Решение по делу № 2а-805/2022 от 14.06.2022

Решение

Именем Российской Федерации

13 июля 2022 года город Ефремов Тульской области

Ефремовский межрайонный суд Тульской области в составе:

председательствующего Гришина И.В.,

при секретаре судебного заседания Прониной К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-805/2022 по административному исковому заявлению прокурора Каменского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

установил:

и.о. прокурора Каменского района Тульской области Мачалин Д.И., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований указано следующее.

Прокуратурой Каменского района Тульской области осуществлен мониторинг телекоммуникационной сети «Интернет» с целью выявления сайтов, допускающих размещение материалов, распространение которых запрещено на территории РФ. В результате мониторинга сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлена страница сайта <данные изъяты> на которой размещена информация о реализации за плату справок о состоянии здоровья ребенка, отъезжающего в организацию отдыха детей и их оздоровления. Ресурс носит открытый характер, доступ пользователей сети Интернет к нему свободный. Так, с помощью персонального компьютера, на котором установлена операционная система и пакет прикладных программ, осуществлен выход в телекоммуникационную сеть «Интернет» посредством браузера «Yandex» и установленной на персональном компьютере операционной системы WindowsXP. В ходе осмотра в адресную строку браузера вставлена ссылка <данные изъяты>. Вход на указанный сайт свободный, не требует дополнительной регистрации. Информация о данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует. Получение медицинской справки о состоянии здоровья ребенка, отъезжающего в организацию отдыха детей и их оздоровления, возможно исключительно в медицинской организации и с учетом данных из истории развития ребенка, а также сведений о нуждаемости в условиях доступной среды (пандусы, поручни, кресла-коляски, адаптированные лифты и другие), необходимости сопровождения ребенка законным представителем в период пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления, отсутствии контакта с больными инфекционными заболеваниями и отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления. Информация, размещенная на странице по адресу <данные изъяты>, носит противоправный характер, поскольку противоречит целям и задачам действующего законодательства, подрывает основы конституционного строя. По сведениям официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Интернет-ресурс, расположенный по адресу: <данные изъяты>, в Едином реестре доменных имен, указателей страниц, сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено, не значится. Владелец IP-адреса указанной страницы сайта не установлен.

Просит суд: признать информационный материал, размещенный на странице сайта <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено; решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сведений о доменном имени и (или) указателе страницы сайта, в Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Представитель заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по Тульской области в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещен судом надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил. Руководитель Управления Динариева Н.В. представила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.

В соответствии с требованиями ст.150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по Тульской области.

Представитель административного истца – помощник прокурора Каменского района Косинов С.С. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Выслушав позицию по иску представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 3 ст.17 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Частью 1 ст.19 Конституции РФ установлено, что все равны перед законом и судом.

Исходя из содержания ч.4 ст.29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На основании ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно положениям ч.1 ст.265.1 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

В соответствии со статьями 1 и 21 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации является государственным органом, единой Федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно ч.ч.1,3-4 ст.35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

В силу п.1 и п.6 ст.2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации), информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; доступ к информации - возможность получения информации и ее использования.

Как следует из п.4 ст.2 Закона об информации, информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Пунктом 13 ст.2 Закона об информации установлено, что сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

В соответствии с ч.2 ст.5 Закона об информации, информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Частью 1 ст.9 Закона об информации установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч.1 ст.10 Закона об информации, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Исходя из содержания ч.6 ст.10 Закона об информации, запрещено распространение информации, в том числе за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Частью 1 ст.15 Закона об информации установлено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с ч.5 ст.15 Закона об информации, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Частями 1-3 ст.15.1 Закона об информации установлено, что, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании п.2 ч.5 ст.15.1 Закона об информации, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч.2 ст.15.1 Закона об информации.

Частью 1 ст.4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 "О средствах массовой информации" установлено, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 года №834н утверждены унифицированные форм медицинской документации, используемой в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядок по их заполнению.

В соответствии с п.п. 1-3 "Порядка заполнения учетной формы №079/у "Медицинская справка о состоянии здоровья ребенка, отъезжающего в организацию отдыха детей и их оздоровления" (далее - "Порядок заполнения учетной формы №079/у"), являющегося Приложением №18 к Приказу Минздрава России от 15 декабря 2014 года №834н, учетная форма №079/у "Медицинская справка о состоянии здоровья ребенка, отъезжающего в организацию отдыха детей и их оздоровления" (далее - Справка) выдается медицинской организацией (иной организацией), оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях детям (далее - медицинская организация). Справка на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа заполняется врачом и (или) медицинским работником со средним профессиональным образованием после проведения медицинского осмотра ребенка, отъезжающего в организацию отдыха детей и их оздоровления. Справка на бумажном носителе заверяется подписью врача и печатью медицинской организации, на оттиске которой идентифицируется полное наименование медицинской организации.

Пунктом 4.3 "Порядка заполнения учетной формы №079/у" установлено, что в пунктах 6 - 11 Справки указываются сведения из истории развития ребенка (перенесенные детские инфекционные заболевания, проведенные профилактические прививки, диагноз заболевания и код по "Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра", назначенный лечащим врачом режим лечения (диета, прием лекарственных препаратов для медицинского применения и специализированных продуктов лечебного питания), физическое развитие, медицинская группа для занятий физической культурой.

Согласно п.4.4 "Порядка заполнения учетной формы №079/у", в пункты 12 - 15 Справки вносятся сведения о нуждаемости в условиях доступной среды (пандусы, поручни, кресла-коляски, адаптированные лифты и другие), необходимости сопровождения ребенка законным представителем в период пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления, отсутствии контакта с больными инфекционными заболеваниями и отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления.

На основании п.п.4.5-4.6 "Порядка заполнения учетной формы №079/у", в пункте 16 Справки указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) врача, подписавшего Справку. В месте печати (МП) Справки проставляется печать медицинской организации, на оттиске которой идентифицируется полное наименование медицинской организации, указывается дата выдачи Справки.

В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее "Основы охраны здоровья граждан в РФ"), охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Пунктом 10 ст.2 "Основ охраны здоровья граждан в РФ" регламентировано, что медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

В силу п.3 ст.78 "Основ охраны здоровья граждан в РФ", медицинские организации вправе выдавать медицинские заключения, справки.

Ст.324 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, ст.327 УК РФ - за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа

На основании п.5.1.7 "Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 года №228 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций", Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет следующие полномочия по: созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании установлено следующее.

Основанием для обращения прокурора в суд в соответствии со ст.39 КАС РФ, послужило предоставление возможности свободного доступа с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет к находящейся в свободном доступе, на странице в сети «Интернет» по адресу <данные изъяты> информации о продаже Медицинских справок о состоянии здоровья ребенка, отъезжающего в организацию отдыха детей и их оздоровления (формы №079/у).

Анализ приведенных выше правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что для обеспечения конституционных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц прокурор Каменского района Тульской области, на основании ч.3 ст.35 КАС РФ, вправе обратиться в суд с указанным административным исковым заявлением.

Прокуратурой Каменского района Тульской области осуществлен мониторинг телекоммуникационной сети «Интернет» с целью выявления сайтов, допускающих размещение материалов, распространение которых запрещено на территории РФ.

В результате мониторинга сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлена страница сайта <данные изъяты>, на которой размещена информация о реализации за плату справок о состоянии здоровья ребенка, отъезжающего в организацию отдыха детей и их оздоровления.

Ресурс носит открытый характер, доступ пользователей сети Интернет к нему свободный.

С помощью персонального компьютера, на котором установлена операционная система и пакет прикладных программ, осуществлен выход в телекоммуникационную сеть «Интернет» посредством браузера «Yandex» и установленной на персональном компьютере операционной системы WindowsXP.

В ходе осмотра в адресную строку браузера вставлена ссылка <данные изъяты>

Вход на указанный сайт свободный, не требует дополнительной регистрации.

Информация о данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен.

Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.

Информация, размещенная на странице по адресу <данные изъяты> носит противоправный характер, поскольку противоречит целям и задачам действующего законодательства, подрывает основы конституционного строя.

По сведениям официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Интернет-ресурс, расположенный по адресу: <данные изъяты>, в Едином реестре доменных имен, указателей страниц, сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено, не значится. Владелец IP-адреса указанной страницы сайта не установлен.

Указанное подтверждается имеющимися в деле письменными доказательствами.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что предоставление возможности доступа с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет к информации о продаже Медицинских справок о состоянии здоровья ребенка, отъезжающего в организацию отдыха детей и их оздоровления" (формы №079/у), фактически является распространением запрещенной информации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о доказанности тех обстоятельств, что информация, размещенная в информационно-коммуникационной сети Интернет на странице сайта: <данные изъяты>, является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено; таким образом, доступ к информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети Интернет на вышеуказанной странице, должен быть ограничен.

С учетом изложенного суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 179 - 180, 265.5 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Каменского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на странице сайта с адресом: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для включения указанного сайта в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Решение суда подлежит немедленному исполнению путем направления его копии в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ефремовский межрайонный суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Решение суда в окончательной форме изготовлено 13 июля 2022 года.

2а-805/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Каменского района
Ответчики
неустановленное лицо
Другие
Управление Роскомнадзора по Тульской области
Суд
Ефремовский районный суд Тульской области
Судья
Гришин И.В.
Дело на странице суда
efremovsky.tula.sudrf.ru
14.06.2022Регистрация административного искового заявления
14.06.2022Передача материалов судье
15.06.2022Решение вопроса о принятии к производству
15.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.06.2022Предварительное судебное заседание
13.07.2022Судебное заседание
13.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее