Дело № 3а-55/2021
УИД 12 OS 0000-01-2021-000024-26
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Йошкар-Ола 27 мая 2021 года
Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Салиховой Э.И.,
при секретаре Кирилловой М.А.,
с участием прокурора Янгабышева С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Малковой С.Н. о признании недействующим в части приказа Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год»,
УСТАНОВИЛ:
приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп, опубликованным 28 декабря 2018 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (www.mari-el.gov.ru), определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее – Перечень).
В Перечень под пунктом 675 включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <адрес>, помещение <...>, принадлежащий Малковой С.Н.
Малкова С.Н. обратилась в суд с административным иском о признании недействующим указанного пункта Перечня, ссылаясь на то, что спорный объект не соответствует критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), его включение в Перечень является ошибочным, нарушает права и законные интересы собственника, незаконно возлагая на него бремя уплаты налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества.
В письменных возражениях на административное исковое заявление административный ответчик Министерство государственного имущества Республики Марий Эл указал, что на основании статьи 378.2 НК РФ спорные объект подлежал включению в Перечень, так как более 20% от его общей площади предназначено для размещения объектов бытового обслуживания, торговых объектов и офисов.
В судебное заседание административный истец Малкова С.Н., представитель административного ответчика Министерства государственного имущества Республики Марий Эл не явились, были извещены своевременно и надлежащим образом. От представителя административного истца Егошина О.Л. поступило заявление об оставлении административного иска без рассмотрения.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав материалы административного дела, выслушав заключение прокурора Янгабышева С.Г., полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Установление местных налогов и сборов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).
К вопросам местного значения муниципального, городского округа относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального, городского округа (пункт 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно пункту 2 статьи 15 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам.
Налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 399 НК РФ).
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Средства от уплаты данного налога зачисляются в доходы местных бюджетов и направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 НК РФ регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 НК РФ.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Положением о Министерстве государственного имущества Республики Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 февраля 2018 года № 39, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами определяет перечень объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Марий Эл, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения,
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 августа 2017 года № 325 «Об утверждении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, о внесении изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 января 2014 года № 29 и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Марий Эл» на Мингосимущество Республики Марий Эл возложены полномочия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим постановлением; по определению перечня зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; по созданию межведомственной комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (пункт 2).
Указом Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 года
№ 237 определено, что официальными источниками опубликования правовых актов Республики Марий Эл являются: периодическое печатное издание «Марийская правда. Официальный еженедельник»; периодическое печатное издание «Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет»; официальный интернет-портал Республики Марий Эл (марийэл.рф); «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что приказ Мингосимущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования.
Соблюдение Мингосимуществом Республики Марий Эл порядка принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу административный истец не оспаривает. Кроме того, этим обстоятельствам уже дана правовая оценка вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Республики Марий Эл, принятыми по ранее рассмотренным делам.
В соответствии с положениями части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Предметом судебной проверки является оспариваемый пункт 675 Перечня, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп, в который, по мнению административного истца Малковой С.Н., незаконно включен принадлежащий ей на праве собственности объект недвижимости, вследствие чего у нее возникла обязанность по уплате налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта, то есть в завышенном размере.
В соответствии со статьей 16.1 Закона Республики Марий Эл от 27 октября 2011 года № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» единой датой начала применения на территории Республики Марий Эл порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлено 1 января 2017 года.
Подпунктом 2.3 пункта 2 Решения Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 19 ноября 2014 года № 19-VI «Об установлении налога на имущество физических лиц» предусмотрено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения в отношении объектов налогообложения, включенных уполномоченным органом Правительства Республики Марий Эл в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ.
В отношении указанных объектов налогообложения установлены ставки налога на имущество физических лиц: в 2019 году - 1,0 процент; в 2020 году - 1,5 процента; в 2021 году и последующие годы - 2 процента (подпункт 3.1.4 пункта 3 указанного Решения Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 19 ноября 2014 года № 19-VI).
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
В силу пункта 7 статьи 378.2 НК РФ перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, составляют следующие объекты:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ),
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу части 9 статьи 213, части 2 статьи 62 КАС РФ административный ответчик обязан доказать законность включения принадлежавшего административному истцу нежилого помещения в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.
Судом установлено, что Малкова С.Н. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером <№>, площадью <...> этаж <№>, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 7-9 выписка из Единого государственного реестра недвижимости).
Обосновывая включение спорного нежилого помещения в Перечень на 2019 год, Мингосимущество Республики Марий Эл сослалось на то, что оно имеет торговое назначение (л.д. 6).
Действительно, из технического паспорта, составленного по состоянию на 19 ноября 2004 года, следует, что помещение имеет назначение: «торговое». Исходя из экспликации к плану помещения оно состоит из двух саун, комнат отдыха, коридоров, туалетов, кухни, подсобных помещений, залов, тамбуров, электрощитовой, склада (л.д. 10-14). При этом торговые площади занимают <...> или 21,88%.
Таким образом, техническая документация безусловно свидетельствует о том, что спорное помещение на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта исходя из назначения предусматривает размещение торговых объектов.
Следовательно, суд приходит к выводу, что спорное нежилое помещение подлежало включению в Перечень на 2019 год на основании сведений, содержащихся в документах технического учета, которыми подтверждается, что более 20% общей площади этого помещения предназначено для использования в целях размещения торговых объектов, что является самостоятельным основанием для включения указанного помещения в оспариваемый Перечень.
При таких обстоятельствах не имеет правового значения довод административного истца о непроведении административным ответчиком обследования на предмет установления вида фактического использования спорного помещения, неиспользовании помещения, поскольку для включения объекта недвижимости в Перечень достаточно того, чтобы объект недвижимости отвечал хотя бы одному из условий, предусмотренных в статье 378.2 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенных обстоятельств суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных Малковой С.Н. требований.
При этом ходатайство представителя административного истца об оставлении административного искового заявления без рассмотрения не подлежит удовлетворению ввиду отсутствия оснований, предусмотренных 196 КАС РФ, по которым административное исковое заявление может быть оставлено без рассмотрения.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Марий Эл
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска Малковой С.Н. о признании недействующим пункта 675 приказа Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Э.И. Салихова
Мотивированное решение составлено 28 мая 2021 года