Дело № 2-2522 /15
Изгот. ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль |
05 мая 2015 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Мухина А.В.,
при секретаре Могутовой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ССВ к мэрии г. Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля, МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ», ООО «Трасса» о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия,
у с т а н о в и л :
ССВ, действуя в лице своего представителя КДА, обратился в суд с иском к Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля о возмещении вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия.
В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие с участием ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, принадлежащего ему на праве собственности. ДТП произошло при следующих обстоятельствах: двигаясь по проезжей части дороги, автомобиль, управляемый истцом, совершил наезд на яму, в результате чего получил механические повреждения.
Причиной дорожно-транспортного происшествия послужило ненадлежащее состояние дорожного полотна. Более того, отсутствие в месте ДТП защитного ограждения или предупреждающих знаков не позволило водителю своевременно обнаружить повреждение дорожного покрытия и избежать наезда на яму.
В соответствии со статьями 15 и 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно заключению эксперта-техника ФИО1 стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца учетом износа подлежащих замене запасных частей составляет 129 869 рублей 41 копейку, утрата товарной стоимости данного автомобиля вследствие применения к нему ремонтных воздействий составит 6 086 рублей 17 копеек.
В связи с чем, ССВ просил взыскать с Департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля в счет возмещения причиненного ему вреда 135 955 рублей 58 копеек (129 869, 41 + 6 086, 17), в счет компенсации расходов на оплату услуг эксперта – 4 000 рублей, на оплату услуг представителя – 15 000 рублей, на оформление доверенности на представителя – 700 рублей, расходов на оплату государственной пошлины – 3 919 рублей 12 копеек.
С учетом характера рассматриваемого спора судом с согласия представителя истца к участию в деле в качестве ответчиков также привлечены: мэрия г. Ярославля, МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля и ООО «Трасса».
В судебное заседание ССВ не явился, доверив представление своих интересов в суде КДА, о времени и месте судебного заседания извещен.
Представитель истца КДА, действующий на основании доверенности, исковые требования ССВ поддержал согласно доводам, приведенным в исковом заявлении; исковые требования просил удовлетворить за счет надлежащего ответчика.
Представитель ответчиков: мэрии г. Ярославля и Департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля – КГН, действующая на основании доверенностей, против удовлетворения исковых требований ССВ за счет указанных ответчиков возражала, полагая, что возмещение истцу убытков должно быть осуществлено за счет ООО «Трасса», ненадлежащим образом исполнившего принятую на себя на основании муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ обязанность по содержанию во ДД.ММ.ГГГГ улично-дорожной сети ГОРОД.
Аналогичная позиция относительно рассматриваемого спора изложена в отзыве на иск МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля (л.д. 27).
Представитель ответчика ООО «Трасса» - ЗДЕ, действующий на основании доверенности, против удовлетворения требований ССВ, предъявленных к ООО «Трасса» возражал, считая надлежащим ответчиком по рассматриваемому спору мэрию г. Ярославля.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, административный материал органа ГИБДД по факту ДТП с участием автомобиля истца, суд полагает, что исковые требования ССВ подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, ССВ является собственником ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО
ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие с участием указанного автомобиля. ДТП произошло при следующих обстоятельствах: двигаясь по проезжей части дороги, автомобиль, управляемый истцом, совершил наезд на яму, в результате чего получил механические повреждения.
Причиной дорожно-транспортного происшествия послужило ненадлежащее состояние дорожного полотна.
В частности, в асфальтовом покрытии дороги имелась яма: шириной 0, 8 метра; длиной 1 метр; глубиной 15 см..
Указанное обстоятельство подтверждается: схемой места ДТП, актом выявленных недостатков в содержании дорог от ДД.ММ.ГГГГ, составленным работниками ГИБДД на месте происшествия.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров РФ от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. Данный ГОСТ устанавливает предельно допустимые повреждения покрытия, сроки их ликвидации, а также предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. Пунктом 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 установлены предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. (они не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см).
Как следует из определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, сотрудниками ГИБДД в действиях водителя ССВ нарушений Правил дорожного движения установлено не было.
Кроме того, суд отмечает, что при движении по дороге водитель транспортного средства, при отсутствии информации, предупреждающей об опасности, не обязан предполагать наличие такой опасности. Пункт 10.1 ПДД обязывает водителя избирать скоростной режим с учетом интенсивности движения, состояния транспортного средства, дорожных и метеорологических условий, т.е. очевидных для водителя обстоятельств.
Таким образом, непосредственной причиной повреждения автомобиля истца явилось ненадлежащее состояние дорожного покрытия, поскольку в случае отсутствия ямы на проезжей части дороги, даже при условии нарушения водителем ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, требований Правил дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие наступить не могло.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения.
Согласно Положению о Департаменте городского хозяйства мэрии г. Ярославля, утвержденному решением муниципалитета города Ярославля № 492 от 06.07.2007 года, Департамент осуществляет полномочия мэрии г. Ярославля по решению вопросов местного значения в сфере городского хозяйства, в том числе, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. При этом, Департамент городского хозяйства исполняет лишь управленческие и организационно-распорядительные функции.
Выполнение функций муниципального заказчика и решение хозяйственных вопросов по организации и выполнению работ по строительству, содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования на территории ГОРОД осуществляется муниципальным казенным учреждением «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля.
На основании муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» и ООО «Трасса», обязанность по осуществлению работ по текущему содержанию <адрес> во ДД.ММ.ГГГГ была принята ООО «Трасса».
Между тем, в силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицом, обусловившим причинение вреда имуществу истца, суд признает мэрию г. Ярославля, которая, осуществляя полномочия собственника в отношении автомобильных дорог местного значения, не обеспечила безопасное для движения транспорта состояние <адрес> в месте ДТП.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ возмещению подлежат расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
В силу ч. 2 ст. 1064 ГК РФ, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Таким образом, бремя доказывания в данном случае возложено на причинителя вреда. Ответчиками доказательства отсутствия своей вины в причинении ССВ материального вреда не представлены.
Как следует из заключения № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного экспертом-техником ФИО1, стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца учетом износа подлежащих замене запасных частей составляет 129 869 рублей 41 копейку, утрата товарной стоимости данного автомобиля вследствие применения к нему ремонтных воздействий составит 6 086 рублей 17 копеек.
Суд не имеет оснований не доверять данному заключению, поскольку оно составлено компетентным специалистом, обладающим необходимыми познаниями в области оценки повреждений автотранспортных средств. Лицами, участвующими в деле, обоснованные возражения по выводам данного заключения эксперта-техника ФИО1 о стоимости восстановительного ремонта автомобиля истца не представлены.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, причинившее вред, обязано возместить убытки в размере расходов, необходимых для восстановления нарушенного права, но без улучшения поврежденного имущества.
Таким образом, размер убытков, подлежащих возмещению ССВ, должен определяться с учетом износа комплектующих изделий, подлежащих замене при восстановительном ремонте.
Кроме того, суд отмечает, что утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений, защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта. Поэтому утрата товарной стоимости транспортного средства, повлекшая уменьшение его действительной стоимости (реальный ущерб), подлежит компенсации наряду с понесенными расходами на ремонт автомобиля.
Соответственно, с мэрии г. Ярославля в пользу истца в счет компенсации материального ущерба, причиненного в результате ДТП, подлежит взысканию 135 955 рублей 58 копеек (129 869, 41 + 6 086, 17).
В силу 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
ССВ заявлено требование о взыскании расходов на оплату юридических услуг представителя при рассмотрении настоящего дела в размере 15 000 рублей.
С учетом степени сложности настоящего дела, объема оказанных представителем услуг, суд считает разумным и справедливым взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере 9 000 рублей.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В связи с чем, за счет мэрии г. Ярославля ССВ подлежат компенсации расходы на оплату услуг эксперта-оценщика в сумме 4 000 рублей; на оформление доверенности на представителя – 700 рублей, по уплате государственной пошлины в размере 3 919 рублей 12 копеек.
Суд отмечает относимость данных расходов к настоящему гражданскому делу и их необходимость для защиты нарушенного права истца в судебном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ССВ удовлетворить.
Взыскать с мэрии г. Ярославля в пользу ССВ в счет компенсации материального ущерба, причиненного повреждением автомобиля, 135 955 рублей 58 копеек; расходов на оплату услуг представителя – 9 000 рублей; на оформление доверенности на представителя – 700 рублей, расходов на оплату услуг оценщика – 4 000 рублей, расходов на оплату государственной пошлины – 3 919 рублей 12 копеек; всего взыскать: 153 574 рубля 70 копеек.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья |
А.В. Мухин |