Решение по делу № 33-9061/2023 от 21.07.2023

Судья Чикулаева И.Б.

Дело № 33-9061/2023

Номер дела в суде первой инстанции 2-2129/2023

УИД: 59RS0004-01-2023-001344-21

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Пьянкова Д.А., судей Новоселовой Д.В. и Ивановой Е.В. при ведении протокола помощником судьи Араслановой О.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 29 августа 2023 года дело по апелляционной жалобе администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 12 мая 2023 года.

Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., изучив материалы дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Новиков Э.А. обратился в суд с иском к администрации г. Перми, в котором просит взыскать компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. **** в размере 200 300 руб., судебные расходы - 32 870 руб.

В обоснование требований указано, что 24.06.2022 между ответчиком и истцом заключен договор об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. ****.Выкупная стоимость за жилое помещение определена на основании отчета об оценке № 1/3473-22 от 31.05.2022. В договор об изъятии жилого помещения от 24.06.2022 не была включена компенсация за непроизведенный капитальный ремонт. Согласно отчету об оценке № Ц-223-23 от 09.03.2023 размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. ****, с учетом доли, приходящейся на жилое помещение, площадью 21,2 кв.м, составляет 200 300 руб.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца исковые требования поддержала.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда первой инстанции не явились, были извещены.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 12 мая 2023 года с муниципального образования «город Пермь» в лице администрации города Перми в пользу Новикова Эдуарда Александровича взыскана компенсация за непроизведенный капитальный ремонт в размере 197 200 руб., судебные расходы по оплате услуг оценщика – 7 876 руб., по оплате услуг представителя – 14 767 руб. 50 коп., расходы по оплате государственной пошлины – 300 руб.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Перми просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Полагает, что жилое помещение принадлежало Новикову Э.А. на основании договора купли – продажи комнаты от 27.10.2017, договор безвозмездной передачи жилого помещения с истцом не был заключен, в связи с чем, - администрация г. Перми не являлся наймодателем по отношению к истцу. Доказательств того, что на дату приватизации жилого помещения многоквартирный дом нуждался в проведении капитального ремонта в материалы дела не представлено. Таким образом, у администрации г. Перми отсутствуют основания для выплаты компенсации за непроизведенный капитальный ремонт. Поскольку спорное жилое помещение приобретено истцом после признания дома аварийным по договору купли - продажи, и размер возмещения за жилое помещение определен договором, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании ст. ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии ст. 26 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в числе прочего, обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В силу ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием.

В выкупную цену изымаемого жилого помещения помимо его рыночной стоимости и убытков включается также компенсация за непроизведенный капитальный ремонт в многоквартирном доме.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствие со ст.ст.56, 67 ГПК РФ, Новикову Э.А. (л.д. 7) на праве собственности на основании договора купли-продажи от 27.10.2017 принадлежала комната общей площадью 21,2 кв.м, расположенная по адресу: г. Пермь, ул. **** (л.д. 8-10).

12.11.2015 заключением межведомственной комиссии № 344 по результатам рассмотрения документов: заключения специализированной организации ООО «АУДИТПРОЕКТСТРОЙ» принято заключение о выявлении основания для признания многоквартирного дома № ** по ул. **** аварийным и подлежащим сносу (л.д. 11).

29.12.2015 распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми, с учетом распоряжения от 14.03.2022, многоквартирный дом № ** по ул. **** г. Перми признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам жилого помещения рекомендовано освободить жилые помещения и снести аварийный дом в течение шести месяцев с даты получения уведомления. Отделу расселения жилищного фонда рекомендовано принять меры по отселению граждан в срок до 31.12.2023 (л.д. 12).

22.04.2022 распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми принято решение об изъятии для муниципальных нужд г. Перми земельного участка, расположенного под многоквартирным жилым домом, признанным аварийным и подлежащим сносу, с кадастровым номером ** площадью 2163,0 кв.м, по ул. **** в г. Перми (л.д. 57).

25.04.2022 распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми принято решение об изъятии для муниципальных нужд путем выплаты возмещения за жилое помещение комнату, площадью 21,2 кв.м, № ** в доме № ** по ул. **** г. Перми (л.д. 56).

24.06.2022 между муниципальным образованием город Пермь и Новиковым Э.А. заключен Договор об изъятии жилого помещения, в соответствии с которым предметом Договора является выплата возмещения за изымаемое жилое помещение, комнату, общей площадью 21,2 кв.м, в том числе жилой площадью 14,2 кв.м, расположенную по адресу: ****, в размере 1300 300 руб. и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, стоимость изготовления отчета об оценке, стоимость грузоперевозок, грузчиков, услуг риэлтора, оформление права собственности на другое жилое помещение, убытки, причиненные собственнику в связи с изъятием жилого помещения: расходы, связанные с изменением места жительства, переездом, поиском иного жилого помещения, оформлением права собственности на другое жилое помещение, кап.ремонт, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду); стоимость изготовления отчета об оценке, услуг риэлтора, грузоперевозок, грузчиков, расходов на государственную пошлину, уплачиваемую при покупке жилого помещения (л.д. 32).

Пунктом 1.5 Договора установлено, что размер возмещения является окончательным и пересмотру не подлежит.

Оплата по договору произведена в полном объеме, что подтверждается платежным поручением № ** от 05.08.2022 (л.д. 55).

Выплата возмещения за изымаемое жилое помещение - комнату, общей площадью 21,2 кв.м, расположенную по адресу: г. Пермь, ул. ****, определена на основании отчета об оценке № 1/3473-22, выполненного ООО «Западно-Уральский институт оценки и аудита», из которого усматривается, что компенсация за непроизведенный капитальный ремонт в состав возмещения не была включена.

Новиков Э.А. обращался в адрес муниципального образования «Город Пермь» в лице администрации г. Перми с заявлением о выплате компенсации за непроизведенный капитальный ремонт (л.д. 33-34), однако сведения о выплате компенсации в материалах дела отсутствуют.

Из справок ГБУ Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 28.04.2023 и от 30.03.2023 следует, что сведений о проведении капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. **** не имеется. В правовой части инвентарного дела по вышеуказанному адресу имеется договор приватизации от 11.03.1993 (ранняя дата договора) (л.д. 46).

Согласно копии технического паспорта на домовладение, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. ****, 1958 года постройки. Сведения о проведении капитального ремонта отсутствуют. Процент износа дома по состоянию на 2003 год - 45%.

Согласно письму администрации Мотовилихинского района г. Перми от 03.04.2023, в многоквартирном доме по адресу: г. Пермь, ул. **** первой на приватизацию обратилась квартира № 3, право собственности зарегистрировано 11.03.1993 (л.д. 53).

Согласно письму департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми от 04.04.2023, многоквартирный дом по адресу: г. Пермь, ул. **** в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утверждённую Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-П не включен. Информация о выполнении работ по капитальному ремонту в многоквартирном доме, в том числе на дату первой приватизации и в течение всего периода эксплуатации в департаменте отсутствует (л.д. 54).

Из отчета ООО «Уральская экспертно-юридическая компания» №Ц-223-23 от 09.03.2023и справки№ Ц/258-23 от 03.05.2023 следует, что при расчете стоимости компенсации за непроизведенный капитальный ремонт оценщик исходил из того, что капитальный ремонт многоквартирного дома с момента постройки ни разу не проводился, на момент первой приватизации (11.03.1993) многоквартирный дом, с учетом даты постройки (1958 год), нуждался в проведении капитального ремонта. Компенсация за непроизведенный капитальный ремонт определена путем затратного подхода, с учетом положений ст. 166 ЖК РФ.

Установив данные обстоятельства в соответствие с требованиями процессуального закона, руководствуясь положениями ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.16 Закона Российской Федераций «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того обстоятельства, что в силу прямого указания закона в выкупную цену изымаемого жилого помещения помимо его рыночной стоимости и убытков включается также компенсация за непроизведенный капитальный ремонт в многоквартирном доме.

При определении размера компенсации за непроизведенный капитальный ремонт суд принял во внимание отчет об оценке № Ц-223-23 ООО «Уральская экспертно-юридическая компания» от 09.03.2023, с учетом справок № Ц/247-23 от 24.04.2023 и № Ц/258-23 от 03.05.2023.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.

Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

Статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за произведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения.

По смыслу указанных положений возложение обязанности по капитальному ремонту многоквартирного дома в полном объеме на бывшего наймодателя, то есть орган местного самоуправления, возможно только в том случае, если к моменту приватизации первой квартиры в многоквартирном доме данный дом уже требовал проведения капитального ремонта полностью или в части, не был проведен, что привело к утрате несущей способности конструкций дома.

Как следует из материалов дела обязанность по проведению капитального ремонта ответчиком исполнена не была.

Из отметок в техническом паспорте дома и содержания положенного судом в основу решения заключения ООО «Уральская экспертно-юридическая компания» от 09.03.2023 следует, что капитальный ремонт здания, в том числе на дату первой приватизации, не производился.

Отсутствие капитального ремонта за весь период эксплуатации жилого дома привело к разрушению его конструкций и элементов, что в итоге и привело к признанию дома аварийным в установленном порядке. При этом аварийное состояние многоквартирного жилого дома не может не затрагивать состояние находящихся в нем жилых помещений, что в свою очередь сказывается на их рыночной стоимости. Своевременное проведение капитального ремонта многоквартирного дома могло бы исключить необходимость его сноса, предотвратить снижение уровня его надежности, что дает собственнику право на получение дополнительной компенсации в виде стоимости непроизведенного капитального ремонта.

В связи с указанным, поскольку капитальный ремонт дома не производился с даты его постройки, суд обоснованно указал, что обязанность по капитальному ремонту сохранилась за администрацией г. Перми.

При изложенных обстоятельствах, поскольку выплата компенсации за не произведенный капитальный ремонт прямо предусмотрена законом, а соглашением сторон ее размер не определялся истец был вправе требовать ее выплаты в судебном порядке.

Соответственно, доводы апелляционной жалобы о том, что нет оснований для включения в размер возмещения убытков, причиненных собственникам в связи с изъятием аварийного жилого помещения, так как они не входят в рыночную стоимость изымаемого жилого помещения, отклоняется судебной коллегией, поскольку противоречат положениям ст.32 ЖК РФ и вышеуказанным разъяснениям.

Поскольку согласно представленным доказательствам капитальный ремонт дома не производился с даты его постройки, суд обоснованно указал, что обязанность по капитальному ремонту сохранилась за администрацией г. Перми, поскольку отсутствие капитального ремонта за весь период эксплуатации жилого дома привело к разрушению его конструкций и элементов, что в итоге и привело к признанию дома аварийным в установленном порядке. При этом аварийное состояние многоквартирного жилого дома не может не затрагивать состояние находящихся в нем жилых помещений, что в свою очередь сказывается на их рыночной стоимости. Своевременное проведение капитального ремонта многоквартирного дома могло бы исключить необходимость его сноса, предотвратить снижение уровня его надежности, что дает собственнику право на получение дополнительной компенсации в виде стоимости непроизведенного капитального ремонта.

В свою очередь, при определении выкупной стоимости жилого помещения в договоре от 24 июня 2022 года ее размер определялся только как рыночная стоимость жилого помещения и убытки, причиненные собственнику изъятием жилого помещения (п.1.4.).

При изложенных обстоятельствах, поскольку выплата компенсации за не произведенный капитальный ремонт прямо предусмотрена законом, а соглашением сторон ее размер не определялся, истец были вправе требовать ее выплаты в судебном порядке, в связи с чем суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.

Доводы жалобы ответчика о том, что истец приобрел жилое помещение после признания дома аварийным, судебной коллегией отклоняются.

Как усматривается из материалов дела, право собственности на спорное жилое помещение у истца возникло до введения в действие ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, при этом Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ не содержит положений о распространении нового правового регулирования (ч. 8.2 ст.32 ЖК РФ) на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу, то есть до 28 декабря 2019 г., в связи с чем указанная правовая норма как не имеющая обратной силы не может применяться к настоящему жилищному спору.

Соответственно, истец вправе требовать выплаты возмещения в объеме, предусмотренном ч.7 ст.32 ЖК РФ, что предполагает право на возмещение компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

Иные доводы к отмене решения суда апелляционная жалоба не содержит, другими лицами, участвующими в деле решение суда не оспаривается, в связи с чем судебная коллегия, в силу положений ст.327.1 ГПК РФ не дает оценку другим выводам суда.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

При изложенных обстоятельствах решение суда не подлежит отмене или изменению.

Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 12 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Перми – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Судья Чикулаева И.Б.

Дело № 33-9061/2023

Номер дела в суде первой инстанции 2-2129/2023

УИД: 59RS0004-01-2023-001344-21

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Пьянкова Д.А., судей Новоселовой Д.В. и Ивановой Е.В. при ведении протокола помощником судьи Араслановой О.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 29 августа 2023 года дело по апелляционной жалобе администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 12 мая 2023 года.

Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., изучив материалы дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Новиков Э.А. обратился в суд с иском к администрации г. Перми, в котором просит взыскать компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. **** в размере 200 300 руб., судебные расходы - 32 870 руб.

В обоснование требований указано, что 24.06.2022 между ответчиком и истцом заключен договор об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. ****.Выкупная стоимость за жилое помещение определена на основании отчета об оценке № 1/3473-22 от 31.05.2022. В договор об изъятии жилого помещения от 24.06.2022 не была включена компенсация за непроизведенный капитальный ремонт. Согласно отчету об оценке № Ц-223-23 от 09.03.2023 размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. ****, с учетом доли, приходящейся на жилое помещение, площадью 21,2 кв.м, составляет 200 300 руб.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца исковые требования поддержала.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда первой инстанции не явились, были извещены.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 12 мая 2023 года с муниципального образования «город Пермь» в лице администрации города Перми в пользу Новикова Эдуарда Александровича взыскана компенсация за непроизведенный капитальный ремонт в размере 197 200 руб., судебные расходы по оплате услуг оценщика – 7 876 руб., по оплате услуг представителя – 14 767 руб. 50 коп., расходы по оплате государственной пошлины – 300 руб.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Перми просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Полагает, что жилое помещение принадлежало Новикову Э.А. на основании договора купли – продажи комнаты от 27.10.2017, договор безвозмездной передачи жилого помещения с истцом не был заключен, в связи с чем, - администрация г. Перми не являлся наймодателем по отношению к истцу. Доказательств того, что на дату приватизации жилого помещения многоквартирный дом нуждался в проведении капитального ремонта в материалы дела не представлено. Таким образом, у администрации г. Перми отсутствуют основания для выплаты компенсации за непроизведенный капитальный ремонт. Поскольку спорное жилое помещение приобретено истцом после признания дома аварийным по договору купли - продажи, и размер возмещения за жилое помещение определен договором, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании ст. ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии ст. 26 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в числе прочего, обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В силу ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием.

В выкупную цену изымаемого жилого помещения помимо его рыночной стоимости и убытков включается также компенсация за непроизведенный капитальный ремонт в многоквартирном доме.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствие со ст.ст.56, 67 ГПК РФ, Новикову Э.А. (л.д. 7) на праве собственности на основании договора купли-продажи от 27.10.2017 принадлежала комната общей площадью 21,2 кв.м, расположенная по адресу: г. Пермь, ул. **** (л.д. 8-10).

12.11.2015 заключением межведомственной комиссии № 344 по результатам рассмотрения документов: заключения специализированной организации ООО «АУДИТПРОЕКТСТРОЙ» принято заключение о выявлении основания для признания многоквартирного дома № ** по ул. **** аварийным и подлежащим сносу (л.д. 11).

29.12.2015 распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми, с учетом распоряжения от 14.03.2022, многоквартирный дом № ** по ул. **** г. Перми признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам жилого помещения рекомендовано освободить жилые помещения и снести аварийный дом в течение шести месяцев с даты получения уведомления. Отделу расселения жилищного фонда рекомендовано принять меры по отселению граждан в срок до 31.12.2023 (л.д. 12).

22.04.2022 распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми принято решение об изъятии для муниципальных нужд г. Перми земельного участка, расположенного под многоквартирным жилым домом, признанным аварийным и подлежащим сносу, с кадастровым номером ** площадью 2163,0 кв.м, по ул. **** в г. Перми (л.д. 57).

25.04.2022 распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми принято решение об изъятии для муниципальных нужд путем выплаты возмещения за жилое помещение комнату, площадью 21,2 кв.м, № ** в доме № ** по ул. **** г. Перми (л.д. 56).

24.06.2022 между муниципальным образованием город Пермь и Новиковым Э.А. заключен Договор об изъятии жилого помещения, в соответствии с которым предметом Договора является выплата возмещения за изымаемое жилое помещение, комнату, общей площадью 21,2 кв.м, в том числе жилой площадью 14,2 кв.м, расположенную по адресу: ****, в размере 1300 300 руб. и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, стоимость изготовления отчета об оценке, стоимость грузоперевозок, грузчиков, услуг риэлтора, оформление права собственности на другое жилое помещение, убытки, причиненные собственнику в связи с изъятием жилого помещения: расходы, связанные с изменением места жительства, переездом, поиском иного жилого помещения, оформлением права собственности на другое жилое помещение, кап.ремонт, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду); стоимость изготовления отчета об оценке, услуг риэлтора, грузоперевозок, грузчиков, расходов на государственную пошлину, уплачиваемую при покупке жилого помещения (л.д. 32).

Пунктом 1.5 Договора установлено, что размер возмещения является окончательным и пересмотру не подлежит.

Оплата по договору произведена в полном объеме, что подтверждается платежным поручением № ** от 05.08.2022 (л.д. 55).

Выплата возмещения за изымаемое жилое помещение - комнату, общей площадью 21,2 кв.м, расположенную по адресу: г. Пермь, ул. ****, определена на основании отчета об оценке № 1/3473-22, выполненного ООО «Западно-Уральский институт оценки и аудита», из которого усматривается, что компенсация за непроизведенный капитальный ремонт в состав возмещения не была включена.

Новиков Э.А. обращался в адрес муниципального образования «Город Пермь» в лице администрации г. Перми с заявлением о выплате компенсации за непроизведенный капитальный ремонт (л.д. 33-34), однако сведения о выплате компенсации в материалах дела отсутствуют.

Из справок ГБУ Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 28.04.2023 и от 30.03.2023 следует, что сведений о проведении капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. **** не имеется. В правовой части инвентарного дела по вышеуказанному адресу имеется договор приватизации от 11.03.1993 (ранняя дата договора) (л.д. 46).

Согласно копии технического паспорта на домовладение, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. ****, 1958 года постройки. Сведения о проведении капитального ремонта отсутствуют. Процент износа дома по состоянию на 2003 год - 45%.

Согласно письму администрации Мотовилихинского района г. Перми от 03.04.2023, в многоквартирном доме по адресу: г. Пермь, ул. **** первой на приватизацию обратилась квартира № 3, право собственности зарегистрировано 11.03.1993 (л.д. 53).

Согласно письму департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми от 04.04.2023, многоквартирный дом по адресу: г. Пермь, ул. **** в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утверждённую Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-П не включен. Информация о выполнении работ по капитальному ремонту в многоквартирном доме, в том числе на дату первой приватизации и в течение всего периода эксплуатации в департаменте отсутствует (л.д. 54).

Из отчета ООО «Уральская экспертно-юридическая компания» №Ц-223-23 от 09.03.2023и справки№ Ц/258-23 от 03.05.2023 следует, что при расчете стоимости компенсации за непроизведенный капитальный ремонт оценщик исходил из того, что капитальный ремонт многоквартирного дома с момента постройки ни разу не проводился, на момент первой приватизации (11.03.1993) многоквартирный дом, с учетом даты постройки (1958 год), нуждался в проведении капитального ремонта. Компенсация за непроизведенный капитальный ремонт определена путем затратного подхода, с учетом положений ст. 166 ЖК РФ.

Установив данные обстоятельства в соответствие с требованиями процессуального закона, руководствуясь положениями ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.16 Закона Российской Федераций «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того обстоятельства, что в силу прямого указания закона в выкупную цену изымаемого жилого помещения помимо его рыночной стоимости и убытков включается также компенсация за непроизведенный капитальный ремонт в многоквартирном доме.

При определении размера компенсации за непроизведенный капитальный ремонт суд принял во внимание отчет об оценке № Ц-223-23 ООО «Уральская экспертно-юридическая компания» от 09.03.2023, с учетом справок № Ц/247-23 от 24.04.2023 и № Ц/258-23 от 03.05.2023.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.

Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

Статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за произведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения.

По смыслу указанных положений возложение обязанности по капитальному ремонту многоквартирного дома в полном объеме на бывшего наймодателя, то есть орган местного самоуправления, возможно только в том случае, если к моменту приватизации первой квартиры в многоквартирном доме данный дом уже требовал проведения капитального ремонта полностью или в части, не был проведен, что привело к утрате несущей способности конструкций дома.

Как следует из материалов дела обязанность по проведению капитального ремонта ответчиком исполнена не была.

Из отметок в техническом паспорте дома и содержания положенного судом в основу решения заключения ООО «Уральская экспертно-юридическая компания» от 09.03.2023 следует, что капитальный ремонт здания, в том числе на дату первой приватизации, не производился.

Отсутствие капитального ремонта за весь период эксплуатации жилого дома привело к разрушению его конструкций и элементов, что в итоге и привело к признанию дома аварийным в установленном порядке. При этом аварийное состояние многоквартирного жилого дома не может не затрагивать состояние находящихся в нем жилых помещений, что в свою очередь сказывается на их рыночной стоимости. Своевременное проведение капитального ремонта многоквартирного дома могло бы исключить необходимость его сноса, предотвратить снижение уровня его надежности, что дает собственнику право на получение дополнительной компенсации в виде стоимости непроизведенного капитального ремонта.

В связи с указанным, поскольку капитальный ремонт дома не производился с даты его постройки, суд обоснованно указал, что обязанность по капитальному ремонту сохранилась за администрацией г. Перми.

При изложенных обстоятельствах, поскольку выплата компенсации за не произведенный капитальный ремонт прямо предусмотрена законом, а соглашением сторон ее размер не определялся истец был вправе требовать ее выплаты в судебном порядке.

Соответственно, доводы апелляционной жалобы о том, что нет оснований для включения в размер возмещения убытков, причиненных собственникам в связи с изъятием аварийного жилого помещения, так как они не входят в рыночную стоимость изымаемого жилого помещения, отклоняется судебной коллегией, поскольку противоречат положениям ст.32 ЖК РФ и вышеуказанным разъяснениям.

Поскольку согласно представленным доказательствам капитальный ремонт дома не производился с даты его постройки, суд обоснованно указал, что обязанность по капитальному ремонту сохранилась за администрацией г. Перми, поскольку отсутствие капитального ремонта за весь период эксплуатации жилого дома привело к разрушению его конструкций и элементов, что в итоге и привело к признанию дома аварийным в установленном порядке. При этом аварийное состояние многоквартирного жилого дома не может не затрагивать состояние находящихся в нем жилых помещений, что в свою очередь сказывается на их рыночной стоимости. Своевременное проведение капитального ремонта многоквартирного дома могло бы исключить необходимость его сноса, предотвратить снижение уровня его надежности, что дает собственнику право на получение дополнительной компенсации в виде стоимости непроизведенного капитального ремонта.

В свою очередь, при определении выкупной стоимости жилого помещения в договоре от 24 июня 2022 года ее размер определялся только как рыночная стоимость жилого помещения и убытки, причиненные собственнику изъятием жилого помещения (п.1.4.).

При изложенных обстоятельствах, поскольку выплата компенсации за не произведенный капитальный ремонт прямо предусмотрена законом, а соглашением сторон ее размер не определялся, истец были вправе требовать ее выплаты в судебном порядке, в связи с чем суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.

Доводы жалобы ответчика о том, что истец приобрел жилое помещение после признания дома аварийным, судебной коллегией отклоняются.

Как усматривается из материалов дела, право собственности на спорное жилое помещение у истца возникло до введения в действие ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, при этом Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ не содержит положений о распространении нового правового регулирования (ч. 8.2 ст.32 ЖК РФ) на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу, то есть до 28 декабря 2019 г., в связи с чем указанная правовая норма как не имеющая обратной силы не может применяться к настоящему жилищному спору.

Соответственно, истец вправе требовать выплаты возмещения в объеме, предусмотренном ч.7 ст.32 ЖК РФ, что предполагает право на возмещение компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

Иные доводы к отмене решения суда апелляционная жалоба не содержит, другими лицами, участвующими в деле решение суда не оспаривается, в связи с чем судебная коллегия, в силу положений ст.327.1 ГПК РФ не дает оценку другим выводам суда.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

При изложенных обстоятельствах решение суда не подлежит отмене или изменению.

Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 12 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Перми – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

33-9061/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Новиков Эдуард Александрович
Ответчики
Администрация города Перми
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Пьянков Дмитрий Александрович
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
21.07.2023Передача дела судье
29.08.2023Судебное заседание
05.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2023Передано в экспедицию
29.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее