Решение по делу № 2а-182/2019 от 19.12.2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 января 2019 года г. Миллерово

Ростовской области

Миллеровский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Мишель Г.Б.

при секретаре судебного заседания Серединой Н.Н.,

с участием административного истца Келеберда Н.Г.,

представителя административного ответчика Ковалевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Келеберда Надежды Григорьевны к МУ «Управление образования Миллеровского района» о признании незаконным и необоснованным заключения органа опеки и попечительства о невозможности гражданина быть опекуном,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Келеберда Надежда Григорьевна обратилась в Миллеровский районный суд Ростовской области с административным исковым заявлением к МУ «Управление образования Миллеровского района» о признании незаконным и необоснованным заключения органа опеки и попечительства о невозможности гражданина быть опекуном.

В обоснование административного искового заявления указано, что она, Келеберда Н.Г., обратилась в органы опеки и попечительства с заявлением гражданина, выразившего желание стать опекуном несовершеннолетних детей. В связи с ее обращением о признании права быть опекуном, дано заключение органа опеки и попечительства администрации <адрес> от 14.11.2018 года о невозможности быть опекуном.

С данным заключением административный истец не согласна по следующим основаниям. Во-первых, как указано в заключении первая причина отказа это то, что ее доход состоит из вознаграждения, которое составление 13 642 рубля в месяц, в то время как в действительности это вознаграждение составляет 15 908 рублей, что подтверждается справкой, выданной в Управлении образования. Согласно Постановлению Правительства Ростовской области от 01.11.2018 года № 684 прожиточный минимум на душу населения установлен в размере 9 671 рубль, соответственно ее доход выше установленного прожиточного минимума, так же на каждого подопечного ребенка есть свой доход в размере 9 836 рублей в месяц. Кроме того, до момента принятия всех ее приемных детей, истец работала и имеет собственные сбережения.

Во-вторых, органы опеки, отказывая в принятии приемных детей, ссылаются на то, что Постановлением Администрации Миллеровского района от 14.06.2018 года , она отстранена от обязанностей опекуна в отношении двух несовершеннолетних детей, не указывая причину ее отказа. Административный истец указывает, что она действительно обращалась с заявлением в органы опеки и попечительства о возможности быть опекуном, ей было выдано такое разрешение в отношении трех детей. Однако при знакомстве с детьми выяснилось, что двое старших детей имеют инфекционное заболевание и находятся на лечении в санатории <данные изъяты>. Лечебный профиль данного санатория - это лечение детского туберкулеза. Узнав об этом, она решилась на отказ от этих детей, так как у нее воспитываются еще приемные дети, принятие в семью инфекционных детей повлекло бы за собой заболевание других ее здоровых детей и ее в том числе.

В-третьих, отказывая административному истцу, органы опеки ссылаются на п.3 ст. 146 СК РФ, согласно которому не назначаются опекунами лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекуна. Однако Конституционный суд РФ в определении от 05.02.2015 года № 227-О, разъяснил смысл данной правовой нормы, согласно которому положение пункта 3 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации, подлежащее применению в системной связи со статьями 19 и 38 Конституции Российской Федерации, а также с положениями статьи 1, пункта 2 статьи 7, пункта 2 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 35 ГК Российской Федерации, не может рассматриваться как препятствующее суду при решении вопроса о возможности назначения опекуном (попечителем) ребенка конкретного лица, в том числе формально относящегося к категории лиц, ранее отстраненных от выполнения обязанностей опекунов (попечителей).

Административный истец считает, что заключение органа опеки и попечительства, выданное ей, противоречит действительности: в заключении говорится о невозможности Келеберда Н.Г. быть опекуном, но она на данный момент является опекуном пятерых несовершеннолетних детей. Она дает ее подопечным детям родительскую ласку и тепло, обеспечивает их образованием и семейным воспитанием, заботится об их здоровье и, взвешивая свои физические, духовные и нравственные силы считает себя способной взять на воспитание еще четырех детей.

Так же в заключении органа опеки и попечительства неверно указаны квадратные метры ее жилого дома, в котором она проживает с детьми – 70 кв.м. В то время как в экспликации к поэтажному плану жилого дома, находящемся по адресу: <адрес>, общая площадь жилого дома составляет 169,6 кв.м.

В связи с чем, административный истец просила суд: признать незаконным и необоснованным заключение органа опеки и попечительства от 14.11.2018 года, выданное Келеберда Н.Г.

Административный истец Келеберда Н.Г. в судебном заседании административное исковое заявление поддержала в полном объеме, просила его удовлетворить, пояснения дала в рамках заявления.

Представитель административного ответчика Ковалева Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления Келеберда Н.Г., считая выданное заключение органа опеки и попечительства от 14.11.2018 года законным и обоснованным. Кроме того, указала, что в данном заключении органа опеки и попечительства нет ссылок на то, что кандидат не может предоставить подопечным надлежащие условия проживания. Актом жилищно-бытовых условий установлено, что условия проживания признаны удовлетворительными для проживания в указанном жилом помещении. Согласно Постановлению Правительства Ростовской области от 01.11.2018 № 684 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ростовской области за III квартал 2018 года» установлен прожиточный минимум в расчете на душу населения в размере 9 671 рублей. Таким образом, доход Келеберда Н.Г. в размере 13 624 рубля в месяц не позволяет принять в свою семью приемных детей. Так же причиной невозможности Келеберда Н.Г. быть кандидатом в опекуны четверых разнополых детей в возрасте от 0 до 6 лет являлось, в том числе, то обстоятельство, что Келеберда Надежда Григорьевна Постановлениями <адрес> от 14.06.2018 , отстранена от обязанностей опекуна в отношении двоих подопечных детей. Причиной отстранения от обязанностей являлся отказ забрать несовершеннолетних из медицинского учреждения, тем самым она нарушила права и законные интересы подопечных детей, опекуном не исполнялись возложенные обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних подопечных. Опекун была ознакомлена с медицинскими диагнозами детей, добровольно написала заявление о назначении ее опекуном и об ознакомлении с медицинскими диагнозами, неоднократно была уведомлена о необходимости забрать подопечных из медицинского учреждения. В личных делах детей тоже сеть сведения о том, что Надежда Григорьевна была уведомлена о том, что необходимо забирать детей из детского санатория <данные изъяты> О заболеваниях детей Надежда Григорьевна знала, в личных делах детей есть медицинские диагнозы. Когда из <данные изъяты> позвонили и сказали что необходимо забирать детей, то Надежда Григорьевна сказала, что детей забирать не будет. Когда в феврале 2018 года Келеберда Н.Г. ездила <данные изъяты> и узнала особенности заболевания детей, она могла отменить опеку, но она этого не сделала.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Законом предусмотрена обязанность государства осуществлять защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, посредством принятия мер по установлению над ними опеки, в том числе в связи со смертью родителей и уклонением родителей от воспитания детей.

Статья 31 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что опека и попечительства над несовершеннолетними устанавливается в целях их воспитания. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливается при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Согласно ч.3 ст.8 Федерального закона от 24.04.2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее - Закон) по вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.

В силу п.1 ст. 145 СК РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п.1 ст. 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их нрав и интересов.

В соответствии с ч.1 ст.146 СК РФ опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами попечителями лица, лишенные родительских прав; лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности; лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления.

Согласно ч.2 ст.146 СК РФ при назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

В силу ч.3 ст. 146 СК РФ не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, страдающие заболеваниями, при наличии которых лицо не может принять ребенка под опеку, попечительство, взять его в приемную или патронатную семью (пункт 1 статьи 127 настоящего Кодекса).

В соответствии с ч.2 п.1 ст.153 СК РФ подбор и подготовка приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства при соблюдении требований, установленных ГК РФ, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», а также ст. 146 СК РФ.

Порядок установления опеки и попечительства определяется Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

В силу п. 10 ч.1 ст.8 Закона к полномочиям органов опеки и попечительства относится в том числе, подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах.

Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 года №423 утверждены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее по тексту Правила)

В целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановка его на учет орган опеки и попечительства в силу п.8 Правил, производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных ГК РФ и СК РФ обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.

При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения сложившиеся между членами семьи заявителя.

Таким образом, исходя из анализа приведенного законодательства, следует, что орган опеки и попечительства при решении вопроса о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) обязан установить наличие (отсутствие) обстоятельств, препятствующих гражданину выполнять указанные обязанности в силу прямого запрета, установленного нормами Гражданского и Семейного кодексов РФ. И при их отсутствии проанализировать предоставленные им гражданином и подтвержденные документально сведения о себе, своей семье, материальных и бытовых условиях жизни, которые позволили бы органам опеки и попечительства сделать заключение о возможности или невозможности гражданина быть опекуном.

В соответствии с п. 9 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», орган опеки и попечительства в течение 10 дней со дня представления документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, на основании указанных документов и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.

Решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, а о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном - в форме заключения.

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации <адрес> от 14.02.2018 года (л.д.49-50) Келеберда Н.Г. назначена опекуном, исполняющим свои обязанности возмездно, в отношении несовершеннолетнего ФИО10

Постановлением Администрации <адрес> от 16.02.2018 года (л.д.51-52) Келеберда Н.Г. назначена опекуном, исполняющим свои обязанности возмездно, в отношении несовершеннолетнего ФИО9

Своим заявлением начальнику Управления образования <адрес> Келеберда Н.Г. подтвердила, что ознакомлена с медицинскими диагнозами детей: ФИО9, и ФИО10, ФИО8 (л.д.33).

Из письма <данные изъяты> от 28.04.2018 года (л.д.47) следует, что несовершеннолетний ФИО9 закончил курс лечения и в настоящее время подлежит выписке, ФИО10 заканчивает курс лечения ориентировочно в конце мая 2018 года, после чего так же подлежит выписке. Приемный родитель несовершеннолетних Келеберда Н.Г. один раз приезжала к детям в январе 2018 года с целью знакомства. Заведующая отделением информировала Келеберда Н.Г. в телефонном режиме о выписке ФИО9 Однако приемная мать ответила, что у нее нет времени и возможности забрать ребенка из санатория.

Письмом МУ «Управление образования Миллеровского района» от 10.05.2018 года (л.д.39) Келеберда Н.Г. была уведомлена об окончании лечения ее подопечного ФИО9 и необходимости забрать ребенка для воспитания в свою приемную семью.

Согласно письму <данные изъяты> от 23.05.2018 года (л.д.40), приемный родитель Келеберда Н.Г. детей ФИО10 и ФИО11 в период с 28.04.2018 по настоящее время не навещала. Их здоровьем не интересовалась. Одеждой, обувью, предметами первой необходимости не снабжала.

Согласно подп.1 и 2 п.1 ст.7 Федерального закона № 48-ФЗ от 24.04.2008г. «Об опеки и попечительства» основными задачами органов опеки и попечительства являются, в том числе, защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, и граждан, находящихся под опекой и попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане.

Функция надзора органа опеки и попечительства за деятельностью опекунов и попечителей закреплена также в подпункте 4 пункта 1 статьи 8 и ст.24 данного Закона.

В соответствии с ч.1 ст.15 Закона права и обязанности опекунов и попечителей определяются гражданским законодательством. Права и обязанности опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных определяются семейным законодательством.

Статьей 36 ГК РФ предусмотрено, что опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы, заботиться об их обучении и воспитании.

Согласно ст.148.1 СК РФ опекун имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка.

Пункт 3 статьи 39 ГК РФ закрепляет общее основание для отстранения опекуна от исполнения обязанностей – ненадлежащее исполнение опекуном лежащих на нем обязанностей.

В силу ч.5 ст.29 Закона орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна от исполнения возложенных на него обязанностей, что допустимо в случаях, в том числе, ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей.

Согласно ч.7 ст.29 Закона акт органа опеки и попечительства об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо их отстранение от исполнения возложенных обязанностей может быть оспорен лицом, в отношении которого он принят, в судебном порядке.

Постановлениями Администрации <адрес> от 14.06.2018 года (л.д.17), (л.д.32), Келеберда Надежда Григорьевна была отстранена от обязанностей опекуна в отношении несовершеннолетних детей ФИО9 и ФИО10

Указанные постановления обжалованы не были. Причиной отстранения от обязанностей являлся отказ забирать несовершеннолетних детей из медицинского учреждения, тем самым Келеберда Н.Г. нарушила права и законные интересы подопечных детей, ею не исполнялись возложенные на нее обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних подопечных.

В последующем, после обращения Келеберда Н.Г. в органы опеки и попечительства с заявлением гражданина, выразившего желание стать опекуном несовершеннолетних детей, 14.11.2018 года начальником МУ «Управление образования Миллеровского района» на основании представленных заявителем документов, акта обследования, дано заключение органа опеки и попечительства , выданное по месту жительства гражданина о невозможности гражданина быть опекуном (л.д.14), со ссылкой на указанные постановления Администрации <адрес> от 14.06.2018 года , . В связи с чем, с учетом положений п. 3 ст. 146 СК РФ, МУ «Управление образования Миллеровского района» считает, что Келеберда Н.Г, не может быть кандидатом в опекуны четверых разнополых детей в возрасте от 0 до 6 лет.

Кроме того, в соответствии с правилами подбора и учета граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 года № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних», кандидат в опекуны предоставляет в орган опеки пакет документов, включающий в себя справку о доходах за последние 12 месяцев, доход считается достаточным, если он равен или превышает прожиточный минимум, установленный в Ростовской области, из расчета на всех членов семьи, включая принимаемого в семью на воспитание ребенка.

Согласно Постановлению Правительства Ростовской области от 01.11.2018 № 684 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ростовской области за III квартал 2018 года» установлен прожиточный минимум в расчете на душу населения в размере 9 671 рублей.

Представленный стороной административного истца в суд размер среднемесячного заработка в сумме 16 064,87 рублей, подтвержденный справкой МУ «Управление образования Миллеровского района» от 18.12.2018 года (л.д.16), также не позволяет Келеберда Н.Г. принять в свою семью приемных детей.

С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь положениями приведенных выше норм права, суд приходит к выводу о законности принятого органом опеки и попечительства решения, сделанным на основе норм действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

                        

РЕШИЛ :

В удовлетворении административного искового заявления Келеберда Надежды Григорьевны к МУ «Управление образования Миллеровского района» о признании незаконным и необоснованным заключения органа опеки и попечительства о невозможности гражданина быть опекуном - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Миллеровский районный суд в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме будет изготовлено 21.01.2019 года, после чего может быть получено сторонами

Судья Миллеровского районного суда

Ростовской области Г.Б. Мишель

Решение в окончательной форме

изготовлено 21.01.2019 года.

2а-182/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Келеберда Надежда Григорьевна
Ответчики
МУ "Управление образования Миллеровского района"
Суд
Миллеровский районный суд Ростовской области
Дело на сайте суда
millerovsky.ros.sudrf.ru
19.12.2018Регистрация административного искового заявления
21.12.2018Передача материалов судье
21.12.2018Решение вопроса о принятии к производству
28.12.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2019Подготовка дела (собеседование)
09.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2019Судебное заседание
21.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2020Регистрация административного искового заявления
16.03.2020Передача материалов судье
16.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2020Подготовка дела (собеседование)
16.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2020Судебное заседание
16.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2020Дело оформлено
16.03.2020Дело передано в архив
16.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее