Решение по делу № 12-400/2022 от 16.09.2022

Дело № 12-400/2022

Р Е Ш Е Н И Е

24 октября 2022 года г. Севастополь, ул. Ленина, 31

    Судья Ленинского районного суда г. Севастополя Степанова Ю.С.,

    с участием помощника Севастопольского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Адаменко Д.А.,

    представителей Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю Козина М.С. и Мащенко Ю.М.

    представителя ИП Печкина А.В. – Печкина С.А.

    рассмотрев протест заместителя транспортного прокурора     советника юстиции С.С. Сакун на постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю Крутикова Д.С. от 02.09.2022 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в отношении ИП Печкина А.В.

УСТАНОВИЛ:

    Постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю Крутикова Д.С. от 02.09.2022 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ в отношении ИП Печкина А.В. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На указанное постановление заместителем транспортного прокурора советника юстиции С.С. Сакун в адрес Ленинского районного суда города Севастополя принесен протест, в связи с нарушением при рассмотрении дела процессуальных требований к оценке доказательств.

В судебном заседании помощник Севастопольского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Адаменко Д.А. на доводах протеста настаивал, дополнительно пояснив, что в ходе рассмотрения внесенного транспортным прокурором представления в адрес ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе» от 05.07.2022 установлено, что врачом-экспертом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе» Колесником А.В. в ходе санитарного-эпидемиологического обследования судна «Юпитер» фактически не проверено наличие на судне системы сбора и сдачи в приемные устройства сточных вод. При таких обстоятельствах, экспертное заключение на соответствие судна внутреннего или смешанного (река-море) плавания государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам № 3.243/Э-3 от 20.12.2021, составленное врачом эпидемиологом –экспертом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе» Колесник А.В., является незаконным, поскольку при проведении экспертизы нарушен её порядок, предусмотренный п. 9 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (осмотр объекта не осуществлен), что не позволило достигнуть цели экспертизы, установленной ст. 42 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а изложенные в нем сведения не соответствуют действительности. Действия врача эпидемиолога –эксперта ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе» Колесника А.В по выдаче такого заключения являются незаконными. Вышеизложенные обстоятельства нашли свое отражение в ответе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе» на представление прокурора, а также в объяснении врача эпидемиолога –эксперта Колесника А.В., которые приобщены к материалам административного дела в ходе его рассмотрения территориальным органом Роспотребнадзора, однако им не дана надлежащая оценка.

Представители административного органа - Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю Козин М.С. и Мащенко Ю.М. указали, что оснований подвергать сомнению выводы эксперта не имелось; представление прокурора в адрес ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе», а также объяснение врача эпидемиолога –эксперта Колесника А.В. не были предметом исследования, поскольку к материалами дела прокурором не приобщались.

ИП Печкин А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель ИП Печкина А.В. – Печкин С.А. просил в удовлетворении протеста отказать, сославшись на письменные объяснения, поданные в рамках рассмотрения административного дела.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, прихожу к следующему выводу.

Судом установлено, что Севастопольской транспортной прокуратурой на основании решения о проведении проверки №16 от 05.04.2022 с учетом вынесенного 25.04.2022 решения о расширении предмета проверки проведена проверка в деятельности ИП Печкина А.В.. в соответствии с которой в деятельности ИП Печкина А.В. выявлены нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Постановлением заместителя Севастопольского транспортного прокурора советником юстиции Сакун С.С. в отношении ИП Печкина А.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения постановления заместителя Севастопольского транспортного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.07.2022, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ в отношении ИП Печкина А.В. заместителем руководителя Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю Крутиковым Д.С. 02.09.2022 вынесено постановление, в соответствии с которым производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Основанием для вывода об отсутствии в действиях ИП Печкина А.В. состава административного правонарушения явилось экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе» от 20.12.2021 на соответствие судна государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Вместе с тем, суд не соглашается с указанными выводами.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 42 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические экспертизы проводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека, соответствия (несоответствия) требованиям настоящего Федерального закона документов, зданий, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и других объектов, используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности, и результатов указанной деятельности.

Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 утвержден Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (далее - Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок).

Согласно пп. 8, 9 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок оформляются в виде экспертного заключения, акта обследования, протокола исследований (испытаний).

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза включает:

- проведение экспертизы представленных документов;

- проведение лабораторных и инструментальных исследований и испытаний;

- обследование объекта (при санитарно-эпидемиологической экспертизе объектов).

Пунктом 2.1.51 Санитарных правил СП 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 № 30, императивно регламентировано, что суда должны быть оборудованы устройствами для накопления пищевых, хозяйственно-бытовых отходов, отходов, загрязненных нефтепродуктами, а также резервуарами и трубопроводами, предназначенными для накопления сточных и нефтесодержащих вод.

В силу пп. 2.1.12, 2.1.13 Санитарных правил СП 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 № 30, суда должны быть оборудованы санитарно-гигиеническими помещениями (умывальные, туалеты, душевые помещения) индивидуальными или общего пользования.

Пассажирские суда должны быть оборудованы санитарно-гигиеническими помещениями индивидуальными или общего пользования для пассажиров.

Так, в экспертном заключении ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе» на соответствие судна государственным санитарное-эпидемиологическим правилам и нормативам от 20.12.2021, в п. 10 «Обследование судовых систем» и в п. 11 «Системы и устройства, предназначенные для предотвращения загрязнения водной среды» указано на наличие на судне «Юпитер» сточной системы, резервуаров и трубопроводов для накопления сточных вод. Судно оборудовано также умывальниками и туалетными помещениями для членов экипажа и пассажиров.

Однако по результатам ранее проведенной прокуратурой проверки деятельности ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе» прокурором 05.07.2022 в адрес ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе» внесено представление, содержащее сведения о формальном подходе должностных лиц ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе» к организации и проведению вышеуказанной экспертизы на соответствие судна «Юпитер» санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

В ходе рассмотрения внесенного транспортным прокурором представления в адрес ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе» представления на основании заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе» от 04.08.2022 установлено, что врачом-экспертом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе» Колесником А.В. в ходе санитарного-эпидемиологического обследования судна «Юпитер» фактически не проверено наличие на судне системы сбора и сдачи в приемные устройства сточных вод.

Обстоятельства отсутствия надлежащего осмотра судна на наличие системы сбора и сдачи в приемные устройства сточных вод не оспаривались самим экспертом Колесником А.В. при даче им объяснений от 27.07.2022.

Кроме того, в п. 2 свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна «Юпитер» , выданного 11.05.2021 экспертом Севастопольского участка Доно-Кубанского филиала ФАУ «Российский Речной Регистр», указано на отсутствие на судне системы сбора и сдачи в приемные устройства сточных вод.

Указанные представление прокурора, заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе», объяснения эксперта и свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна «Юпитер» , выданного 11.05.2021 были получены до рассмотрения должностными лицами Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю дела об административном правонарушении, однако им надлежащая оценка не дана.

Кроме того, должностным лицом, рассматривающим настоящее дело, в обосновании отсутствия состава правонарушения также приведены сведения, представленные ФАУ «Российское классификационное общество» относительно порядка переклассификации судов на класс «ПР», в ходе которой принимались во внимание технические решения, принятые в проекте постройки судна.

Вместе с тем, порядок освидетельствования судов в процессе их эксплуатации установлен приказом Минтранса России от 14.04.2016 № 102 «Об утверждении Положения о классификации и об освидетельствовании судов», а также принятыми в его развитие ФАУ «Российское классификационное общество» Правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов (далее - ППЗС), утвержденными приказом ФАУ «Российский Речной Регистр» от 12.10.2015 № 38-п.

Пунктом 1.1.4 главы 1 ППЗС установлено, что суда, выходящие в море, должны соответствовать требованиям Правил и применимым требованиям документов, указанных в КТМ РФ в области охраны окружающей среды.

Согласно главе 3 ППЗС суда, в целях сбора и накопления, образующихся на судне сточных вод, должны быть оборудованы сборными цистернами для сточных вод, а также системами сбора, перекачки и сдачи сточных вод в приемные устройства (пункт 3.1.1).

В соответствии с п. 3.1.3 главы 3 ППЗС использование по другому назначению сборных цистерн, емкостей, систем сбора, перекачки, обработки и сдачи сточных вод с входящими в их состав оборудованием и трубопроводами и объединение их с другими системами не допускается.

В соответствии с Правилами предотвращения загрязнения сточными водами с судов, принятыми с Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., сточные воды – в том числе, стоки и прочие отходы из всех типов туалетов и писсуаров.

Таким образом, Санитарные правила СП 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры», ППЗС не предусматривают каких-либо исключений при исполнении обязанности судовладельца по оборудованию судна соответствующей цистерной, служащей для сбора и сдачи в приемные устройства сточных вод, равно как и не ставят возможность оборудования судна цистерной в зависимость от проекта постройки судов, технических решений.

Более того, п. 3.1.3 главы 3 ППЗС регламентирован запрет на эксплуатацию такой цистерны в иных целях кроме как для сбора, перекачки, обработки и сдачи сточных вод.

Вместе с тем, из объяснения эксперта Доно-Кубанского филиала ФАУ «Российское Классификационное Общество» Голикова К.А., а также из справки «Основные технические данные, перечень оборудования и снабжения судна» от 11.05.2021 следует, что цистерна сточных вод объемом 1,40 куб. м судна «Юпитер» эксплуатировалась для хранения топлива.

Данный вывод следует из представленной судовладельцем информации об объеме суммарной вместимости топливных танков - 3,25 куб.м., что составляет общий объем двух установленных на судне цистерн (сточных вод - объемом 1,40 куб. м. и топливная - 1,85 куб. м.).

Представленная в ходе рассмотрения дела представителем ИП Печкина А.В. копия справки эксперта Доно-Кубанского филиала ФАУ «Российское Классификационное Общество» Голикова К.А о корректировке основных технических данных судна «Юпитер» подтверждает, что система сбора и сдачи в приемные устройства сточных вод на судне введена в эксплуатацию лишь 28.07.2022.

При этом режим эксплуатации судна «Юпитер» аналогичен режиму эксплуатации 2021 года.

Согласно позиции представителя привлекаемого лица, которая также нашла свое отражение в постановлении территориального органа Роспотребнадзора, как одно из оснований принятого решения, цистерна для сбора и сдачи сточных вод на судне «Юпитер» установлена, введена в эксплуатацию с 28.07.2022.

Таким образом, выводы протеста о том, что на момент проведения прокуратурой проверки судовладельцем не обеспечено исполнение требования санитарно-эпидемиологического законодательства в части оборудования судна резервуарами и трубопроводами, предназначенными для накопления сточных и вод, поскольку само по себе наличие на судне цистерны, заложенной в проект судна при его постройке в отсутствии фактической её эксплуатации по назначению, не может удовлетворять целям, преследуемым законодателем при возложении на судовладельца обязанности обеспечения судна системой сбора и сдачи в приемные устройства сточных вод, являются обоснованными.

Такая позиция согласуется с установленными в ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» способами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также с целью принятия настоящего закона - реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Принимая во внимание, что такое разрешение дела нельзя признать отвечающим установленным статьями 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях и требованиям о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, суд приходит к выводу, что постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю Крутикова Д.С. от 02.09.2022 подлежит отмене.

Учитывая, что в настоящее время срок давности привлечения ИП Печкина А.В. к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю Крутикова Д.С. от 02.09.2022 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении ИП ФИО1 - отменить.

Дело направить в Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в 10-дневный срок со дня получения копии решения.

Судья Ю.С. Степанова

12-400/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Истцы
Южная транпортная прокуратура
Ответчики
ИП Печкин Андрей Владимирович
Другие
Джавлаха С.Н.
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Степанова Юлия Сергеевна
Статьи

6.4

Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
16.09.2022Материалы переданы в производство судье
19.09.2022Истребованы материалы
04.10.2022Поступили истребованные материалы
24.10.2022Судебное заседание
25.10.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
28.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее