Решение по делу № 33а-2239/2017 от 21.06.2017

Дело № 33а-2239/2017                              Председательствующий в первой

Категория 098а инстанции Артамонова Т.А.

                                 докладчик в апелляционной

инстанции Дудкина Т.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 августа 2017 года      г. Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

Председательствующего:             Дудкиной Т.Н.,

судей:                         Кожевникова И.В., Кондрак Н.И.

при секретаре:                      Кондратовой Е.В.

при участии:

представителей административного истца ФИО1, ФИО2,

представителя административного ответчика ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гаражно-строительного кооператива «Восточный» к Правительству Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя об установлении кадастровой стоимости земельного участка, по апелляционной жалобе Гаражно-строительного кооператива «Восточный» на решение Севастопольского городского суда от 17 мая 2017 года.

Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н.,     выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Гаражно-строительный кооператив «Восточный» обратился с административным исковым заявлением к Правительству Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 84 673,00 кв. м. с кадастровым номером по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.12.2016 г. в размере 61 981 000 руб.

Требования мотивированы тем, что у административного истца указанный земельный участок находится в постоянном бессрочном пользовании. В полученном истцом кадастровом паспорте от 16.12.2016 г. в отношении спорного земельного участка указана его кадастровая стоимость в размере 213 916 173,74 руб. Административный истец не согласен с такой стоимостью, считает ее завышенной и не соответствующей рыночной стоимости земельного участка, которая по состоянию на 06.12.2016 г. составляет 61 981 000 руб.

Значительная разница между кадастровой и рыночной стоимостью отражается на сумме земельного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости. Полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.

Решением Севастопольского городского суда от 17 мая 2017 года в удовлетворении административного искового заявления Гаражно-строительного кооператива «Восточный» к Правительству Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя об установлении кадастровой стоимости земельного участка, взыскании судебных расходов, - отказано.

На данное решение представителем административного истца подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене состоявшегося решения, принятие нового об удовлетворении иска.

Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Апеллянт указывает, что с 2011 года в городе Севастополе ни нормативная цена земли ни ее кадастровая стоимость не изменялись и не рассчитывались как того требует Федеральный закон от 29.07.1998 г. №135-ФЗ и от 03.07.2016 г. №237-ФЗ; Постановлением Правительства Севастополя №515 нормативная цена земли не утверждалась, а только пересчитывалась. Ссылается на положения статьи 66 Земельного кодекса РФ о не превышении кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, а также о законодательно предусмотренной возможности оспаривания кадастровой стоимости. Полагает, что положения ч.3 ст.10 Закона Севастополя № 46-ЗС и внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о нормативной цене земельного участка как о кадастровой стоимости, позволяют оспаривать ее как кадастровую стоимость согласно положений Федеральных законов «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и «О государственной кадастровой оценке».

В судебном заседании представители административного истца апелляционную жалобу поддержали, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в ней.

Представитель Правительства Севастополя в удовлетворении апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя явку представителя не обеспечило, будучи надлежаще извещенным о месте и времени судебного заседания, однако его неявка не препятствует рассмотрению дела.

Заслушав судью-докладчика, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, у ГСК «Восточный» на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации Совета народных депутатов № 1901-р от 05.10.1998 г. находится на праве постоянного пользования земельный участок площадью 84 673,00 кв. м. с кадастровым номером по адресу: <адрес>, для обслуживания гаражей, что подтверждается государственным актом серии I-КМ от 04.01.1999 г. (л.д. 7-12).

Согласно кадастровому паспорту от 16.12.2016 г. и выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 09.03.2017 г. в отношении спорного земельного участка его кадастровая стоимость указана в размере 213 916 173,74 руб. (л.д. 6,22).

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия для этого правовых оснований, указав, что кадастровая стоимость земельных участков на территории города Севастополя не утверждена, правовое регулирование налогообложения и арендной платы земельных участков осуществляется на основании нормативной цены земли, установленной в отношении земельных участков нормативным правым актом правительства Севастополя, при этом, указание в выписке из ЕГРН нормативной цены земли в качестве кадастровой стоимости не свидетельствует о безусловном ее отнесении к кадастровой по своей сути.

    Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции исходя из следующего.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Положения пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусматривают, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Вместе с тем, пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действующей до 01.03.2015 г.), в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, применяется нормативная цена земли.

Понятие нормативной цены земли приведено в Законе Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю", согласно которому нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости (статья 25). Этой же нормой установлено, что порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 15 марта 1997 года № 319 «О порядке определения нормативной цены земли», согласно которому нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству (пункт 1).

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 6-ФКЗ) до 01 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Статьей 10 Закона N 46-ЗС установлено, что порядок определения нормативной цены земли в отношении земельных участков устанавливается Правительством Севастополя. При этом в силу положений части 1 статьи 10 Закона города Севастополя N 46-ЗС в редакции, действующей до 28 октября 2016 г., для целей налогообложения и определения размера арендной платы применяется нормативная денежная оценка земель, установленная на территории города Севастополя до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ.

В силу части 3 названной статьи до утверждения результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков вносятся сведения о нормативной цене земли, определенной в отношении соответствующих земельных участков.

Нормативная цена земли на территории города федерального значения Севастополя установлена Постановлением Правительства Севастополя от 28.11.2014 г. № 515 «Об утверждении нормативной цены земли».

    Из системного анализа указанных законоположений и установленных обстоятельств следует, что до настоящего времени на территории города Севастополя не утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, плата за землю исчисляется исходя из нормативной цены земли, установленной нормативным правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, то есть способом отличным от определения кадастровой стоимости земельного участка (устанавливается на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в результате проведения государственной кадастровой оценки), а потому, основания определения кадастровой стоимости равной рыночной стоимости отсутствуют, о чем верно указал суд первой инстанции.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что внесение в Единый государственный реестр недвижимости и кадастровый паспорт земельного участка, находящегося в пользовании истца, суммы 213 916 173,74 руб. в качестве кадастровой стоимости не свидетельствует о том, что указанная стоимость является кадастровой по своей сути, поскольку в части 3 статьи 10 Закона № 46-ЗС прямо указано, что до утверждения результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков вносятся сведения о нормативной цене земли, определенной в отношении соответствующих земельных участков.

Таким образом, выводы суда первой инстанции доводами жалобы не опровергаются, выводы основаны на правильно установленных обстоятельствах, имеющих юридическое значение для дела, решение принято с соблюдением материальных и процессуальных норм права.

Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

    

Решение Севастопольского городского суда от 17 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гаражно-строительного кооператива «Восточный» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-2239/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Дудкина Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
15.08.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее