряжением администрации г. Красноярска № 128-арх от 02.10.2019 внесены изменения в распоряжение администрации города от 01.08.2018 № 110-арх, указано, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (лит. А1) подлежит сносу в рамках муниципальной программы «Обеспечение граждан города Красноярска жилыми помещениями и объектами инженерно-транспортной и коммунальной инфраструктуры» на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов».
Таким образом, требование департамента градостроительства администрации г. Красноярска от 02.03.2017 о сносе жилого дома по адресу: <адрес> в срок до 01.07.2017 не подлежало исполнению, в связи с принятием Службой по государственной охране объектов культурного наследия <адрес> от 03.05.2017 года №256, жилого дома, расположенный по адресу: <адрес> «<данные изъяты>.» в перечень выявленных объектов культурного наследия, как представляющий собой историко-культурную ценность.
После исключения спорного жилого дома из объектов культурного наследия, истцом требование об осуществлении сноса указанного дома совместно с собственниками других жилых помещений ответчикам не направлялось.
Жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийном и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Часть 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» также указывает на необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений ЖК РФ, в том числе статьи 32.
В силу ч. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
В силу вышеизложенного, учитывая данный спор по делу, одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств с учетом подлежащих применению норм материального права является соблюдение установленной ч.ч. 10-11 ст. 32 ЖК РФ процедуры изъятия земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд.
Данная процедура включает в себя, в частности предъявление органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок и в случае их отказа принятие решения об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный дом, и жилых помещений в указанном доме, для муниципальных нужд.
Между тем, в настоящее время стороной истца в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу не соблюдена данная процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственников, поскольку распоряжением администрации г. Красноярска от 02.10.2019 № 128-арх принято решение о сносе спорного многоквартирного дома, требование о сносе жилого дома истец ответчикам не направлял.
Принимая во внимание положения ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ о том, что иск о принудительном изъятии жилого помещения может быть подан не ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственниками проекта соглашения об изъятии, а также положения ч. 12 указанной статьи о том, что изъятие до истечения установленного законом срока допускается только с согласия собственников, и учитывая отсутствие такого согласия собственников, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации города Красноярска в полном объеме.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя истца была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО Оценочное бюро «Эксперт», оплата за экспертизу возложена на Департамент градостроительства администрации г. Красноярска. Стоимость экспертизы составила 30 000 руб., в связи с неоплатой данной экспертизы экспертное учреждение представило заявление о взыскании указанной суммы с департамента. По ходатайству стороны истца, не согласившегося с выводами данной экспертизы, судом была назначена повторная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Центр независимой оценки». В связи с неоплатой указанной экспертизы экспертное учреждение просит взыскать с Департамента 20 000 руб. за проведение экспертизы.
В соответствии со ст.ст.95,98 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с Департамента градостроительства администрации г. Красноярска в пользу ООО Оценочное бюро «Эксперт» 30 000 руб., в пользу ООО «Центр независимой оценки»-20 000 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ :
В удовлетворении исковых требований Муниципального образования г.Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Блитман А.И., Блитман И.Б., Блитман Ю.И., Блитман Е.Н., Фролова Н.В., Фролова В.В., Теплов А.И. об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, выселении и снятии с регистрационного учета, признании права собственности- отказать.
Взыскать с Департамента градостроительства администрации г. Красноярска в пользу Общества с ограниченной ответственностью Оценочное бюро «Эксперт» оплату за проведение экспертизы 30 000 руб.
Взыскать с Департамента градостроительства администрации г. Красноярска в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Центр независимой оценки» оплату за проведение экспертизы 20 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий /подпись/ Е.Н. Полянская
Копия верна. Судья Е.Н. Полянская