№7-68/2023
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань 07 апреля 2023 года
Судья Астраханского областного суда Берстнева Н.Н., при помощнике судьи Салиховой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Половинкиной Н.А. по доверенности Овчинникова И.В. на решение судьи Ленинского районного суда города Астрахани от 23 января 2023 года, вынесенное по жалобе Половинкиной Н.А. на постановление начальника юридического отдела УФК по Астраханской области Жуйковой А.Э. о привлечении заместителя начальника УФСИН России по Астраханской области Половинкиной Н.А. к административной ответственности по части 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника юридического отдела УФК по Астраханской области Жуйковой А.Э. № от 2 ноября 2022 года заместитель начальника УФСИН России по Астраханской области Половинкина Н.А. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда города Астрахани от 23 января 2023 года постановление начальника юридического отдела УФК по Астраханской области Жуйковой А.Э№ от 2 ноября 2022 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Астраханский областной суд, представитель Половинкиной Н.А. по доверенности Овчинников И.В. просит об отмене указанного постановления должностного лица административного органа и решения судьи, ссылаясь на их необоснованность и незаконность.
На заседание суда второй инстанции начальник юридического отдела УФК по Астраханской области Жуйкова А.Э., заместитель начальника УФСИН России по Астраханской области Половинкина Н.А. не явились, просили рассмотреть жалобу в их отсутствие, в связи с чем препятствий для рассмотрения дела в их отсутствии не имеется.
Доложив дело и жалобу, выслушав защитников Половинкиной Н.А. по доверенности Овчинникова И.В. и Павлишину А.А., поддержавших доводы жалобы, исследовав материалы дела и дополнительные доказательства, суд второй инстанции приходит к следующему выводу.
Установлено, что поводом к возбуждению в отношении заместителя начальника УФСИН России по Астраханской области Половинкиной Н.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило то, что Половинкина Н.А., курирующая отделение тылового обеспечения, отдел капитального строительства и ремонта, финансово-экономический отдел УФСИН России по Астраханской области, допустила нарушение более чем на 10 рабочих дней установленных сроков постановки на учет бюджетного обязательства, возникшего у УФСИН России по Астраханской области при заключении 18 июня 2021 года с обществом с ограниченной ответственностью «А.С.К.» контракта на оказание услуг по ремонту компьютерной техники №, поскольку бюджетное обязательство в информационной системе УФК по Астраханской области сформировано только 29 июля 2021 года, в результате чего указанное бюджетное обязательство поставлено на учет 29 июля 2021 года.
Признавая заместителя начальника УФСИН России по Астраханской области Половинкину Н.А. виновной в совершении административного правонарушения, начальник юридического отдела УФК по Астраханской области исходил из того, что сведения о бюджетном обязательстве, возникшем у УФСИН России по Астраханской области при заключении договора от 18 июня 2021 года, в силу положений подпункта «б» пункта 8 Порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного Приказом Минфина России от 30 октября 2020 года № 258н, должны быть сформированы получателем средств федерального бюджета не позднее трех рабочих дней, следующих за днем заключения указанного договора, то есть не позднее 23 июня 2021 года. В нарушение названных нормативных требований сведения о бюджетном обязательстве окончательно сформированы бюджетополучателем 29 июля 2021 года, в результате чего бюджетное обязательство поставлено на учет 29 июля 2021 года, то есть с нарушением более чем на 10 рабочих дней получателем бюджетных средств установленных сроков постановки на учет бюджетного обязательства, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определяя, что лицом, виновным в нарушении установленных Порядком учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства, утвержденным Приказом Минфина России от 30 октября 2020 года №258н, сроков постановки на учет бюджетного обязательства, возникшего у УФСИН России по Астраханской области 18 июня 2021 года, является заместитель начальника УФСИН России по Астраханской области Половинкина Н.А., должностное лицо административного органа сослалось в постановлении о назначении административного наказания № от 2 ноября 2022 года на то, что согласно должностной инструкции от 20 октября 2017 года Половинкина Н.А. курирует следующие подразделения УФСИН: отделение тылового обеспечения, отдел капитального строительства и ремонта, финансово-экономический отдел (пункт 13 части 3); осуществляет контроль за курируемыми подразделениями (пункт 4 части 3).
Иных сведений о должностных обязанностях Половинкиной Н.А., исходя из которых должностное лицо административного органа пришло к выводу о том, что лицом, виновным в нарушении Порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного Приказом Минфина России от 30 октября 2020 года №258н, является Половинкина Н.А., в постановлении о назначении административного наказания не приведено.
Судья районного суда, рассматривая жалобу Половинкиной Н.А. на постановление о привлечении к административной ответственности, согласился с выводами должностного лица административного органа, оставив указанное постановление без изменения.
Между тем судья не учел, что в должностные обязанности заместителя начальника УФСИН России по Астраханской области Половинкиной Н.А. полномочия по учету (контролю) возникших у УФСИН бюджетных обязательств не входят; сведения о бюджетных обязательствах формируются и направляются в УФК главной бухгалтерией УФСИН России по Астраханской области.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Указанные в постановлении о назначении административного наказания №25-19-12/2022-90 от 2 ноября 2022 года должностные полномочия, связанные с осуществлением Половинкиной Н.А. кураторства (общего руководства) в отношении отдела тылового обеспечения и финансово-экономического отдела УФСИН, приведенные в должностной инструкции от 20 октября 2017 года, сами по себе не свидетельствуют, что названное должностное лицо несет ответственность за нарушение сроков постановки УФСИН на учет в УФК бюджетных обязательств.
Полномочия по формированию и направлению в УФК сведений о бюджетных обязательствах, контролю за соблюдением Порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного Приказом Минфина России от 30 октября 2020 года №258н, в должностной инструкции заместителя начальника УФСИН России по Астраханской области Половинкиной Н.А. не поименованы.
Сведений об иных ведомственных приказах, исходя из которых указанное должностное лицо несет ответственность за нарушение Порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного Приказом Минфина России от 30 октября 2020 года №258н, в постановлении о назначении административного наказания не приведено.
Ссылки УФК в суде второй инстанции на приказы УФСИН о контрактной службе, согласно которым в отделении тылового обеспечения создана группа государственного оборонного заказа и государственных закупок отделения тылового обеспечения, также не подтверждают выводы о виновности Половинкиной Н.А. в совершении инкриминируемого ей деяния, связанного с нарушением порядка учета бюджетных обязательств, а не законодательства о закупках.
Вопросы соблюдения в УФСИН России по Астраханской области порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства, названные приказы УФСИН о контрактной службы не регламентируют.
Ведомственным приказом, которым регламентированы вопросы исполнения УФСИН России по Астраханской области Порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства, до 1 января 2021 года действовавшего в редакции Приказа Минфина РФ от 30 декабря 2015 года №221н, а с 1 января 2021 года - в редакции Приказа Минфина России от 30 октября 2020 года №258н, является приказ УФСИН России по Астраханской области от 29 декабря 2018 года №878, в разделах 7, 11 которого установлен порядок формирования и постановки на учет в УФК возникших у УФСИН бюджетных обязательств.
Контроль за исполнением указанного приказа УФСИН возложен на заместителя главного бухгалтера главной бухгалтерии УФСИН России по Астраханской области Дисалиеву А.Р. (пункт 3 приказа УФСИН России по Астраханской области от 29 декабря 2018 года №878).
При этом координацию и контроль деятельности главной бухгалтерии УФСИН России по Астраханской области руководитель УФСИН приказом от 14 июля 2021 года №525 (пункт 2) оставил за собой.
Исходя из изложенного, и, учитывая, что контроль за соблюдением в УФСИН России по Астраханской области Порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства возложен на заместителя главного бухгалтера главной бухгалтерии УФСИН, само по себе общее руководство, осуществляемое заместителем начальника УФСИН России по Астраханской области Половинкиной Н.А. в отношении отдела тылового обеспечения и финансово-экономического отдела УФСИН, в полномочия которых формирование и учет в УФК бюджетных обязательств не входят, не свидетельствует, что она виновна в нарушении сроков постановки на учет бюджетного обязательства.
Доводы о том, что Половинкина Н.А. обязана контролировать соблюдение финансовой и исполнительской дисциплины в курируемых ею подразделениях тылового обеспечения и финансово-экономическом отделе, также не могут указывать на ее виновность в совершении инкриминированного правонарушения, т.к. приказами руководителя УФСИН распределены обязанности между подчиненными ему должностными лицами; вопросы формирования и постановки на учет в УФК бюджетных обязательств отнесены к полномочиям главной бухгалтерии, а в силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 13 постановления №5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Вопреки требованиям статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган не доказал, что заместитель начальника УФСИН России по Астраханской области Половинкина Н.А. является должностным лицом, в обязанности которого входит формирование (контроль) сведений о бюджетных обязательствах и постановка их на учет, и к которому по смыслу положений статьи 2.4 Кодекса может быть применена административная ответственность в рассматриваемом случае.
Принимая во внимание, что отсутствие в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу, суд второй инстанции, руководствуясь положениями пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменяет постановление должностного лица административного органа и решение судьи и прекращает производство по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
С учетом изложенного и, руководствуясь статьями 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление начальника юридического отдела УФК по Астраханской области Жуйковой А.Э. № от 2 ноября 2022 года и решение судьи Ленинского районного суда города Астрахани от 23 января 2023 года, вынесенные в отношении заместителя начальника УФСИН России по Астраханской области Половинкиной Н.А., отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Астраханского
областного суда Н.Н. Берстнева