Судья Афонина М.Н. |
№21-165/2017 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
25 мая 2017 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу администрации Олонецкого национального муниципального района на постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) от 30 ноября 2016 г. и решение судьи Олонецкого районного суда Республики Карелия от 30 января 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Олонецкого национального муниципального района,
установил:
постановлением государственного инспектора труда (по правовым вопросам) от 30 ноября 2016 г., оставленным без изменения решением судьи Олонецкого районного суда РК от 30 января 2017 г., администрация Олонецкого национального муниципального района была привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.
В жалобе на постановление должностного лица глава администрации Олонецкого национального муниципального района (...) просит отменить постановление о привлечении к административной ответственности и решение судьи, ссылаясь в обоснование своих доводов на фактическое исполнение обязанности по проведению инструктажа для работника, отсутствие у органа местного самоуправления обязанности по организации проведения психиатрического освидетельствования водителя ввиду наличия ранее выданной медицинской справки и наличие правовых оснований для признания совершенного деяния малозначительным или снижения размера административного штрафа.
Заслушав объяснения защитника Баришевской Е.Г., поддержавшей доводы жалобы, должностного лица административного органа (...), считавшего законным привлечение подателя жалобы к административной ответственности, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу положений ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Частью 3 ст.5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В силу ст.212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников.
Согласно ст.213 Трудового кодекса РФ работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
Статьей 225 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что все работники обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Исходя из пп.2.1.1, 2.1.3, 2.1.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 №1/29, для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда. Первичный инструктаж на рабочем месте проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы со всеми вновь принятыми в организацию работниками.
Из материалов дела следует, что в ходе плановой выездной проверки, проведенной должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Карелия в период с
19 по 20 июля 2016 г. в отношении администрации Олонецкого национального муниципального района, были выявлены следующие нарушения:
- в нарушение ст.ст.212, 225 Трудового кодекса РФ, п.2.1.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций при приеме на работу 01 февраля 2016 г. не проведен первичный инструктаж на рабочем месте специалиста 1 категории - секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (...);
- в нарушение ст.ст.212, 213 Трудового кодекса РФ, п.1 Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 №695, водитель (...), принятый на работу по трудовому договору от 08 июня 2015 г., не прошел обязательное психиатрическое освидетельствование.
В связи с выявленными нарушениями постановлением государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Карелия от 30 ноября 2016 г. администрация Олонецкого национального муниципального района признана виновной в совершении административного ответственности, предусмотренной ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Поскольку выводы субъектов административной юрисдикции основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных доказательствах, которые получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, администрация Олонецкого национального муниципального района законно и обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Доказательства объективной невозможности соблюдения требований трудового законодательства в материалах дела отсутствуют, и какие-либо иные обстоятельства, исключающие виновность юридического лица, не установлены.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности и принцип презумпции невиновности не нарушены.
Доводы жалобы относительно фактического проведения инструктажа без отражения указанных сведений в журнале и отсутствия необходимости в организации проведения психиатрического освидетельствования водителя ввиду наличия ранее выданной ему медицинской справки были подвергнуты анализу судьей при рассмотрении дела, им дана надлежащая правовая оценка, и эти доводы не могут служить основанием для отмены постановления должностного лица и решения судьи.
Доводы жалобы о наличии правовых оснований для признания совершенного деяния малозначительным состоятельными признать нельзя, так как квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, если с учетом характера совершенного административного правонарушения, роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий оно не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, и применение ст.2.9 КоАП РФ является правом должностного лица и судьи, рассматривающих дело об административном правонарушении.
Поскольку выявленное нарушение посягает на гарантии реализации трудовых прав граждан и существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении привлекаемого к административной ответственности лица к исполнению возложенных на него обязанностей, должностное лицо и судья пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания совершенного деяния малозначительным.
Вместе с тем с учетом положений чч.3.2, 3.3 ст.4.1 и п.2 ст.30.7 КоАП РФ, характера совершенного правонарушения и тяжелого финансового положения юридического лица, подтвержденного документально, прихожу к выводу о наличии оснований для изменения постановления должностного лица и решения судьи в части назначенного административного наказания путем снижения размера административного штрафа до
55 000 рублей, что отвечает принципам справедливости и соразмерности наказания и не усиливает и иным образом не ухудшает положение правонарушителя.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу администрации Олонецкого национального муниципального района удовлетворить частично.
Постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) от
30 ноября 2016 г. и решение судьи Олонецкого районного суда Республики Карелия от
30 января 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Олонецкого национального муниципального района изменить, уменьшив размер административного штрафа до 55 000 рублей, в остальной части указанные постановление должностного лица и решение судьи оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Н.А. Колбасова