№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 июля 2023 года с. Баргузин
Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Доржиевой Л.Б., при секретаре Чугуевской А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республики Бурятия к ФИО1 о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Обращаясь в суд, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республики Бурятия (далее Управление Россельхознадзора), с учетом уточненных требований, просит обязать Белькова В.М. в течение 7 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, провести восстановительные работы в виде устранения с участка № производства: горбыль, рейка, опилок по адресу: <адрес>, земли бывшего <данные изъяты>», предназначенного для сельскохозяйственного назначения, на площади 1298 кв.м., - в течение 7 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, провести мероприятия по предотвращению деградации земель и/или восстановлению их плодородия по средствам приведения земель в состояние пригодное для использования в соответствии с их целевым назначением на земельном участке с кадастровым номером: №, находящийся по адресу: <адрес>, земли бывшего <данные изъяты>», предназначенного для сельскохозяйственного назначения, на площади 1298 кв.м., - в течение 7 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, предоставить документы об устранении отходов с участка № по адресу: <адрес>, земли бывшего <данные изъяты> предназначенного для сельскохозяйственного назначения.
Требования мотивированы тем, что в ходе планового (рейдового) осмотра, обследования на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> земли бывшего <данные изъяты>, установлено несанкционированное размещение отходов производства (деревообработки), на площади 1298 кв.м.: опилки, рейки, горбыль. Данный земельный участок относится к категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования. Участок находится <данные изъяты> Из отобранных объяснений главы администрации СП «Адамовское» ФИО3, ФИО4, ФИО5, установлено, что организатором складирования отходов деревообработки является Бельков В.М. От дачи объяснений Бельков В.М. отказался. При проведении обследования участка были отобраны образцы (пробы) почвы, которые были направлены на исследование. Из заключения эксперта следует, что складирование отходов деревообработки оказывают негативное воздействие на окружающую среду, относится к V классу опасности. Также указывают, что из-за складирования произошла порча и уничтожение плодородного слоя почвы в виде частичного или полного разрушения почвенного покрова, деградация земель, возникает угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, ухудшение физического и биологического состояния почвы. В местах складирования уничтожен плодородный слой почвы. Для устранения последствий негативного воздействия, ухудшающих качественное состояние почвы в результате складирования отходов деревообработки необходимо провести восстановительные работы в виде устранения с участка горбыля, рейки и мероприятия по рекультивации земли. Белькову неоднократно были выданы предписания об устранении нарушений, также ответчик был привечен к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ. До настоящее время, требования, содержащиеся в предписаниях, ответчиком не исполнены.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Баженова Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
В судебном заседании ответчик Бельков В.М. исковые требования не признал и суду пояснил, что рейка и горбыль расположены на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности, он вправе владеть землей по своему усмотрению, в том числе размещать на земельном участке горбыль, рейку. Считает, что отходы деревопереработки не могут негативно влиять на окружающую среду, привести к деградации почвы.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с п. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
На основании п. 5 настоящей статьи лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Согласно п.4 ч. 2 ст. 30 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающих угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих права или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В ст. 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон об охране окружающей среды) закреплено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (пункт 1).
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 78 Закона об охране окружающей среды - компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Согласно п.п. 13 и 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее постановление Пленума от ДД.ММ.ГГГГ №) возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
При этом определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит, прежде всего, от возможности его возмещения в натуре, необходимости оперативно принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды. В отсутствие таких обстоятельств суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков).
В п. 3 постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что при рассмотрении таких споров судам следует учитывать принципы охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная и иная деятельность. К их числу в соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды относятся, в частности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
В соответствии разъяснениями, данными в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (далее постановление Пленума от ДД.ММ.ГГГГ №), компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется добровольно либо по решению суда.
Таким образом, на лиц, деятельность которых привела к нарушению почвенного слоя, должна быть возложена гражданская ответственность в целях восстановления состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда.
Правила проведения рекультивации и консервации земель, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 800 (далее - Правила) устанавливают порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.
В п. 2 Правил указано, что "рекультивация земель" - это мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений, «деградация земель» - ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов; нарушение почвенного слоя - снятие или уничтожение почвенного слоя; нарушенные земли - земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (пункт 3 Правил).
На основании п. 5 Правил - рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В судебном заседании установлено, что распоряжениями Управления Россельхознадзора от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №-р, организовано проведение внеплановых выездных проверкок в отношении Белькова В.М., на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> земли бывшего <данные изъяты> с привлечением к проведению проверки ФГБУ «Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория». Задачами проверки являются: - проверка и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процесс, ухудшающих качественное состояние земель, - требований, связанных с обязанностью рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательных и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или особенных надобностей, - требование о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слов почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимиками или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Из акта проверок № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в ходе проведения проверки установлен факт складирования отходов деревообработки на земельном участке категории сельскохозяйственного назначения. На месте складирования отходов деревообработки произведены замеры и с помощью навигатора отсняты координаты по периметру складирования реек (срезок). Площадь, перекрытая срезками составляет 1313 кв.м., высота куч 2-2,5 м. Дорога, ведущая к месту отгрузки длиной 122 м., шириной 2,5 м. засыпана слоем опилок 1,5 м. высотой, перекрытая площадь опилками составляет 305 кв.м. Таким образом, суммарная площадь перекрытая отходами деревообработки составляет 1618 кв.м. На указанном земельном участке размещены отходы деревообработки в виде опилок, рейки, горбыля.
Согласно акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, площадь перекрытия рейкой (срезкой) сократилась на 15 кв.м. (менее чем на 1%) и составляет 1298 кв.м.
Из акта выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, площадь перекрытия рейкой (срезкой) составляет 1298 кв.м.
Согласно выписке ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером № относится к категории: земли сельскохозяйственного назначения разрешённое использование: для сельскохозяйственного использования, общей площадью 6115751 кв. м, расположен по адресу: <адрес>, бывший <данные изъяты>», право собственности не зарегистрировано. Участок находится <адрес>.
Также из акта следует, что из пояснений главы МО СП «Адамовское» ФИО3, ФИО4, ФИО5 следует, что складирование отходов лесопереработки инициировано Бельковым В.М., и данный факт ответчик в судебном заседании не отрицает.
При обследовании земельного участка были отобраны почвенные образцы (протокол отбора проб № от ДД.ММ.ГГГГ) и направлены на исследование в ФГБУ «Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория». Согласно протокола отбора проб № от ДД.ММ.ГГГГ, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № было отобрано 3 пробы:
1. Место отбора пробы с координатами <адрес>" в пределах части земельного участка с кадастровым номером №, на котором размещены отходы производства деревообработки (рейки, горбыля), общей площадью 1298 кв.м.
2. Место отбора фоновой пробы с координатами <адрес>" в пределах части земельного участка с кадастровым номером №, на котором нет отходов деревообработки
3. Место отбора пробы с координатами <адрес> в пределах части земельного участка с кадастровым номером №, на котором размещены отходы производства деревообработки (опилки), общей площадью 305 кв.м..
Образцы почвы исследованы и получены протоколы испытаний ФГБУ «Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория» от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №.
Из протоколов лабораторных испытаний на агрохимические показатели плодородия в пробах, следует, что на месте размещения отходов деревообработки (реек, горбыля) (образец №), относительно фонового образца (образец №) выявлено существенное снижение обменного калия на 63,6%, обеспеченность калием обменным перешла из категории средней в низкую.
Из заключения эксперта ФГБУ «Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория» ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что данное складирование отходов лесопереработки оказывает негативное воздействие на окружающую среду, относится к 5 классу опасности, оказывает негативное влияние на фитосанитарное состояние почвенного слоя, занятого отходами, а также на способности почвы к производству сельскохозяйственных культур в будущем. Произошла порча и уничтожение плодородного слоя почвы в виде частичного или полного разрушения почвенного покрова из-за складирования отходов лесопереработки, наступила деградация почвенного слоя. Плодородный слой почвы уничтожен в местах складирования отходов (опилок). Для полного устранения последствий негативного воздействия, ухудшающих качественное состояние почвы в результате складирования отходов деревопереработки и размещения отходов деревопереработки на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № необходимо проводить восстановительные в виде устранения с участка горбыля, рейки и мероприятия по рекультивации земли.
Согласно приказу Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № (опилки натуральной чистой древесины, рейка натуральной чистой древесины, горбыль из натуральной чистой древесины) относятся к отходам производства пятого класса опасности согласно классификатора отходов имеет код: опилок - 30523001435, рейка 30522002215, горбыль 30522001215.
Данное заключение эксперта суд признает допустимым доказательством, и из которого установлено, что в результате действий ответчика Белькова В.М. произошло ухудшение качества земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем подлежит возмещению вред, причиненный окружающей среде путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Постановлением заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления <адрес> и РБ от ДД.ММ.ГГГГ №, вступившим в законную силу, Бельков В.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ (уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления), и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Из данного постановления следует, что Бельков В.М. на земельном участке с кадастровым номером № площадью 1618 кв.м. организовал несанкционированное место размещения отходов деревообработки в виде опилок рейки, горбыля, что привело к негативному влиянию на окружающую среду, фитосанитарному состоянию почвенного слоя, порче и уничтожению плодородного слоя почвы, вызвавшие деградации земельного участка.
Кроме того, по факту размещения отходов деревообработки в виде опилок рейки, горбыля, Белькову В.М. были выданы предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства РФ в срок до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ соответственно, которые ответчиком не исполнены.
Постановлениями мирового судьи судебного участка № <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ Бельков привлечен к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, от ДД.ММ.ГГГГ Бельков привлечен к административной ответственности по ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ.
Таким образом, установлен факт причинения вреда Бельковым В.М., который организовал несанкционированное место размещения отходов производства (деревообработки), на земельном участке кадастровым номером № общей площадью 1298 кв.м., в результате чего произошла порча и уничтожение плодородного слоя почвы, вызвавшие процессы деградации земельного участка, что подтверждает причинно-следственную связь между противоправным деянием и возникшим ущербом.
До настоящего времени нарушения, указанные в представлениях не устранены.
Довод ответчика о том, что отходы деревообработки расположены на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности, он вправе владеть землей по своему усмотрению, в том числе складировать рейку горбыль, суд находит несостоятельным.
Так, земельный участок, принадлежащий Белькову В.М. относятся к землям сельскохозяйственного назначения. Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. В соответствии с п.2 ст. 13 ЗК РФ, собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель. На основании п. 5 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом установленных обстоятельств и представленных доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, также то, что ответчиком до настоящего времени нарушения не устранены, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Так, решая вопрос о сроках исполнения решения суда, суд считает возможным предоставить ответчику срок для исполнения решения суда, указанный истцом.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ поскольку истец освобожден от обязанности по оплате государственной пошлины, с ответчика в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> и Республики Бурятия (№) к ФИО1 (паспорт серия №) о возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать ФИО1 провести восстановительные работы в виде устранения с участка № отходов производства: горбыль, рейка, опилок по адресу: <адрес>, земли бывшего колхоза «Путь Ленина», предназначенного для сельскохозяйственного назначения, на площади 1298 кв.м., в течение 7 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Обязать ФИО1 провести мероприятия по предотвращению деградации земель и/или восстановлению их плодородия по средствам приведения земель в состояние пригодное для использования в соответствии с их целевым назначением на земельном участке с кадастровым номером: №, находящийся по адресу: <адрес>, земли бывшего <данные изъяты>», предназначенного для сельскохозяйственного назначения, на площади 1298 кв.м., в течение 7 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Обязать ФИО1 предоставить документы об устранении отходов с участка № по адресу: <адрес>, земли бывшего <данные изъяты> предназначенного для сельскохозяйственного назначения, в течение 7 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с ФИО1 в доход муниципального образования «Баргузинский район» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Баргузинский районный суд РБ.
Судья Л.Б. Доржиева