Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 июля 2012г.
ст. Егорлыкская Ростовская область
Егорлыкский районный суд Ростовской области в составе:
Председательствующего судьи Поповой О.М.
При секретаре Трегубовой И.В.
С участием прокурора Бочаровой Е.В.
Представителей:
Ответчика- Администрации Егорлыкского района Ростовской области - Шпигорь В.С.
Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации Егорлыкского сельского поселения Ростовской области- Приходько А.Г.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Егорлыкского района Ростовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Егорлыкского района Ростовской области об обязании в срок до 01.01.2013г. отремонтировать выбоины на <адрес> и нанести дорожную разметку 1.14.1 « Зебра» возле МБОУ Егорлыкская СОШ № по <адрес>, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации Егорлыкского сельского поселения Ростовской области,
Установил:
Прокурор Егорлыкского района Ростовской области обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к администрации Егорлыкского района об обзязании в срок до 01.01.2013 г. отремонтировать выбоины на дороге по <адрес> напротив домов №, №, № и нанести дорожную разметку 1.14.1 «Зебра» возле МБОУ Егорлыкская СОШ № по <адрес>
В обоснование иска указывалось на то, что прокуратурой Егорлыкского района Ростовской области была проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего безопасность дорожного движения на территории Егорлыкского района, в ходе которой установлены нарушения п. 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 на дороге напротив домов №, №, № по <адрес> имеются выбоины на асфальтом покрытии общей площадью -10 кв.м. Кроме того, напротив МБОУ Егорлыкская СОШ № по <адрес> <адрес> отсутствует разметка 1.14.1 « Зебра», что является нарушением п. 6.2.17 ГОСТ Р 52228-2004.
Определением Егорлыкского районного суда от 02.05.2012г. в качестве соответчика была привлечена Администрация Егорлыкского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области (л.д.19).
Впоследствии прокурор подавал заявления об уточнении исковых требований.
В заявлении от 2.07.2012г. прокурор уточнил требования и просил суд обязать администрацию Егорлыкского района в срок до 01.01.2013г: отремонтировать имеющиеся выбоины на асфальтовом покрытии напротив домов №, №, № по <адрес>, общей площадью 10 кв.м., глубиной более 5 см и длиной более 15 см.; нанести дорожную разметку 1.14.1 «Зебра» возле МБОУ Егорлыкская СОШ № по <адрес>.
Определением Егорлыкского районного суда от 02.07.2012г. Администрация Егорлыкского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области была исключена из числа ответчиков и привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Прокурор Бочарова Е.В. уточненные исковые требования поддержала и суду пояснила, что прокуратурой Егорлыкского района совместно с ОГИБДД отдела МВД России по Егорлыкскому району проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на территории Егорлыкского район. На <адрес> были установлены нарушения ГОСТа по содержанию дороги: напротив домов №, №, № имеются многочисленные выбоины, возле СОШ № не нанесена дорожная разметка «Зебра». Дорога находится в собственности администрации Егорлыкского района и не передана в собственность поселения. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации Егорлыкского района - Шпигорь В.С., действующая на основании доверенности (л.д. 18), иск не признала и суду пояснила, что согласно ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность на внутрипоселенческих дорогах отнесена к полномочиям администраций сельских поселений. Спорная дорога находится в казне Егорлыкского района, но на балансе администрации она не значиться, ни за кем не закреплена. Поэтому они тратить денежные средства на ее ремонт не могут. Считает, что содержать и ремонтировать данную дорогу должна Администрация Егорлыкского сельского поселения. Просила в иске отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации Егорлыкского сельского поселения - Приходько А.Г., действующий на основании доверенности (л.д. 25), суду пояснил, что автомобильная дорога по <адрес> не является собственностью Егорлыкского сельского поселения, а является собственностью Егорлыкского района. Полагает, что иск подлежит удовлетворению и все нарушения в содержании дороги необходимо устранить.
Выслушав прокурора, представителей истца и третьего лица, исследовав письменные доказательства, и, дав оценку по делу всем доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями от 13 мая, 22, 23 июля, 3 декабря 2008 г.) действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке и в предусмотренных федеральным законом случаях в административном порядке.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Поскольку граждане в соответствии с законодательством обладают правом на безопасные условия движения по дорогам, прокурор, осуществляющий надзор в сфере законодательства, вправе был обратиться в суд с данным заявлением в интересах неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 45 ГПК РФ.
Судом установлено, что автомобильная дорога, расположенная по <адрес> значится в казне муниципального образования «Егорлыкский район». Это подтверждено:
- объяснением сторон,
- объяснениями представителя Администрации Егорлыкского сельского поселения,
- информацией заместителя главы администрации Егорлыкского района № 752/04-12 от 10.04.2012 г. (л.д. 4-5),
- перечнем автомобильных дорог, состоящих на балансе Егорлыкского района и значащихся в казне муниципального образования «Егорлыкский район» (л.д. 6-7),
- Постановлением Администрации Ростовской области от 30.12.2004г. №525 « О передаче автомобильных дорог общего пользования из государственной собственности Ростовской области в муниципальную собственность городов и районов области»(л.д.46),
- Актом приемки-передачи основных средств от 1.01.2005г., подписанным Главой Администрации Егорлыкского района Ростовской области (л.д.47)( согласно которому спорная дорога по <адрес> 1600 м.- указана как подъезд от магистрали « Дон»- <адрес> к ст. <адрес> ),
- Решением Собрания депутатов Егорлыкского района Ростовской области от 23 мая 2008г. №32 « О передаче имущества из муниципальной собственности муниципального образования « Егорлыкский район» в муниципальную собственность сельских поселений, входящих в состав муниципального района»,
- Решением Собрания депутатов Егорлыкского района Ростовской области от 28 апреля 2011 №70 об отмене решения Собрания депутатов Егорлыкского района Ростовской области от 23 мая 2008г. №32 « О передаче имущества из муниципальной собственности муниципального образования « Егорлыкский район» в муниципальную собственность сельских поселений, входящих в состав муниципального района».
- выпиской из реестра объектов муниципальной собственности Администрации Егорлыкского сельского поселения от 5.05.2012г. о том, что автомобильная дорога, расположенная по <адрес> не является собственностью Егорлыкского сельского поселения, в реестре муниципальной собственности не числится (л.д.24).
Судом установлено, что 11 апреля 2012г. комиссией с участием помощника прокурора Егорлыкского района, инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Егорлыкскому району была проведена проверка указанной дороги, в результате которой установлено ее несоответствие требованиям безопасности дорожного движения, а также требованиям ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно имеются выбоины на асфальтовом покрытии напротив домов №, №, №, № общей площадью 10 кв. м.,глубиной более 5 см, длиной более 15 см., а также отсутствует дорожная разметка 1.14.1 «Зебра» напротив МБОУ Егорлыкская СОШ № <адрес>, что является нарушением п. 6.2.17 ГОСТ Р 52228-2004.(л.д.7-8).
В соответствии с положениями ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года N 221, и введенного в действие 01.07.1994 года, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью; предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см; обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см; возвышение обочины (разделительной полосы) над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.
Факт ненадлежащего состояния дороги и наличие установленных в ходе проверки недостатков ответчиком не оспаривался.
Администрацией МО " Егорлыкский район" оспаривалась возможность несения бремени содержания недвижимого имущества - автодороги, которая является внутри поселковой и должна находится в собственности муниципального образования- Егорлыкское сельское поселение.
Суд признает данные доводы необоснованными в силу следующего:
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 6.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района ; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 11 ст. 13 Федерального закона от 8.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: ремонт содержание автомобильных дорог местного значения.
Статьей 3 Устава МО "Егорлыкский район", принятого решением Собрания депутатов Егорлыкского района от 09.06..2009 года N 40, к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе : владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Егорлыкского района; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных населённых пунктов в границах муниципального района, при осуществлении дорожной деятельности, включая участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожного травматизма на территории муниципального района.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (часть 2 статьи 12 Закона).
Согласно пунктами 9 и 10 статьи 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" автомобильные дороги могут находится в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, а также собственности физических или юридических лиц.
В ст. 3 того же Закона даны основные понятия в частности: автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации; пользователи автомобильными дорогами - физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации только собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Суд обращает внимание, что ни Постановление Администрации Ростовской области от 30.12.2004г., ни решение Собрание депутатов Егорлыкского района от 28 апреля 2011г. №70, согласно которым спорная дорога должна находится в муниципальной собственности Егорлыкского района, никем не оспорены и не отменены.
В соответствии с положениями статей 15, 17 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Суд считает, что администрация Егорлыкского района Ростовской области, являясь исполнительным органом местного самоуправления и собственником дороги общего пользования- по <адрес>, обязана содержать автомобильную дорогу в соответствии с требованиями технических регламентов.
Техническим регламентом является Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г, N 221),
В соответствии со ст. 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся: установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.
Статья 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Таким образом, исковые требования прокурора Егорлыкского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Егорлыкского района об обзязании в срок до 01.01.2013 г. отремонтировать выбоины на <адрес> и нанести дорожную разметку 1.14.1 «Зебра» возле МБОУ Егорлыская СОШ № являются обоснованными, доказанными исследованными судом доказательствами и подлежат удовлетворению в силу п. 5 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.4 ст. 6, ст.ст. 12, 21 ч.1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ст. 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 9 и 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.4.2 «Порядка разработки и утверждении проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах», утвержденному Федеральным дорожным агентством 07.08.2006 г. № 01-29/5313 и МВД РФ 02.08.2006 г. № 13/6-3853, ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Прокурор Егорлыкского района при подаче иска на основании определения Егорлыкского районного суда от 20.04.2012 г. был освобожден от уплаты государственной пошлины (л.д. 10).
Согласно п. 19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 г. № 374) органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
При таких обстоятельствах судебные расходы по настоящему делу не подлежат взысканию в силу ч. 4 ст. 103 ГПК РФ и ответчик - администрация Егорлыкского района Ростовской области подлежит освобождению от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Егорлыкского района Ростовской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Егорлыкского района Ростовской области в срок до 01.01.2013г. отремонтировать имеющиеся выбоины на асфальтном покрытии дороги по <адрес> напротив домов № №, № общей площадью 10 кв.м., нанести дорожную разметку 1.14.1 « Зебра» возле МБОУ Егорлыкская СОШ № по <адрес>.
Освободить Администрация Егорлыкского района от уплаты госпошлины по делу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Егорлыкский райсуд в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 06.07.2012г.
Судья