31RS0002-01-2021-005057-35 Дело № 2-3014/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕНМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Белгород 13 декабря 2021 года
Белгородский районный суд Белгородской области в составе: председательствующего судьи Кирилловой Е.И.,
при секретаре Моисеевой Ю.В.,
с участием представителя истца по доверенности Бочаровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Быстровой Галины Александровны к Быстровой Наталье Юрьевне, Быстрову Алексею Юрьевичу, Быстровой (Смотровой) Людмиле Юрьевне, Быстрову Александру Юрьевичу, Быстровой Юлии Юрьевне, Быстровой (Рашиной) Екатерине Юрьевне, Быстрову Евгению Юрьевичу, Администрации Новосадовского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области об изменении условий договора приватизации признании права собственности на квартиру и включении в состав наследства доли умершего собственника,
установил:
На основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан в Белгородском районе Белгородской области от 19.02.1992 года, заключенного между администрацией Совхоза «Плодоовощной» Белгородского района (продавец) и Быстровой Г.А., Быстровым Ю.М. (покупатели), последним в собственность передана трехкомнатная квартира (номер обезличен) в доме (адрес обезличен), общей площадью 56,7 кв.м., в том числе жилой площадью 40,3 кв.м., с учетом семи зарегистрированных в жилом помещении членов семьи.
На момент заключения указанного договора по адресу жилого помещения проживали и были зарегистрированы, помимо супругов Быстровых, пятеро несовершеннолетних детей: Быстрова (Смотрова) Л.Ю., (дата обезличена) года рождения, Быстров А.Ю., (дата обезличена) года рождения, Быстрова Ю.Ю., (дата обезличена) года рождения, Быстрова (Рашина) Е.Ю., (дата обезличена) года рождения, Быстров Е.Ю., (дата обезличена) года рождения.
Кроме того, в квартире проживали, но не были зарегистрированы несовершеннолетние Быстрова Н.Ю., (дата обезличена) года рождения и Быстров А.Ю., (дата обезличена) года рождения.
Доли всех членов семьи вы договоре на передачу квартир (домов) в собственность граждан в Белгородском районе Белгородской области от 19.02.1992 года не определены, права собственников в установленном законом порядке не зарегистрированы.
10.07.2021 года Быстров Ю.М. умер. В совершении нотариальных действий по заявлению наследника первой очереди Быстровой Г.А. о выдаче свидетельства о праве на наследство отказано, так как в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о праве умершего наследодателя в отношении спорной квартиры.
Дело инициировано Быстровой Г.А., которая, ссылаясь на отсутствие правопритязаний со стороны иных участников приватизации и наследников, просила признать за Быстровой Г.А. и Быстровым Ю.М. право общей совместной собственности на жилое помещение – квартиру, общей площадью 56,3 кв.м., в том числе жилой 39,5 кв.м., с кадастровым номером (номер обезличен), расположенную по адресу: (адрес обезличен), на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан в Белгородском районе Белгородской области от 19.02.1992 года; определить соли собственников равными – по 1/2 доле за каждым; включить в состав наследства, оставшегося после смерти Быстрова Ю.М. принадлежащую ему 1/2 долю в праве на квартиру по адресу: (адрес обезличен).
В судебное заседание истец не явилась, заявлений и ходатайств не представила. Ее представитель по доверенности Бочарова А.А. иск поддержала в полном объеме. Пояснила, что несовершеннолетние дети супругов Бочаровых, зарегистрированные в момент заключения договора приватизации в указанной квартире, в настоящее время на свое право не претендуют, фактически отказываются от участия в приватизации. Кроме того, все наследники умершего первой очереди, не претендуют на наследство и не возражают против признания права собственности на квартиру за Быстровой Г.А., о чем представили суду соответствующие заявления.
Ответчики Быстрова Н.Ю., Быстров А.Ю., Быстрова (Смотрова) Л.Ю., Быстрова Ю.Ю., Быстрова (Рашина) Е.Ю., Быстров Е.Ю. в судебное заседание не явились, представили заявления о признании исковых требований и рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик Быстров А.Ю. в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежаще, о чем имеются сведения в материалах дела. О причине неявки не сообщил, заявлений и ходатайств не представил.
Представитель Администрации Новосадовского сельского поселения в судебное заседание не явился, предоставил ходатайство об отсутствии возражений по иску и рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель МКУ «Собственность Белгородского района» в судебное заседание не явился, заявлений и ходатайств не представил.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, оценив их в совокупности, суд признает исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Согласно ч.2 ст.218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (п. 2 ст. 15 ЖК РФ).
В соответствии с п.1ст.16 ЖК РФ, жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
При этом, квартир - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (ч. 3 ст. 16 ЖК РФ).
Из системного анализа ст. ст. 289, 290 ГК РФ и ст. ст. 16, 36 ЖК РФ следует, что многоквартирный дом - это дом, состоящий из двух и более квартир, а также входящих в состав общего имущества помещений общего пользования, признающихся общей долевой собственностью сособственников квартир, земельного участка, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства.
Исходя из смысла преамбулы и ст.1 Закона РФ от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
В соответствии со ст.2 указанного закона (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность (совместную или долевую) либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Судом установлено, что на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан в Белгородском районе Белгородской области от 19.02.1992 года, заключенного между администрацией Совхоза «Плодоовощной» Белгородского района (продавец) и Быстровой Г.А., Быстровым Ю.М. (покупатели), последним в собственность передана трехкомнатная квартира (номер обезличен) в доме (адрес обезличен), общей площадью 56,7 кв.м., в том числе жилой площадью 40,3 кв.м., с учетом зарегистрированных в жилом помещении членов семьи собственника.
Как следует из домовой книги, на момент заключения указанного договора по адресу жилого помещения проживали и были зарегистрированы, помимо супругов Быстровых, пятеро несовершеннолетних детей: Быстрова (Смотрова) Л.Ю., (дата обезличена) года рождения, Быстров А.Ю., (дата обезличена) года рождения, Быстрова Ю.Ю., (дата обезличена) года рождения, Быстрова (Рашина) Е.Ю., (дата обезличена) года рождения, Быстров Е.Ю., (дата обезличена) года рождения.
При этом, покупателями по договору приватизации указаны Быстрова Г.А. и Быстров Ю.М., доли всех членов семьи в праве собственности условиями договора не определены.
Кроме того, в квартире проживали, но не были зарегистрированы несовершеннолетние Быстрова Н.Ю., (дата обезличена) года рождения и Быстров А.Ю., (дата обезличена) года рождения.
Из технического паспорта, составленного Белгородским районным филиалом ГУП Белгородской области «Белоблтехинвентаризация» по состоянию на 28.05.2004 года, квартира, расположенная по адресу: (адрес обезличен), состоит из трех жилых комнат и подсобных помещений. Общая площадь квартиры составляет 56,3 кв.м., в том числе жилая площадь 39,5 кв.м.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, правообладатели указанного жилого помещения с кадастровым номером (номер обезличен) не зарегистрированы. В муниципальной собственности объект недвижимости так же не значится.
Как следует из представленных суду заявлений ответчиков, они не возражают против исключения из числа участников договора приватизации и признании права собственности на указанное жилое помещение за родителями – Быстровой Г.А. и Быстровым Ю.М. в равных долях.
В силу ст.2 Закона РФ от 14.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», жилые помещения подлежат передаче в собственность граждан только на добровольной основе, при наличии согласия на приватизацию всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи.
Согласно свидетельствам о рождении и паспортным данным ответчиков, зарегистрированные в жилом помещении Быстрова (Смотрова) Л.Ю., (дата обезличена) года рождения, Быстров А.Ю., (дата обезличена) года рождения, Быстрова Ю.Ю., (дата обезличена) года рождения, Быстрова (Рашина) Е.Ю., (дата обезличена) года рождения, Быстров Е.Ю., (дата обезличена) года рождения, на момент приватизации (дата обезличена) были несовершеннолетними и не давали своего согласия на участие в сделке в порядке ст. 2 Закона РФ от 14.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Из пояснений представителя истца в судебном заседании, а так же представленных в материалы дела письменных заявлений ответчиков, судом установлено, что они не претендуют на доли в праве собственности на спорную квартиру, признают заявленные исковые требования о признании права собственности на жилое помещение, переданное в рамках договора от 19.02.1992 года, по 1/2 доле за Быстровой Г.А. и умершим Быстровым Ю.М.
В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиками в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Указание в договоре приватизации всех членов семьи собственников, а так же факт отсутствия сведений о регистрации прав собственников на основании договора приватизации, препятствует истицу производить юридические действия по принятию наследства после смерти супруга Быстрова Ю.М., что является нарушением ее прав, свобод и законных интересов.
Внесение изменений в условия договора в порядке ст.ст.168,180, 452 ГК РФ в досудебном порядке не представляется возможным, так как вторая сторона договора от 19.02.1992 года Совхоз «Плодоовощной» Белгородского района Белгородской области прекратил свое существование как юридическое лицо 18.08.2003 года, что подтверждается сведениями Единого государственного реестра юридических лиц.
Кроме того, произвести регистрацию договора приватизации в установленном законом порядке так же не представляется возможным в связи со смертью 10.07.2021 года собственника Быстрова Ю.М., что подтверждается свидетельством о смерти, выданным (дата обезличена) Отделом ЗАГС администрации Белгородского района Белгородской области.
То обстоятельство, что покупатели по договору приватизации не обратились за государственной регистрацией перехода права собственности до момента смерти одного из собственников, не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований о признании права собственности на объект недвижимости на основании состоявшегося договора приватизации от 19.02.1992 года, поскольку регистрация права на недвижимое имущество носит правоподтверждающий характер.
Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, при этом супруг и дети наследодателя являются наследниками первой очереди по закону (ст.ст. 1141 и 1142 ГК РФ).
Для приобретения наследства наследник должен его принять, а принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, согласно ст. 1152 ГК РФ.
В силу ст. 1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом.
На основании ст. 1150 ГК РФ, принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о наследовании», в состав наследства, открывшегося со смертью наследодателя, состоявшего в браке, включается его имущество, а также его доля в имуществе супругов, нажитом ими во время брака, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства, если брачным договором не установлено иное. При этом переживший супруг вправе подать заявление об отсутствии его доли в имуществе, приобретенном во время брака. В этом случае все это имущество входит в состав наследства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований Быстровой Г.А. в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Быстровой Галины Александровны к Быстровой Наталье Юрьевне, Быстрову Алексею Юрьевичу, Быстровой (Смотровой) Людмиле Юрьевне, Быстрову Александру Юрьевичу, Быстровой Юлии Юрьевне, Быстровой (Рашиной) Екатерине Юрьевне, Быстрову Евгению Юрьевичу, Администрации Новосадовского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области об изменении условий договора приватизации признании права собственности на квартиру и включении в состав наследства доли умершего собственника, удовлетворить.
Признать за Быстровой Галиной Александровной право собственности на 1/2 долю квартиры с кадастровым номером (номер обезличен), расположенной по адресу: (адрес обезличен).
Признать за Быстровым Юрием Михайловичем право собственности на 1/2 долю квартиры с кадастровым номером (номер обезличен), расположенной по адресу: (адрес обезличен).
Включить в состав наследства, открывшегося после смерти Быстрова Ю.М., умершего 10 июля 2021 года, 1/2 долю в праве на квартиру с кадастровым номером (номер обезличен), по адресу: (адрес обезличен).
Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Белгородский районный суд Белгородской области.
Судья Е.И. Кириллова
Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2021 года.