КОПИЯ
№
№
РЕШЕНИЕ
19 августа 2021 года поселок Шексна
Шекснинский районный суд Вологодской области в составе: федерального судьи Денисовой А.В., при секретаре Орловой С.В., с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО4, действующей на основании доверенности, представителя Департамента лесного комплекса <адрес> ФИО5, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» на постановление заместителя начальника Шекснинского территориального отдела государственного лесничества ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» обратилось в суд с жалобой на постановление заместителя начальника Шекснинского территориального отдела государственного лесничества ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое выразилось в том, что, оно, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производило работы по расширению трассы воздушной линии электропередач от древесно-кустарниковой растительности на лесном участке Шекснинского лесничества <данные изъяты> с нарушением правил пожарной безопасности в лесах в период пожароопасного сезона, установленного Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. На протяжении всего лесного участка срубленная древесина не собрана в штабеля или поленницы, уложена мелкими партиями, не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее <данные изъяты> на лесном участке порубочные остатки складированы в валы на расстоянии <данные изъяты> на просеке линии электропередач находятся горюче-смазочные материалы (металлическая бочка, пластиковые бутылки с ГСМ). В соответствии с постановлением ПАО «МРСК Северо-Запада» было назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 70 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице производственного отделения «Череповецкие электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Вологдаэнерго» обратилось с жалобой, в которой просило признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении ПАО «МРСК Северо- запада» к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, а также представление от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Свои требования обосновало тем, что согласно подпункту «б» пункта 27 Правил пожарной безопасности в лесах укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места вырубки (лесосеки) осуществляются на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Общество уведомило Шекснинский территориальный отдел государственного лесничества, в том числе о том, что порубочные остатки уложены в валы на расстоянии 10 метров от стены леса. Однако, пункт 2 Представления содержит устранённое на момент составления требование о складировании порубочных остатков в соответствии с действующим законодательством. В протоколе, постановлении и представлении конкретное расстояние между валом порубочных остатков и стеной леса в каждом выделе не указано, написано только на расстоянии 6 метров (в среднем). Также в протоколе, постановлении и представлении указано, что на просеке линии электропередачи находятся горюче - смазочные материалы, однако, где конкретно расположены перечисленные материалы, не указано. В соответствии с Правилами пожарной безопасности складирование срубленной древесины в границах просеки воздушной линии допускается нормами действующего законодательства. Кроме того, ввиду отсутствия требований нормативной документации к минимальным габаритным размерам штабеля, малых объемов заготавливаемой древесины на больших протяженных участках по сравнению с промышленной заготовкой древесины, а также ограничения штабеля по высоте в связи с прохождением в непосредственной близости провода ЛЭП, увеличить размеры собранных штабелей не представляется возможным. Полагают, что протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № содержит неполную и недостоверную информацию, противоречащую фактическим данным, имеющим значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении. Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации вина юридического лица в совершении административного правонарушения хотя и не тождественна вине соответствующего физического лица, однако, она проявляется в виновном действии (бездействии) физического лица, выступающего от имени такой организации. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ начальник Шекснинского РЭС ПО «ЧЭС» Вологодского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» ФИО2 признан виновным по ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ за это же правонарушение, однако, представление об устранений причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения вынесено генеральному директору ФИО3
В судебном заседании представитель ПАО «МРСК Северо-Запада» ФИО4 настаивала на удовлетворении жалобы по изложенным основаниям.
Представитель Департамента лесного комплекса <адрес> ФИО5, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения жалобы, представила отзыв на жалобу, из которого следует, что и в протоколе, и в постановлении имеется описание местоположения совершенного правонарушения, а именно <данные изъяты> на лесном участке порубочные остатки складированы в валы на расстоянии 6 м (в среднем) от стены. При проведении патрулирования ДД.ММ.ГГГГ специалистами лесничества осуществлялся замер расстояния от вала порубочных остатков до стены леса, что подтверждает фототаблица, приложенная к акту патрулирования от ДД.ММ.ГГГГ. Вал порубочных остатков размещен вдоль линии электропередач и имеет значительную протяженность, что подразумевает учет среднего расстояния складирования порубочных остатков. Указанный вал располагается неравномерно от стены леса, при замерах была установлена ширина складирования <данные изъяты> и измерить указанное расстояние складирования на всей протяженности указанного вала, практически равного протяженности самого линейного объекта, невозможно. Полагают, что отображение в процессуальных документах информации о средней ширине складирования вала порубочных остатков от стены леса, не противоречат требованиям законодательства и не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения. Также в протоколе и в постановлении имеется информация о размещении объектов с ГСМ: в <данные изъяты> выдел 14 АО «Угла» на просеке электропередач находятся горюче- смазочные материалы. При этом в акте патрулирования от ДД.ММ.ГГГГ имеется указание на более конкретное местоположение объектов с ГСМ: в квартале 17, выделе 14 АО «Угла» на просеке линии электропередач порубочные остатки уложены в валы на расстоянии (в среднем) 10 м. от стены леса. На просеке оставлены пластиковые бутылки объемом 5 л с остатками машинного масла; в квартале 5, выделах 17,18,30 АО «Угла» на просеке линии электропередач порубочные остатки уложены в валы на расстоянии (в среднем) 6 м от стены леса; на просеке находится металлическая бочка синего цвета объемом 200 литров с горюче - смазочным материалом. Это подтверждается фототаблицей, которая является приложением к акту патрулирования. Описать место совершения административного правонарушения более подробным образом не представляется возможным, поскольку нарушение совершено на линейном объекте, находящемся на лесном участке, описание которого включает в себя наименование участкового лесничества, урочища (при наличии), квартала и выдела, в соответствии с Приказом Федерального Агентства лесного хозяйства № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении количества лесничеств на территории <адрес> и установлении их границ». Кроме того, письмом главного инженера Производственного отделения «Череповецкие электрические сети» Вологодского филиала ПАО « МРСК Северо- Запада» юридическое лицо уведомило лесничество о соблюдении требований законодательства, в том числе указало, что горюче-смазочные материалы, брошенные посторонними лицам, вывезены с территории лесного участка, чем подтверждается достаточность информации приведенной административным органом, о месте расположения объектов с ГСМ, поскольку указанные объекты, со слов заявителя, были найдены и убраны с просеки линии электропередач. Полагают, что в процессуальных документах отображена полная и достаточная информация о факте несоблюдения расстояний между порубочными остатками и стеной леса, предусмотренных требованиями законодательства, а также о месте нахождения объектов с ГСМ. По факту того, что складирование срубленной древесины в границах просеки воздушной линии электропередачи допускается нормами действующего законодательства, а увеличить размеры собранных штабелей не представляется возможным, ввиду отсутствия нормативных требований к минимальным габаритным размерам штабеля, малых объемов заготавливаемой древесины на больших протяженных участках и ограничения штабеля по высоте в связи с прохождением в непосредственной близости провода ЛЭП, данная позиция была рассмотрена административным органом при вынесении постановления о назначении административного наказания. Согласно материалам дела на лесном участке древесина складирована мелкими партиями, а не штабелями. Размещение древесины в штабеля предполагает расчистку площадки для складирования от сухой травы, коры, щепы. Круглые и пиленые лесоматериалы, хранящиеся в штабелях, следует укладывать на подштабельные основания из антисептированных подкладок или сборных железобетонных элементов высотой не менее 0,35 м. Лесоматериалы укладывают комлями и вершинами в противоположные стороны и выравнивают с одной из сторон штабеля, что не было сделано юридическим лицом. Кроме того, требование об отделении штабеля древесины минерализованной полосой не соблюдено, что подтверждается данными патрулирования от ДД.ММ.ГГГГ. Факт совершения правонарушения, выразившийся в ненадлежащем складировании древесины подтвержден, процессуальные документы составлены уполномоченными должностными лицами в соответствии с требованиями законодательства. По поводу отмены представления, выданного Обществу лесничеством, указано, что в представлении содержится не только требование о складировании порубочных остатков, но и требование о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, а также о принятии мер и предоставлении информации по устранению нарушений, выявленных на лесных участках: осуществить складирование заготовленной древесины в соответствии с требованиями законодательства и усилить контроль за проведением работ по расширению просеки. Информация об устранении нарушения по складированию порубочных остатков подтверждается только письмом главного инженера Производственного отделения «Череповецкие электрические сети» Вологодского филиала ПАО « МРСК Северо-Запада» от ДД.ММ.ГГГГ, иных доказательств не представлено. Информации о принятии юридическим лицом мер по другим требованиям, указанным в представлении, в лесничество не поступало. Полагают, что наличие в представлении, в том числе устраненного требования, не свидетельствует о неисполнимости вынесенного представления или его незаконности. По факту вынесения представления генеральному директору отмечено, что поскольку административный орган вынес представление по результатам рассмотрения дела в отношении юридического лица, то соответственно представление вынесено в отношении представителя привлеченного юридического лица, так как законодательством не установлена обязанность административного органа выносить представление именно должностным лицам, привлеченным к административной ответственности. Согласно действующему законодательству юридические лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов обеспечивают регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами. Сетевые организации при содержании просеки обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах. Таким образом, обязанность по содержанию линий электропередач, включающая в себя и вырубку деревьев для обеспечения их безопасной работы, возложена законодательством на общество, в собственности которого находятся эти линии. ПАО «МРСК Северо-Запада» является собственником линии электропередач, расположенной на лесном участке, обязано осуществлять контроль за соблюдением требований лесного законодательства при выполнении работ по расширению просеки линии электропередач и нести ответственность в случае нарушения этих требований. ПАО «МРСК Северо-Запада» не является субъектом малого и среднего предпринимательства, при назначении наказания был учтен характер совершенного правонарушения, а также то, что у Общества имелась возможность соблюдения лесного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению. Отягчающим обстоятельством является повторность совершения административного правонарушения, ранее ПАО «МРСК Северо-Запада» было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.32 КоАП Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, и размер штрафа назначен не в максимальном размере и соразмерно совершенному правонарушению. В связи с изложенным, просят жалобу ПАО «МРСК Северо-Запада» оставить без удовлетворения, а постановление о назначении административного наказания и представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, оставить без изменения.
Суд, выслушав представителей ПАО «МРСК Северо-Запада» ФИО4 и Департамента лесного комплекса <адрес> ФИО5, изучив материалы административного дела, доводы жалобы, полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Обстоятельства, выявленного административного правонарушения подтверждаются материалами административного расследования, а именно: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, актом по проведению патрулирования от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей.
Действия ПАО «МРСК Северо-Запада» правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административное наказание назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данного вида административных правонарушений, в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и соразмерно характеру и степени тяжести совершенного административного правонарушения.
В соответствии со статьей 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу ПАО «МРСК Северо-Запада» учтены характер совершенного им административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Оснований для отмены постановления, представления, а также оснований для применения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из обстоятельств дела, не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 30.6-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановление начальника Шекснинского территориального отдела государственного лесничества ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Вологодского областного суда в течение десяти дней со дня его получения.
Судья (подпись) А.В. Денисова
Копия верна.
Судья А.В. Денисова
Секретарь С.В. Орлова