Дело № 2-800/21 9 февраля 2021 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красносельский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Корнильевой С.А.
при секретаре Коротких К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шабановой Ирины Петровны, Моргунова Сергея Александровича к Администрации Красносельского района о восстановлении срока для принятия наследства, признании права собственности
установил:
Шабанова И.П., Моргунов С.А. обратились в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на те обстоятельства, что в октября 2019 года умер К В.И., который являлся племянникомШабановой И.П. и двоюродным братомМоргунова С.А., после смерти К В.И.открылось наследство-доля в праве собственности на квартиру по адресу: С-Петербург, <адрес> Истцыпропустили срок для принятия наследства, т.к. не знали о смерти родственника, длительное время занимались сбором документов, подтверждающих родственные отношения. Просят восстановить срок для принятия наследства, признать за ними право собственности на 20/88 долей наследственного имущества-квартиры по адресу: С-Петербург <адрес> за каждым.
Представитель истцов, истец Моргнов С.А. в судебном заседании требования поддержали, просили удовлетворить, представили дополнительные пояснения (л.д. 79-80). Моргнуов С.А. дополнительно пояснил, что о смерти родственника узнали в апреле 2020 г., стали заниматься сбором документов, подтверждающих родственные отношения, документы были собраны только в августе 2020 г., в суд обратились в сентябре 2020 г.
Ответчик-Администрация Красносельского района, в судебное заседание не явились, просят дело рассмотреть в их отсутствие, требования не признают по доводам, изложенным в отзыве (л.д. 40,41,76-78).
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145и 1148 данного Кодекса; наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, т.е. если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
В соответствии со ст. 1145 ГК РФ, если нет наследников первой, второй и третьей очереди, право наследовать по закону получают родственники наследодателя третьей, четвертой и пятой степени родства, не относящиеся к наследникам предшествующих очередей.
Степень родства определяется числом рождений, отделяющих родственников одного от другого. Рождение самого наследодателя в это число не входит.
В силу п. 1 ст. 1114 ГК РФ днем открытия наследства считается день смерти гражданина.
Согласно п. 1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Согласно п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
На основании ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В силу положений п. ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (ст. 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
В соответствии с п. 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок установленный для обращения в суд с данными требованиями не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Таким образом, приведенные выше положения п. 1 ст. 1155 ГК РФ и разъяснения по их применению, содержащиеся в п. 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ, предоставляют суду право восстановить наследнику срок принятия наследства только в случае, если наследник представит доказательства, что он не только не знал об открытии наследства - смерти наследодателя, но и не должен был знать об этом по объективным, независящим от него обстоятельствам. Другой уважительной причиной пропуска срока принятия наследства, влекущей возможность его восстановления судом являются обстоятельства, связанные с личностью истца.
В силу ст. 56 ГК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в октябре 2019 года умер К В.И. (л.д.6).
В качестве документа, подтверждающего факт смерти, в актовой записи о смерти указано медицинское свидетельство о смерти от 21.10.2019 г. Комитета по здравоохранению СПб ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (л.д.58). Захоронение произведено на основании справки от 07.11.2019 г. (л.д.58 обор).
После его смерти открылось наследство-доля в праве собственности на квартиру по адресу: С-Петербург, <адрес> (л.д.18-21, 24,24-30,60).
Наследственное дело после смерти К В.И. не заводилось (л.д. 55).
Наследниками после смерти К В.И.являются Шабанова И.П. (тетя), Моргунов С.А. (двоюродный брат)(л.д.7-17,22-23).
Истцы к нотариусу с заявлением о принятии наследства в установленный законом шестимесячный срок не обратились.
08 сентября 2020 г. подали иск в суд с требованиями о восстановлении срока для принятия наследства, в обоснование указали,что о смерти родственника узналМоргунов С.А27 апреля 2020 г., когда приезжал в квартиру, Шабанова И.П. приезжала в декабре 2020 г., но не знала, что племянник уже умер, т.к. в квартиру не попала; после того как узнали о смерти К В.И., стали заниматься сбором документов, подтверждающих родственные отношения, документы были собраны только в августе 2020 г.
В ходе рассмотрения дела представитель Администрации Красносельского района против удовлетворения требований возражал, в отзыве указал, что уважительные причины пропуска срока отсутствуют, истцы и наследодатель проживали в одном городе, адрес места жительства и телефон наследодателя были им известны, и, имея намерение и желание общаться, они не были лишены такой возможности. Вместе с тем, истцы проявили безразличие к жизни, судьбе и здоровью близкого человека. Личные мотивы, вследствие которых истцы не интересовались судьбой близкого человека, не могут свидетельствовать об уважительных причинах пропуска срока для принятия наследства, а свидетельствуют о неправильном понимании истцами обязанности по поддержанию отношений между близкими людьми, основанных на родстве. Обстоятельства, по которым истцам не стало своевременно известно о смерти наследодателя, не носят объективный характер, зависели исключительно от воли истцов. При должном отношении к наследодателю истцы могли и должны были узнать о смерти близкого им человека своевременно.
Суд полагает возможным согласиться с доводами ответчика.
Разрешая заявленные требования, суд не находит оснований для их удовлетворения, т.к. истцы, проявляя должный интерес к судьбе родственника и при наличии такого интереса могли своевременно узнать о времени и месте открытия наследства и, соответственно, могли реализовать свои наследственные права в установленный законом срок; каких-либо доказательств, свидетельствующих об объективных, не зависящих от истцов обстоятельствах, препятствующих им своевременно узнать о смерти и открытии наследства, не представлено.Те обстоятельства, на которые указывают истцы, а именно, сбор документов, подтверждающих родственные отношения, не являются уважительными причинами для восстановления срока принятия наследства.
При таком положении, у суда отсутствуют основания к восстановлению срока для принятия наследства.
Исходя из изложенного, суд полагает, что требования Шабановой И.П., Моргунова С.А. удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Шабановой Ирине Петровне, Моргунову Сергею Александровичув удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.
Судья: Корнильева С.А.
Мотивированное решение изготовлено 25.02.2021 г.