Судья Андриянов А.В. Дело №33-883/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Рябова Д.В.,

судей Константиновой М.Р., Пономаревой А.В.,

при секретаре Мориловой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 18 марта 2015 года гражданское дело по иску Вотинцевой Л. И. к администрации г. Ижевска о признании жилого помещения переведенным в нежилое,

по апелляционной жалобе ответчика администрации города Ижевска на решение Индустриального районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 16 мая 2014 года, которым постановлено:

«исковое заявление Вотинцевой Л. И. к администрации г. Ижевска о признании жилого помещения переведенным в нежилое удовлетворить.

Признать недействительным постановление главы администрации г. Ижевска от 13 января 2014 года №16 «Об отказе в переводе жилого помещения» № <адрес> в нежилое помещение».

Обязать администрацию г. Ижевска в 15-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу произвести перевод жилого помещения № <адрес> в нежилое помещение для размещения магазина непродовольственных товаров путем вынесения соответствующего постановления и уведомления об этом Вотинцевой Л. И.».

Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Рябова Д.В., выслушав объяснения представителя заинтересованных лиц администрации <адрес> и Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ижевска Ажимовой Д.Д. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ), поддержавшей доводы жалобы, просившей решение суда отменить, представителя заявителя Вотинцевой Л.И. – Глухова Д.Г. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года), возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Вотинцева Л.И. обратилась в суд с иском к администрации г. Ижевска с требованием о признании жилого помещения переведенным в нежилое. Иск мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец подала в Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ижевска заявление о переводе жилого помещения в нежилое к которому были приложены все необходимые документы. 17.01.2014 она получила Постановление администрации г. Ижевска № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в переводе жилого помещения № <адрес> в нежилое помещение. В указанном постановлении отсутствуют сведения содержащие основания для отказа в удовлетворении просьбы или допущенные нарушения, требующие устранения. Полагает, что администрация г. Ижевска согласилась, что предоставленные документы соответствуют требованиям, предъявляемым к ним, не содержат замечаний требующих устранения, в связи с чем и не были указаны основания отказа в удовлетворении просьбы. Также не указано, что существует прямой запрет на перевод жилых помещений в нежилые в спорном здании. Считает, действия администрации г. Ижевска по отказу в удовлетворении просьбы является необоснованным и незаконным.

Просит произвести перевод жилого помещения № <адрес> в нежилое помещение для размещения магазина непродовольственных товаров; признать незаконным отказ в переводе данного жилого помещения в нежилое; возложить на администрацию г. Ижевска и ГУАиГ обязанность вынести постановление и уведомление о переводе данного жилого помещения в нежилое.

В судебное заседание заявитель Вотинцева Л.И. не явилась, извещалась надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, об уважительности причин неявки суду не сообщила.

Представитель заявителя Локатун Г.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, дал пояснения аналогичные изложенным в иске.

В судебное заседание не явился представитель администрации г. Ижевска и ГУАиГ администрации г. Ижевска, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

Суд в соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Суд постановил по делу указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Ижевска и Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ижевска Акатьев А.С. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, что оспариваемые постановление администрации г. Ижевска и уведомление соответствуют требованиям законодательства. Указал на несоответствие проекта переустройства и перепланировки переводимого помещения действующему законодательству, а именно пунктам 1.7.2 и 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170.

В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учётом доводов, изложенных в апелляционной жалобе и в возражениях на нее, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.

В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 года за №23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции не соблюдены.

Из материалов гражданского дела следует, что Вотинцева Л.И. является собственником жилого помещения – четырехкомнатной квартиры площадью 75 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, о чем свидетельствует выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.

15 ноября 2013 года Вотинцева Л.И. обратилась в Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ижевска с заявлением о переводе указанного жилого помещения в нежилое, к которому был приложен, в числе прочих документов, рабочий проект «Переустройство и перепланировка квартиры №<адрес> под магазин непродовольственных товаров в <адрес>

13.01.2014 администрацией г. Ижевска принято Постановление №16 об отказе в переводе жилого помещения № <адрес> в нежилое помещение.

ДД.ММ.ГГГГ Вотинцевой Л.И. было получено указанное постановление и уведомление об отказе в переводе указанного жилого помещения в нежилое.

Данные обстоятельства следуют из объяснений участников процесса и подтверждаются материалами гражданского дела.

Судом первой инстанции настоящее заявление правомерно рассмотрено в порядке главы 25 (статей 254-258) ГПК РФ – производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с частью 1 статьи 256 ГПК РФ – гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Из текста заявления и приложенных к нему документов следует, что Вотинцевой Л.И. оспаривается постановление администрации города Ижевска №16 от 13 января 2014 года, которое получено ею 17.01.2014.

Вотинцева Л.И. обратилась в суд с настоящим заявлением 24 января 2014 года – то есть в пределах трехмесячного срока, предусмотренного статьей 256 ГПК РФ.

В силу положений ст.ст.254, 255 ГПК РФ удовлетворение требований заявителя об оспаривании решения, действия (бездействия) в порядке главы 25 ГПК РФ возможно, если доказано, что данное решение, действие (бездействие) противоречит действующему законодательству и нарушает права и свободы заявителя, либо создает препятствия к их осуществлению, незаконно возлагает на гражданина какие-либо обязанности.

Суд первой инстанции признал оспариваемое постановление администрации г. Ижевска незаконным, не соответствующим требованиям ч. 2 ст. 24 ЖК РФ, как не содержащим оснований для отказа в переводе жилого помещения в нежилое, и удовлетворил требования Вотинцевой Л.И., полагая, что проект переустройства и перепланировки жилого помещения № <адрес> соответствует требованиям законодательства, переоборудование и перепланировка данного помещения не приведет к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств; технические решения, принятые в рабочих чертежах, соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других действующих норм и правил и обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных рабочими чертежами мероприятий.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, полагает их постановленными при неправильном применении норм материального права и с неверной оценкой доказательств, в связи со следующим.

В соответствии со ст. 24 ЖК РФ:

1. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;

4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

2. Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Суд, признавая оспариваемое постановлением незаконным указал, что оно в нарушение требования ч. 2 ст. 24 ЖК РФ не содержит указаний, в чем именно заключается несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.Между тем, по мнению судебной коллегии, учитывая, что отказ в переводе жилого помещения в нежилое допускается лишь за нарушение, которое указано в ч. 1 ст. 24 ЖК РФ, по смыслу приведенных выше положений ЖК РФ, возможно указание на основание отказа в переводе помещения посредством ссылки на определенный пункт части 1 ст. 24 ЖК РФ.

Таким образом, постановление администрации г. Ижевска №16 от 13.01.2014 об отказе в переводе жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес>, в нежилое соответствует требованиям, предъявляемым к оформлению решения органа местного самоуправления об отказе в переводе помещения.

Согласно подпункту 4 части 1 статьи 24 ЖК РФ, на которую имеется ссылка в оспариваемом постановлении, отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Согласно части 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу части 4 статьи 22 указанного Кодекса перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Проектом переустройства и перепланировки квартиры предусмотрены работы по демонтажу части наружной стеновой панели до образования проема размером 2,20 х 2,40 м для устройства входной группы.

Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее в тексте – Правила), которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.

Данные Правила изданы в соответствии с пунктом 53 ранее действовавшего Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1999 г. N 1289. Указанный комитет преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, которое согласно пункту 8 Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 находится в ведении Минрегиона России. Оспариваемый в части нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 15 октября 2003 г., регистрационный N 5176, опубликован в "Российской газете", 2003 г., 23 октября.

Указанные Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда содержат несколько разделов.

Раздел 4 Правил, к которому относится техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций, содержит пункт 4.2 - "Стены". В данном пункте содержатся отдельные подпункты, которые регулируют техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций стен в зависимости от различных материалов, в частности 4.2.1 - стены каменные (кирпичные, железобетонные), 4.2.2 - стены деревянные, 4.2.3 - отделка, 4.2.4 - балконы, козырьки, лоджии и эркеры.

В пункте 4.2.4 содержится подпункт 4.2.4.9, в котором указано на то, что не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы.

Таким образом, данный пункт содержит запрет на расширение и пробивание проемов в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий при техническом обслуживании и ремонте конкретных строительных конструкций.

С учетом того, что повреждения и деформация в целом представляют собой отдельное несоответствие конструкций требованию, установленному проектом, данное правовое регулирование обеспечивает соответствие параметров и других характеристик указанных строительных конструкций требованиям проектной документации, а также их надлежащее техническое состояние и поэтому полностью согласуется с нормами Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Доводы суда первой инстанции о том, что п.4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда неприменим к отношениям, возникающим при реализации проекта по обустройству отдельного входа на месте оконного проема в панели внешней стены дома, включающего в себя разборку (демонтаж) подоконного пространства, судебной коллегией отклоняются, как необоснованные, поскольку из смысла Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, указанный пункт Правил относится к данным возникшим правоотношениям, что подтверждается и Решением Верховного Суда РФ от 25.10.2013 №АКПИ13-873 ( в части оспаривания абзаца 6 п.4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).

Согласно статье 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с данным Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов (часть 5); в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений (часть 6); эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации (часть 7); техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (часть 8); эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства (часть 10).

Выполнение работ по устройству проемов должно осуществляться в соответствии с требованиями части 2 статьи 5 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", согласно которой безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований данного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований названного Федерального закона, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года №1047-р (далее - Распоряжение), и перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований этого Федерального закона, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 июня 2010 года №2079, или требований специальных технических условий.

При этом, часть 3 статьи 16 Федерального закона, закрепляющая требования к обеспечению механической безопасности зданий или сооружений, устанавливает, что в расчетах строительных конструкций и основания должны быть учтены все виды нагрузок, соответствующих функциональному назначению и конструктивному решению здания или сооружения, климатические, а в необходимых случаях технологические воздействия, а также вызываемые деформацией строительных конструкций и основания. Для элементов строительных конструкций, характеристики которых, учтенные в расчетах прочности и устойчивости или сооружения, могут изменяться в процессе эксплуатации под воздействием климатических факторов или агрессивных факторов наружной и внутренней среды, в том числе воздействием технологических процессов, которые могут вызывать усталостные явления в материале строительных конструкций, в проектной документации должны быть дополнительно указаны параметры, характеризующие сопротивление таким воздействиям, или мероприятия по защите от них.

Таким образом, конструкции для удовлетворения требованиям по безопасности должны иметь такие начальные характеристики, обоснованные расчетами, результатами исследований и иными способами, чтобы с надлежащей степенью надежности при различных расчетных воздействиях в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений были исключены разрушения любого характера или нарушения эксплуатационной пригодности, связанные с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу и окружающей среде.

Согласно пункту 8.4.6 "СНиП 52-01-2003. Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения", подлежащего применению на обязательной основе в силу пункта 89 Распоряжения, конструкции следует содержать таким образом, чтобы они выполняли свое назначение, предусмотренное в проекте, за весь установленный срок службы здания или сооружения. Необходимо соблюдать режим эксплуатации бетонных и железобетонных конструкций зданий и сооружений, исключающий снижение их несущей способности, эксплуатационной пригодности и долговечности вследствие грубых нарушений нормируемых условий эксплуатации.

С учетом изложенного оспариваемое постановление не может расцениваться как неправомерное ограничение прав заявителя, поскольку направлено на соблюдение требований по безопасности, основано на законе.

Поскольку предусмотренное проектом перепланировки устройство дверного проема в наружной стене крупнопанельного дома не соответствует требования специальных нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в сфере технической эксплуатации объектов жилищного фонда, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности оспариваемого заявителем постановления администрации города Ижевска.

При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения требований Вотинцевой Л.И.

Допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебного постановления.

С учетом изложенного судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 16 ░░░ 2014 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-883/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Вотинцева Л.И.
Ответчики
Администрация г.И.
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Рябов Дмитрий Владимирович
Дело на сайте суда
vs.udm.sudrf.ru
18.03.2015Судебное заседание
03.04.2015Передано в экспедицию
03.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее