Решение
Именем Российской Федерации
13 июля 2022 года город Ефремов Тульской области
Ефремовский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего Гришина И.В.,
при секретаре судебного заседания Прониной К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-805/2022 по административному исковому заявлению прокурора Каменского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
и.о. прокурора Каменского района Тульской области Мачалин Д.И., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
Прокуратурой Каменского района Тульской области осуществлен мониторинг телекоммуникационной сети «Интернет» с целью выявления сайтов, допускающих размещение материалов, распространение которых запрещено на территории РФ. В результате мониторинга сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлена страница сайта <данные изъяты> на которой размещена информация о реализации за плату справок о состоянии здоровья ребенка, отъезжающего в организацию отдыха детей и их оздоровления. Ресурс носит открытый характер, доступ пользователей сети Интернет к нему свободный. Так, с помощью персонального компьютера, на котором установлена операционная система и пакет прикладных программ, осуществлен выход в телекоммуникационную сеть «Интернет» посредством браузера «Yandex» и установленной на персональном компьютере операционной системы WindowsXP. В ходе осмотра в адресную строку браузера вставлена ссылка <данные изъяты>. Вход на указанный сайт свободный, не требует дополнительной регистрации. Информация о данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует. Получение медицинской справки о состоянии здоровья ребенка, отъезжающего в организацию отдыха детей и их оздоровления, возможно исключительно в медицинской организации и с учетом данных из истории развития ребенка, а также сведений о нуждаемости в условиях доступной среды (пандусы, поручни, кресла-коляски, адаптированные лифты и другие), необходимости сопровождения ребенка законным представителем в период пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления, отсутствии контакта с больными инфекционными заболеваниями и отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления. Информация, размещенная на странице по адресу <данные изъяты>, носит противоправный характер, поскольку противоречит целям и задачам действующего законодательства, подрывает основы конституционного строя. По сведениям официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Интернет-ресурс, расположенный по адресу: <данные изъяты>, в Едином реестре доменных имен, указателей страниц, сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено, не значится. Владелец IP-адреса указанной страницы сайта не установлен.
Просит суд: признать информационный материал, размещенный на странице сайта <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено; решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сведений о доменном имени и (или) указателе страницы сайта, в Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Представитель заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по Тульской области в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещен судом надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил. Руководитель Управления Динариева Н.В. представила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.
В соответствии с требованиями ст.150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по Тульской области.
Представитель административного истца – помощник прокурора Каменского района Косинов С.С. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Выслушав позицию по иску представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 3 ст.17 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Частью 1 ст.19 Конституции РФ установлено, что все равны перед законом и судом.
Исходя из содержания ч.4 ст.29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно положениям ч.1 ст.265.1 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В соответствии со статьями 1 и 21 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации является государственным органом, единой Федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно ч.ч.1,3-4 ст.35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу п.1 и п.6 ст.2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации), информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; доступ к информации - возможность получения информации и ее использования.
Как следует из п.4 ст.2 Закона об информации, информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Пунктом 13 ст.2 Закона об информации установлено, что сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
В соответствии с ч.2 ст.5 Закона об информации, информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Частью 1 ст.9 Закона об информации установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч.1 ст.10 Закона об информации, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Исходя из содержания ч.6 ст.10 Закона об информации, запрещено распространение информации, в том числе за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Частью 1 ст.15 Закона об информации установлено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с ч.5 ст.15 Закона об информации, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частями 1-3 ст.15.1 Закона об информации установлено, что, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании п.2 ч.5 ст.15.1 Закона об информации, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч.2 ст.15.1 Закона об информации.
Частью 1 ст.4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 "О средствах массовой информации" установлено, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 года №834н утверждены унифицированные форм медицинской документации, используемой в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядок по их заполнению.
В соответствии с п.п. 1-3 "Порядка заполнения учетной формы №079/у "Медицинская справка о состоянии здоровья ребенка, отъезжающего в организацию отдыха детей и их оздоровления" (далее - "Порядок заполнения учетной формы №079/у"), являющегося Приложением №18 к Приказу Минздрава России от 15 декабря 2014 года №834н, учетная форма №079/у "Медицинская справка о состоянии здоровья ребенка, отъезжающего в организацию отдыха детей и их оздоровления" (далее - Справка) выдается медицинской организацией (иной организацией), оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях детям (далее - медицинская организация). Справка на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа заполняется врачом и (или) медицинским работником со средним профессиональным образованием после проведения медицинского осмотра ребенка, отъезжающего в организацию отдыха детей и их оздоровления. Справка на бумажном носителе заверяется подписью врача и печатью медицинской организации, на оттиске которой идентифицируется полное наименование медицинской организации.
Пунктом 4.3 "Порядка заполнения учетной формы №079/у" установлено, что в пунктах 6 - 11 Справки указываются сведения из истории развития ребенка (перенесенные детские инфекционные заболевания, проведенные профилактические прививки, диагноз заболевания и код по "Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра", назначенный лечащим врачом режим лечения (диета, прием лекарственных препаратов для медицинского применения и специализированных продуктов лечебного питания), физическое развитие, медицинская группа для занятий физической культурой.
Согласно п.4.4 "Порядка заполнения учетной формы №079/у", в пункты 12 - 15 Справки вносятся сведения о нуждаемости в условиях доступной среды (пандусы, поручни, кресла-коляски, адаптированные лифты и другие), необходимости сопровождения ребенка законным представителем в период пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления, отсутствии контакта с больными инфекционными заболеваниями и отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления.
На основании п.п.4.5-4.6 "Порядка заполнения учетной формы №079/у", в пункте 16 Справки указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) врача, подписавшего Справку. В месте печати (МП) Справки проставляется печать медицинской организации, на оттиске которой идентифицируется полное наименование медицинской организации, указывается дата выдачи Справки.
В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее "Основы охраны здоровья граждан в РФ"), охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Пунктом 10 ст.2 "Основ охраны здоровья граждан в РФ" регламентировано, что медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В силу п.3 ст.78 "Основ охраны здоровья граждан в РФ", медицинские организации вправе выдавать медицинские заключения, справки.
Ст.324 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, ст.327 УК РФ - за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа
На основании п.5.1.7 "Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 года №228 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций", Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет следующие полномочия по: созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании установлено следующее.
Основанием для обращения прокурора в суд в соответствии со ст.39 КАС РФ, послужило предоставление возможности свободного доступа с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет к находящейся в свободном доступе, на странице в сети «Интернет» по адресу <данные изъяты> информации о продаже Медицинских справок о состоянии здоровья ребенка, отъезжающего в организацию отдыха детей и их оздоровления (формы №079/у).
Анализ приведенных выше правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что для обеспечения конституционных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц прокурор Каменского района Тульской области, на основании ч.3 ст.35 КАС РФ, вправе обратиться в суд с указанным административным исковым заявлением.
Прокуратурой Каменского района Тульской области осуществлен мониторинг телекоммуникационной сети «Интернет» с целью выявления сайтов, допускающих размещение материалов, распространение которых запрещено на территории РФ.
В результате мониторинга сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлена страница сайта <данные изъяты>, на которой размещена информация о реализации за плату справок о состоянии здоровья ребенка, отъезжающего в организацию отдыха детей и их оздоровления.
Ресурс носит открытый характер, доступ пользователей сети Интернет к нему свободный.
С помощью персонального компьютера, на котором установлена операционная система и пакет прикладных программ, осуществлен выход в телекоммуникационную сеть «Интернет» посредством браузера «Yandex» и установленной на персональном компьютере операционной системы WindowsXP.
В ходе осмотра в адресную строку браузера вставлена ссылка <данные изъяты>
Вход на указанный сайт свободный, не требует дополнительной регистрации.
Информация о данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен.
Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.
Информация, размещенная на странице по адресу <данные изъяты> носит противоправный характер, поскольку противоречит целям и задачам действующего законодательства, подрывает основы конституционного строя.
По сведениям официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Интернет-ресурс, расположенный по адресу: <данные изъяты>, в Едином реестре доменных имен, указателей страниц, сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено, не значится. Владелец IP-адреса указанной страницы сайта не установлен.
Указанное подтверждается имеющимися в деле письменными доказательствами.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что предоставление возможности доступа с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет к информации о продаже Медицинских справок о состоянии здоровья ребенка, отъезжающего в организацию отдыха детей и их оздоровления" (формы №079/у), фактически является распространением запрещенной информации.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о доказанности тех обстоятельств, что информация, размещенная в информационно-коммуникационной сети Интернет на странице сайта: <данные изъяты>, является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено; таким образом, доступ к информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети Интернет на вышеуказанной странице, должен быть ограничен.
С учетом изложенного суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 179 - 180, 265.5 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Каменского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на странице сайта с адресом: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение является основанием для включения указанного сайта в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Решение суда подлежит немедленному исполнению путем направления его копии в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ефремовский межрайонный суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Решение суда в окончательной форме изготовлено 13 июля 2022 года.