Дело № 2-244/2018
РЕШЕНИЕ (заочное)
Именем Российской Федерации
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе судьи Баудер Е.В.,
при секретаре Вихрицкой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 6 марта 2018 года гражданское дело по иску ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице производственного отделения «Южные электрические сети» филиала ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» «Комиэнерго» к Сопронюку Евгению Владимировичу о расторжении договора, взыскании расходов по уплате государственной пошлины,
установил:
ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице производственного отделения «Южные электрические сети» филиала ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» «Комиэнерго» (далее - ПАО «МРСК Северо-Запада», ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго») обратилось в суд с иском к Сопронюку Е.В. о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, взыскании расходов по уплате государственной пошлины. В обоснование заявленных требований указано, что между ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице производственного отделения «Южные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» и Сопронюком Е.В. заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от **.**.** №..., по условиям которого истец принял на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств ответчика, а именно жилого дома, расположенного по адресу .... Существенным условием данного договора является, в том числе, выполнение ответчиком перечня мероприятий по технологическому присоединению, которые определяются в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора, и приводятся в приложении к нему. В соответствии с условиями договора и дополнительных соглашений срок выполнения мероприятий по техническому присоединению истек **.**.**. На момент предъявления искового заявления технические условия ответчиком не исполнены, технологическое присоединение энергетических установок ответчика к электрическим сетям фактически не осуществлено. Предложение о расторжении договора, направленное истцом в адрес ответчика Сопронюка Е.В. **.**.**, оставлено без ответа. В связи с нарушением ответчиком существенных условий договора, истец просит расторгнуть договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от **.**.** №..., взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6000 руб.
Ответчик Сопронюк Е.В. о дате, времени и месте судебного заседания извещался в установленном порядке, в судебное заседание не явился. Конверт возвращен в суд с отметкой «за истечением срока хранения».
В силу положений ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, возвращение почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», признается волеизъявлением не явившейся стороны, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а поэтому не является преградой для рассмотрения дела.
В соответствии со ст.167, 233 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом мнения представителя истца, суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Представитель ПАО МРСК «Северо-Запада» в лице производственного отделения «Южные электрические сети» филиала ПАО МРСК «Северо-Запада» «Комиэнерго» Ковелько П.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме. Указал, что нарушение ответчиком условий договора, выразившееся в невыполнении в установленный договором срок технических условий, отсутствие у Сопронюка Е.В. волеизъявления на продление срока действия технических условий, привело к утрате интереса истца к предмету договора.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно частям 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане свободны в заключении договора.
Согласно п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Согласно ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Пунктом 3 Правил технологического присоединения закреплено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Пунктом 18 Правил технологического присоединения предусмотрены мероприятия по техническому присоединению, включающие в себя, в том числе выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией.
Из материалов дела следует, что **.**.** между ОАО «МРСК Северо-Запада» (в настоящее время ПАО) в лице производственного отделения «Южные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» и Сопронюком Е.В. заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №..., по условиям которого сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, а именно: жилого дома, расположенного по адресу ....
Ответчик обязался надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных на ответчика мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства ответчика, указанные в технических условиях (п. 8.1 договора). После выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя, предусмотренных техническими условиями, уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий (п. 8.2 договора).
Также сторонами подписаны дополнительные соглашения от №... от **.**.**, №... от **.**.**, №... от **.**.** о продлении срока исполнения договора, последним сроком для выполнения договора является 31.12.2017.
Согласно п. 4 договора неотъемлемой частью настоящего договора являются технические условия. Срок действия технических условий составляет 2 года со дня заключения настоящего договора.
Пунктами 12.1-12.2 технических условий для присоединения к электрическим сетям от сентября 2013 года № ТУ-51-219-11 (Приложение к договору от **.**.** №...) предусмотрены технические мероприятия, выполняемые заявителем для организации схемы приема мощности, а именно: выполнить строительство ответвления от опоры №3,7 фидера № 2 КТП-126 до группы учета присоединяемого объекта проводом СИП-4-4х16; на вводе в присоединяемый объект выполнить повторное заземление нулевого провода; заявитель обеспечивает соблюдение требований действующих нормативно-технических документов (ПУЭ, ПТЭ, ПОТРМ, ППБ и др.) в границах своей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. Кроме того, предусмотрены технические мероприятия по организации коммерческого учета отпускаемой электроэнергии: место установки приборов учета отпускаемой электроэнергии – на фасаде дома в выносном шкафу учета электроэнергии типа КЗУ-380; для учета отпускаемой электроэнергии применить трехфазный счетчик активной энергии прямого включения на 3*220/380В 5-50А с классом точности в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012, с диапозоном рабочих температур от -40°С до +40°С. Рекомендована установка электронного трехфазного счетчика с классом точности 1,0. В шкафу учета до счетчика установить автоматический выключатель с номинальным током соответствующим нагрузке. Установку счетчика и монтаж его цепей выполнить согласно требованиям ПУЭ. Клеммная коробка счетчика должна быть защищена от несанкционированного доступа путем ее пломбирования и маркирования.
В силу п. 13 Технических условий срок действия последних составляет 2 года со дня заключения договора.
В связи с существенным нарушением Сопронюком Е.В. условий договора, выразившимся в невыполнении обязательств, предусмотренных договором, в связи с чем, энергопринимающие объекты ответчика не были присоединены к сетям сетевой организации, что, в свою очередь, препятствует выполнению ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице производственного отделения «Южные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» условий договора в остальной части, истцом в адрес ответчика направлено письмо от **.**.** №... с уведомлением о необходимости осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
Отсутствие ответа Сопронюка Е.В. на вышеуказанную претензию истца, неисполнение мероприятий по технологическому присоединению послужило основанием для обращения ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице производственного отделения «Южные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные требования, суд находит их обоснованными в силу следующего.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно части 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими законами или договором.
В силу части 2 указанной статьи, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда, в том числе, при существенном нарушении договора другой стороной.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснений, изложенных в пункте 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», спор об изменении или расторжении договора может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по урегулированию спора с ответчиком в досудебном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В силу части 2 названной статьи отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В нарушение требований ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств отсутствия вины ответчика в ненадлежащем исполнении обязательств по договору ответчиком не представлено.
Установив вышеизложенные обстоятельства, руководствуясь приведенными положениями действующего законодательства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, поскольку в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт неисполнения ответчиком взятых на себя обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от **.**.** и нарушения существенных условий заключенного между сторонами договора. Сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению и действия технических условий на момент рассмотрения настоящего дела истекли. В силу характера правоотношений сторон, возникших из договора по технологическому присоединению к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, исполнение сетевой организацией обязанности осуществить указанное технологическое присоединение ставится в зависимость от исполнения потребителем электрической энергии обязанности выполнить технические условия. Заключенным между сторонами договором определен порядок действий истца и ответчика. По убеждению суда, невыполнение ответчиком технических условий, отсутствие его волеизъявления на продление срока выполнения технических условий, предусмотренных договором, является обстоятельством, препятствующим дальнейшему исполнению договора сетевой организацией, фактически является односторонним отказом ответчика от исполнения договора.
С учётом положений ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма уплаченной при подаче искового заявления государственной пошлины в размере 6000 руб.
Руководствуясь ст. 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице производственного отделения «Южные электрические сети» филиала ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» «Комиэнерго» удовлетворить.
Расторгнуть договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от **.**.** №..., заключенный между ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» и Сопронюком Евгением Владимировичем.
Взыскать с Сопронюка Евгения Владимировича в пользу ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Ответчик вправе подать в Эжвинский районный суд г.Сыктывкара заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное заочное решение изготовлено 07.03.2018.
Судья Е.В. Баудер